Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player  
Всё об экологии ищите здесь:
Loading
  Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама



Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная Информация / Info Инновации / New! Экология 2030 - вопросы остаются/ Утверждена госполитика в области экологии

Экология 2030 - вопросы остаются/ Утверждена госполитика в области экологии

Экология 2030 - вопросы остаются/ Утверждена госполитика в области экологии

Появился очередной документ декларативного характера о том, как должно все быть в государстве российском. Несомненно хотелось бы, что бы этот документ дал старт развитию  конкретных инициатив  - с реальными планам, использующими действенные механизмы осуществления.  Тем не менее сам факт появления этого документа рождает новые надежды и следует отдать должное творцам этого документа – вопрос стронулся с «мертвой точки» — есть разговор о задачах и механизмах их осуществления.

Среди конкретных мер для защиты окружающей среды записанных в «Основах..»   можно отметить поэтапное внедрение системы соблюдения экологических требований и проведения экологического аудита, а также поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также металлолома, бумаги, стеклянной и пластиковой тары, автомобильных шин.

Тем не менее при прочтении документа возникает много вопросов ….

Не так давно сообщалось, что  Российские власти требуют при освоении континентального шельфа страны применять экологически чистые технологии, стремясь к нулевому сбросу в морскую среду. Об этом заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании по шельфу в начале апреля. «Наше принципиальное требование к компаниям, работающим на чувствительных для природы участках, — это использование экологически чистых технологий, которые позволят минимизировать нагрузку на окружающую среду, вплоть до нулевого сброса в морскую среду всех видов отходов производственной деятельности“, — сказал премьер.  »В России находится четверть потенциальных мировых запасов углеводородов, и свыше 70 процентов из них — это шельф. «Это наш стратегический резерв“, подчеркивает Владимир Путин и определяет:  “Наша задача на долгосрочную перспективу — обеспечить лидерство России на глобальных энергетических рынках».

Очевидно, что «экологически чистые технологии» — это новые технологии так как прежний опыт «освоения» нефтяниками месторождений показывает, что как правило они оставляют после себя безжизненную пустыню. Значит речь должна идти об экологических инновациях, о том, что самая богатая ресурсами страна, которая сознательно положила в основу своей экономики использование ресурсов нефти и газа, требует инноваций для экологических преобразований в этой области — создания методов добычи резко снижающих потери нефти, и обеспечивающих сбор попутного газа, новых методов и материалов для транспортировки, новой логистики для хранения и распределения.  Наконец  энерго- эффективность  о которой говорится уже несколько лет – это экономия до 40% ресурсов – и этот ресурс нам необходим!

Однако, пока конкретного заказа на экоинновации нет, все звенья вертикали инновационного развития — Роснано, РВК, Сколково  дружно забывают в какой стране они развиваются и какими деньгами они распоряжаются —  а потому  не заботятся об интересах и наиболее насущных задачах страны, ресурсная ориентация экономики которой четко определена. Наверное в  сталинское время спросили бы — это что — саботаж? Но в наши относительно либеральные времена даже вопросы стратегии, основополагающие документы на период до 2030-го года не содержат стержня, на который бы «нанизывались» остальные предложения и механизмы, такие как принципы перечисленные в пункте 8 «Основ …».

Так что стержневой линии работы и вытекающей из нее конкретики, определенности, государственного заказа в этом направлении еще не сформировано, что и настораживает — всем известна волшебная особенность бюрократического аппарата «забалтывать» казалось бы прямые указания руководства.

В пунктах 18 и 19 «Основ…» перечислены задачи мониторинга и его электронного обеспечения – это важнейший момент получения информации, как руководства к действию. Но вот про само действие  – кроме взимания штрафов в самом начале «Основ..», ничего не сказано. Но документ охватывает период до 2030 года —  возникает вопрос – а не значит  ли это, что все это время информация будет только собираться? Хочется надеяться, что будет и деятельность, основанная на буквально бесценной информации.   В конце 19 пункта читаем наконец: стимулирование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности. И возникает вопрос – а почему про предотвращение загрязнения, про прорывные технологии,  обладающие фантастическими возможностями и потенциалом решения назревших вопросов ничего не говориться? Разве не на главном стратегическом направлении экономики надо применять самую новую, самую передовую  технику и технологию?

Но хватит о грустном. Все же есть в «Основах …“ и светлые, сильные стороны. Чтобы увидеть это обратим внимание на то, что наконец на государственном уровне проявлено внимание к основам формирования экологической культуры, без которой все усилия в борьбе за ресурсы энерго-эффективности,  за эко-инновации будут  продолжать тонуть в инертной бездеятельности чиновников.   “Основы…» предписывают: «включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы», предусматривается также «государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий».   Заметим, что часто сведения «экологической и ресурсосберегающей направленности»  освещаются  тенденциозно или неквалифицированно, с опорой на скандал, а не на суть вопроса, как это было с «климатгейтом», например.

