Быстрая вырубка леса и чрезмерное человеческое вмешательство в ареал обитания диких животных приводят к очень плохим последствиям. Вторжение в жизнь диких животных чаще всего происходит в ходе строительства железных и автодорог, каналов, линий электропередачи и трубопроводов. Среда обитания диких животных сильно меняется, и часто случается такое, что крупное животное пытаясь пересечь большую дорогу провоцирует аварии. В результате страдают как люди, под колеса автомобилей которых выбегают животные, так и сами животные. Дорожная смертность сильно воздействовала на многие редкие разновидности, включая белохвостого оленя, флоридских пантер и черных медведей. Согласно исследованию 2005 года, почти 1.5 миллиона дорожных происшествий происходит каждый год только в США — из-за выбегающих на дорогу оленей. При этом по данным страховых компаний повреждения транспортных средств составляют $1.1 миллиарда. Кроме того, некоторые разновидности исчезают из-за того, что дороги отделили их от их естественной среды обитания и они не могут получить доступ к пище.
Шоссе A50, Нидерланды.(Фотография Нильса Феройля.)
Хороший способ минимизировать конфликт человека и дикой природы состоит в том, чтобы построить перекрестки для животных, специальные мосты и тоннели, которые позволяют животным пересекать созданные человеком барьеры. Первые перекрестки для природы — экодуки — были созданы во Франции в течение 1950-х годов. С тех пор несколько европейских стран, включая Нидерланды, Швейцарию, Германию и Францию использовали подобные структуры. В одних только Нидерландах есть более 600 туннелей, устроенных под главными и второстепенными дорогами и магистралями, включая самый протяженный в мире экодук длиной в 800 метров.
Wildlife Overpass, Banff National Park, Alberta, Canada.
Перекрестки для дикой природы стали все более популярными и в Канаде, и в Соединенных Штатах> Самые известные из них расположены в Национальном парке Банф в Альберте, где природный парк разделен на две части большой коммерческой дорогой — Трансканадским шоссе. Чтобы уменьшить эффект от вмешательства человека в природу — были построены 24 огромных перехода и тоннеля, что обеспечило сохранение среды обитания и защитило автомобилистов. Эти проходы регулярно используются медведями, американским лосем, оленями, волками и лосями. В США в общей сложности было построено несколько тысяч подобных перекрестков. Они использовались для того, чтобы защитить снежных коз в Монтане, Пятнистых саламандр в Массачусетсе, овец толсторогов в Колорадо, пустынных черепах в Калифорнии и флоридских пантер во Флориде. Примечательно, что инженеры по подсказке экологов все чаще отказываются от тоннелей, так как животные из опаски не пользуются ими. center
Ecoduct in France.
Green bridge over the A20 near Grevesmühlen, Germany.
«Animal bridge» in Montana, USA.
Ecoduct in Netherlands.
Второй страной с самой большой численностью экодуков являются Нидерланды. Именно здесь построен самый длинный экодук в мире шириной в 50 метров и длиной более 800 метров. Из последних ожидаемых«новинок» — два моста на автостраде Хельсинки-Ваалимаа, где при реконструкции участка протяженностью 69 километров между городами Ловииса и Котка будет сооружено 2 экодука шириной по 100 метров — полностью покрытых лесом, копирующих местный ландшафт.
Ecoduct(wildlife bridge) on highway A1 through nature area the Veluwe, the Netherlands.
Green bridge over the A20 near Grevesmühlen, Germany.
«Animal bridge» in Montana, USA.
Вид с неба, рассположение неизвестно.
Wildlife overpass near Keechelus Lake, Washington, USA.
Wildlife crossing over Compton Rd(SR30) at Kuraby near Karawatha Forest, Queensland, Australia.
Ecoduct The Borkeld, Netherlands.
Green bridge over the highway 464 near Boeblingen, Germany.
Экодуки в Нидерландах.
Необычный мост для крабов.(Christmas Island National Park, Australia).
Если люди собираются продолжать строить дороги в среде обитания животных, то должны оставить возможность животному миру переходить эти дороги без риска. Никто не учит правилам пешеходного перехода лося, для которых может быть смертельно опасно пересечение ужасающей реки асфальта. Но можно создать красивый травянистый мост, что будет соответствовать экоустойчивым принципам развития общества. Вот некоторые данные из Канадского Национального парка Банф: животные использовали шесть переходов и 35 тоннелей более 200,000 раз с 1996 года. Стоит отметить, что экодуки — очень привлекательные с эстетической точки зрения сооружения. Они несомненно украшают пейзаж и привлекают внимание туристов, проезжающих по трассе.
В феврале 2000-го года ушел из жизни выдающийся ученый и основатель нашего журнала Никита Николаевич Моисеев. Публикуем статью написанную его учеником — Владимиром Александровым, по следам событий 1983 года, когда группа советских ученых была приглашена вместе со своими американскими коллегами выступить в сенате США и официально засвидетельствовать прогнозы о климатических и других глобальных последствиях ядерной войны.Никогда — ни до, ни после этих событий, российских ученых не приглашали давать официальные показания в высшем законодательном органе США.
В декабре человечество, наконец, получило то, чего ученые-астрономы ждали почти вечность: точное расстояние от Земли до звезд. Однако, как часто бывает в науке, новые данные породили предположение о наличии ранее неизвестной загадки, решение которой может стать«открытием века».