Третья промышленная революция / Рифкин - наконец-то на русском!
Джереми Рифкин. Третья промышленная революция: Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом /
; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2014. — 410 с. Переводчик Вячеслав Ионов, руководитель проекта в издательсве — М.Серегина.
После«Третьей волны» Элвина Тоффлера, отгремевшей в 90-х годах прошлого века, сегодня набирает силу голос идеолога третьей промышленной революции Джереми Рификна. Его книга, написанная в 2011 — вскоре после завершения первого глобального экономического кризиса 2008 года, наконец-то вышла на русском — чтобы сообщить нам новости, о которых мы давно знали, но не хотели принимать всерьез(надо сказать, что в 2011 году выход книги был аннонсирован в нашей печатной версии — журнале “Экология и жизнь»).
Мы — в перекрестье прицела, образованного трендами развития энергетики и информатики. И выпрыгнуть из прицела нам не дано — это системная связка экономического роста и роста потребностей, такая же неразрывная, как связка языка и людей, которые на нем разговаривают. Это перекрестье характерно напоминает«крест Маршалла» — пересечение кривых спроса и предложения в экономике и наводит на размышления о том, что же является основой экономики? Автор и сам«подливает масла в огонь», рассуждая о роли энергии в экономике:«При анализе фактического экономического роста США и других промышленно развитых стран оказывается, что капитал, инвестированный в расчете на одного работника, обеспечивает всего лишь около 14% роста, а остальные 86% роста не имеют объяснения. Роберт Солоу, получивший Нобелевскую премию за свою теорию экономического роста, прямо говорит,что оставшиеся 86% — это«показатель нашего невежества“». Что такое эти 86% — информация, скрытая в молчащем экономическом«геноме» или что-то еще? Рифкин пишет о модели, которую разработал Райнер Кюммель из Вюрцбургского университета(Германия), учитывающую энергию помимо капитала и труда. Модель Кюммеля протестированная на данных о росте в США, Великобритании и Германии в период с 1945 по 2000 г. показывает, что энергия может быть«недостающим фактором», который обеспечивает оставшуюся часть производительности и экономического роста.
Рифкин отмечает важную объективную закономерность — если в течении всей истории человечества его«энерговооруженность» — валовое количество добываемой энергии все время росло, причем не только в абсолютном, но и в удельном(на душу населения) выражении, то начиная с середины 70-х годов прошлого века количество добываемой энергии в расчете на человека падает, тогда как количество информации продолжает неуклонно расти.
Предлагаем вместе с нами пролистать книгу Рифкина — мы«надергали» отдельные«листочки из книги» чтобы можно было представить себе о чем идет речь:
:
Если же излагать более или менее последовательно, то Рифкин полагает, что изменение соотношения энергии и информации характеризует новое состояние развития общества, которое он назвал третьей промышленной революцией. Однако Рифкин — не теоретик, а скорее — идеолог, поэтому его описания делаются крупными взмахами, крупными мазками. Он не вдается в подробные описания действующих механизмов связи энергии и информации — это предмет изучения и дискуссии, но отмечает - сам факт такой связи. Промышленную революцию, начавшуюся в 17 веке с изобретения паровой машины он классифицирует как первую промышленную. Толчком стало появление парового двигателя* и развитие угольных шахт в сочетании с линотипом и зарождением периодической печати. »Использование энергии пара в типографском деле превратило печатные средства массовой информации в основной коммуникационный инструмент управления первой промышленной революцией. Паровая печатная машина с валиками, а позднее ротационная печатная машина и линотип колоссально повысили скорость и значительно снизили стоимость печати. Печатная продукция в форме газет, журналов и книг распространилась по Америке и Европе, а вместе с нею впервые в истории появился стимул к массовой грамотности. Создание бесплатных государственных школ на обоих континентах в период между1830-ми и 1890-ми гг. привело к появлению грамотной рабочей силы, сложных фабричных производств, железнодорожного транспорта» — это было первое перерождение экономики — эпоха«угля и пара».
* Первая паровая машина построена в XVII в. Папеном и представляла цилиндр с поршнем, который поднимался действием пара, а опускался давлением атмосферы после сгущения отработавшего пара. На этом же принципе были построены в 1705 году паровые машины Севери и Ньюкомена для выкачивания воды из копей. Окончательные усовершенствования в паровой машине были сделаны Джеймсом Уаттом в 1769 году.
«Третья промышленная революция будет означать для XXI века то же самое, что первая промышленная революция означала для XIX века, а вторая промышленная революция —для XX века» — пишет Рифкин.«В первом десятилетии XX века появление электрических средств коммуникации совпало с широким внедрением двигателя внутреннего сгорания и дало начало второй промышленной революции.
