Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player  
Всё об экологии ищите здесь:
  Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама


Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная Информация / Info Инновации / New! «ФСК ЕЭС» - запускает программу по развитию зарядок для электромобилей / Каковы тенденции этого рынка?

«ФСК ЕЭС» - запускает программу по развитию зарядок для электромобилей / Каковы тенденции этого рынка?

«ФСК ЕЭС» - запускает программу по развитию зарядок для электромобилей / Каковы тенденции этого рынка?

В Москве прошла конференция по развитию инфраструктуры для электротранспорта (Перспективы реализации программы зарядной инфраструктуры для электротранспорта в РФ). На конференции «ФСК ЕЭС» объявило о создании общероссийской программы по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта в Российской Федерации на период 2013-2015 гг. Об этом заявил Первый заместитель Председателя Правления ОАО «ФСК ЕЭС» Роман Бердников. Организатором конференции, прошедшей под эгидой Федеральной сетевой компании, выступила компания МОЭСК (Московская электросетевая компания), которая провела насышенную информацией встречу в отеле Ритц-Карлтон. руководитель компании Петр Синютин сказал, что компания опирается на оценки, согласно которым развитие системы зарядки накопителей, и в первую очередь — электромобилей, способно взять на себя до 25% неравномерности мощностных показателей сети. «Это общее направление, тренд развития» — сказал он, но подчеркнул, что точные данные будут получены в процессе эксплуатации и реализации проекта  «МОЭСК-EV».  Роман Бердников, член правления ФСК ЕЭС, согласился с коллегой, и отметил, что здесь необходимо пристальное изучение рынка.

О рынке электротранспорта мы поговорили с Андреем Панковым — председателем подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере ТПП РФ. по этой проблеме.

Андрей, расскажите пожалуйста, что происходит сегодня с рынком электромобилей в России? Можно ли говорить о начале его становления или это пока просто автоэкзотика?

Развитие этого рынка началось ровно год назад — с момента старта в России продаж первого в мире сертифицированного электромобиля Mitsubishi i-MiEV. С его появлением в России энергетики получили возможность запустить пилотный инновационный проект по развитию зарядной инфраструктуры в Москве и Московской области.

Первые шаги по электромобилизации делались фактически в «разреженном» пространстве — с нуля и приходилось заниматься не только вопросами сертификации и прочими сопутствующими вопросами, но и формировать общественное сознание, которое, как теперь можно смело говорить, не было готово к адекватному восприятию этого революционного скачка в автомобильной сфере. Фактически, мы были первопроходцами — другие производители предпочли занять выжидательную позицию и дождаться первых наших результатов. Надо отметить, что результаты первых семи месяцев продаж, начиная с октября 2011 года показали более чем впечатляющий результат — за первые 7 месяцев был продан 71 электромобиль. По сравнению с объемами продаж с начала открытия рынка в России в Нидерландах за тот же интервал времени с момента старта продаж было продано в 1,5 раза меньше электромобилей, во Франции в 1,3 раза меньше, в Испании в 4,1 раза меньше, в Польше в 3,5 раза меньше.  За этот период Россия вышла на уровень Швеции, при том, что там существует государственная программа поддержки электротранспорта, позволяющая получать скидку при покупке электромобиля, не платить ежегодный дорожный налог, а также бесплатно ездить через платные зоны Стокгольма.

За этот год рынок электротранспорта в России совершил колоссальный прорыв — мы наблюдаем не только изменение отношения к этому рынку со стороны потребителей и регуляторов, но уже говорим о заметном поступательном движении вперед всего рынка. Сегодня электромобили продаются уже в 18 городах и 38 дилерских центрах Mitsubishi Motors в России. Активно развивается инфраструктура — проект уже вышел за пределы Москвы и начал развиваться в регионах.