Однако и здесь не обошлось без благих пожеланий в области экологического образования, которые очень легко «заболтать» в силу их неконкретности — так как не определена мера «включенности» вопросов и процентный размер «поддержки» в том или ином направлении образовательной деятельности . Это такие пункты как:

в) включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты; г) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся; д) государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;  е) развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

Что касается международной деятельности, то и здесь с сожалением приходится констатировать продолжающееся  отсутствие «стержня“. Посмотрим например пункт: “ б) развитие международного информационного обмена и участие в международных проектах по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, защиты природной среды, в том числе в Арктике».   Он вновь не содержит ясного указания на приоритет практической деятельности в области эко-инноваций, так как участие в международных проектах за которые «уже уплочено» из государственных средств в казну той или иной международной организации вовсе не гарантирует России того, что эта разработка найдет своем место например на российском шельфе, а не пойдет «по рукам» и вернется в Россию спустя годы, красиво упакованная на Западе, и естественно за баснословные деньги.

В общем-то в «Основах …» как сплошь и рядом — и не только у нас в стране, но и во всем мире, размах экологических инициатив  «съедается“ отсутствием инструментов их использования в повседневной жизни.  Здесь стоит напомнить об инициативе Дмитрия Медведева, которую он высказал в своем блоге в связи с событиями в Мексиканском заливе:» «Нам нужно подумать, может быть, и о том, чтобы создать глобальный фонд – фонд, в который мировые державы внесут деньги, для того чтобы заниматься страхованием или перестрахованием таких рисков, потому что в некоторых случаях денег может не хватить даже у самых богатых компаний и даже у больших стран». Он также пообещал поднять данный вопрос на встрече «большой двадцатки», однако больше по этому вопросу сообщений не было. Представляется, что учреждение такого Фонда могло бы принести неоспоримую практическую пользу, даже если только на проценты с депозита, на котором он будет размещен, велась бы деятельность по поддержке инноваций противодействующих экологическим катастрофам.  В этом случае предложение Дмитрия Медведева могло бы стать основой конструктивной работы с экологическими рисками и проблемами -  этот фонд «в мирное время» становился бы заказчиком принципиально инновационных технологий для ликвидации экологических бедствий. К сожалению,именно завершающего «штриха», привязывающего инициативу к практике, сделано не было.

В целом можно сказать, что новые «Основы государственной политики в области экологии» и «План действий» по их реализации станут действенными, если исполнительная власть не будет видеть в них камень преткновения на пути реализации основной стратегической задачи развития экономики страны за счет ресурсов, а наоборот – увидит в ней механизмы скорейшей реализации экономического развития страны с наименьшими для природы потерями.  Возможности для этого у России есть — есть мощные наработки в рамках созданной вертикали инноваций —  одна беда -  «ось» этой вертикали не совпадает пока с основным направлением экономики. Поэтому часто инновационный выстрел превращается в фейерверк, а пар уходит в свисток.

 

Обсуждаемый документ (полный текст):

«Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года».

I. Общие положения

1. Глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, затрагивают интересы Российской Федерации и её граждан.

 

2. Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.

 

3. В 40 субъектах Российской Федерации более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объём сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. гектаров. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.

 

4. Разработка настоящих Основ обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития.

 

5. Настоящими Основами определяются стратегическая цель, основные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации.

 

6. Государственная политика в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее – государственная политика в области экологического развития) основывается на Конституции Российской Федерации, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, а также на федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, документах долгосрочного стратегического планирования, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённую распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. №    1662-р.

 

II. Стратегическая цель и принципы государственной политики в области экологического развития

 

7. Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

 

8. Реализация настоящих Основ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

 

а) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

 

б) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

 

в) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

 

г) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

 

д) приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

 

е) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее – органы государственной власти) за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

 

ж) презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности;

 

з) обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении экономической и иной деятельности;

 

и) запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

 

к) обеспечение соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

 

л) соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

 

м) участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду;

 

н) ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;

 

о) полное возмещение вреда, причинённого окружающей среде;

 

п) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учёт их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

 

р) развитие международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем и применении международных стандартов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

 

III. Основные задачи государственной политики в области экологического развития

 

9. Достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития обеспечивается решением следующих основных задач:

 

а) формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти;

 

б) совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;

