Антон Олегович Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Рад приветствовать здесь всех гостей Москвы. Большое спасибо, что откликнулись на наши просьбы, посетили наш прекрасный город. Мы им гордимся, любим его. Я сам родился в Москве, провел всю сознательную жизнь здесь. Понятие «живучесть» мне знакомо еще со службы в военно-морском флоте, потому что живучесть – это, наверное, основное понятие на кораблях.
Хочу чуть-чуть рассказать о нашем городе.
Москва – это самый северный мегаполис мира. Естественно, все экологические проблемы, которые существуют в крупных мегаполисах мира, в Москве они присутствуют в полной мере. Причинами этих проблем, естественно, являются плотно застроенные территории городов, активная производственная деятельность, значительная техногенная и антропогенная нагрузка.
Поэтому основные принципы развития городской среды – это градостроительные, технологические, экономические – должны быть подчинены политике достижения устойчивого развития экологической безопасности населения.
Вот климатические характеристики. Среднегодовая температура в Москве составляет всего 3,5 градуса Цельсия. Поэтому для обеспечения нормальной жизнедеятельности жителю столицы требуется в 1,5-2 раза больше тепла, чем жителю других европейских столиц. Вместе с тем, на протяжении последних десятилетий климат Москвы заметно менялся. И, как прогнозируется, будет меняться еще более явно. Я думаю, климатологи нам об этом расскажут поподробнее. За полстолетия среднегодовая температура в городе повысилась более, чем на 1 градус. И все более четко проявляется присутствие «тепловой шапки» города. Отмечается рост годового количества осадков, увеличивается количество дней с интенсивными осадками.
В Москве в год, в среднем, регистрируется порядка 200 случаев экстремальных погодных условий. Среди редких примеров последних лет – засушливое лето 2010-го года, которое москвичи прекрасно помнят. Ураганы 2010-2011-го годов, ледяной дождь зимой 2011-го года, который вносит свой негативный вклад в состояние зеленых насаждений и благополучие и комфортность проживания жителей города.
Климатические особенности определяют низкую способность экологических систем к самовосстановлению. Зеленые насаждения, почвы, микробиологические системы водоемов способны к активной ассимиляции загрязняющих веществ, самоочищению лишь 5-6 месяцев в году. Последствия климатических изменений сказываются на городском хозяйстве. Увеличивается нагрузка на транспортную инфраструктуру города, снегоуборочную технику, покрытие город. Повторяемость оттепелей и заморозков ухудшает условия эксплуатации зданий. Чтобы сократить избыточные расходы, мы должны учитывать климатические изменения при вводе дорожного покрытия, поиске новых строительных материалов, новых видов теплоизоляции зданий.
В Москве перегружено метро, непосредственно транспортная система. Москва сегодня – один из самых густонаселенных мегаполисов мира с плотностью населения около 11 тысяч человек на квадратный километр. В то же время, как в Лондоне, Нью-Йорке и Париже в сопоставимых с Москвой границах проживает менее 7 тысяч человек на 1 квадратный километр.
На настоящий момент площадь Москвы составляет чуть более 1 тысячи квадратных километров. Все вы знаете, что принято решение, историческое, я считаю, для развития города, – Москва будет увеличена в следующем году, скорее всего, до 1 июля 2012-го года это уже произойдет. Это уже будет еще 1600 квадратных километров, из которых, 800 гектаров, половина – это леса. Леса, непосредственно девственные леса, не парки и скверы, не искусственно высаженные зеленые насаждения, а непосредственно то, что у нас в России называется лесным сводом. Это девственные леса, которые требуют ухода, но тем не менее, это конкретно увеличит, я считаю, жизнедеятельность и жизнеспособность нашего мегаполиса.
В Москве сосредоточено более 4-х тысяч промышленных предприятий. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу в год составляет более 1 миллиона тонн. Однако 90% всех выбросов – это выбросы от транспорта. В общей сложности, каждый год в Москве образуется более 20 миллионов тонн отходов производства и потребления. При этом дефицитных материалов и ресурсов крайне мало. Показатель захоронения твердых бытовых отходов составляет 8,7%, а доля их утилизации – считанные проценты.
На территории города располагается более 140 малых рек и ручьев, большая часть которых полностью или частично закрыты в коллекторы, и около 400 водоемов. Основная часть городских сточных вод и загрязняющих вод поступает в водные объекты через выпуски сетей городской канализации и городского водостока. У двухсот предприятий имеются собственные выпуски в водные объекты.
В целях обеспечения устойчивого развития столицы подготовлен проект * «Город Москва. Охрана окружающей среды на 5-летний период» – это 2012-2016-й годы. Среди приоритетных задач этой программы следующие: экологические реабилитация водных объектов, сокращение объемов захоронения отходов производства и потребления, увеличение объемов их переработки, повышение уровня экологической культуры населения, сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий, а также повышение их инвестиционной привлекательности.
В Москве создана современная эффективная система экологического мониторинга по всем природным средам, включая атмосферный воздух, подземные и поверхностные водные объекты, почвы, геоэкологические процессы. Система создавалась с ориентацией на современные требования директив Европейского союза. Мы гордимся нашей системой мониторинга. На самом деле, это одна из самых передовых и лучших среди аналогичных городов мира.
Постоянно ведется работа по расширению каналов предоставления экологической информации населению, повышение ее доступности.
Коротко остановлюсь на транспортной проблеме. Естественно, в числе приоритетов находится вопрос экологии безопасности транспорта. Автомобильный парк города ежегодно увеличивается на 200 тысяч единиц, приближается к четырехмиллионному рубежу. Объем ежедневно регистрируемых на улицах города автотранспорта составляет 6,5 миллионов единиц. При этом транзитный поток на территории города превышает полмиллиона автомобилей.
Неразвитость городской улично-дорожной сети приводит к перегруженности основных автодорог. Замечу, что изначально сложившаяся транспортная структура города не была рассчитана на такое количество автомобилей, что значительно затрудняет решение транспортной проблемы. В 2011-м году Правительством Москвы была принята программа развития московского транспортного узла со сроком реализации 5 лет. Запущена программа развития метро. Уже в ближайшие годы планируется введение системы скоростного автобусного движения и скоростных трамваев. В 2011-м году в столице принято решение о закупке общественного транспорта с двигателями, соответствующими нормам евро-4 и евро-5, а также работающие на альтернативных видах топлива.
Вот карта озелененных территорий города. Городские зеленые территории, крупные особо охраняемые территории, а также лесопарковый защитный пояс города является экологическим каркасом столицы, неотъемлемой частью ее градостроительной структуры. Сегодня система особо охраняемых природных территорий, на которых запрещена любая хозяйственная деятельность, составляет более 17% территории города – 17 тысяч гектаров. Самым крупным среди них по территории является национальный парк «Лосиный остров», есть еще 10 природно-исторических парков, 7 заказников и 100 памятников природы. Озелененные территории Москвы занимают 30% общей площади города. В 2011-м году еще лесозащитный фактор, 40 тысяч гектар прибавились непосредственно к Москве. И 80 тысяч гектаров – на присоединенных территориях. Сейчас уже получится у нас фонд лесных территорий, которые еще не трогала рука цивилизации, залог нашей экологической безопасности – это 137 тысяч гектар. В принципе, колоссальная территория. Конечно, будет требовать определенных затрат на содержание, но она будет являться непосредственно залогом безопасности и живучести московского региона.
На городских особо охраняемых природных территориях в состоянии естественной свободы произрастает более 200 тысяч видов растений, обитает около 280 видов животных. В целях сохранения редких городских условных видов растений и животных утверждена Красная книга города. В настоящее время Красная книга включает около 500 видов животных, растений и грибов.
Рекреационная инфраструктура. Природные территории Москвы являются любимым местом отдыха горожан. Это неудивительно, потому что, естественно, закрыть эти территории горожанам мы не можем, не имеем права, поэтому здесь мы решаем такую сложную задачу: сохранять природу, ее девственность, и, с другой стороны, создаем рекреационные объекты, рекреационные составляющие для отдыха горожан. Этот баланс соблюдать не легко, но мы делаем все возможное.