Уникальность ситуации в том, что в этом сегменте рынка нет сегодня места понятию классической конкуренции. Наоборот, весь рынок заинтересован в приходе максимального количества игроков, так как чем больше производителей электромобилей на рынке, тем активнее развивается инфраструктура. Колоссальный прорыв, которого нам удалось добиться за этот год, стал аргументом и для других мировых производителей — в частности, Renault и BMW -  которые сегодня заявляют о выводе своих электромобилей на российский рынок в ближайшие годы. Довольно удачно выступил «АвтоВАЗ», представив электрический автомобиль Ellada. Активно идет работа у еще одного российского производителя – компании «Лиотех», которая занимается производством батарей для электробусов.

В Москве активно разрабатывается программа замене муниципального транспорта на более экологически чистые виды автобусов, и мы рассчитываем, что  в ближайшее время этот проект перейдет на стадию практической реализации.

Почему энергетики ищут в электромобилях один из путей к решению вопросов энергоэффективности?

Сегодня вопрос энергоэффективности, на фоне непрекращающегося экономического кризиса вышел на первый план во всех странах мира, в том числе и в России. Вопрос вопросов – как избежать потерь электроэнергии, увеличить надежность энергоснабжения, снизить государственные расходы на электричество, уменьшить плату за коммунальные услуги.

При этом есть еще одна проблема — износ энергосетей. Уже десятилетия энергетики бьются над вопросом, как решить проблему энергетических пиков, которая год за годом подтачивает энергетические сети. Ведь одна из основных проблем энергосистемы — два ярко выраженных пика электропотребления — утром и вечером (когда люди встают на работу и приходят с работы) и провал ночью, когда все ложатся спать. Эта неравномерность губительна для энергосистемы.

Сегодня открылись новые технологические возможности для решения этих проблем, например в симбиозе энергетики с другими отраслями.

Одной из них, например, стала автомобильная отрасль, и не просто автомобильная, а самое ее инновационное направление — электротранспорт. Поясню — энергетики считают, что для выравнивания перепадов в энергосетях необходимо увеличение ночного потребления электроэнергии. Именно поэтому один из необходимых элементов, внедряемых в Smart Grid — накопители энергии, способные забирать энергию ночью и выдавать ее днем, выравнивая таким образом перепады нагрузок на сети. Но при этом энергетики считают, что ту же самую функцию — увеличение ночного потребления электроэнергии — могут выполнять электромобили, которые заряжаются от обычных розеток. Ведь электромобиль в отличие от всем привычного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания заряжается по принципу ноутбука или мобильного телефона — включается в розетку на всю ночь. То есть определенное количество электромобилей, поставленных одновременно на ночную зарядку, уже в состоянии выступить в качестве того самого накопителя энергии.

Для того, чтобы эта ситуация из умозрительной стала реальной, необходимо всего-навсего достижение критической массы электромобилей.
Например, для такого города, как Москва, где по прогнозам к 2015 году количество автомобилей достигнет 5 миллионов, достаточно, чтобы 1,5 процента от общего числа этих автомобилей были на электротяге. Уже в этом случае ночная подзарядка электромобилей сможет решить проблему энергетических пиков и выровнять перепады нагрузок в электросетях. А в обозримом будущем электромобили смогут не просто брать электроэнергию, но и отдавать ее, и соответственно, владельцы электрокаров смогут покупать и продавать энергию — накапливая ночью по дешевому тарифу и продавая днем по высокому дневному, становясь тем самым активным участником рынка электроэнергетики.

А какие прогнозы по развитию зарядной инфраструктуры в России? Возможно ли охватить всю страну или электромобилизация — прерогатива исключительно мегаполисов?

Старт развитию заправочной инфраструктуры для электротранспорта в России был дан еще в феврале 2012 года открытием первой очереди сети зарядных станций для электромобилей в рамках реализации пилотного проекта «МОЭСК-EV». В мае 2012 года заработали станции экспресс-зарядки постоянного тока стандарта CHAdeMO, позволяющей зарядить электромобиль за 15-20 минут. Станции устанавливаются на объектах партнеров проекта, в том числе возле официальных дилерских центров Mitsubishi Motors. На сегодняшний день это 44 заправочных станций, объединенных в единую сеть, которые уже установлены в Москве и Московской области. Западные инвесторы с интересом смотрят на развитие рынка электромобилей в России, а американский венчурный фонт Enerfund в начале 2012 года объявил об инвестиции в 50 миллионов долларов США на развитие электрозарядной инфраструктуры в России, что позволит к 2014 году установить порядка 2000 обычных и около 100 станций быстрой зарядки.

