Дискуссионный  клуб  журнала
  "Э к о л о г и я   и   ж и з н ь"
| English |

 

   
   
«Экология и жизнь»
О журнале.
Подписка на журнал
Подписка на электронную версию

Избранные статьи
Экология. Человек. Общество
Экономика и управление
Образование
Глобальные проблемы
Регионы и города
Здоровье и окружающая среда
В мире «сумасшедших» идей
Практическая экология
Вести из экологических организаций
Никита Николаевич Моисеев. Избранное


Экологический форум
Здесь Вы можете обсудить любые интересующие Вас вопросы, касающиеся экологии, а также подискутировать с авторами статей, опубликованных
в журнале.


PROext: Top 1000 Рассылка 'Экологические новости, анонсы, обзоры'

назад

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПУТАТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
2000-2003

22 ноября 2001г. 

№ 452 
Государственная Дума 
Федерального Собрания 
Российской Федерации

На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.П. Лукиным, П.В. Крашенинниковым, Г.В. Боосом, В.А. Грачевым, О. В. Морозовым, А.С. Беляковым, А.Н. Шохиным, А.Г. Пузановским вносится проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе".
Проект федерального закона вносится по вопросу, являющемуся предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья72 пункт 1. часть )
Приложения: на 8 л.
1) текст законопроекта 2л
2) пояснительная записка 3 л
3) финансово-экономическое обоснование 1 л
4) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона 1 л.
5) справка о состоянии законодательства Российской Федерации. касающегося проекта федерального закона "О внесении изменений дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе 1л.

Депутаты Государственной Думы В.П. Лукин
Федерального Собрания П.В. Крашенинников 
Российской Федерации Г.В. Боос 
и другие по списку 



Вносится депутатами
Государственной Думы
В.П. Лукиным, П.В. Крашенинниковым,
Г.В. Боосом, В.А. Грачевым,
О.В. Морозовым, А.С. Беляковым,
А.Н. Шохиным, А.Г. Пузановским
Проект 2001 г.
№154334-3


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об экологической экспертизе"


Статья 1. Внести в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4556) следующие изменения и дополнения:
1. Дополнить статью б новой частью следующего содержания:
"организует и проводит государственную экологическую экспертизу объектов, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации и определенных соглашением между специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;"
2. Дополнить пункт 2 статьи 7 абзацем следующего содержания:
"заключать соглашения с органами исполнительной власти субъектов РОССИЙСКОЙ Федерации о передаче части полномочий в области государственной экологической экспертизы объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе уровня субъектов Российской Федерации";
3. В статье 13 исключить слова:
"имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и".
Статья 2. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его опубликования.

Президент 
Российской Федерации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИИ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ"

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" разработан в целях приведения действующего Федерального закона "Об экологической экспертизе" в соответствие с Конституцией Российской Федерации и Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды".
Статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую Среду, также должна относиться к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом, Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" относит проведение государственной экологической экспертизы как к компетенции специально уполномоченных на то государственных органов Российской федерации в области охраны окружающей природной среды (статья 7), так и к компетенции субъектов Российской Федерации - республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов (ст. 8).
В тоже время Федеральный закон "Об экологической экспертизе" принятый в 1995 году, на предоставляет субъекту российской Федерации таких прав. Однако Государственная Дума, принимая этот закон, не нашла несоответствия между Законом и Конституцией Российской Федерации.
Это было обусловлено тем, что в соответствии с указанным законом (статья S) территориальные органы Минприроды России при проведении государственной экологической экспертизы рассматривают полноту учета в принимаемых решениям по намечаемой хозяйственной и иной деятельности природных, социальны и экономических условий субъекта Российской Федерации, т.е. представляют интересы этого субъекта.