 

в) обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;

 

г) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;

 

д) восстановление нарушенных естественных экологических систем;

 

е) обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;

 

ж) сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;

 

з) развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

 

и) совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата;

 

к) научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;

 

л) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;

 

м) обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;

 

 

 

н) развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

 

 

 

IV. Основные механизмы реализации государственной политики в области экологического развития

 

 

 

10. При решении задачи формирования эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти, используются следующие механизмы реализации государственной политики в области экологического развития (далее – механизмы):

 

 

 

а) совершенствование разграничения полномочий органов государственной власти в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

 

 

 

б) установление такого критерия оценки эффективности деятельности органов государственной власти, как состояние окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, определяемого на основе системы объективных показателей и индикаторов;

 

 

 

в) повышение эффективности государственного экологического надзора на федеральном и региональном уровнях;

 

 

 

г) внедрение в систему управления качеством окружающей среды методологии определения и оценки экологических рисков с целью повышения обоснованности принятия управленческих решений.

 

 

 

11. При решении задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности используются следующие механизмы:

 

 

 

а) принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в целях реализации государственной политики в области экологического развития;

 

 

 

б) создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;

 

 

 

в) создание нормативно-правовой базы внедрения и применения стратегической экологической оценки при принятии планов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду;

 

 

 

г) усиление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления и иные правонарушения.

 

 

 

12. При решении задачи обеспечения экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий используются следующие механизмы:

 

 

 

а) формирование эффективной, конкурентоспособной и экологически ориентированной модели развития экономики, обеспечивающей наибольший эффект при сохранении природной среды, её рациональном использовании и минимизации негативного воздействия на окружающую среду;

 

 

 

б) внедрение инновационных ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий на базе единой технологической платформы с активным участием государства, бизнес-сообщества, организаций науки и образования, общественных объединений и некоммерческих организаций;

 

 

 

в) учёт абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов и энергии, негативного воздействия на окружающую среду при государственном регулировании природоохранной деятельности и планировании мероприятий по охране окружающей среды, а также при оценке эффективности экономики в целом и по отраслям.

 

 

 

13. При решении задачи предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду используются следующие механизмы:

 

 

 

а) экологическое нормирование на основе технологических нормативов при условии обеспечения приемлемого риска для окружающей среды и здоровья населения;

 

 

 

б) поэтапное исключение практики установления временных сверхнормативных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

 

 

 

в) снижение удельных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов по видам экономической деятельности до уровня, соответствующего аналогичным показателям, достигнутым в экономически развитых странах;

 

 

 

г) установление обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации экологически опасных объектов, включая радиационно, химически и биологически опасные объекты;

 

 

 

д) совершенствование процедуры и методологии оценки воздействия на окружающую среду и её учёт при принятии решений на всех уровнях, в том числе гармонизация процедуры проведения такой оценки в соответствии с международными договорами Российской Федерации и создание нормативно-правовой базы для стратегической экологической оценки;

 

 

 

е) увеличение объёма строительства зданий и сооружений, сертифицированных в системе добровольной экологической сертификации объектов недвижимости с учётом международного опыта применения «зеленых» стандартов;

 

 

 

ж) осуществление мер, предусмотренных Климатической доктриной Российской Федерации и документами, направленными на её реализацию,

 

 

 

14. При решении задачи восстановления нарушенных естественных экологических систем используются следующие механизмы:

 

 

 

а) инвентаризация территорий с целью установления районов с неблагополучной экологической ситуацией для осуществления программ, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;

 

 

 

б) организация работ по оценке и поэтапной ликвидации экологических последствий прошлой экономической и иной деятельности;

 

 

 

в) развитие правовых, экономических, организационных и методических механизмов возмещения вреда, причинённого окружающей среде;

 

 

 

г) сохранение и восстановление защитных и средообразующих функций естественных экологических систем вне особо охраняемых природных территорий.

 

 

 

15. При решении задачи обеспечения экологически безопасного обращения с отходами используются следующие механизмы:

 

 

 

а) предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объёмов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путём переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;

 

 

 

б) внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;

 

 

 

в) создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;

 

 

 

г) поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и другие);

 

 

 

д) установление ответственности производителей за экологически безопасное удаление произведённой ими продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки;

 

 

 

е) обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов.

