Создан электромобиль с кузовом на основе необычного материала
Малый запас хода электромобилей в основном пытаются преодолеть предельным снижением массы конструкции. Но датская компания ECOMove удивила даже в этом: в кузове её QBEAK использован пластик, обычно применяющийся для производства сидений.
Концепт электромобиля QBEAK, недавно продемонстрированный датской компанией ECOMove, без модульных аккумуляторов весит 425 кг. При этом с полным комплектом из шести батарей ёмкостью 28,8 кВт•ч он может проехать 300 км. И это при пассажировместимости до шести человек! Два моторных колеса-электродвигателя(на передней оси) мощностью в 35,4 кВт каждый разгоняют машину до 90 км/ч за 12 с, что, конечно, неспешно. Конструкторы замечают, что скорость разгона серьёзно лимитирована по сравнению с пиковыми возможностями электромоторов ради обеспечения уменьшенного расхода электроэнергии в городском цикле. Максимальная скорость движения ограничена 120 км/ч.
Чудес, заметите вы, не бывает; на фото, скажет суровый автолюбитель, за километр видно, что это транспортное средство излишне полно использует пространство: слишком большой салон для автомобиля размерами 3?1,75?1,63 м(Д?Ш?В). А из этого, несомненно, следует, что зоны программируемой деформации перед водителем и пассажирами первого ряда просто негде разместить — значит, пассивная безопасность будет слабой, и строгую ЕС-сертификацию QBEAK не пройдёт.
А вот и не угадали: по крайней мере разработчики QBEAK считают, что они решили эту проблему. Что ж, сертификационные краш-тесты покажут. Конструкцию проектировали очень хитрые люди. Перед нами не то чтобы пластиковый и не то чтобы металлический автомобиль. Материал кузова снаружи и изнутри — тонкие алюминиевые пластины, которые призваны программируемо деформироваться при столкновении. А между ними… пластик, с ничтожной на первый взгляд плотностью. Разработка самог? кузова в значительной степени выполнялась в кооперации с британской фирмой Inrekor.
Используемый как прокладка материал — так называемый ARPRO. Это вспененный полипропилен очень низкой плотности, поры которого наполнены либо воздухом(когда пожаростойкость не слишком важна), либо СО2. Плотность его колеблется, однако для столь своеобразного применения, как использование в автомобильных кузовах, подходят наиболее плотные модификации, 100-200 кг/м?. Особенностью материала является способность к 75-процентному сжатию с последующим восстановлением формы. При этом он поглощает большое количество энергии, что позволяет в значительной степени«гасить» столкновения. Кроме того, количество зон деформации, предусмотренных конструкцией, весьма велико, а для повышения жёсткости кузова использованы всего две(правда, большие) двери. Как насчёт горючести таких алюминий-пропилен-алюминиевых листов? До нарушения целостности алюминиевого покрытия панели будут негорючими, уверяет производитель, а открытый(при аварии) слой полипропилена выгорает при контакте с пламенем на 13-14 мм за минуту. Правда, QBEAK — всё же электромобиль, поэтому классического бензинового пожара после аварии опасаться не приходиться.
Вообще-то полипропилен не первый год применяется в автомобилестроении, в тех же бамперах и травмобезопасных сиденьях. Однако использование его вспененного варианта в качестве одного из основных материалов кузова пока не отмечалось ни на одном серийном авто.
Салон сделан трансформируемым, причём в очень широком диапазоне. Шесть кресел(в варианте без багажника) могут устанавливаться с любым боковым смещением — как одновременно, так и выниматься(по одному) для освобождения внутреннего пространства под грузы. При этом кресло водителя может в широких пределах перемещаться по салону — не только вперёд-назад, но и вбок. Чтобы разместить в трёхметровом авто шесть пассажирских мест, H-point задана довольно высокой. Но приличная высота(1,63 м) при небольшом клиренсе QBEAK позволяет разместить в салоне человека даже очень высокого роста.
Платформа необычна и предельно полно позволяет использовать внутреннее пространство QBEAK. Два мотор-колеса и подвеска — собственной разработки.
Шесть аккумуляторов могут устанавливать по одному(если поездка предусмотрена на дальность не более 50 км), по две штуки, по три и т. д. Вес их не раскрывается, однако если они стандартной для современных электромобилей удельной энергоёмкости, то речь идёт примерно о 300 кг.
Теплопроводность вспененного полипропилена даже при высоких плотностях находится на уровне пенополистирола, что означает высокий уровень тепло- и шумоизоляции. Стоит отметить, что первое для электромобиля в северной стране критически важно: в отличие от обычной машины, отапливающейся от системы охлаждения двигателя, тепло которой —«даровое», электромобиль«согревается» ТЭНами и тратит при этом электричество. Обычно это снижает дальность при зимних поездках на 30-40%. Низкая теплопроводность композита, из которого выполнен QBEAK, обещает серьёзно изменить текущее положение дел.
У электромобиля есть и необычные варианты исполнения; конструкторы называют это«трансформируемым дизайном». В частности, речь идёт о кабриолете и грузопассажирских вариантах перевозки. Из-за кубических форм, оставив спереди до трёх пассажирских сидений, позади можно уместить стандартный европоддон(!), что превращает трёхметровый электромобиль в полноценный фургон.
Разработчики обещают закончить сертификацию в 2012 году и начать серийное производство в 2013-м. Они настолько оптимистичны, что уже начали принимать предзаказы со взносом в 2 тыс. евро за штуку. Хотя окончательная цена пока не называется, уже заявлено о том, что она будет ниже большинства нынешних электромобилей.
В феврале 2000-го года ушел из жизни выдающийся ученый и основатель нашего журнала Никита Николаевич Моисеев. Публикуем статью написанную его учеником — Владимиром Александровым, по следам событий 1983 года, когда группа советских ученых была приглашена вместе со своими американскими коллегами выступить в сенате США и официально засвидетельствовать прогнозы о климатических и других глобальных последствиях ядерной войны.Никогда — ни до, ни после этих событий, российских ученых не приглашали давать официальные показания в высшем законодательном органе США.
В декабре человечество, наконец, получило то, чего ученые-астрономы ждали почти вечность: точное расстояние от Земли до звезд. Однако, как часто бывает в науке, новые данные породили предположение о наличии ранее неизвестной загадки, решение которой может стать«открытием века».