Компания Мосгортранс уже представила разработанную ими станцию быстрой зарядки формата CHAdeMO, которые в ближайшее время должны появиться на их подстанциях, которых насчитывается около 200 по Москве. Сегодня проект уже вышел за пределы Москвы — ЛенЭнерго заявило о том, что в ближайшее время запустит проект по разработке инфраструктуры для электротранспорта в Ленинградской области, активно занимается разработкой инфраструктуры Екатеринбургская ЭСК.

Надо отметить, что развитие инфраструктуры — один из ключевых факторов развития рынка электротранспорта. Об это свидетельствует опрос автовладельцев, проведенный в рамках Московского международного автосалона- 2012 -  90,2% опрошенных готовы пересесть на электромобили при условии наличия зарядной инфраструктуры и снижении цены на электрокары.

Правительства развитых стран занимаются поддержкой рынка электротранспорта, а что делается в России?

Одной из ключевых мер для развития рынка электротранспорта сегодня является обнуление таможенных пошлин. Обсуждение этого вопроса с органами исполнительной власти мы начали еще в конце 2011 года, и получили одобрение правительственной Подкомиссии по таможенно-тарифному регулированию. Однако этот вопрос Россия не может решить самостоятельно. Необходимо его согласовать с другими странами-участницами Евразийской экономической комиссии — Казахстаном и Белоруссией. Сейчас идет переговорный процесс. При приятии положительного решения мы сможем говорить о заметном снижении цены на электромобили, в стоимости которого 20% — это таможенные пошлины. При снижении цены мы получим повышение спроса, что станет новым импульсом развития электротранспорта в России.

Наше мнение разделяют и другие производители — о необходимости снижения стоимости электромобилей с помощью государственной поддержки неоднократно говорили и другие компании-производители электромобилей. Renault и BMW публично заявляли о том, что текущая ставка налогов в 38% (20% — ввозная пошлина, 18% — НДС) на экологический транспорт существенно лимитирует активное развитие рынка, отсрочивает приход международных концернов с электромобилями на российский рынок, а также не способствует локализации производства электромобилей.

Надо отметить, что для комплексного развития рынка меры поддержки нужны не только автопроизводителям — они нужны и производителям зарядных устройств, и компаниям, которые создают софт для сетей зарядных станций, и операторам этих устройств.

Энергетикам требуется поддержка на уровне органов законодательной власти — необходим ряд изменений  законодательства для того, чтобы можно было решать вопросы с тех. присоединением, земельными участками, вопросами бухгалтерского и налогового регулирования сделок с покупкой и продажей электроэнергии.

Очевидно, что усилиями одной компании — пусть и лидера в электромобильной теме — недостаточно, необходимы совместные согласованные действия всех участников этого нового рынка. Для того, чтобы консолидировать его участников, в феврале этого года Торгово-промышленной палате был создан Подкомитет по стратегическим инновациям в автомобильной сфере — я возглавляю его с момента создания. Инициатива по его созданию была обусловлена прежде в его тем, что появление электротранспорта в России дало импульс формированию совершенно нового сегмента автомобильного рынка в России с собственной инфраструктурой и собственными особенностями регулирования.