 

 

 

16. При решении задачи сохранения природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира, используются следующие механизмы:

 

 

 

а) укрепление охраны и развитие системы особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения в строгом соответствии с их целевым предназначением;

 

 

 

б) создание эффективной системы мер, направленных на сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира и мест их обитания;

 

 

 

в) формирование и обеспечение устойчивого функционирования систем охраняемых природных территорий разных уровней и категорий в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;

 

 

 

г) предотвращение неконтролируемого распространения на территории Российской Федерации чужеродных (инвазивных) видов животных, растений и микроорганизмов;

 

 

 

д) сохранение генетического фонда диких животных;

 

 

 

е) решение экологических проблем Байкальской природной территории, регионов Севера и Арктики, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

 

 

 

17. При решении задачи развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды используются следующие механизмы:

 

 

 

а) установление платы за негативное воздействие на окружающую среду с учётом затрат, связанных с осуществлением природоохранных мероприятий;

 

 

 

б) замена практики взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды на практику возмещения вреда, причинённого окружающей среде;

 

 

 

в) стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий, а также обеспечение широкого применения государственно-частного партнёрства при государственном финансировании (софинансировании) мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;

 

 

 

г) формирование рынка экологичной продукции, технологий и оборудования, а также природоохранных услуг;

 

 

 

д) осуществление поддержки технологической модернизации, обеспечивающей уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;

 

 

 

е) развитие рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

 

 

 

ж) обеспечение преимущества (при прочих равных условиях) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, отвечающим установленным экологическим требованиям;

 

 

 

з) стимулирование привлечения инвестиций для обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, производства экологически чистой продукции, внедрения ресурсосберегающих технологий, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;

 

 

 

и) поэтапное внедрение системы декларирования соблюдения экологических требований и проведения экологического аудита;

 

 

 

к) повышение экологической и социальной ответственности бизнеса;

 

 

 

л) стимулирование деятельности по сбору, сортировке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей;

 

 

 

м) государственное регулирование ввоза в Российскую Федерацию техники (оборудования) и технологий, не соответствующих экологическим требованиям, в том числе международным.

 

 

 

18. При решении задачи создания современной системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата используются следующие механизмы:

 

 

 

а) создание и развитие единой автоматизированной государственной системы экологического мониторинга, оснащённой современной измерительной, аналитической техникой и информационными средствами;

 

 

 

б) внедрение методов учёта негативного воздействия на окружающую среду с использованием инструментальных (автоматизированных) систем;

 

 

 

в) обеспечение развития сети наблюдений и программ обработки данных, позволяющих своевременно получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

 

 

 

г) использование результатов экологического мониторинга при осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, принятии решений о реализации намечаемой экономической и иной деятельности, осуществлении государственного экологического надзора, а также при составлении прогнозов социально- экономического развития.

 

 

 

19. При решении задачи научного и информационно-аналитического обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности используются следующие механизмы:

 

 

 

а) расширение комплексных фундаментальных и прикладных исследований в области прогнозирования угроз экологического характера, а также негативных последствий, связанных с изменением климата;

 

 

 

б) разработка и использование научно обоснованных и объективных показателей техногенного воздействия на окружающую среду и показателей экологической эффективности природоохранной деятельности;

 

 

 

в) стимулирование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности.

 

 

 

20. При решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания используются следующие механизмы:

 

 

 

а) формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодёжи, экологически ответственного мировоззрения;

 

 

 

б) государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий;

 

 

 

в) включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;

 

 

 

г) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;

 

 

 

д) государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;

 

 

 

е) развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

 

 

 

ж) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

 

 

 

21. При реализации задачи обеспечения эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности, используются следующие механизмы:

 

 

 

а) участие бизнес-сообщества, научных и образовательных организаций, общественных объединений и некоммерческих организаций в разработке, обсуждении и принятии решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также в природоохранной деятельности;

 

 

 

б) участие и учёт законных интересов заинтересованных сторон в процедуре оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, включая стратегическую экологическую оценку, при разработке и утверждении проектов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду и здоровье населения;

 

 

 

в) обеспечение открытости и доступности информации о состоянии окружающей среды и мерах по её охране, о деятельности органов государственной власти и принимаемых ими решениях;

 

 

 

г) обеспечение публичности информации, содержащейся в декларациях и разрешениях на воздействие на окружающую среду, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

 

 

 

д) повышение информационной открытости промышленных предприятий в части их негативного воздействия на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению такого воздействия, а также развитие добровольных механизмов экологической ответственности организаций с участием государства и переход государственных корпораций к обязательной нефинансовой отчётности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии с международными стандартами. Указанная отчётность подлежит аудиту независимыми третьими сторонами и заверяется ими.

