Сергей Собянин о главной задаче российских городов/ комментарии к тезисам Грефа
Выступая на Московском Урбанистическом Форуме (Moscow Urban Forum) Сергей Собянин раскрыл суть жизни и работы мегаполиса — это работа на пределе возможного, рассказал о главной проблеме больших российских городов и сообщил, что вопреки всем уверениям Москва не явдяется инновационным и образовательным центром, также раскрыл суть городской идеологии.
Выступление Сергея Собянина 8 декабря:
Было сказано о том, что города обладает локальной энергией развития, и одновременно создаются и колоссальные проблемы. Иногда должны принимать адекватные решения, соразмерные по динамике и объему для решения проблем. Москва идет именно таким путем, и наши планы по строительству метрополитена – планы на пределе возможного. На пределе возможного не только с точки зрения финансов, но и всей строительной индустрии не только Москвы, но и России, в целом.
Наши планы по реконструкции городских дорог – самые амбициозные, насколько это может выдержать сам город для того чтобы не остановить его развитие, движение по городским магистралям. Мы ведем замену подвижного состава так быстро и такими темпами, насколько наша российская промышленность может нам выдать соответствующий продукт в виде автобусов или вагонов метрополитена.
Я абсолютно согласен, что если мы такими темпами не будем идти по решению городских проблем, они будут ежегодно усугубляться. Мы будем все больше и больше погружаться в транспортный коллапс и другие городские проблемы. У нас просто другого выхода нет, и по-другому мы не видим стратегию своей работы.
Был сказан замечательный тезис о том, что нужно заниматься территориальным планированием. Был высказан тезис о том, что пора заняться не только малыми городами России, но и заняться большими городами, в которых живет основное население страны, городами-миллионниками. Я бы уточнил эти тезисы. Нам нужно заниматься не столько планированием городов. Я думаю, городские власти с этим и сами справятся. А заниматься планированием конгломерации, связи различных городов, которые тяготеют к друг другу и находятся в разных административных системах, не взаимоподчиняясь друг другу, и по сути дела, развиваясь сами по себе, никак не корреспондируя свое развитие друг с другом. Это на сегодня – главная проблема больших российских городов и, в первую очередь, города Москвы.
Мы учимся взаимодействовать с Московской областью. Я благодарен правительству Московской области за тот конструктивный подход, который они реализуют. Но, в целом, в рамках градостроительной политики, градостроительного законодательства пора вводить правила работы на территории конгломерации, правила их развития.
По поводу бренда я могу сказать: мне, конечно, не нравится название Москвы – можно переименовать в Санкт-Петербург. Но я думаю, от этого мало изменится. На самом деле, все знают, что Сингапур – это инновационный город. А Москва – это не инновационный город, хотя в Москве находится 30% всей российской науки и свет российских ученых, который, я смею думать, составит конкуренцию любому городу на Земле. Но, тем не менее, мы не считаем город Москву инновационным. Мы не считаем город Москву образовательным центром, несмотря на то, что здесь 1300 тысяч студентов. Мы не считаем город Москву благоустроенным, несмотря на то, что 30% ее территории – это парковые зоны. Этим не многие города мира могут похвастаться.
Мы считаем, что благоустройство Москвы, в целом, находится на низком уровне, но и в центре Москвы, и на окраинах наши дворы достаточно равномерно и хорошо благоустроены, чего не скажешь о многих и многих даже европейских городах. Это говорит о том, что Греф совершенно прав – мы не умеем показывать, мы не умеем рассказывать, мы не умеем подавать то, что у нас уже есть. Я думаю, что это задача нетривиальная и не схоластическая. Это задача для того чтобы привлекать инвестиции, для того чтобы город был привлекательным, в целом.
По поводу развития города: есть ли у него перспектива, может ли он расширяться и не исчерпал ли он свои возможности для дальнейшего роста. Я считаю, что нет, потому что есть такая потребность, есть спрос на это, а значит, и будет предложение. Вопрос в том, какие это предложения, как будет развиваться Москва? Мы пытаемся сегодня ответить на этот вопрос, ответить не в рамках МКАДа, не в рамках кольцевой дороги, а в рамках всей московской агломерации.
Для этого в ближайшее время будет объявлен международный конкурс для определения концепции, создания концепции развития всей московской агломерации, включая Москву, Московскую область и множество необъединяемых территорий, как одни из элементов развития этой агломерации. Мы должны решить, как дальше будет развиваться территория, на которой проживает сегодня уже 20 миллионов человек. Мы должны понять, как мы будем взаимодействовать с десятками городов, которые находятся на периферии Московской области. Мы должны понять, как уйти моноцентричного развития города, который с каждым годом становится более и более проблематичным. Это модель, которая не соответствует современным требованиям развития. На эти вопросы, я думаю, ответят не только архитекторы, урбанисты Москвы и России, но и все те, кто пожелает принять в этом участие.
Последнее, что я бы хотел сказать, был вопрос о том, что важнее: борьба за инвестиции или борьба за граждан. Я думаю, вопрос не корректен. Важнее всего инвестиции в человека. Это идеология развития городов. Это смысл их развития. Я считаю, что это смысл развития Москвы и нашей идеологии. Спасибо.
Moscow Urban Forum,
Собянин
09.12.2011, 5087 просмотров.