ВИЭ в пустыне - мифы и реальность/ Энергетическая стратегия, контуры и коридоры нового Энерго-Шелкового пути
One Road или Оne Belt — ключевые слова, сокращенно обозначающие проект Silk Road Economic Belt. Инициативы его создания обсуждаются достаточно давно, однако лишь в 2012 начались реальные подвижки к его реализации. Созданный Правительством России Фонд прямых инвестиций и китайское правительственное инвестиционное агентство, а также Китайская инвестиционная корпорация в 2012 году создали партнерство для создания китайско-российского инвест фонда, который мог бы сконцентрироваться на возможностях в двусторонней интеграции. Во всяком случае так излагает историю газета China Daily. May 9, 2015 [«China to step up Russian debt financing».].
Мы публикуем обзор подготовленный в Аналитическом Центре при Правительстве России, в связи с обсуждением возможностей использования возобновляемой энергетики при создании стержневой энергетической инфраструктуры для One Belt:
В ходе обсуждения на конференции с международным участием выяснилось, что по ВИЭ российская сторона не может предложить понятной партнерам из Азии и Европы стратегии действий, в то время как Монголия готова стать стратегическим поставщиком возобновляемой энергии — как Китаю, так и России:(выступает Батхуяг Содовын(Batkhuyag Sodov), профессор Энергетического института Монгольского университета науки и технологии Энергетика Монголии)
Карты и оценки мощностей в докладе монгольского профессора Содова:
Положение дел с несистемным участием России в ключевой инфраструктуре Шелкового Пути, вряд ли устраивает ключевых игроков энергетического рынка России. Более того — проект GOBYTECH(названный по аналогии с амбициозным европейским начинанием DEZERTECH,«замороженным» из-за нестабильности в Северной Африке) имеет стратегическое значение для всего региона и вряд ли может оставаться без внимания Евразийского союза. Очевидно, что для корректировки ситуации нужны системные шаги, которые позволят воспользоваться налаженными российско-монгольскими связями для участия в создании энергосистемы.
Стратегическое преимущество России — ее подъездные пути. В феврале 2014 — достигнуто соглашение с Россией о стратегическом присоединении Нового Шелкового Пути к евразийским линиям РЖД, однако это присоединение может обернуться крупным проигрышем — как это было в космической отрасли, когда российские носители стали просто«поездами» на орбиту, а«начинку» и задачу ставили заказчики из других стран, что привело в конечном итоге к стагнации в отрасли. Такую же роль отведут Росии и в азиатской великой стройке — если не войти в нее технологически. Но пока обсуждение ведется лишь на общественном уровне — это хорошо видно из программы мероприятия:
В стратегическом отношении возобновляемая энергетика в России неразвита, не имеет опыта участия в мировых соревнованиях, а опыт замещения северного завоза за полярным кругом и на Дальнем Востоке пока только начинает набираться.
Но и этот опыт очень показателен — в замещении дизельных движков экономия топлива достигает 50%, а с крупными ТЭЦ возобновляемые источники успешно конкурируют по срокам ввода в эксплуатацию и окупаемости. При этом«ключ» к ВИЭ за полярным кругом — это именно«завоз» — тот самый северный завоз, который может растягиваться на годы и удорожает конструкцию в разы. Можно уверенно сказать, что этот вывод справедлив и для пустыни Гоби. Но этот ключевой вывод надо использовать для творческого осмысления. Возможно надо призвать на помошь главных союзников России — армию, ВВС и флот — для того, чтобы создать новый логистически-стратегический план поддержки создания новой энергетики в Азии?
Выступление Алексея Каплуна — РАО ЭС Востока с опытом«заполярного солнечного строительства» в поселке Батагай(Якутия) — установленная мощность солнечной генерации — 1 МВт:
Эксперты отмечают — для пустыни именно возобновляемые источники имеют преимущество — например П.П.Безруких, борясь с расхожими мифами и заблуждениями в области ВИЭ приводит цифру снижения расхода воды в 20 раз для солнечных станций по сравнению с атомными:
В тоже время, когда речь идет о серьезных проектах, очень странно выглядят опыты корпорации РУСГИДРО с малыми и сверхмалыми объемами генерации в пределах сотен киловатт, тогда как основной«парк» мощностей компании — сотни и тысячи мегаватт. Невольно вспоминается гора, которая родила мышь… В эту закономерность укладывается и доклад, представленный от корпорации РУСГИДРО на упомянутой конференции Евгением Тихоновым. В нем представлена новейшая разработка — контейнерная поставка микро-ГЭС на мощность до 60 кВт(!):
Надо сказать, что на сегодня контейнерная поставка столь малой мощности выглядит весьма и весьма странной — сегодня контейнеры работают на мощностях порядка 1 МВт — как при дизельной генерации, так и при накоплении энергии в батареях. Поставка контейнеров с«игрушечной» мощностью — до 60 кВт — может оказаться совсем не игрушкой в условиях северного(или пустынного) завоза.
Наверное нельзя до бесконечности пробовать — что такое эта возобновляемая энергетика, надо просто владеть ее использованием и самое главное — рыночными нишами ее применимости. Тогда будут линейки микро-ГЭС от 10 до 1000 кВт и лругие полезные и нужные в хозяйстве приборы. Иначе — невозможно двигаться вперед, осваивать новые пространства, получать реальные стратегические преимущества. Россия имеет огромный потенциал научно-технических свершений, но«прагматично» считает, что его можно«законсервировать». К сожалению нет — консервы с течением десятилетий становятся несъедобны, а нового опыта не наработали….
В феврале 2000-го года ушел из жизни выдающийся ученый и основатель нашего журнала Никита Николаевич Моисеев. Публикуем статью написанную его учеником — Владимиром Александровым, по следам событий 1983 года, когда группа советских ученых была приглашена вместе со своими американскими коллегами выступить в сенате США и официально засвидетельствовать прогнозы о климатических и других глобальных последствиях ядерной войны.Никогда — ни до, ни после этих событий, российских ученых не приглашали давать официальные показания в высшем законодательном органе США.
В декабре человечество, наконец, получило то, чего ученые-астрономы ждали почти вечность: точное расстояние от Земли до звезд. Однако, как часто бывает в науке, новые данные породили предположение о наличии ранее неизвестной загадки, решение которой может стать«открытием века».