На сегодняшний день Подкомитетом проделана масштабная работа по актуализации вопроса развития рынка электротранспорта в России, информированию партнерских организаций, регулирующих органов и профильных министерств и ведомств о потенциале рынка, особенностях бизнес-процессов, специфике взаимодействия со смежными отраслями, международном опыте, в том числе в области регулирования. Активность Подкомитета по консолидации игроков рынка привела к тому, что сегодня в развитии этого рынка в России и создании необходимых условий для его дальнейшего развития заинтересованы не только производители электротранспорта, но и наблюдается растущий интерес к этому рынку не только со стороны экологических и природоохранных организаций, но и со стороны энергетиков, которые видят в электромобилях одно из решений вопроса энергоэффективности и энергосбережения.

В настоящее время в рамках деятельности Подкомитета ведется разработка необходимых для этого сегмента рынка систем и процедур, выстраивание конструктивного взаимодействия с органами государственной власти, выработка рекомендаций по изменению законодательства, что, в свою очередь, будет способствовать скорейшему становлению цивилизованного рынка электротранспорта в России.

Какими вы видите перспективы развития электромобильного направления в среднесрочной и долгосрочной перспективе?

По нашим прогнозам, к 2020 году доля электротранспорта может достигнуть 10% от общего числа автомобилей в мире. Появится единый стандарт зарядных устройств и самое главное изменится психология потребителей — электромобиль и способ его зарядки станут привычными реалиями среды.

Если говорить о конкретных странах, то в Японии предположительно к 2020 году электромобили будут составлять до 20% от общей доли новых проданных машин. США объявили  о планах увеличить парк электромобилей к 2015 году до 1 млн. штук, Франция  — до 100 тыс. штук. Но лидером по количеству электромобилей, вероятнее всего, будет Китай  — цифра в 5 млн. электромобилей  к 2020 году выглядит вполне правдоподобной. Если говорить о России, то динамика его развития во многом зависит от господдержки и развития инфраструктуры. При условии прихода на российский рынок других игроков к 2020 году в России будет минимум 200 тысяч машин с электродвигателем.

Международное энергетическое агентство (МЭА) подсчитало, что количество автомобилей в мире к 2035 году удвоится и достигнет 1,7 млрд штук. Во многом такой прирост автопарка будет обеспечен за счет китайского рынка.

По данным МЭА, в 2000 году на 1000 человек в Китае приходилось 4 автомобиля, в 2010 году — 40 машин, а в 2035 году эта цифра достигнет 310 автомобилей. Другими словами, число машин в Поднебесной за 23 года вырастет с актуальных 60 до 400 миллионов. Свой вклад в рост мирового автопарка внесет и Индия, где год назад в общей сложности насчитывалось 14 млн автомобилей. К 2035 году эта цифра, по прогнозам экспертов, увеличится до 160 миллионов.

МЭА также подсчитало, что к 2035 году доля электромобилей составит 4% от общего числа транспортных средств в мире. При этом на гибриды придется более 20% мирового автопарка, а на водородомобили — 3%.

Если говорить о стоимости электромобилей, то цена на них будет постоянно снижаться. В первую очередь это будет связано со снижением себестоимости производства батареи — самого дорогого элемента в электромобиле, что в свою очередь будет обусловлено расширением производства. Простой пример — в 2009 году, когда Mitsubishi начали первые продажи первого в мире серийного автомобиля, одна только батарея этого электромобиля стоила дороже, чем известный гибридный автомобиль другой японской марки. За прошедшие 3 года стоимость батареи уменьшилась в 2 раза только за счет того, что в первый год было произведено 5 тысяч электромобилей, во второй год 18 тысяч, сейчас выпускается до 40 тысяч в год. Через 2-3 года электромобили будут стоить значительнее дешевле, учитывая масштаб рынка, что подтверждает и исследование McKinsey, согласно которому стоимость аккумуляторных батарей, используемых в электромобилях и подзаряжаемых гибридах к концу десятилетия снизится на 45%, а стоимость самих машин упадет на 30-40%. Наш прогноз — к 2020 году электромобиль будет стоить дешевле автомобиля с ДВС такого же класса.

