Главная→Информация / Info→Инновации / New!→
COP21 - cоглашение одобрено, но требует ратификации / Что выбирает Россия - стать лидером или стать в очередь за пособием?
COP21 - cоглашение одобрено, но требует ратификации / Что выбирает Россия - стать лидером или стать в очередь за пособием?
На фото — баррикадирование макета Эйфелевой башни стульями как символ бюрократических проволочек.
12 декабря, в Париже после двух недель переговоров делегации 196 стран единогласно приняли новую договоренность Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Соглашение заменит Киотский протокол и усилит деятельность, которую страны ведут по конвенции в целом. Однако каждому государству придется дополнительно ратифицировать Парижское соглашение — скорее всего, это произойдет в 2018–2019 годах. Так чью победу празднуют в Париже — здравого смысла или международной бюрократии и политиканству?
Соглашение реализует цель сдержать потепление на уровне менее 2 °С, тогда как экстремально-идеальные требования островных государств, а также экологических организаций, составляло — 1,5 °С. Однако требовать цифру ради цифры — это скорее политическая игра, в которую давно научился играть альянс островных государств(на COP15 в Копенгагене именно борьба за субсидии — чистую выплату«за вину Севера перед Югом» привела к фактическому развалу соглашения), а так же ряд политизированных экологических организаций.
Документ закрепляет основные принципы действий всех государств на период с 2020 года. Все страны, включая Россию, приняли национальные цели по снижению или ограничению выбросов парниковых газов на 2025–2030 годы.
Парижское соглашению закрепляет достижение цели, намеченной ООН — о том, что, что до 2020 года финансовая поддержка новых технологий “ зеленого развития» должна составить порядка 100 млрд долларов ежегодно( см. цель 13 Новых целей устойчивого развития ООН) причем в результате обсуждения принят акцент на преимущественное использование их в развивающихся странах, а дальше будет только увеличиваться. Россия также будет участвовать в этой программе международного сбора денег, однако попадет ли она в список приоритетов при раздаче помощи — это большой вопрос. Для России очевидно, что она сама —«под ударом» глобального потепления — вечная мерзлота покрывающая почти 50% территории оттаивает — и приводит к потерям земли и хозяйственных сооружений. Однако сможет ли она признать себя развивающейся страной, чтобы получить первоочередную помощь? Скорее всего для России это неприемлемо. Понимая это Ecolife рассматривает возможность стратегического лидерства России в борьбе с глобальным потеплением.
Ecolife предлагал вопрос министру природных ресурсов Сергею Донскому накануне COP21 — озаботиться созданием корпорации РОСЛЕС с главной задачей, поставленной как выращивание лесов, которые могли бы принять реальное участие в поглощении антропогенного избытка СО2. Однако ответа на этот вопрос у министра не нашлось.
Рассомтрим контекст в котором находится это предложение. Как и остальные страны, Россия по соглашению должна разработать долгосрочную стратегию«низкоуглеродного» развития, причем предусматривающую снижение выбросов, ограничивающее глобальное потепление на уровне менее 2 °С. Также наша страна, как и другие, должна будет разработать планы адаптации к изменениям климата и реализовывать соответствующие меры. Соглашение создает механизм реализации международных проектов по сокращению выбросов парниковых газов во всех странах, включая Россию. Эта система может включать и лесные проекты.
В ходе конференции в Париже Сергей Донской заверил, Россия в 2016–2018 годах введет обязательную отчетность предприятий о выбросах парниковых газов. По его словам, только после этого можно будет говорить о регулировании выбросов, которое будет стимулировать внедрение наилучших доступных технологий(НДТ). Однако учитывая, что НДТ направлены на снижение экологического вреда, а такой парниковый газ как Н20(вода!) никакого вреда не наносит, хотя является сильнейшим парниковым газом, то в словах министра заранее проступает«маневр», который затем будет долго отыгрываться, обыгрываться и результате — аукаться международным негативом и внутренней стагнацией принципиально новых технологий.
В тоже время Парижское соглашение требует от стран принимать меры по сохранению лесов, что не просто важно для России — эти меры могут вывести ее в число лидеров борьбы с глобальным потеплением, если задуматься о потенциале территорий, имеющихся у самой большой страны мира. Оценки показывают, что для поглощения избытка CO2 требуется около 100 млн. га новых лесов, а для бореальных лесов эта цифра может стать в 7-8 раз меньше из-за их уникальных поглощающих свойств. Для России с ее миллиардом гектаров леса добавка 10 млн. га - всего лишь 1% общей площади лесов. Неужели Россия не может стратегически рассчитать плюсы международного лидерства в проблеме, к которой приковано внимание всего мира?
В феврале 2000-го года ушел из жизни выдающийся ученый и основатель нашего журнала Никита Николаевич Моисеев. Публикуем статью написанную его учеником — Владимиром Александровым, по следам событий 1983 года, когда группа советских ученых была приглашена вместе со своими американскими коллегами выступить в сенате США и официально засвидетельствовать прогнозы о климатических и других глобальных последствиях ядерной войны.Никогда — ни до, ни после этих событий, российских ученых не приглашали давать официальные показания в высшем законодательном органе США.
В декабре человечество, наконец, получило то, чего ученые-астрономы ждали почти вечность: точное расстояние от Земли до звезд. Однако, как часто бывает в науке, новые данные породили предположение о наличии ранее неизвестной загадки, решение которой может стать«открытием века».