Кроме того, субъекты Российской Федерации по данному закону (ст. 6) имеют право делегировать экспертов для участия в качества наблюдателей о заседаниях экспертных комиссии государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории определенного субъекта Российской Федерации и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду в пределах территории определенного субъекта Российской Федерации хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации.
Перечисленные факторы решали вопросы обеспечения охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и учета их требований. Поэтому практически все субъекты Российской федерации дали положительные отзывы на этот закон.
Однако в настоящее время в отдельных территориальных органах специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды численность подразделений по организации и проведению государственной экологической экспертизы значительно сократилась, а объем работ остался прежним - все объекты статьи 12.
Такое положение отрицательно влияет на сроки проведения государственной экологической экспертизы и ее качество,
Следует отметить, что в статью 12-Федерального закона вошли как сложные объекты, оказывающие значительное воздействие на окружающую среду, так и объекты оказывающие на нее минимальное воздействие. Например, проекты на Строительство объектов культурно-бытового назначения, жилых зданий и другие. Перечисленные объекты экспертизы могли бы быть рассмотрены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии у них соответствующих подразделений.
В тоже время, передача полномочий по проведению государственной экологической экспертизы от территориальных органов, специально уполномоченных в области охраны окружающей природной среды, органам исполнительной власти субъектов РОССИЙСКОЙ Федерации в полном объеме нецелесообразна, так как "не у всех субъектов в органах исполнительной власти имеются эти подразделения.
В этом случае органам исполнительной власти придется, увеличивать штаты и приглашать специалистов соответствующей квалификации, что не всегда возможно.
Наиболее действенным способом решения данной задачи является передача полномочии по проведению государственной экологической экспертизы путем заключения соглашения между федеральным органом исполнительной власти специально уполномоченным в области охраны окружающей природной среды и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким соглашением может быть определен перечень объектов государственной экологической экспертизы из статьи 12, экспертиза которых будет проводиться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также необходимость передачи финансовых и материальных ресурсов и установлены иные условия.
Обеспечить возможность заключения подобного соглашения можно только при условии внесения изменения в статью 13 Федерального закона "06 экологической экспертизе", исключив из ее текста слова " исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы" и дополнив статьи 6 и 7 соответствующими частями, расширяющими полномочия субъектов Российской Федерации и федерального специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды.
В статью 6 следует включить часть следующего содержания - "организует и проводит государственную экологическую экспертизу объектов относящихся к ведению субъектов Российской федерации и определенных соглашением между специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;"
Пункт 2 статьи 7 дополнить следующим абзацем "заключать соглашения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче части полномочий в области государственной экологической экспертизы объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе уровня субъектов Российской Федерации".
Эти дополнения и изменения и составляют основу проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений и Федеральный закон "Об экологический экспертизе".

Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона

"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" не предусматривает изменения порядка проведения государственной экологической экспертизы и создания новых государственных органов.
При этом государственной экологической экспертизе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут подлежать только объекты из статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе, определенные соглашением между этими органами и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Вопрос финансирования осуществления передаваемых полномочий (при необходимости) будет решаться в каждом конкретном случае сторонами такого соглашения. Следует также учесть, что в соответствие с Федеральным законом "Об экологической экспертизе", условием проведения государственной экологической экспертизы является ее предоплата заказчиком.
В связи с изложенным, принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и его реализация не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"

Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" не предполагает внесения изменений и дополнении в действующее законодательство.

СПРАВКА
о состоянии законодательства Российской Федерации, касающегося проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об экологической экспертизе"
В настоящее время в Российской Федерации данный вопрос регулируется следующими законодательными и иными нормативными правовыми актами:
1. Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г, № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды".
2. Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" не предполагает внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета Государственной Думы по экологии по проекту федерального закона № 154334
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"

Комитет Государственный Думы по экологии рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе", внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.П. Лукиным, П.В. Крашенинниковым, Г.В. Боосом, В.А. Грачевым, О.В. Морозовым, А.С. Беляковым, А.Н. Шохиным, А.Г. Пузановским и отмечает следующее.
Указанный законопроект направлен на приведение Федерального закона "Об экологической экспертизе" в соответствие с Конституцией Российской Федерации и Законом РСФСР "Об охране окружающей Природной среды". Учитывая, что статья 72 Конституции относит вопросы охраны окружающей среды к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то и экологическая экспертиза, как один из механизмов охраны окружающей среды, должна также относиться к их совместному ведению. Однако действующий ныне Федеральный закон "Об экологической экспертизе" не предоставляет права субъектам Российской Федерации организовывать и проводить государственную экологическую экспертизу каких-либо объектов.
Для решения этой проблемы в представленном законопроекте федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды наделяется правом делегировать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по проведению государственной экологической экспертизы части объектов, перечисленных в статье 12. В тоже время, передавать указанным органам исполнительной власти проведение государственной экологической экспертизы всех объектов статьи 12, нецелесообразно.
Например, экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство предприятий федерального подчинения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и оказывающих значительное неблагоприятное воздействие на окружающую среду, должна проводиться специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы - территориальным органом специально - уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Именно эти органы обладают соответствующими специалистами и информационной базой.
Учитывая изложенное, Комитет по экологии разделяет мнение авторов о том, что наиболее приемлемой формой разграничения полномочий в области проведения государственной экологической экспертизы объектов уровня субъектов Российской Федерации (статья 12), является заключение соглашений между специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче им этих полномочий и считает целесообразным поддержать указанный законопроект. 

Председатель Комитета В.А. Грачев


назад
Rambler's Top100

© АНО "Журнал "Экология и жизнь" . Авторские права защищены действующим российским и международным законодательством. Ссылка при перепечатке обязательна. E-mail: info@ecolife.ru

Дизайн и программирование: Иванов Сергей. Поддержка и обновления: АНО "Журнал "Экология и жизнь"

По вопросам размещения рекламы на сервере, конференциях и списках рассылки обращайтесь к вебмастеру. По вопросам размещения рекламы в журнале обращайтесь в редакцию.