В Брюсселе перед публикой предстал первый рабочий прототип необычного транспортного средства для больших городов. Аппарат способен занять на парковке втрое меньше места, чем обычная легковушка, а это означает площадь даже более скромную, чем нужна для стоянки известного«Смарта»
Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу сегодня дал официальный старт проекту Hiriko CityCar, призванному решить проблему загруженности улиц и загрязнённости воздуха в крупных городах не только Европы, но и всего мира.
На деле проект складного электромобиля развивается уже несколько лет. Однако именно сегодня, 24 января 2011 года, авторы экзотической разработки впервые выкатили полноразмерный образец(фото AP Photo/Yves Logghe).
Проект и консорциум Hiriko базируется на баскских землях, потому название его основано на словах из языка басков(Hiri – город, ko – сокращение от coche — автомобиль). Развивает проект группа из нескольких испанских компаний, прежде всего, Afypaida и Denokinn. Однако корнями замысел уходит в США.
Сверхкомпактная парковка в ряд предполагает выход через единственную поднимающуюся дверцу спереди машины, как у «Изетты»(иллюстрации Hiriko).
Концепция двухместного складного электромобиля CityCar первоначально зародилась и развивалась в Массачусетском технологическом институте, в группе Smart Cities, возглавлявшейся Уильямом Митчеллом(William J. Mitchell). Уильям умер в 2010 году, но его соратники продолжили проект, скооперировавшись с европейскими инженерами.
С американской стороны ныне проект поддерживает Кент Ларсон(Kent Larson) и его исследовательская группа Changing Places.
Глава Европейской комиссии Баррозу(слева) и президент Hiriko Джезус Эчабе(Jesus Echabe) на презентации Hiriko CityCar(фото AP Photo/Yves Logghe, Yves Herman/Reuters).
Каждое колесо«ситикара» оборудовано собственным электромотором. Кроме того, все колёса – управляемые, причём могут поворачиваться более чем на 80 градусов. Благодаря этому аппарат Hiriko способен разворачиваться на месте.
Перед полномасштабным прототипом концепцию испытали на небольших макетах(фотографии MIT, Hiriko).
Запас хода на одной зарядке объявлен в 100-120 километров. Про максимальную скорость машины пока ничего достоверно не известно, но она, видимо, будет небольшой(порядка 100 км/ч), чтобы хватало для обычного городского движения.
Рациональная компоновка и подвижная задняя часть позволили«ситикару» переплюнуть в компактности микрокар Smart. Правда, в последнем пространство для поклажи, пожалуй, будет всё-таки побольше(иллюстрации Hiriko, William Lark, Jr./ Smart Cities, MIT).
Помимо тягового мотора в ступицу колеса«ситикара» интегрированы элементы подвески и тормозная система. И всё управление(разгон, торможение, повороты) осуществляется только по проводам. Такую конструкцию американские специалисты назвали«колёсами-роботами»(Wheel Robots).
Именно их применение освободило автомобиль от целого ряда механических и гидравлических связей, а потому облегчило реализацию главной изюминки всего проекта, задуманной ещё Митчеллом, – складывание электромобиля.
На стоянке этот аппарат поджимает под себя заднюю ось и сокращается в длину. Таким образом три Hiriko способны припарковаться на площадке, которую занимает одна обычная легковушка.
По информации MIT Media Lab, CityCar может стать основой для новой стратегии городского транспорта –«мобильность по запросу»(Mobility-on-Demand). Россыпи Hiriko могут дежурить у многочисленных зарядных станций.
Пользователь такой сети разблокировал бы дверцу машины с помощью электронной карточки и отправлялся бы в автомобиле по делам, а после – оставлял бы аппарат на любой другой зарядной станции системы.
В каком виде, в конце концов, будет организован прокат складных машин, говорить ещё рано. Тем не менее консорциум заключил соглашения о демонстрационных тестах флота Hiriko в Берлине, Барселоне, Сан-Франциско, Бостоне и на Галапагосских островах. Ведутся переговоры с Брюсселем.
Первые предсерийные образцы малышей от Hiriko должны появиться нынешним летом(их создадут испанцы в кооперации со шведами), тогда же запланирована официальная омологация модели(должно быть построено 20 экземпляров«ситикара»).
На рынок диковинная повозка должна попасть в 2013 году. Она будет выпускаться на заводе в испанском городе Витория. Предполагаемая цена складного электромобиля составляет 12 500 евро($16 300).
В феврале 2000-го года ушел из жизни выдающийся ученый и основатель нашего журнала Никита Николаевич Моисеев. Публикуем статью написанную его учеником — Владимиром Александровым, по следам событий 1983 года, когда группа советских ученых была приглашена вместе со своими американскими коллегами выступить в сенате США и официально засвидетельствовать прогнозы о климатических и других глобальных последствиях ядерной войны.Никогда — ни до, ни после этих событий, российских ученых не приглашали давать официальные показания в высшем законодательном органе США.
В декабре человечество, наконец, получило то, чего ученые-астрономы ждали почти вечность: точное расстояние от Земли до звезд. Однако, как часто бывает в науке, новые данные породили предположение о наличии ранее неизвестной загадки, решение которой может стать«открытием века».