Ясно, что анализ Рифкина идет в “тренде» идей Белла, провозгласившего начало эры информационного общества, в котором производство информационных сервисов и услуг превзойтет материальное производство. В этом же«тренде» — Маршалл Маклюэн с его«Галактикой Гуттенберга», утверждавший что развитие книгопечтатания и электронных средств массовой информации — это этапы изменнения важнейших пропорций, составляющих жизнь общества**.
**Интересно, что по мнению Мак-Люэна письменность является основной технологией, которая лежит в основе всех остальных человеческих технологий и форм общения, может быть и того, механизма, который лежит в основе сознания человека:«…Письмо раскалывает аудиотактильное единство сознания племенного человека и выдвигает на первый план визуальную составляющую человеческой чувственности(происходит изменение пропорций чувств!)…- пишет Маклюэн. И тут же задается вопросом — „Какими же будут новые конфигурации механизмов чувств и письменности по мере того, как старые формы восприятия и мышления будут модифицироваться в новый электрический век?“ Возможно это тот же самый вопрос, на который дает ответ Рифкин?
Однако мы с вами и вместе с Джереми Рифкиным — нашим весьма активным современником, оказались не в электрическом веке, а в веке интернет-технологий, что во много тысяч раз увеличило скорость и объем информации, проходящей через человеческую сеть восприятия. Рифкин концентрирует внимание на новых, горизонтальных связях в обществе, которые не только выстраиваются вдоль мощных«силовых линий» потоков информации, но и в насыщенной информацией среде«пробивают» и устанавливают множественные новые связи, обладающие большой, но распределенной мощностью - подобно тому, как в экономике процесс противостояния вертикальной тенденции институционализации инвесторов, следующих в кильватере более мощных игроков, начинает конкурировать с и не менее мощным трендом роста горизонтальных альтернативных стратегий, называемый инвестиционной розницей – retailization(см. например Будущее альтернативных инвестиций).
Альтернативные стратегии среднего бизнеса в производстве энергии точно также основываются на эффективности использования распределенных потоков энергии — энергии Солнца и ветра, и начинают противопоставлять себя и конкурировать с вертикальными институтами традиционной энергетики, представляющей собой крупный и муниципальный бизнес. Это столкновение крайне интересно раскрывается в опыте Рифина по составления генерального плана для города Сан-Антонио, в штате Техас — бывшей главной нефтяной провинции Америки. В этой истории возникшее противостояние атомных реакторных блоков и ветряных станций привело к интересной коллизии в которой отчисления на«возобновляемые» изменения находились в пределах 5% от общего плана финансирования, —«направленного на поддержание инфраструктуры второй промышленной революции». Характерно, что такая же 5-ти процентная доля возобновляемой энергии изначально считалась в энергетике«устойчивой» с точки зрения сдачи возобновляемой энергии в сеть. При этом стоимость атомных реакторов из-за требований безопасности только растет, тогда как стоимость возобновляемых источников — падает, стремясь к паритету, что в итоге привело к скандальной отставке команды мэра и победе ветряных мельниц — совершенно в духе идальго Дон-Кихота!
При рассмотрении практических решений и главных тенденций TIR - третьей промышленной революции(см например Что такое ThirdIndustrialRevolution, TIR) - Рифкин использует пять«возобновляемых» элементов третьей промышленной революции -
1. Переход на возобновляемые источники энергии. 2. Превращение зданий в экологически чистые микроэлектростанции для получения энергии из возобновляемых источников прямо в месте потребления. 3. Оснащение зданий накопителями для энергии, поступающей из периодически действующих источников. 4. Превращение энергосети в«энергетический Интернет». 5. Перевод транспорта на электрическую тягу, с использованием аккумуляторов и топливных элементов.
В общем — грядет полное переосмысление современной техники. В этом — интересный аспект рассуждений Рифкина относительно нашего обращения с энтропией — если при сжигании топлива мы увеличиваем энтропию окружающей среды, то при сборе возобновляемой энергии мы действуем так же, как и все организмы в природе, которые собирают и накапливают отрицательную энтропию(негэнтропию), поддерживая уровень высокой организации и низкой энтропии в течении времени своей жизни. Время жизни при этом — важнейший ресурс любого организма.
