Вуз без науки – просто школа

Дмитрий_МатиевскийДеньги, которые мы платим студентам за исполнение контракта по ФЦП «Кадры», можно было бы заработать более простым способом, а в какой-нибудь другой – ненаучной – области наверняка были бы даже повыше доходы. Скорее, сама возможность сочетания учёбы и научной работы привлекает молодых людей. Начиная работать, они уже знают, что фактически готовят дипломный проект, – сделал вывод заведующий кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания» Алтайского государственного технического университета имени И. И. Ползунова, доктор технических наук      Дмитрий Матиевский.

Дмитрий Матиевский: «Сама возможность сочетания учёбы и научной работы очень привлекательна для студентов. Начиная работать, они уже знают, что фактически готовят дипломный проект»   Дмитрий Дмитриевич, каковы научные результаты вашей работы в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы?

– Мы создали хорошую экспериментальную базу, связанную с исследованиями высокого давления впрыска топлива, что сегодня считается одним из важнейших направлений совершенствования двигателей внутреннего сгорания. Эта работа ориентирована на решение одновременно проблемы экологии и экономии топлива. Наша экспериментальная база располагается на рабочей установке, на реальном двигателе. Пожалуй, стоит ещё отметить, что мы всё это сделали на отечественных компонентах.

Это был специальный ход – поддержать отечественного производителя – или  просто денег не хватило на импортные компоненты?

– Конечно, здесь всё неоднозначно. Иметь отечественные компоненты важно, потому что не всегда можно воспользоваться зарубежными. Речь ведь идёт о двигателе, который будет носить ракетные комплексы. Правда, мы в основном ориентировались на то, чтобы максимально усовершенствовать показатели системы топливоподачи. Потом ещё подняли в определённой степени учебный процесс. Выпустили учебные пособия, разработали и провели курсы лабораторных работ. Порядка 20–30 дипломных проектов были защищены именно на эту тему. Причём дипломники были реальными участниками исполнения этого контракта.

Много ли было желающих участвовать в проекте? Может, вы устраивали конкурс или брали всех, кто придёт?

– Участвовали все дипломники, и не только с нашей кафедры «Двигатели внутреннего сгорания». Приходили и с кафедр высшей математики, экспериментальной физики. Даже из других вузов были студенты, потому что в этом проекте действительно было чему поучиться.

Как Вы считаете, что привлекает молодёжь в этих проектах: интерес к науке или всё же возможность заработать деньги?

– Думаю, и то и другое. Сейчас молодёжи важно иметь и деньги. Но первая составляющая тоже очень значима. Деньги, которые мы платим, можно было бы заработать более простым способом, а в какой-нибудь другой – ненаучной – области наверняка были бы даже повыше доходы. Полагаю, сама возможность сочетания учёбы и научной работы очень привлекательна для студентов. Начиная работать, они уже знают, что фактически готовят дипломный проект. Понимают, что это перспективное направление. У нас в городе много предприятий, которые производят двигатели, различные установки с двигателями. Они как раз по профилю наших выпускников – туда можно на работу устроиться.

Насколько ценна в исследовательских лабораториях такая рабочая сила, как студенты и аспиранты? Как Вы оцениваете их потенциал, полезность? Или можно было бы обойтись без них?

– Да всё можно делать своими силами. Но ведь здесь надо смотреть немножко вперёд, в будущее. Всем будет только лучше, если молодой человек после окончания вуза придёт на предприятие с новыми мыслями и идеями. Собственно, у молодёжи тоже иногда можно чему-то поучиться. Мы много лет занимаемся одним делом, имеем определённую траекторию движения, некий трафик. А человек, который приходит со свободной головой, может на вещи иногда смотреть совершенно по-другому, что-то показать нам. Такие случаи тоже бывают.

Стоит ли, на Ваш взгляд, продлевать ФЦП «Кадры»? Может быть, её нужно доработать в организационном плане?

– Первоначально у нас были какие-то сбои, но в основном особых проблем с программой мы не имели. Конечно, было бы интересно и дальше продолжить эти работы. Потому что к проектам могут присоединиться другие люди, которые при выполнении своих задач поднимут и собственную материальную базу, и научный потенциал, и учебный процесс. Такой симбиоз науки и образования – как раз то, что нужно для высшей школы. Как говорится, вуз без науки – это просто школа, а не высшее учебное заведение.

Источник: http://www.strf.ru

Запись опубликована в рубрике Инновационный. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Читать ecolife_ru в Твиттере