На днях в Мультимедиа Арт Музее открылись последние и едва ли не самые интересные выставки смотра«Мода и стиль в фотографии». Они оказались посвящены женщинам ХХ века, которые в свою очередь посвятили себя служению искусству и конкретным художникам. Три знаменитые«модели» прошлого доказали, что музы – далеко не бессловесные и не бесхребетные существа.
Как только заходишь в Мультимедиа Арт Музей, немедленно натыкаешься на стену-ширму, где развешаны снимки одного неудавшегося автопробега. Речь идет о попытке подруги Маяковского Лили Брик и фотографа-конструктивиста Александра Родченко торжественно доехать из Москвы в Ленинград на«Рено», купленном поэтом в заграничном турне. Артистическую пару, к слову сказать, сопровождал еще и штатный водитель.
Поездка, как видно из фотоотчета, закончилась где-то у Твери и свелась к одной бесконечной остановке для накачки шин и ремонта мотора. Впрочем, эти вынужденные паузы для общения с авто дали Родченко возможность применить свои знаменитые ракурсы. Все для создания незабываемого образа Лили на фоне машины. Специально для путешествия гражданка Брик придумала наряд с эффектной шапкой-чалмой. Наверное, предполагалось запечатлеть новую советскую женщину, способную остановить не только реального, но и железного коня. Однако самыми интересными оказались кадры, где«Брик и Ко» застигнуты как бы врасплох. Здесь они балагурят, довольствуются жизнью и собственной состоятельностью. Получается эдакий битниковский пикник на обочине.
Устроители фестиваля остроумно сопоставили советскую феминистскую эпопею с гламурной серией, созданной недавно для календаря одной шинной компании. По идее, этот календарь с красотками должны покупать водители-дальнобойщики. Но, как оказалось, в XXI веке стандарты глянцевой красоты оказались такими, что впору крепче схватиться за баранку и гнать куда подальше.
Зато женские красоты во всей их открытости и непорочности предстают на соседней выставке – Пьера Жаме«Дина Верни и другие истории». Надо сказать, что имя Дины Верни постоянно на слуху у всех, кто соприкасается с довоенным искусством. Но только здесь этот символ модернизма приобретает реальную плоть. Представьте себе нашу ожившую«Девушку с веслом», которую поместили в развеселую французскую коммуну 1937 года с налетом идейного нудизма. Именно такой – пышных форм, вечно хохочущей, поющей, пляшущей и принимающей нагишом солнечные ванны – запечатлела Верни камера ее друга. За кадром остались две важные вехи в биографии Дины, которые восстанавливает фильм Ольги Свибловой. Во-первых, ее связь с Аристидом Майолем, Анри Матиссом, Пабло Пикассо, для которых она служила любимой моделью. То есть ее жизнь в искусстве(в том числе и открытие собственной галереи). Во-вторых, ее преданность коммунистическим идеалам, не только в общественной жизни(логичное участие во французском Сопротивлении), но и в личной.
Эстафету Брик и Верни на другом этаже музея подхватывает отличная экспозиция«Верушка. Автопортреты». Здесь запечатлено превращение поначалу бессловесной модели в личность и достойного художника. Немка Вера фон Ленсдорф в определенный момент отказалась от демонстрации платьев в пользу художественных образов. По сути, стала эдакой женской аналогией травести: придумывала себе имидж и разыгрывала перед фотокамерой полусюрреалистические истории. Превращалась то в Марлен Дитрих, то в чернокожего(задолго до Обамы!) президента США и его жену, то в городскую химеру, привидение или уличного художника. Ее андрогинность вносила в кадр элемент безумия.
К чести устроителей проекта, дизайн зала с легендарной Верушкой совершенно непривычен для заурядных развесок модных фотографий: ширмы с зеркальными ребрами, платья, в которых происходили фотосессии, авторские подписи и комментарии к снимкам. Все вместе создает совершенно потрясающую атмосферу свободного полета фантазии, освобождения от пут гламура и«красоты», которыми сковал себя фестиваль на первых этапах.
Новая разработка японских ученых из Института физики твердого тела Токийского университета — спрей-покрытие Choetsu — придает бумаге водонепроницаемость, прочность и гибкость.
Лазерная порошковая сварка, метод 3D-печати, предлагает потенциал в обрабатывающей промышленности, особенно при изготовлении никель-титановых сплавов с памятью формы со сложной геометрией.