Активное внедрение газа происходит в Пакистане и Иране. В США ряд штатов приняли решения о полном переводе энергетики на газ, там бурно идет развитие газового транспорта. По его словам крупные производители автомобильной техники — группы ГАЗ и КАМАЗ готовы к внедрению газомоторного топлива – при этом конкретный вид топлива не оговаривается. Однако производители не идут на расширение выпуска, так как нет газозаправочной инфраструктуры.
Валерий Алексеев (Российский автотранспортный союз — в Союз входят крупные перевозчики и производители) — рассказал, что хорошо знает проблему, так как ранее работал начальником автомобильной колонны, использовавшей на газовое топливо. Оценка числа автобусов в стране составляет 350 тысяч. В тоже время выпуск наиболее популярного и выпускаемого автобуса Нефаз — 5 тысяч в год. Можно подсчитать, что для того, чтобы выпустить 50% (175 тыс.) новых автобусов с оборудованием для газа потребуется не менее 35 лет.
Когда Правительство начало процесс перевода на газ половины российского общественного транспорта и коммунальной техники, то оценка составляла в целом порядка 150 тыс. автомобилей. Сделать это запланировано за счет субсидий из бюджета на закупки газомоторной техники для перевозчиков и льгот для ее производителей. Однако уже в 2012 году выделено 3,5 млрд. руб. для того, чтобы на федеральном уровне оплачивать 30% и 20% на региональном уровне. На эти деньги были закуплены только 616 единиц автобусов, сообщил вице-президент РАС Алексеев. Мы считаем – сказал он, что необходимо увеличить количество средств, чтобы жители городов смогли оценить экологические преимущества газомоторного топлива.
НефАЗ — российский производитель автобусов из города Нефтекамска (Башкортостан). В 1981 году началось производство вахтовых автобусов, пассажирские автобусы производятся с 2000 года.
Автобусный парк Москвы насчитывает около 5 тысяч автобусов. Для того чтобы почувствовать экологический эффект, необходимо увеличить субсидии на газомоторное топливо считает Алексеев. Экономия по топливу в месяц на 25%.
При этом субсидии необходимы, так как газовые автобусы в производстве дороже на 25% — 30%., но НИФАЗ продает дешевле чем дизельные, а срок окупаемости при пробеге 4 тыс. км./месяц у дизеля 9 лет, а у газового – 5 лет, а если учесть программу софинансирования то получится 2,5 года. Т.е. после 2,5 лет будет происходить развитие предприятия.
Проблемы – по обслуживанию:
1. Специальные зоны обслуживания для газа – так как газ необходимо стравливать или сливать его остатки,
2.Недостаточное количество станций для компримированного газа — это приводит к дополнительному пробегу если надо заправляться только в одной точке – как сейчас только на одной заправке расположенной на 49-ом км. МКАД. Топливо обычно закупают по оптовой цене.
Положительные моменты — преимущества с точки зрения эксплуатации - о котором редко говорят - это то, нет окислов, которые образуются при сгорании и портят масло, так что замена масла в 1,5-2 раза реже, пробег двигателя увеличивается почти в 2 раза. В Москве двигатель может эксплуатироваться до окончания срока эксплуатации двигателя. Повышение экологичности – главный эффект газового автомобиля который достигается в масштабах государства, тогда как экономия – если она и будет, то это скорее вторичный эффект Эффект в основном будет достигнут не за счет экономии, а за счет повышения экологичности транспортных средств.
Алексеев озвучил и опасения транспортников — что цена газа возрастет, также, как это произошло с дизтопливом. Другое опасения — упадут транспортные тарифы учитывая экономичность газового топлива.
Жаворонков Сергей (с.н.с. института экономической политики им. Гайдара) — люди должны понимать, что использование автомобилей на газу комфортно. Розница газ — $300 на 1000 м³, эта цена более чем в 2 раза дешевле бензина. В 90-годы Юрий Лужков пытался сделать Москвич на АЗЛК, но эксперимент не удался. Япония почти полностью переводит общественный транспорт на газ, аналогично в Лондоне и Нью-Йорке. Зачем, однако, устанавливать цифру 50%? Давайте поставим задачу перевода всего транспорта на газ! К какому году? Да хоть к 2027-му, но не надо ограничивать!
На это Валерий Алексеев заметил, что видимо не все регионы смогут перейти на газ, с учетом возможностей обеспеченности газом, так что 100% вряд ли реально.