«Более того - зарождающаяся энергокоммуникационная инфраструктура третьей промышленной революции меняет наш подход к оценке экономического успеха»-, пишет Рифкин, отмечая переход от экономики собственности(отношений покупатель продавец), к экономике временного доступа(производитель-арендатор), когда владение любым товаром — недвижимостью или автомобилем, не прерывается на всем жизненном цикле изделия, —«Время становится важнейшим товаром!»
В его книге — новости, о которых мы знали, но не хотели принимать всерьез. Это новости о том, что мир в очередной раз меняется, и мы должны как минимум осознать это изменение, принять новое видение ситуации, в которой мы находимся — и начать действовать!
!
Рифкин — американец, уехавший в Европу, что бы уйти от бесконечного прагматизма своих соотечественников:«Чувствуя себя в какой-то мере чужим в собственной стране,я решил не следовать мудрому совету Хораса Грили *, которыйон давал каждому недовольному положением дел еще в 1850 г.:“Поезжайте на Запад, молодой человек, поезжайте на Запад»,и отправился в противоположном направлении — через океан в старую Европу, где новые идеи относительно будущего человечества воспринимались всерьез. Итак он направился к более цивилизованным и сознательным европейцам — и там на семинарах с главами крупных компаний и обедах с членами Евпропарламента и главами правительств(прежде всего с Ангелой Мергель) он оттачивает свои идеи. Книга, содержит своеобразные дневники встреч с ответами на часто встречающиеся вопросы — своеобразным FAQ для скептиков, отрицающих значение энерго-информационного перелома, который Рифкин не только видит и чувствует, но и несет в жизнь — объясняя на встречах с политиками и бизнесменами свое видение назревающих трансформаций. Но он не одиночка — в одиночку невозможно осущетсвлять сколько-нибудь масштабные преобразования, реализовывать проектирование новых планов городов и инфраструктуры, связывающей между собой регионы Европы. В ходе обмена мнениями удалось договориться о создании сети, которая сможет работать с правительствами, местными компаниями и организациями гражданского общества над переходом глобальной экономики в постуглеродную эру распределенного генерирования энергии. Возниклшая при этом группа экономического развития, в которую вошли среди прочих Philips, Schneider Electric, IBM, Cisco Systems, Acciona, CH2M Hill, Arup, Adrian Smith + Gordon Gill Architecture и Q-Cells, является крупнейшей в своем роде в мире и занимается на уровне городов, регионов и государств разработкой генеральных планов создания инфраструктуры третьей промышленной революции» — пишет Рифкин, — настаивая на том,«что только Европейский союз задается серьезнейшим вопросом о нашем выживании на Земле как вида».
Рифкин отлично раскрывает близорукость сторонников чисто нефтяного развития и “американский подход к делу“, описывая возможности взаимодействия США и Европы:» Можем ли мы, американцы, почерпнуть что-либо в Европе? Я уверен, что можем. Нам нужно для начала прислушаться к тому, что наши европейские друзья говорят, и присмотреться к тому, что они пытаются делать. Европейцы как минимум подошли к пониманию того, что эра ископаемого топлива заканчивается, и начали прокладывать курс к зеленому будущему. Американцы, к сожалению, в большинстве своем не верят и не желают признавать, что экономическая система, так хорошо функционировавшая в прошлом, сейчас держится на аппарате искусственного дыхания. Как и Европе, нам нужно признать свою ошибку и раскошелиться. А что мы можем дать со своей стороны? Хотя Европа предложила очень убедительный сюжет, никто не умеет рассказывать истории лучше Америки. Мэдисон-авеню*, Голливуд и Кремниевая долина превзошли всех в этом деле. Америку отличает не столько деловая хватка, сколько уникальная способность преподносить будущее так живо и ясно, что людям кажется, будто они уже приехали, еще до того, как поезд отойдет от станции. Если американцы проникнутся идеей третьей промышленной революции, они могут быстрее других превратить эту мечту в реальность». Возможно в этой картинке — причина того, что Рифкин почти не упоминет имени губернатора Шварцнеггера, громко заявлявшего о своих«зеленых» инициативах и«водородной эконоке». Однако в действительности американского подхода Рифкину не занимать, но самое удивительное, что поезд уже едет — трудно этого не видеть, когда не только Европа, но Китай, Индия и даже Монголия(см. проект GobyThech) уже прирастают не только планами, но реальными десятками гигаватт солнечной и ветровой энергетики.
