«Новый урбанизм» — город для человека
Наталья Гончаренко
Вряд ли кто-то поспорит с утверждением, что на жизнь горожан оказывает огромное влияние визуальная среда города. Однако градостроительные концепции модернизма, лежащие в основе большинства современных городов, нередко становились и продолжают оставаться объектом критики. Так, архитектор Клод Васкони критикует концепцию города Ле Корбюзье для «человека в автомобиле»: «Для меня образцом всего дурного является американский город. Когда видишь практически непрерывный ряд каких-то павильонов, опоясанных автострадами, от Сан-Франциско до Сан-Диего, говоришь себе: это катастрофа!.. Повсюду дороги и еще раз дороги, а рядом с ними — пугающие обрезки пространства… Если мы хоть где-нибудь хотим сохранить пристанище нашей душе, нужно воссоздать город, как бы велик он ни был… Прежде вам был знаком облик города, вы знали, где он начинался, где заканчивался, в какой момент вы оказывались за его пределами. Сейчас перед вами некая амальгама: уже неизвестно, где ее начало и конец…».
Действительно, большинство современных городов проектировалось с учетом перемещения на автомобиле. Но теперь многие планировщики меняют свои взгляды на город, благодаря идеям Джейн Джейкобс и других критиков, которые чувствовали, что город должен состоять из районов и общин, где люди могли бы жить, работать развлекаться и т. д., не предпринимая с этой целью длительные путешествия.
Другая проблема модернистского градостроительства состояла в том, что городская среда стала дискомфортной в связи с дешевой застройкой домами, выдержанными в духе чистого рационального функционализма, создающими ощущение монотонности и однообразия. По мнению видеоэкологов, обитание в типовых кварталах может серьезно вредить психике.
Якриборг (Швеция). Строительство города велось в 1998–2003 гг.
|
Человеческий глаз не терпит большого количества прямых углов и ребер и обилия плоскостей — ему нужны затейливые, «природные» линии и краски.
Термин «видеоэкология» появился около 20 лет назад. Так называют науку о взаимодействии человека с окружающей видимой средой, являющуюся составной частью общей экологии человека. Василий Филин, доктор биологических наук, создатель видеоэкологии, считает, что визуальная среда города ухудшается с каждым годом в связи с чрезмерным увлечением современных архитекторов плоскостями и прямыми линиями.
При современных индустриальных методах строительства в видимом поле горожанина очень много гомогенных (т. е. однообразных, с малой насыщенностью зрительными элементами) видимых полей — это стены огромных размеров, глухие заборы, подземные переходы, асфальтовое покрытие и т. д. Гомогенных полей, в которых глаз не может полноценно функционировать, в наших городах чрезвычайно много. Можно утверждать поэтому, что декор зданий функционален.
Еще одним бедствием для зрения горожанина В. Филин считает так называемые агрессивные поля. Этот термин ученый заимствовал из названия произведения немецкого художника Гюнтера Юккера «Агрессивное рядообразование» (1970), созданного из гвоздей, забитых наполовину и равномерно распределенных по плоскости. Физиологами давно доказано, что работа зрительной системы нарушается при появлении в поле зрения большого числа однородных элементов. В произведении Юккера сотни гвоздей как раз и создают такое поле, но «агрессивных полей» достаточно и в повседневной жизни горожанина — стоит только взглянуть на многие современные здания.
Разнообразить безликость современной застройки стремились архитекторы постмодернизма. Термин «постмодернизм» по отношению к архитектуре впервые использовал в 1975 г. Чарлз Дженкс, автор известной книги «Язык архитектуры постмодернизма». Начинается она с рассказа о взрыве пользовавшегося дурной славой квартала Прютт-Айгоу в СентЛуисе. Квартал был сооружен в соответствии с наиболее прогрессивными идеалами СИАМ — Международных конгрессов современных архитекторов (CIAM — Congres Internationaux d’Architecture Moderne), и его разрушение означало для Дженкса смерть так называемой новой архитектуры (или функционализма), становление которой было связано с социальными утопиями 20-х и 50–60-х годов прошлого века. Архитекторов стал интересовать не столько объект архитектурной деятельности, сколько его субъективное восприятие. В их произведениях встречаются изощренная и зашифрованная символика, намеки на некие первообразы. Города начинают представлять собой своеобразный коллаж.
К постмодернизму в архитектуре причисляется очень широкий круг разнохарактерных поисков. Американский критик Р. Стерн в книге «Новые направления в американской архитектуре» (1977), обобщая подходы, характеризовавшие постмодернизм 1970-х, выделяет три основных: контекстуализм, подчиняющий здание факторам, исходящим от окружающей среды; аллюзионизм, введение в композицию исторических ассоциаций, «отсылок», намеков; орнаментализм, возвращающий архитектуре элементы, несущие значение, но не участвующие в работе конструкции или осуществлении утилитарной функции.
Деконструктивистская, а затем и «нелинейная» архитектура (термин предложен Ириной Добрицыной в книге «От постмодернизма — к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки», 2004) также предполагают значительную свободу интерпретаций. Термин «деконструктивизм» был предложен французским философом Жаком Дерида и использовался в литературоведении для обозначения такого способа прочтения произведения, когда сознательно создается конфликт между смыслом текста и принятой его интерпретацией. Этот метод распространился и на изобразительное искусство, и на архитектуру как реакция на западную метафизическую философию. В архитектуре деконструктивизм появляется в конце 1980-х. Это не разрушение построенных зданий, а сознательное создание конфликта между тем, как человек привык воспринимать язык и смысл, и тем, что он видит. В конце 1980-х — начале 1990-х годов открытия неклассической науки (концепции синергетики, базирующиеся на теории сложности Ильи Пригожина, теории катастроф Рене Тома и теории хаоса Эдварда Лоренца) стали актуальны для архитектуры. Компьютерная технология обеспечила возникновение новых, динамических способов формообразования в архитектуре. Компьютерное моделирование является опорой нелинейной архитектуры, но допустимо также сравнение нелинейной архитектуры с кинематографом. Об этом сравнении уже в 1920-х годах говорил Константин Мельников, считавший, что монументальность в архитектуре и динамика в кино в будущем должны поменяться местами. По мнению архитектора Юрия Аввакумова, «Титаник» Джеймса Камерона и деконструктивистский «Гуггенхайм Бильбао» Фрэнка Гери могли бы проиллюстрировать эту мысль. Музей Гуггенхайма в Бильбао, построенный Гери в 1997 г., как и постройки архитекторов Питера Эйзенмана и Даниэля Либескинда, стали характерными примером нелинейной, деконструктивистской архитектуры.
Квартал Прютт-Айгоу Даниэль Либескинд. Еврейский музей в Берлине (слева), 1999. в Сент-Луисе (построен в 1955 г.) Художественный музей в Денвере (справа), 2006
|
Не секрет, однако, что многие произведения архитектуры постмодернизма и деконструктивизма вызывают у жителей городов, где они находятся, неоднозначную реакцию. Кроме того, эти здания и сооружения, как правило, не затрагивают городскую планировку. Гораздо более действенным способом изменить среду города в лучшую для его жителей сторону можно считать возникший в контексте постмодернистской архитектуры «новый урбанизм». Его особенностью стало смещение акцента с отдельного здания на городскую среду и все многообразие ее элементов. «Новый урбанизм» предложил пути борьбы с разросшимся неконтролируемым городом, основываясь на принципах качества жизни, пешеходной доступности, традиционной структуры расселения, смешанного использования и разнообразия (отказа от жесткого зонирования), увеличения плотности и т. д. Основная мысль этой стратегии развития такова: люди должны жить, работать и отдыхать в одном и том же месте.
Идеи «нового урбанизма» возникли еще в 1970– 1980-х годах и приобрели ясные очертания в начале 1990-х. Первый важный компонент любого новоурбанистского плана — взгляд на город с точки зрения пешехода. Город, по мнению идеологов нового урбанизма, должен быть доступен для человека без машины. Города и районы, построенные в соответствии с принципами «нового урбанизма», небольшие, компактные, здесь все необходимые жителям службы находятся на «пешеходном» расстоянии от жилья.
Второй необходимый компонент — открытые пространства. «Город без свободных пространств — это лабиринт, угнетающий человека, — писал еще в начале 1970-х в книге „Город для человека“ архитектор М. Посохин. — Необходимо ритмичное чередование закрытых и открытых пространств, сочетание узких и широких улиц, больших и малых площадей, бульваров и парков… Зрительное восприятие плана города, понимание его пространственного построения дают человеку возможность глубже постичь красоту и гармонию города».
Третьим компонентом «нового урбанизма» можно считать единство и целостность города. Идеальный город должен быть вписан в свой климат и ландшафт, в культуру своей страны, в свою историю, притом не только внешним обликом, но и структурно. Модернизм создал единый тип города, однако каждая страна и каждый город неповторимы, и эту неповторимость нельзя уничтожать. И поскольку архитектура «нового урбанизма» основывается на архитектурных традициях того региона, где ведется строительство, застроенный в соответствии с его принципами городок на западе США может напоминать городок из фильмов о диком Западе, а в Европе — средневековый европейский город (как, например, Якриборг в Швеции).
«Новый урбанизм» — попытка бороться с бесконтрольным ростом города, восстановив общинный дух и чувство сообщества. Американский архитектор Стефанос Полизоидес, партнер фирмы «Мьюл и Полизоидес», один из основателей «Конгресса за новый урбанизм», называет «новый урбанизм» демократическом движением, поскольку он вовлекает в жизнь города всех, к кому современный город недружелюбен — женщин, детей, стариков, провинциалов. «Город должен быть доступен для всех. Мы возвращаем город его жителям», — уверен Полизоидес.
город,
урбанизм,
архитектура,
Человек,
среда,
пространства
01.11.2012, 6393 просмотра.