Выступивший следом Виктор Колесников (ВШЭ) отметил, что «Энергетическая Стратегия» говорит о том, что газовые виды топлива должны заменять ежегодно 10-15 млн. тонн нефтепродуктов до 2020 года, а закон об энергоэффективности (261 ФЗ) говорит о полном переводе всего транспорта на газовые виды топлива. Однако то, что ввозные пошлины снижаются до нуля на компоненты, которые могут быть использованы для сборки газового оборудования на транспорте, может оказаться негативным фактором, останавливающим развитие этого направления у нас в стране. Почему например в постановлении Правительства не указан ж/д транспорт на газу – здесь мы могли бы быть впереди?
Цена топлива для нашей страны — это огромное конкурентное преимущество, которое надо использовать – считает Колесников. Перевод на газ -как наше все может работать по принципу — инвестиции должны подстегнуть инновации, а эти инновации привлекут дополнительные инвестиции. Главное опасение состоит в том, что министерства перейдут к закупкам импортных комплектующих, учитывая нулевую ставку пошлины. Тем самым уникальный шанс оказаться «впереди тренда» не будет использован. В США примерно в 15 штатах приняты программы полного перевода энергетики на газ — естественно и автомобильное топливо тоже будет вовлечено. Однако будет ли использовано это преимущество?
Юрий Панов (МАДИ, с 1984 года). газобалонное оборудование движется вперед и сегодня это область высокоточной-прецезионной техники — изменения радикальны и они идут во всем мире, поэтому использование импортных компонентов почти неизбежно. На Камазах стоят компоненты в основном импортные. Подготовка специалистов однако отсутствует. Пожарные документы от 2008 года противоречат требованиям к оборудованию от 1998 года, что создает правовую коллизию. Необходима ревизия противопожарных требований и установок безопасности.
Журнал «Твоя дорога» задал вопрос: А может быть лучше перестраховаться? На это Юрий Панов сказал, что у нас с Европой разница в 2 порядка по безопасности — у допускается вероятность пожара 10*-8, а в Европе принята допустимой на два порядка больше 10*-6 . Современная газовая арматура учитывает многие прошлые ошибки например вентиль газового баллона был тот же что и на баллоне для газированой воды сегодня имеет тройную защиту – пожарный клапан, клапан давления и скоростной клапан.
В Пекине за 3 года было введено 7 тысяч автобусов с тем же оборудованием, которое в 11 автобусном парке (г.Видное) устанавливалось в течении 20 лет. Для газового топлива необходима определенная ниша. Т.е. не весь транспорт переводить на газ, а оборудовать газом определенные ниши применений техники.
Интресные факты отмеченные в ходе обсуждения: Глубина переработка газа — в России не выше 70%, за рубежом — до 98%. По двигателям можно достигать большей мощности на газу. Разные газы — разные КПД и степень чистоты. Компримированный газ дает возможность достичь соответствия с Евро-5. В случае газа технически проще. Дизельный двигатель по сравнению с газовым намного шумнее – это важный элемент преимущества газа.
Вопрос «Экологии и жизнь» касался использования современной технологии СПГ для заправки транспорта и перспективных разработок. На это эксперты сообщили, что такие разработки ведутся, в частности железнодорожные разработчики используют СПГ, в Екатеринбурге есть устройства которыми можно пользоваться для заправки. КАМАЗ разработал многотопливный автомобиль, в Москве занимается Гелиймаш – ведь это криогенное оборудование.
На перспективу разрабатываются системы с добавками водорода, что повышает теплотворную способность топлива.
Что касается запаха газа — современная электронная система дозирования позволяет достичь показателя альфа — степени смешения равного 1, т.е. топливо сгорает полностью без остатка, а газобаллонное оборудование не подтекает.
Малогабаритные газовые заправки — за ночь можно накачать полную заправку автомобиля компринированным газом – это метан, подаваемый по бытовой сети низкого давления. Для заправки испольхуются Малогабаритные газовые заправки Владельцы автотранспорта в теперь имеют возможность перевести свой автомобиль на природный газ и заправляться дома из бытовой газовой системы или устанавливать мини заправочные станции прямо на предприятии и заправляться по месту из газовой сети низкого давления
А здесь – карта «обычных» заправок на пропане http://www.gazani.ru/gasref.htm
|