В основу программы ляжет опыт исследовательского проекта «МОЭСК-EV», который с 2011 года осуществляет ОАО «МОЭСК» совместно с крупнейшими игроками на рынке электромобилей и зарядной инфраструктуры. Целью данного проекта, разработанного с учетом мировых тенденций развития автомобильной промышленности и сетевой интеллектуальной инфраструктуры (Smart Grid), является обеспечение эффективной эксплуатации энергосетей при массовом внедрении электротранспорта в РФ.

О проекте «МОЭСК-EV „

Проект реализовывался на территории обслуживания ОАО «МОЭСК“ в  г. Москве и Московской области. В процессе реализации первого этапа проекта «МОЭСК-EV» были установлены и запущены в эксплуатацию 28 зарядных станций, 25 из которых — станции переменного тока и 3 станции экспресс-зарядки постоянного тока стандарта CHAdeMO. Зарядные станции установлены на территории корпоративных парков объектов «МОЭСК», дилерских центров компании ООО «РОЛЬФ-Импорт», инновационного центра «Сколково», ТРК «Город». Для широкого доступа открыты 26 зарядных станций, в том числе станции экспресс-зарядки. Все зарядные станции объединены в единую сеть зарядных станций под управлением коммерческого оператора – ООО «Револьта» с помощью специализированного программного обеспечения с возможностями удаленного управления. Функционирует служба технической поддержки пользователей.

В результате реализации первого этапа проекта «МОЭСК-EV» были получены экспериментальные данные о работе электромобилей и зарядных станций различных типов с учетом климатических и дорожных условий; данные о  выравнивании пиковых нагрузок как элемента реализации стратегии внедрения Smart Grid в России, а также разработаны подходы к стандартизации зарядных станций и устройств в стране. Кроме этого была разработана бизнес-модель участия сетевой распределительной компании в рынке зарядной инфраструктуры. В соответствии с данной бизнес-моделью планируется в течение следующих 6 лет развернуть на территории Москвы и области сеть из 2260 зарядных станций, в том числе  310 комплексов экспресс-зарядки. Вторым этапом проекта «МОЭСК-EV» станет разработка технологии ультра-быстрой подзарядки для современного общественного электротранспорта (электробусов), что сделает экономически эффективным замену дизельных автобусов и троллейбусов на современные модели электробусов. Замена парка дизельных автобусов, каждый из которых равноценен в части вредных выбросов в атмосферу примерно 350 автомобилям, является очень актуальной задачей в контексте улучшения экологической обстановки внутри крупных городов, где более 90% загрязнения воздуха вызвано транспортом. Кроме того, по мнению экспертов, контактный (традиционный неавтономный) электротранспорт — одна из существенных причин образования пробок в крупных мегаполисах, так как обычные трамваи и троллейбусы слишком медлительны. Помимо этого они неэффективны с точки зрения потребления электричества. Транспортная система с использованием станций ультра-быстрой подзарядки разрабатываемых в рамках проекта «МОЭСК-EV» позволит использовать электробусы в таких же режимах эксплуатации как дизельные автобусы или троллейбусы практически снимая ограничения по суточному пробегу и времени ночной стоянки.

Второй этап будет направлен на продвижение зарядной инфраструктуры в регионы. Так, уже сейчас в рамках федерального пилотного проекта «Электротранспорт» готовятся первые комплексные проекты по массовому применению электробусов в Московской области, Казани, Новосибирске и Ставропольском крае. Расширение проекта «МОЭСК-EV» и новая программа ОАО «ФСК ЕЭС» позволят подготовить российскую энергетическую инфраструктуру к ожидаемому росту спроса на электротранспорт в потребительском и производственном сегментах экономики, в том числе решив проблему «энергетических пиков» за счет системы Smart Grid. Так, определенное количество электромобилей, поставленных одновременно на ночную зарядку и внедрение накопителей энергии, способных забирать энергию ночью и выдавать ее днем, в состоянии сгладить перепады нагрузки в энергосетях. Однако, как считают в ОАО «МОЭСК», для развития электротранспорта и зарядной инфраструктуры потребуется реализация ряда законодательных инициатив. Среди них — снятие ограничений на реализацию электроэнергии для заправки батарей электромобилей, установление упрощенного порядка технического присоединения к электрическим сетям объектов зарядной инфраструктуры для транспортных средств с электрическими двигателями, а также меры, направленные на стимулирование развития объектов зарядной инфраструктуры и замещение части автомобильных парков, использующих транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания, транспортными средствами на электротяге и снижение налогообложения на импорт транспортных средств с электродвигателями, узлов, агрегатов, деталей к ним.