 

 

 

22. При решении задачи развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды используются следующие механизмы:

 

а) реализация мер по активизации сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями в природоохранной сфере, направленных на более эффективное отстаивание и защиту интересов Российской Федерации при участии в международных договорах природоохранной направленности, а также парирование угроз, связанных с трансграничным загрязнением;

 

б) развитие международного информационного обмена и участие в международных проектах по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, защиты природной среды, в том числе в Арктике;

 

 

 

в) внедрение международных экологических стандартов, систем подтверждения соответствия экологическим требованиям, приведение их в соответствие с международными системами;

 

 

 

г) гармонизация законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды с международным экологическим правом.

 

23. Реализация государственной политики в области экологического развития обеспечивается путём осуществления эффективной деятельности органов государственной власти в рамках предоставленных им полномочий во взаимодействии с бизнес-сообществом, научными кругами, общественными и иными организациями:

 

а) при разработке, обсуждении и принятии нормативных правовых актов и нормативных технических документов;

 

 

 

б) при разработке долгосрочных программ социально-экономического развития, федеральных и региональных программ в области охраны окружающей среды;

в) при планировании и принятии решений об осуществлении на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации экономической и иной деятельности, связанной с возможным негативным воздействием на окружающую среду.

 

24. Государственная политика в области экологического развития осуществляется в соответствии с планом действий по реализации настоящих Основ, утверждённым Правительством Российской Федерации.

25. Целевые показатели решения основных задач государственной политики в области экологического развития, количественные значения по их достижению определяются в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, концепциях долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующие периоды, а также в федеральных и региональных программах в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

 

 

 

26. Финансирование реализации государственной политики в области экологического развития осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счёт средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства.

30 апреля 2012 года, 12:50

Основы государственной политикиМедведев 

01.05.2012, 4730 просмотров.


Нравится

ИННОВАЦИОННЫЙ КАНАЛ
16.06.2017 17:18:06

Новости мирового регулирования рыбного промысла

Набирает новых членов соглашение по регулированию рыбного промысла, подписанное при посредничестве FAO. Это «Соглашение о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла», которое вступило в силу в июне 2016 г..

рыбный промысел

30.03.2017 13:18:25

Норникель просит освободить от налогов триллион "зеленых" инвестиций/ Норвежцы требуют сократить выбросы

В выступлении на Арктическом Форуме “ Арктика- территория диалога» представитель «Норникеля» Елена Безденежных попросила освободить от налогов экологическую программу компании, включающую НДТ, но факты пока свидетельствуют об обратном, а штрафы остаются символическими.

Норникель

21.12.2016 00:13:48

Мамонтов тоже нужно охранять! / Мамонтов приравняют к полезным ископаемым?

Общественная палата озабочена созданием не имеющего мировых аналогов криохранилища мамонтовой фауны.  Член ОП РФ Марина Богословская предложила включить ископаемую мамонтовую фауну в перечень полезных ископаемых, содержащие мамонтовую кость участки — отнести к недрам местного значения и организовать международные аукционы по продаже мамонтовой кости.

Мамонт

29.11.2016 22:58:42

В Мурманске нет кладбища радиоактивных кораблей/ Позитив от Беллоны

В соцсетях Мурманской области появилось видео, в котором сняты с воздуха затопленные корабли. Авторы ролика утверждают, что они могут быть «радиоактивны».

радиоактивные корабли

26.11.2016 10:02:58

Биологические инвазии — современная проблема Земли.

Биологические инвазии — современная проблема всей планеты. Многочисленные и разнообразные чужеродные виды, вселяясь в регионы, где их прежде не регистрировали, часто оказывают необратимое воздействие, изменяя различные компоненты экосистем и экосистему в целом.

инвазия

25.11.2016 01:19:09

Для решения проблем полигона «Красный бор» необходимо разработать «дорожную карту»

Об этом проинформировал директор Департамента международного сотрудничества Минприроды России Нуритдин Инамов на заседании платформы государственно-частного партнерства «Санкт-Петербургская инициатива», прошедшего 22 ноября 2016 г. в Минприроды России. Заседание прошло под председательством Н. Инамова и было посвящено переработке отходов.

«Красный бор»

17.11.2016 23:14:09

Укрытие-2 надвигают на 4-й энергоблок ЧАЭС

Укрытие-2 для четвёртого энергоблока Чернобыльской АЭС начали строить в далёком 2007 году. Несмотря на нехватку финансирования и задержки, сейчас инженерный мега-проект близок к завершению.

ЧАЭС

RSS
Архив "ИННОВАЦИОННЫЙ КАНАЛ "Экология и жизнь""
Подписка на RSS
Реклама: Вентилируемые фасады. Монтаж: стоимость монтажа вентилируемого фасада.