Александр Малютин, директор Департамента Sustainable Design&Development Ramboll Добрый день, дамы и господа. Спасибо большое. Я попробую вернуться к тематике, обозначенной для нашей сессии – это жизнеспособность городов, и, в частности, непосредственно, вопросам, которые Арташес любезно для нас поставил в преддверии данной сессии, на которые надо ответить.
С какими проблемами мы сталкиваемся? Уже об этом говорилось, я бы немножко хотел резюмировать. Одна из основных глобальных проблем, понятно – рост населения.
Рост населения плюс миграция. Те цифры, которые сейчас приводились, насколько я помню, прогнозируемые цифры. К 2050-му году население Земли – 70% будет жить в городах. То есть мы явно видим увеличение населения, плюс их миграция в города. С этим придется сталкиваться, от этого никуда не сможем уйти.
Проблематика, с которой сталкиваются также крупные мегаполисы, города большие, маленькие – неважно, — с проблематикой энергии. Потребность в энергии растет. Энергия будет становиться все дороже и дороже. От этого мы, как Россия, имеем большие плюсы в виде того, что продаем углеводородное сырье. Но легче от этого не будет никому, потому что стоимость сырья для энергии будет расти.
И еще один момент, достаточно серьезный, который я хотел отметить, с которым я сталкивался, и который оказывает достаточно серьезное влияние на проектирование городов. На протяжении последних десятилетий и с увеличивающейся прогрессией увеличивается эффективность труда. За счет увеличения эффективности труда мы получаем ситуацию, при которой люди имеют большее количество времени, которое они должны использовать. То есть за счет этого возникает необходимость их социальной занятости, социальной задействованности. Учитывая, что они находятся в городах, этот фактор имеет колоссальнейшее значение. И то, о чем говорилась в предыдущих сессиях сегодня, и в той или иной степени было затронуто сегодня, мы должны обращать на это внимание.
Это как бы базовая проблематика. Теперь я бы хотел здесь немножко, может быть, вступить в спор с предыдущими выступающими, потому что для меня все-таки жизнеустойчивость, жизнеспособность – это не только восстановление, а в большей степени, наверное, это долгосрочное прогнозирование. Потому что мы должны понимать ту проблематику, с которой мы сталкиваемся, и как мы ее будем решать в долгосрочной перспективе. То есть мы сейчас об этом должны думать. А уж тем более, когда мы говорим о градопроектировании.
То есть это сочетание достаточно большого количества факторов. Их можно долго перечислять и приводить примеры, потому что эта тема, действительно, безгранична, и в тот период времени, который мы имеем для этой сессии, – его невозможно объять. Я хотел остановиться на важных принципах, которые должны учитываться, в моем понимании.
Это, действительно, суперкультура функциональности, это эстетика, потому что мы все-таки люди – для нас эстетика имеет значение, как родной *. Это гармония с окружающей средой и наше влияние на нее, мы с этим сталкиваемся. И тоже, давайте не забывать, еще один немаловажный фактор – это экономика и экономическая эффективность. В принципе, все эти слагающие и являются тем, что определяет принципы жизнеустойчивости по отношению к недвижимости, к градостроительству. Я учитываю, что у нас очень ограниченный период выступления…
Ведущий. Уже кончился.
Малютин. Да. Я буквально пройдусь, говоря об этих глобальных теоретических вещах. Я хотел сказать о том, что лишних взаимодействий с энергией всех этих факторов, учет этих факторов позволяет нам создавать те самые жизнеустойчивые города, которые встретят, по большому счету, те челенджерсы или ту проблематику, которая создается в последующие десятилетия.
Если мы сейчас это будем учитывать, то мы, наверное, в состоянии, в том числе, учесть факторы последующего неопределенного развития, о котором только что было сказано. Мы их тоже должны учитывать. Это должны быть те самые принципы, которые должны закладываться при проектировании городов.
Здесь надо разделить на две вещи. Здесь можно говорить о создании новых городов, что достаточно редкое явление для России, но мы имеем сейчас крайне интересные примеры по своему непосредственному опыту – мы, как компания Ramboll работаем непосредственно по развитию города Сколково. Я немножко – два слова по принципам, которые мы предложили использовать — расскажу. Ну, и то, что мы сейчас видим с городом Москвой – это, вообще, уникальная ситуация. Когда мы имеем старый город, который требует изменений и, одновременно, мы имеем то, что называется «Гринфилд» — абсолютно новую площадку, в рамках которой может быть создан совершенно другой город. Пусть он будет называться Москва – неважно. Я не хотел бы сейчас шутить: Нью-Москва и т.д. Это, действительно, уникальная возможность, которая является очень редким явлением в мире.
Ведущий. Дается возможность сделать совершенно новые ошибки – не надо повторять старые.
Малютин. Мы должны строить его по новым принципам, по которым должны рассчитывать и архитектуру города, и направление транспортных потоков. Но самое главное – это должно идти с учетом, действительно, тех факторов, которые ранее были не так важны – это энергия, это стоимость, это деньги, с которыми мы сталкиваемся, это социальные факторы, это объединение людей, которое мы должны…
Мы должны транспортную проблему, о которой сейчас очень много говорится, как ее решать? Созданием новых магистралей – да. Пересаживать людей на общественный транспорт – абсолютно верно. Но одним из факторов является также распределение людей, чтобы они не мигрировали каждое утро с периферии в центр и из центра на периферию. Это одна из самых больших проблем, которую мы никогда не решим, если будут строиться так города.
Если город будет проектироваться, иметь районные центры, которые будут являться привлечением. Мы снизим за счет этого миграцию. Снизим миграцию – снизим нагрузку на транспортную сеть. Это никоим образом не противоречит тому, что пересаживать на общественный транспорт. Общественный транспорт, мое личное мнение, — это единственное решение в ближайшие 50-100 лет, каким образом можно решать транспортные проблемы. Мы видим, как это происходит во всем мире.
Несколько моментов, поскольку говорится о том, что же мы можем сделать в России. Мы очень были рады, когда нас пригласили в Сколково для разработки принципов так называемого гринкода для развития города. Потому что город уникальный, город новый, с очень амбициозными задачами поставленными. Мы разработали для них грин-код, в который вложили некоторые принципы, которые должны учитываться проектировщиками при проектировании этого города.
Я их назову, просто чтобы понять, что они суммируют, по большому счету, все, что мы сейчас обсуждаем. Это взаимосвязанность элементов при проектировании пространства грин-код — это учет всех этих факторов, которые все разные сами по себе: социо-культурные, экономические, энергетические. Это гибкость и устойчивость долгосрочная. В той или иной степени в том, о чем мы говорим, есть термин тоже в английском языке –– когда у тебя есть определенная гибкость, которой ты прогнозируешь сейчас, и которая позволит тебе в дальнейшем принимать те вызовы-челленджи, с которыми придется столкнуться.
Естественно, архитектурное разнообразие. Еще раз. Я на этом очень настаиваю. Мы же люди! Для нас эстетика имеет значение. Если же мы будем исходить только из принципов той же самой энергоэффективности, которую я очень люблю и считаю достаточно важным, особенно для нашей страны. Но мы не можем из-за этого использовать только эффективные коробки. У нас глаз должен радоваться. Мы люди, в конце концов, и мыслим, в том числе, и зрительными образами.
Принципы фазирования, в той или иной степени, повторяю – нельзя. То есть какие бы мы амбициозные задачи не ставили – у нас всегда мы столкнемся с проблемами. Либо недостаток ресурсов экономических, тех или иных – мы должны фазировать и, поэтому, еще раз повторяю, должны иметь долгосрочное проектирование.
Экономическая эффективность, энергоэффективность – это принципы, которые крайне важны сейчас. Опять же, они взаимосвязаны между собой, потому что стоимость ресурсов крайне высока. Опять же, тема очень длинная, к сожалению, сессия очень маленькая, и темы нашего обсуждения крайне интересны.
Я еще раз хотел сказать, что мы очень рады сейчас, предложив Сколково этот грин-код, мы очень надеемся, что на примере Сколково данный документ может иметь дальнейшее развитие в качестве несколько нового элемента, который может быть введен в принципы городского проектирования, градопланирования в России. Спасибо большое.
Ведущий. Спасибо. Оказывается, знаем, как делать. Я вношу предложение вам – официально завтра предложить следующий форум – провести по этой теме.