Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player  
Всё об экологии ищите здесь:
  Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама


Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


     
Главная Информация / Info Интересно / Kunst За туманом и за запахом тайги .. в Австралию

За туманом и за запахом тайги .. в Австралию

За туманом и за запахом тайги .. в Австралию

Сол Шульман: «Человек — часть „дикой природы“…

Когда-то давным-давно мы с друзьями начитались Фенимора Купера и ушли в индейцы. Благо рядом были и прерии в виде пустырей и враги-гуроны в виде банды таких же малолетних романтиков с соседней улицы. Сегодня мой одиннадцатилетний племянник собирает деньги, чтобы сбежать в Австралию. Тоже начитался. «Австралия — Terra Incognita: Когда звери еще были людьми» — ну кто из любителей путешествий может пройти мимо такого названия? Видимо, тяга к романтике дальних странствий в людях неистребима. К счастью.

Автор книги – человек интереснейшей судьбы, один из создателей легендарного «Альманаха кинопутешествий», человек, который на протяжении уже многих лет живет «на два дома» — и в России, и в Австралии – Сол Шульман любезно согласился рассказать о книге и о себе.


 

— Что такое, по Вашему, романтика? Насколько она присуща современному человеку и нужна ли она ему?
-Для меня романтика – это поэзия души, это подтверждение того, что духовность является основой жизни, это заложенные в человеке бунтарские страсти… Великие творцы, как и великие бунтари, немыслимы без романтики. Романтику могут использовать политические режимы (что и делала советская власть), но сама романтика не подчинена им. Наоборот, она подчиняла себе целые эпохи культуры. В жесткой советской системе она была тем клапаном, через который горячие молодые души «выпускали пар»…
Вы спрашиваете, насколько романтика присуща современному человеку.
Как и поэзия души, она присуща далеко не всем. Есть времена, когда круг романтиков расширяется, есть, когда сужается. В режиме советского тоталитаризма нашей отдушиной была романтика. Мы пели — «…а я еду, а я еду за туманом, за туманом и за запахом тайги…». А сегодня я слышал эту песню в другой интерпретации: «… а я еду, а я еду за деньгами, за туманом едут только дураки…»
Нужна ли романтика вообще? А нужны ли вообще любовь, поэзия, воздух…



-Поэтому Вы выбрали столь романтичную (на мой взгляд) профессию кинодокументалиста? и кем Вы себя считаете в большей степени — писателем, сценаристом, режиссером?
-Неромантичных профессий нет, есть неромантичные души. Ну какая романтика в том, чтобы сидеть всю жизнь в кресле и портить глаза, наблюдая в телескоп за движением точек по небу?!… А вы спросите у астронома, и он вам скажет, что более романтической профессии он не знает…
Кинодокументалистику, и особенно документалистику кинопутешествий, чем я всю жизнь занимаюсь, я считаю одной из самых романтических профессий… Для меня все эти три вида деятельности – писатель, сценарист, режиссер — равнозначно интересны. Но если Вы хотите какие-то глубинные ощущения, то на первое место, по-видимому, выходит режиссер.



-Как вы относитесь к приведенной в книге поговорке: «У кого есть деньги и голова — живет в Англии, у кого нет денег, но есть голова — эмигрирует в Америку, а у кого ни денег, ни головы — в Австралию»?
-Эту поговорку придумали сами иммигранты. Как каждая незакомплексованная самодостаточная нация, австралийцы любят подтрунивать над собой. Но в каждой шутке есть, как известно, доля правды. Богатейшая ресурсами страна-континент, занимающая по площади ⅔ Европы, включая Россию, имела в то время населения всего 5-6 миллионов человек. Земля кормила! Как говорят старые иммигранты – деньги лежали под ногами, надо было лишь не лениться нагнуться и поднять их. Это стимулировало расслабленность и национальную ленцу, присущую сегодняшним австралийцам, и не помогало вырабатывать тех бойцовских качеств, которые имеет, скажем, американский бизнес. Другими словами, чтобы безбедно прожить в Австралии требовалось меньше мозгового напряжения. Отсюда и эта самоирония.



— Сколько времени Вы писали эту книгу? Вообще, насколько быстро обычно работаете?
-Книгу эту я задумал давно, лет десять назад, но писалась она не в один присест, а с большими интервалами. В этот же период времени мною было написано еще две книги совершенно другой тематики, а также проведен ряд далеких киноэкспедиций. То есть, чистого времени на написание этой книги ушло примерно месяцев шесть.
Работаю я небыстро, даже сказал бы медленно. Тут сказывается моя кинематографическая профессия. Хороший фильм не терпит суеты. Как говорил нам на занятиях наш мастер – всемирно известный режиссер, один из создателей киномонтажа – Лев Владимирович Кулешов — «Мусорная корзина способствует успеху!» То есть, чем тщательнее вы вычистите материал, чем больше выбросите в мусорную корзину, тем произведение станет ярче и интереснее.



— Цитирую книгу: «Отсутствие на континенте хищников замораживало развитие общества (орудия труда и т.д.)». В Вашей жизни кто или что было хищниками, которые стимулировали Ваш рост?
-Да, хищники пока ещё нужны. Человек — часть «дикой природы», а ею, по Дарвину, движет естественный отбор, то есть сила, риск, решительность…
Моим «хищником» был собственный характер, выталкивавший меня из «тихой мирной жизни»… Могу привести пример, который, как мне кажется, сыграл немаловажную роль в моей судьбе …
Будучи ещё студентом института кинематографии, я как-то  снимал фильм на Памире. Был полдень, жара, моя группа отдыхала, устроившись в тени, а я сидел на берегу реки Пяндж, свесив ноги с обрыва, и с тоской смотрел на противоположный берег. Там был далекий чужой мир — Афганистан. До него была всего лишь сотня метров, но для нас, советских людей, он был недосягаемо далек. Между нами была невидимая стена. С такой же, по-видимому, тоской в глазах человек когда-то  смотрел на Луну…
В нескольких метрах от меня над обрывом уселась ворона. Я взял камушек и бросил в нее. Ворона посмотрела на меня круглым немигающим глазом и, презрительно каркнув, взмахнула крыльями и перелетела в Афганистан. Я остолбенел. Эти несколько секунд вороньего перелета подняли бурю в моей душе. На моих глазах произошло чудо. Рухнула непробиваемая стена. Ворона оказалась хозяйкой мира, а я его рабом. Ей было наплевать на выдуманные человеком границы, запреты, идеологии. В эту секунду я уже твердо знал, что любой ценой вырвусь из рабства и увижу мир…

Вот так, за несколько секунд какая-то ворона может повлиять на судьбу человека! А если серьезно – нашему собеседнику удалось то, что было задумано тогда, практически на границе двух систем. Он не только путешествовал, но и работал во многих странах мира: в Италии, Германии, США, Англии, Югославии…



— Из-за того, что в Австралию попадали преступники, мореплаватели и иммигранты, которые чувствовали в себе силы отправиться черт знает куда и там не только выжить, но и найти себя, у жителей должен быть очень высокий пассионарный уровень, — так ли это? Вы относите себя к пассионариям?
— Суровые условия выживания на первобытном континенте действительно заложили в их нации волю, энергетику и решимость. Так что в характере современного австралийца пассионарность присутствует, но она не является его основной чертой.
Вы спрашиваете, отношу ли я себя к пассионариям. На этот вопрос должен отвечать, конечно же, не я, а человек знающий меня. Но мне, всё же, кажется, что я отношусь к этой категории. Приведу пример. После моего первого публицистического фильма, сделанного еще в студенческие годы, меня пригласил к себе на работу Сергей Владимирович Михалков, который тогда возглавлял на «Мосфильме» документальное кинообъединение «Фитиль». Михалков обещал мне «золотые горы». В это же время меня пригласила к себе другая легенда отечественного кино — Владимир Адольфович Шнейдеров, который тогда только замышлял создание «Альманаха кинопутешествий», и ничего обещать мне не мог. Я, не задумываясь, ушел к Шнейдерову, поскольку там были романтика и риск.

— Меня очень заинтересовала в книге глава, посвященная карренси (так называли первых белых детей, рожденных в Австралии). Я впервые столкнулась с этим понятием. Интересно, присущ ли современным австралийцам свободолюбивый дух карренси?
— В основном это были дети каторжан, нередко брошенные родителями. Они жили «стаями», как маленькие дикие зверушки, бок обок с детьми аборигенов, перенимая их привычки, ловкость и умение выживать в дикой природе. Они были детьми буша. Это была их страна, и они гордились ею.
Сохранился ли такой тип людей сегодня?! В малонаселенных центральных и северных районах страны сохранился. Ну, а в целом, дух карренси присущ характеру коренного австралийца.



— Аборигены Австралии живут в гармонии с природой, мы этого качества лишены напрочь. Существует ли контраст гармоничных и мирных аборигенов — и иммигрантов?
— В Австралии проживает много национальных сообществ. Одни тесно соприкасаются друг с другом, другие, наоборот, мало соприкасаются. Аборигены — весьма колоритная и специфическая часть австралийского общества, и живут они, в основном, вне больших городов – в своих традиционных поселениях в центре страны. Так что, в массе своей, повседневного тесного соприкосновения с другими группами населения у них мало, отсюда и контраст мало заметен. Ну, а те аборигены, которые поселились в городах, приняли, в основном, городской образ жизни, так что при виде их никто голову не поворачивает и рот не открывает… Короче говоря, аборигены для белых австралийцев не более экзотичны, чем, скажем, коренной житель Чукотки, приехавший в Москву.



— Изменила ли Ваш характер жизнь в Австралии?
— Да, изменила. Я стал спокойнее, выдержаннее, терпимее к людям. Беда лишь в том, что как только я возвращаюсь в Москву и попадаю в атмосферу её агрессивности, все старые пороки возвращаются.

— Главные черты Вашего характера сейчас.
— Они- не меняются – тяга к перемене мест и жгучий интерес ко всему новому.

— Судя по фотографиям — аборигены выглядят очень колоритно. А как выстраивались Ваши отношения с ними. Легко ли находить общий язык, принять культуру, образ жизни, мировосприятие?
— Аборигены, как и все мы, не любят, чтобы из них делали объект «глазения». «Мы вам не обезьяны, чтобы приезжать глазеть на нас!» — обычно говорят они. Поэтому, чтобы постороннему человеку попасть в поселок аборигенов, в местах их традиционного проживания, надо получить разрешение у старейшин. В этом плане у них самоуправление, и власти страны в это не вмешиваются. Если, например, они хотят отказать киносъемочной группе или корреспонденту, то грубо в лоб этого делать не будут, а скажут что-то  вроде – подождите пару месяцев, или заломят такую цену за съемки, что вы сами откажетесь. Скажут, например, что за каждое снятое фото надо заплатить триста долларов, или за каждый день киносъемок – пять-десять тысяч долларов… Ну, а если вы им понравились, то бесплатно…
х поселке несколько месяцев. Привез меня туда мой приятель, начальник полиции этого региона, и попросил старейшин принять меня. Пару дней они ко мне присматривались, а потом один из них пришел и сказал: «Можешь жить с нами сколько хочешь, в любом доме, ты нам понравился, ты хороший человек»…
Лично у меня отношения с ними выстраивались очень легко и доверительно. Общий язык мы нашли быстро. Они люди проницательные и чувствуют любую фальшь, так что я сразу поставил перед собой задачу – забыть, что они чем-то  отличаются от меня и вести себя с ним так же, как с любыми московскими или австралийскими приятелями.
Что касается вашего вопроса – «легко ли принять их культуру, образ жизни, мировосприятие?»… Ну, это уже совершенно другой аспект. Если «принять» в смысле полюбить, то я ее уже полюбил. А если «принять» в смысле «перенять», то для этого надо с ними «пуд соли съесть» и прожить всю жизнь. И то вряд ли удастся. Вообще, любая «иммиграция» в чужую культуру, это процесс титанического труда и слома, а уж переход современного человека в культуру палеолита – это полет на чужую планету.



— Как Вы относитесь к искусству аборигенов?
— Об этом много сказано в книге. Я отношусь к нему так же, как и к любому другому искусству. Каждая эпоха имеет своего Микеланджело. Художник, который еще тысячу лет назад сумел несколькими штрихами отобразить на голой скале красоту и динамику жизни, бесспорно, является великим художником.

Ирина Косилова

 

Австралия — Terra Incognita

Весь список

    

Заказ книги по телефону: (495)980-80-77

© 2009 — 2011, «Альпина Паблишер»

Соломон Шульман 

07.10.2011, 4065 просмотров.


Нравится

Агентство экоинноваций

Ежеквартальный бюллетень ICAP

Обсуждаем проблемы российских лесов - сертификация и спецификация

Проблемы управления и определения лесов в России / Лесной выпуск Дайджест Ecolife

В фокусе - водные проблемы/Водохранилища и ГЭС, паводки и наводнения

21.09.2018 11:29:00

Пермский робот стал ведущим на американском телеканале

Произведенный в Перми робот Promobot получил имя Оуэн и стал ведущим спортивных новостей на американском телеканале FOX News.

настоящее, роботы, Пермь

17.09.2018 16:57:00

Австрия запустит аккумуляторные поезда

Австрийский железнодорожный оператор ÖBB совместно с немецкой компанией Siemens Mobility разработал прототип аккумуляторного поезда, способного передвигаться по электрифицированным и неэлектрифицированным участкам железных дорог.

разработка, поезда, Австрия

15.09.2018 12:42:46

10 наиболее перспективных технологий 2018 года / Какие технологии MIT Technology Review назвал важнейшими в 2018 году?

Ежегодная подборка технологий, которые могут изменить мир будущего, собирается с 2001 года. Люди часто спрашивают, что такое «прорыв» в технологиях? На этот вопрос ответ не всегда будет очевидным, потому что некоторые технологии пока просто не получили широкого распространения, другие же коммерчески нереализуемы. Однако все они так или иначе окажут влияние на нашу жизнь.

будущее, Мир, Фиговский, технологии

14.09.2018 12:34:00

Электробусы с дистанцией пробега до 650 километров

BMZ-Group поставит немецкому производителю автобусов Eurabus GmbH тысячу аккумуляторных систем. Такие модульные системы позволят электробусам достичь запаса хода в 650 километров.

электробусы, пробег, дистанция

10.09.2018 12:25:00

«ГАЗ» представил два прототипа беспилотных микроавтобусов

Беспилотные маршрутки могут появиться российских городах. ГАЗ представила две модели беспилотного микроавтобуса на базе «ГАЗель NEXT».

маршрутки, микроавтобус, газ

09.09.2018 10:59:00

Остановка, собирающая энергию ветра

В Исландии ветрогенераторы начали устанавливать на остановках общественного транспорта. Пассажиры могут зарядить свои смартфоны чистой энергией и воспользоваться интернетом.

остановка, ветряки, Исландия

RSS
Архив "Агентство экоинноваций"
Подписка на RSS
Реклама: Купить квартиру в новостройке - ипотеку оформляем в агенстве недвижимости Art Estate.