Мы в России, где глобальное потепление —(согласно официальным данным Росгидромета! — см. ДОКЛАД ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КЛИМАТА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ/ Росгидромет) идет быстрее, чем во всем остальном мире, больше всех упорствуем в том, чтобы признать глобальное потепление неотвратимым и опасным фактом. Возможно эта«борьба» с глобальным потеплением —«последний редут» признания того, что несмотря на гигантские разведанные запасы нефти и газа, эра нефтяной энергетики быстро сворачивается. И хотя можно«проталкивать“ в будущее стремительно устаревающие проекты энергетики основанной на сжигании ископаемого топлива, и нужно поддерживать инфраструктуру, созданную в рамках парадигмы эпохи нефти и газа для второй промышленной революции, но надо понимать, что прогресс нельзя остановить — и диверсификация — действительное требование времени, лишь озвученное с высоких трибун. Виктор Гюго, живший в эпоху французской революции написал — “ Ни одна армия не может противостоять силе идеи, время которой пришло». По всей видимости это во многом справедливо для идей, о которых пишет Рифкин.
Однако это вовсе не означает, полного согласия с ним — наоборот, есть много спорных тем, которые внутри его же концепции могут придать совершенно иные акценты конкретным решениям. Такова, например, идея использования водорода, как универсального«накопителя» энергии. Дело в том, что разлагать воду электролизом, чтобы потом соединить обратно водород и кислород — процесс, заведомо имеющий отрицательный КПД, но очень высокий уровень опасности при хранении и транспортировке компонентов. Это многократно удорожает инфраструктуру«водородной экономики», о которой одно время много писали, но теперь – главным образом речь идет о ее использовании в космосе. Наверняка в этой части можно и оспорить и предложить альтернативу решениям, о которых пишет Рифкин. Точно так же далеко не бесспорны и другие конкретные решения. Более того — вне поля зрения в книге Рифкина(возможно потому, что ее выход пришелся на уже далекий 2011) - революции в материаловедении и информационных технологиях, связанные с наступлением эры компьютерного проектирования свойств наноматериалов, и наиболее грандиозного по масштабам перехода от эры традиционных вычислений к квантовому компьютеру. Именно квантовый компьютер может коренным образом изменить саму суть энергетики — если сегодня это просто«продажа электронов табунами», то квантовые технологии, основанные на технологиях одноэлектроники и однофотоники, могут позволить передавать информацию вместе с квантовыми частицами, а потоки энергии будут переносить вместе с собой и информацию.
В тоже время принципы трансформаций промышленности, общества и сознания отдельного человека, возникающих в перекрестии потоков энергии и информации и направления потоков движения энергии и информации в целом отмечены автором бесспорно верно и убедительно, и эту новую реальность нам еще предстоит осознать и применить — дома, в России!
НП Совет по зеленому строительству(НП СПЗС) при поддержке Общероссийской общественной организации«Союз архитекторов России» и совместно с Немецким советом по экоустойчивому строительству проводит трехдневные образовательные курсы по экоустойчивой архитектуре по программе DGNB
г. Ижевск, ул. Кирова, д.16, Ижевская ГСХА, учебный корпус № 2, актовый зал
«За родниковый край!»(«Ошмесо шаер понна!») – под таким девизом в период с 16 по 21 сентября 2013 года в г. Ижевске, Московский государственный университет леса совместно с Ижевской государственной сельскохозяйственной академией и Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики проводят работу ХIII Международной конференции молодых ученых«Леса Евразии». В этом году она носит название«Удмуртский лес» и приурочена к 310-летию Государственного управления лесами в России и 70-летию Ижевской государственной сельскохозяйственной академии.
Сегодня узнать о биологии того или иного вида животных проще простого – можно зайти в интернет, посмотреть документальный фильм, заглянуть в энциклопедию или пойти в естественно-научный музей. А возможность свободно путешествовать через границы государств позволила нам познакомиться с обитателями разных стран, увидеть их воочию. Но так было далеко не всегда. И если сегодня зебра или жираф стали для нас обычными животными, с которыми мы знакомы с детства, то когда-то их считали диковинными и даже весьма странными.
Интервью депутата Госдумы Валерия Малеева: Знаменитый охотник Джон Хантер, закончив«охотничью карьеру» посвятил остаток жизни охране животных. Беседа происходит на выставке«Экологические товары и услуги» в Госдуме РФ
Журнал«Экология и жизнь» является информационным партнером Первого Международного Фестиваля инновационных технологий в архитектуре и строительстве«Зеленый проект-2010»
На Фестивале будет работать стенд журнала«Экология и жизнь»
Приглашаем Вас посетить фестиваль!
Дата и место проведения фестиваля:
17-18 ноября 2010 года
МИВЦ«ИнфоПространство»(Москва, 1-й Зачатьевский пер., 4)