Поэтому в текущем году москвичи получили новые объекты рекреации, в том числе, спортивные комплексы для семейного отдыха, оборудованные для занятий футболом, волейболом, другими видами спорта. На природных территориях действует 52 туристических маршрута, в том числе, 12 экологических троп общей протяженностью более 37 километров. С началом зимнего периода на всех природных территориях будут устроены лыжные трассы, введены горки, катки, соответствующие досуговой инфраструктуре. В ближайшие два года планируется проложить 75 километров зеленых дорожек с оборудованными местами для парковок, парковыми схемами, информационными стендами, а также пунктами проката.
Я уже говорил очень много о расширении Москвы. Для меня как для эколога, наверное это самое важное. Зачастую есть много сейчас критиков, у нас этот грех очень заметен, скажем так, у нас люди часто передергивают… Город конечно создает весьма резкие негативные условия жителей, возможно поэтому любое позитивное событие превращается в перевернутый негатив.
Присоединение пока на экологию региона это никак не повлияло. Мы можем с вами на бумаге рисовать любые схемы, присоединять любые территории, – пока экологическая ситуация в городе как была, так она и осталась. Неважно, сколько мы на карте присоединили территории – 200 тысяч гектар, 300 тысяч гектар, – леса остались, реки остались, поля остались. Основная-то задача у нас рифмуется с оптимизмом и пониманием, что развитие новой территории – (предмет истории?)… Опять же, если здесь Москва с 1812-го года строилась, – все вы знаете, – уже довольно большое количество лет, практически 200 лет, то повлиять на центральную часть города сейчас уже довольно тяжело. Вот разгрузить ее, за счет присоединения новых территорий и грамотной градостроительной политики, грамотной экологической политики, сохранить все те природные биотопы, которые остались, – вот это, наверное реально… Мне кажется, надо с надеждой смотреть в будущее и ни в коем случае не критиковать эти действия, а только радоваться тому и всем вместе надеяться на то, что в будущем мы сможем разгрузить и центр города, перенести рекреационную нагрузку на его территории. И потом, мне кажется, что для урбанистов, для архитекторов здесь непочатый край работы. Не одно десятилетие территория будет осваиваться.
Поэтому я смотрю с оптимизмом, говорю «спасибо» всем, кто это решение принимал. Как москвич, как россиянин считаю, что увеличение этой территории приведет только к позитивным последствиям и улучшит экологию города и, в том числе, живучесть. Большое спасибо за внимание.
Ведущий. Спасибо вам. Я думаю, только позитивно, с оптимизмом настроена работать администрация города. Она нас всех радует. Хотя, немножко ассоциируется с этой статистикой приведенной в докладе Булата Столярова, что оптимизм со стороны чиновников наблюдается в гораздо большей степени, чем со стороны потребителей.
Муж. (со слов переводчика) Города начали определять развитие цивилизации еще в Древней Греции. С 12-13 веков вы можете видеть, как работала, как была размещена система торговых путей «привязанная» к торговым городам – например городам ганзейского союза. Но мы живем в другом веке. И в это время города отделяются от нации, скажем. Нация значит уже меньше, чем это было раньше. Мы больше не живем в веке нации, мы живем в веке городов. В этом веке города соединятся с другими городами. И важность города возрастет. Это естественно для человека. Как людям, нам очень важно сотрудничать с другими людьми. Это глубокий инстинкт, который есть у людей. У людей преимущество перед другими видами: мы торгуем, мы меняемся. Никакие другие, за исключением людей, виды не занимаются этим. В этот век городов у городов будет намного больше общего с другими городами за тысячи километров отсюда, чем с той территорией, которая находится в 10 километрах от нас. Это новый показатель этого века. В этот век некоторые города выиграют, какие-то проиграют.
Я просто хочу сейчас объяснить одну вещь по поводу этих систем. Представьте, что все эти точки – это города. И традиционный способ соединить их – это от точки к точке перейти. Так, собственно, и работает, организована эта система в течение последних 50 лет. Мы сейчас живем в том веке, когда есть хабы(?). Здесь мы видим, что все города соединены с другими городами совершенно по-другому, чем раньше. И важность того, что есть вот эта центральная точка. Центральная точка несет на себе очень большую нагрузку, очень большую мощь. Все эти соединения создают преимущества, если города являются центром соединения, тогда у них есть преимущества.
Почему мы говорим о нашем веке интернета? Интернет сокращает определенные трудности, убирает их. Но есть парадокс. Каждое технологическое преимущество, изобретение, которое должно было соединить людей, – оно не только соединяет людей, но меняет их жизнь. Если мы будем говорить о кораблях, о телеграфах, о телефоне, о факсимильных аппаратах, об интернете, – все эти случаи, когда все, что было создано для того чтобы преодолеть эти расстояния, сблизить людей и подтолкнуть к новым свершениям.
Это диаграмма развития международного интернета. Интернет используют для того чтобы планировать авиационные перелеты. Вы можете посмотреть, как интернет влияет на авиацию. Это позволяет предсказать трафик в этой сфере. Это то, как проходят маршруты мировых авиаперевозок, – вы можете видеть: Америка, Европа очень плотно заняты, а Китай в течение следующих 10-12 лет разовьет 100 новых аэропортов. Северо-Американский и Европейский авиатрафик, который направлен в Азию через вот этот хаб. Вопрос: где он будет? Дубай создает свой собственный. Москва соревнуется со Стамбулом, чтобы быть сейчас трансевроазиатским хабом.
Я не хочу вдаваться в детали. Мы могли обсудить их попозже. Я бы хотел поговорить о влиянии городов, в которых есть такие аэропорты. Традиционно организация аэропортов находилась на периметре города: Шереметьево, Внуково, Домодедово. Потом у нас есть дальнейшее развитие процентов. Когда это делается для того чтобы улучшить авиационную структуру, называется город-аэропорт, скажем по большому счету, эта схема. Когда этот город развивается, он создает, генерирует урбанистическое развитие, которое очень связано с аэропортом. Что происходит? На периферии плотность населения сокращается и перетягивается больше в сторону аэропорта. И то, что может, в принципе, произойти в Москве, в частности.
Нам очень важны экономические вопросы, которые касаются этого эффекта, то, что мы проектируем новые города в центре аэропорта, а не аэропорт на краю города. В Лондоне, например, всем известно, что Лондон скоро потеряет всю свою авиационную связь с Амстердамом, с Франкфуртом и с Парижем. Поэтому есть планы создать новый узловой аэропорт через 20-30 лет, но на ближайшие 10 лет плана нет.
С подобной ситуацией мы сталкивается и в Москве. Слайд.
Москва сейчас на перекрестке, и сейчас она должна бороться за свое выживание. А для этого ей нужно соединиться с другими городами. Им нужно обмениваться, торговать. И это будет осуществляться при помощи авиации, поскольку авиация будет иметь решающее влияние на устойчивость развития Москвы. Основные аэропорты, такие, как Домодедово, они будут развиваться, и от них будет зависеть также продолжение жизни городов. Благодарю вас за время и за внимание.
Ведущий. Здесь есть нечто – преодолеть наши, скорее, ментальные проблемы. Я в прошлом году работал с одним аэропортом как с организацией и моим клиентом. И меня убеждали сотрудники аэропорта в том, как, вообще, невозможно ничего иметь рядом с аэропортом. Спустя месяц или два я специально для них делал фотографии Гибралтар, где аэропорт внутри маленького города, и взлетно-посадочная полоса пересекается с центральной улицей, машины едут. И там нет шлагбаума. Просто горит красный свет, машина останавливается, самолет взлетает. Зеленый свет – машина дальше поехала. И это – в самом центре города. Рядом садик, рядом школа. Это здание аэропорта, и рядом – школа, садик, – все одновременно. Но барьер здесь сильный.
Алферов. Алферов Петр. Архитектурная мастерская Сергея Непомнящего.
Вопрос Кульбачевскому Антону по поводу парадигмы основного вектора экологического развития и прирастания Москвы. Увеличение зеленой зоны автоматически не влечет за собой улучшения экологической ситуации. Есть ли в вашей программе какое-то решение или какие-то наметки хотя бы для того, чтобы решать экологическую ситуацию локально? Конкретно в каком-то районе — то есть там, где живут люди, а не в Забайкалье.
Вопрос из зала: сейчас есть программа «Затопление торфов», да? Это федеральная программа, порядка 4 миллиардов. Мне кажется, не разумнее ли торф сжигать в каких-то конкретных местах для получения электроэнергии или, в целом, энергии, а не затапливать его?
А. О. Кульбачевский. Если мы говорим о Московской агломерации, о территории города, то, конечно, мы, как экологи, рассматриваем локальные экосистемы. Это может быть просто экосистема двора, экосистема округа, экосистема улицы. И москвичей, и жителей города, в основном, интересуют локальные проблемы экологические. Потому что не все мыслят глобально, наверное. Городскому жителю некогда мыслить глобально, с экологической точки зрения, и, конечно, ведется экомониторинг практически на всех улицах города. Программа охраны окружающей среды – она рассматривает не только какие-то глобальные мероприятия. С точки зрения глобализма, общего взгляда на проблему, я говорю только о том, что Москве повезло по сравнению с другими городами. Допустим, Париж уже давно все значительные леса свои уничтожил. Сейчас там наводнения начинаются, осушение почв, деградация почв. Я имею в виду, в предместьях Парижа. Глобально мы будем сохранять то, что природа нам, слава Богу, оставила. То, что это само собой. А, непосредственно, уже в локальном смысле – для каждого округа прописана программа конкретных экологических мероприятий, которые приведут к локальному улучшению экологической ситуации в локальном месте.
По поводу затопления торфяников вопрос такой, очень злободневный. Наверное, Правительство Москвы не всегда любит комментировать, вообще, непосредственно, проблему торфяников. Вы знаете, эта, сама по себе отдельная тема, разработка легких торфяников… Почему получили проблему? Потому что начали их разрабатывать! Ведь не хватало сырья. Были Шатурская и Каширская ГРЭС, которые работали, непосредственно, на торфе, когда научный прогресс пошел вперед ГРЭС перешла на природный газ. Торфяники уже были разработаны – Шатурская ГРЭС работает с 1925 года по плану ГОЭЛРО, а Каширская – с 1922. Мы с вами сейчас столкнулись не с проблемой – куда девать торф и где его сжигать, а с проблемой мелиорации – вода ушла их торфяников и они горят. Горят именно потому, что в результате выработки мы эту систему равновесия – природный баланс нарушили. Надо бы было его восстановить. Ведь программа рекультивации этих торфяников – она специалистами была разработана, но она просто не была выполнена с приходом новой власти. Предприятия создавались, работали, потом они остановились. А проблема развивалась сама собой. Вот мы с вами и получили такой эффект.
Сейчас, рассматривается вопрос восстановления, непосредственно, природного баланса. Потому что если мы его не восстановим – что бы мы ни делали: сжигали бы торф или не сжигали – нам надо с вами его восстановить. Нарушенное равновесие необходимо восстановить, и сейчас многие специалисты, в том числе и московские, работают над этой проблемой.
Ведущий. Спасибо, Павел. Вы хотите по торфу тоже продолжить?
Муж. Я немножко с другой стороны к этому подойду. Речь идет о возможности использовать торфяники. Когда появился газ – переключились на газ, но если посмотреть на общие тенденции, которые сейчас происходят, все страны пытаются пользоваться, с точки зрения энергетики, теми ресурсами, которые им предоставляет природа. Это один из элементов, как раз, составления жизнеустойчивости. Например Дания использует свой ветер, а в Африке – это солнце. У нас же ресурсом, наверное, является лес. И тренд, который появился во всем мире, наверное, он дойдет до нас – это использование пеллет, технологий переработки пеллет и, в частности, торфа. Они сейчас существуют, да они требуют модернизации оборудования, на котором это используется для того, чтобы уменьшить золы и т.д. На самом деле, наверное, это тренд. Мы с ним столкнемся, потому что качать газ из Сибири, конечно, хорошо, но это достаточно дорого — все страны стремятся к тому, чтобы логистика уменьшалась.