Приступив к развитию зарядной инфраструктуры в ближайшее время, Россия сможет оставаться в контексте мировых тенденций развития электротранспорта. По прогнозам мировых экспертов, к 2020 году доля электротранспорта может достигнуть 5-10% от общего числа автомобилей в мире. В России, по оптимистичным прогнозам, к 2020 году может использоваться около 200 тыс. машин с электродвигателем. По оценке ОАО «МОЭСК», парк электротранспорта в Московском регионе к этому времени составит от 50 до 110 тыс. машин различного типа.

Справочно: Начиная с 2009г. на рынки различных стран, поставлено более 30 различных моделей подключаемых гибридов и электромобилей. В России первые электромобили появились в 2011 году. Массовое развертывание зарядной инфраструктуры для нового типа транспорта в мире началось в 2010 году, реальное массовое производство оборудования – в конце 2011 года. В Японии количество станций экспресс-зарядки составляет 1366 штук, в Европе – 242, в других регионах – 85. На территории РФ функционируют 5 станций экспресс-зарядки. В мировой практике станции экспресс-зарядки устанавливаются на шоссе, вдоль вылетных магистралей, на традиционных АЗС и в крупных торгово-развлекательных центрах.

АлексееваБударгинБердников 

28.11.2012, 3744 просмотра.


Нравится

ИННОВАЦИОННЫЙ КАНАЛ
15.08.2019 15:51:43

«Квантовые чипы и первые игры искусственного интеллекта»

Один из ведущих мировых специалистов по архитектуре кубитов, Павел Бунык, — о том, когда в России появятся компьютеры будущего

квантовые, ученый, компьютер

17.03.2019 19:11:21

Бактерии ипользуют квантовую запутанность?

Ученые провели исследование, в котором заметили необычные значения энергий, вероятно, указывающие на то, что бактерии могут запутываться с фотонами

энергии, частицы, бактерии

05.03.2019 22:50:44

Биоразнообразие для сельского хозяйства

Биоразнообразие – это разнообразие форм жизни на генетическом, видовом и экосистемном уровнях. Биоразнообразие для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства (БПСХ), в свою очередь, представляет собой часть биоразнообразия, которая так или иначе используется в ведении сельского хозяйства и производстве пищевых продуктов.

разнообразие, жизни, биоразнообразие

12.11.2018 20:34:42

Жить на воде. Плавучие города-государства спасут человечество?

Идеологи систейдинга предлагают альтернативу жизни на суше – свободные сообщества, плавающие в открытом море вне юрисдикции конкретной страны

потенциал, города, вода

30.10.2018 10:57:31

Как растения сделали планету пригодной для жизни

Растения превратили безжизненную пустыню в цветущую планету. Как им это удалось?

жизни, планету, растения

20.10.2018 11:17:00

Как не превратить 4 триллиона рублей в мусор? Особенности нацпроекта "Экология"

Минприроды разработало план создания единой управляющей компании в сфере обращения с отходами. Госкомпания будет распределять средства от экологического сбора, финансировать инвестпроекты и покупать активы в мусоропереработке

мусор, экология, нацпроект

22.09.2018 12:44:00

Что такое нацпроект «Наука» и как его создавали

Как устроена работа над национальным проектом «Наука», откуда он будет финансироваться и как планируют создать в России научные центры мирового уровня

наука, проект, Россия

RSS
Архив "Лекции/Семинары"
Подписка на RSS
Реклама: