Пожарная катастрофа в лесах России неизбежно повторится, если полноценная система государственного управления лесами не будет восстановлена
26.08.10. Москва. Сегодня на пресс-конференции в агентстве Интерфакс представители российских природоохранных организаций заявили, что пожарная катастрофа в лесах России неизбежно повторится в ближайшие годы, если полноценная система государственного управления лесами нашей страны не будет восстановлена.
Природные пожары символизируют российскую действительность последнего десятилетия. Службы предупреждения пожаров разрушены. Ликвидированы профессиональные органы по тушению лесных пожаров, которые владели соответствующими знаниями и опытом работы. Именно поэтому вместо того, чтобы предотвратить пожары, мы занимаемся ликвидацией последствий разрушительной стихии. «Страна оказалась не готовой ни к росту катастрофичности пожаров, неизбежному в условиях меняющегося климата, ни к увеличению частоты и продолжительности засушливых пожароопасных периодов. Более того, реформы лесного хозяйства последних лет привели к тому, что „неготовность“ стала максимальной», — заявил Иван Блоков, директор по программам Гринпис России.
В результате природные пожары приняли масштаб национального бедствия. Они ведут к гибели людей, разрушению населенных пунктов, к гигантским потерям лесных массивов и других природных территорий, формирующих приемлемую для жизни людей среду обитания. Особенно ощутимы эти потери для районов с высокой плотностью населения. К сожалению, официальные данные по масштабам природных пожаров занижены в 3-10 раз, а колоссальный ущерб, который наносится стихией природным территориям и экономике страны, практически не учитывается.
В общей сложности, по данным Всемирного центра мониторинга пожаров(Global Fire Monitoring Center), авторитетной международной организации, площадь, пройденная пожарами на природных территориях России с начала 2010 года по 13 августа, составила более 15 млн. гектаров(с учетом возможной погрешности — не менее 10-12 млн. га). Вместе с тем, по данным Рослесхоза и МЧС, пожарами за тот же период пройдена в 10 раз меньшая площадь. Такая«статистика» заставляет задуматься — насколько руководство страны в курсе происходящего, и можно ли доверять информации этих ведомств.
Уже прозвучали первые оценки только прямого ущерба от пожаров. Называются цифры до 50 млрд. рублей.«По очень осторожным подсчетам экономический ущерб от пожаров составляет не менее 25 тыс. долларов на 1 га. Таким образом, в масштабах страны отсутствие действенной системы лесоохраны в текущем году обошлось минимум в 375 млрд долларов. Эти расчеты основаны только на двух показателях: стоимости деловой древесины и стоимости стандартных лесовосстановительных работ(там, где это будет необходимо). В них не учитываются расходы по уходу за лесными культурами в первые 5-10 лет после их посадки, а также недревесные потери: гибель и восстановление растений и животных, в том числе занесенных в федеральную и региональные Красные книги и ценных с хозяйственной точки зрения. И самое главное, в этих оценках не учтена стоимость основных экосистемных услуг, которые предоставляли людям сгоревшие природные территории: производство кислорода, чистой воды, защита почв от эрозии, рекреационные и другие услуги», — говорит Алексей Зименко, генеральный директор Центра охраны дикой природы. Так, за один теплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-220 кг кислорода. Таким образом, реальный ущерб, нанесенный огнем природным территориям и экономике страны, многократно выше. Естественно, что в этих оценках не учтены, да и не могут быть учтены, ни погибшие из-за пожаров люди, ни те, кто пострадал из-за задымления городов и других населенных пунктов. «В этом году от огня пострадали многие особо охраняемые природные территории (ООПТ) и ценные ключевые орнитологические территории России(КОТР) — говорит Виктор Зубакин, президент Союза охраны птиц России. — По данным МПР России, пожары зарегистрированы в 60 федеральных заповедниках и национальных парках, число пострадавших региональных ООПТ еще предстоит выяснить. Пожары в ООПТ - это гибель наиболее ценных реликтовых лесов, других эталонных экосистем, редких видов растений и животных, мест обитания зверей и птиц». Главные причины — абсолютно недостаточное финансирование ООПТ, их необеспеченность штатным расписанием. Так, во многих заповедниках в центральной России на одного инспектора приходится 7 тыс. га и более угодий.
Чрезвычайная засуха и жара лишь создали предпосылки для развития катастрофической ситуации. Источником же абсолютного большинства лесных и торфяных пожаров стали люди, а точнее, оставленные ими костры, брошенные окурки, искры из неисправных глушителей и т.д. Причиной же того, что пожары быстро вышли из-под контроля и распространились на огромную площадь, стала беспризорность наших лесов. В них с 2007 года совсем нет государственной лесной охраны(новый Лесной кодекс РФ не предусматривает ее существования), а общее количество людей, занятых в лесохозяйственных организациях, за время действия нового кодекса сократилось вчетверо.
Лето показало, что бравые весенние заявления МЧС и Рослесхоза, об их полной способности не допустить катастрофы, невзирая на неблагоприятные прогнозы, не имеют ничего общего с реальностью.
Когда возгорания в лесах стали по-настоящему массовыми(а в сухом лесу каждый брошенный окурок превращается в полноценный пожар), выяснилось, что своевременно выявлять и тушить новые пожары просто некому. Уже к началу июля во всей Средней полосе Европейской России все силы сохранившихся работников леса были заняты тушением уже возникших к тому времени пожаров, а новые пожары все продолжали возникать.
Июль и август 2010 года показали, что никто — ни МЧС, ни армия, ни лесозаготовительные компании — не может заменить лесных специалистов в борьбе с лесными пожарами. Примерно 150 тысяч человек, потерявших работу в российском лесном хозяйстве за время действия нового Лесного кодекса — это как раз те люди, чьих сил, опыта и знаний не хватило для того, чтобы удержать ситуацию с лесными пожарами под контролем. Государство, конечно, сэкономило на их содержании — но ущерб от лесных пожаров в 2010 году в десятки раз превысил эту экономию.
Свою роковую роль сыграло и разрушение Авиалесоохраны — некогда единой федеральной системы авиационной охраны лесов и тушения крупных лесных пожаров, позволявшей оперативно перебрасывать технику и квалифицированных специалистов в самые горящие регионы. Если раньше решение о переброске сил могло быть принято за считанные дни, то сейчас на это требуются недели, в результате чего помощь фатально опаздывает. «Одной из причин катастрофичности лесных пожаров этого года стало отсутствие у государства каких-либо механизмов контроля над исполнением регионами переданных полномочий по управлению лесами. В свою очередь, у регионов нет механизмов контроля над арендаторами лесов и организациями, выигрывающими тендеры по осуществлению противопожарных мероприятий в лесах. По закону, единственным критерием тендера является цена, техническая оснащенность организаций и их готовность к фактическому осуществлению противопожарных мероприятий во внимание не принимается — это очень пожароопасное законодательство» — заявил Николай Шматков, координатор проектов по лесной политике Всемирного фонда дикой природы(WWF России).
О последствиях, к которым приводит разрушение лесного хозяйства в нашей стране, неоднократно не просто предупреждали, но и кричали представители лесного хозяйства, научных и общественных организациях. Они не были услышаны властями.
Ситуация продолжает ухудшаться, профессионалы продолжают уходить из лесного хозяйства, абсурдное лесное законодательство продолжает действовать, и пока нет никаких признаков того, что законодатели и руководители государства сделают из пожарной катастрофы 2010 года должные выводы. И горький урок лета-2010 не пойдет впрок.
Именно к этому выводу можно прийти, если проанализировать действия властей во время пожароопасного периода. Складывается впечатление, что для власти основной задачей было сделать все, чтобы правдивая информация о ситуации не поступала вверх по инстанции и, ни в коем случае не была доступна населению. С весны Рослесхоз, МЧС, соответствующие региональные власти«не видели» пожаров, даже когда лесные пожары подступали к населенным пунктам(как это было в мае и июне в Ивановской, Иркутской, Владимирской, Рязанской областях). А если и признавали существование пожаров, то значительно занижали масштабы и угрозы.
Особенно«отличилось» в этом руководство МЧС. С одной стороны МЧС — это героизм рядовых пожарных и спасателей(и не их беда, что тушение природных пожаров не их специализация), а с другой стороны это руководство МЧС, которое своей информацией о ситуации с пожарами и«победными» заявлениями вводило в заблуждение население и руководство страны. Мало того, что так называемая «официальная» информация от МЧС мало соответствовала реальной, так еще и после «окрика» руководства МЧС, был закрыт сайт Рослесозащиты — один из немногих официальных сайтов, который показывал объективную информацию о масштабах и угрозах. В начале августа, еще до закрытия сайта Рослесозащиты, атакам «хакеров» подверглись и два независимых сайта, который давали реальную информацию о масштабах трагедии. 5 августа сайт«Виртуальная Выкса» (www.wyksa.ru), ставший координатором народной борьбы с лесными пожарами в Выксунском районе Нижегородской области(это самый пострадавший от огня в июле 2010 года муниципальный район России), подвергся кибератаке неизвестными злоумышленниками. 9 августа был обрушен Лесной форум Гринпис(www.forestforum.ru).
Если борьба с информированием населения — единственный урок, который вынесли власти, то надо понимать, что засухи в России происходят с завидной регулярностью, и ближайшая следующая засуха неизбежно приведет к повторению того, с чем мы все столкнулись летом 2010 года.
Для того чтобы этого избежать, необходимо принятие неотложных мер по исправлению ситуации в лесном хозяйстве России. Надо незамедлительно принять меры к восстановлению полноценной государственной лесной охраны, для которой охрана лесов была бы единственной задачей. Надо незамедлительно восстанавливать централизованную систему авиационной охраны лесов, позволяющую оперативно направлять квалифицированных людей в нужный регион. Наконец, необходимо незамедлительно приступать к разработке нового лесного кодекса, который смог бы стать основой для успешного развития российского лесного хозяйства.
Отдельного разговора заслуживают пожары на торфяниках. Риск возгорания на осушенных еще в советское время болотах, в наше время оставшихся без надлежащего ухода, в жаркую погоду чрезвычайно высок. Наиболее опасны брошенные в начале 1990-х годов участки фрезерной добычи торфа, представляющие сухие крайне пожароопасные земли, соседствующие с поселками бывших торфпредприятий, находящихся в сложном социально-экономическом положении. Необходимо провести инвентаризацию таких территорий, вернуть, где это целесообразно, эффективного пользователя, а остальные — обводнить путем задержания талого и дождевого стока, используя уже имеющийся опыт российских природоохранных организаций. Это не только решит проблему торфяных пожаров, но и существенно повысит экологическую ценность многих районов Европейской России. Неиспользуемые осушенные болота должны быть постепенно восстановлены, но не путем кампанейщины и штурмовщины, а путем целенаправленной поступательной научно обоснованной работы. «К сожалению, даже эти меры не смогут предотвратить пожарную катастрофу в ближайшие годы — слишком велики разрушения, нанесенные лесному хозяйству „реформами“ последнего десятилетия(от ликвидации Федеральной службы лесного хозяйства в 2000 году до введения нового лесного законодательства в 2007-2010 гг.). Но если начать действовать сейчас, ущерб от будущих катастроф можно существенно снизить, а лет за пять можно выстроить достаточно эффективную систему охраны российских лесов от пожаров» — сказал Григорий Куксин, эксперт по противопожарной работе Гринпис России.
Контакты: Гринпис России: +7 495 988 74 60 begin_of_the_skype_highlighting +7 495 988 74 60 end_of_the_skype_highlighting, +7 903 128 59 89 — Оксана Каравайко, пресс-секретарь +7 495 988 74 60, +7 903 795 80 55 — Иван Блоков, директор по программам Гринпис России +7 495 988 74 60, +7 903 207 14 99 — Григорий Куксин, эксперт по противопожарной работе Гринпис России
Центр охраны дикой природы +7 499 124-71-78, 124-50-22 — Алексей Зименко
Союз охраны птиц России +7 495 672-22-63, +7 926 338 91 66 — Елена Зубакина
Всемирный фонд дикой природы(WWF России) + 7 495 727 09 39 — Николай Шматков, координатор проектов по лесной политике Всемирного фонда дикой природы(WWF России)
Президент России Владимир Путин, глава МЧС Евгений Зиничев, полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе Владимир Якушев и губернатор Челябинской области Алексей Текслер совершил облёт на вертолёте районов Челябинской области, пройденных пожарами.
При резком охлаждении перегретой воздушной массы может выделиться гораздо больший объем воды, чем обычно. Не успевая впитываться, эти осадки создают наводнение
В эфире программы«Живая природа» обсуждаются актуальные вопросы глобального изменения климата и обращения с отходами — как в России, так и по всему миру.
Энергетический переход к возобновляемой энергетике уже почти 10 лет — реальность для энергетик Европы, США и Китая, а также целого ряда стран во всем мире. Однако в России о нем почти не говорят, а мощность возобновляемых источников в энергетике составялет 1 ГВт, т.е менее 1%.. Что это означает для России в ближайшей(до 2030 г) и отдаленной(до 2050 г) преспективе? Взгляд на проблему в беседе экономиста Сергея Гуриева и Владимира Дребенцова, компания BP.
Интервью с немецким вирусологом Хендриком Штриком(Hendrik Streeck), возглавляющим Институт вирусологии и исследований ВИЧ Медицинской школы Боннского университета:
Интервью о проведённом в июле 2012 г. крупномасштабном геоинженерном эксперименте. Частная компания — организатор эксперимента — сбросила в океан сто тысяч тонн железа с целью искусственного«удобрения» расположенного в 300 км от западного побережья Канады участка Тихого океана и форсированного размножения планктона в этом районе. В научной терминологии подобное искусственное воздействие известно как фертилизация(«удобрение») океана или как метод климатической геоинженерии.
Согласно нашим выводам, причиной гибели морских обитателей стал не какой-то особый загрязнитель или токсин, а изменение концентрации кислорода, сопровождающееся критическим закислением донных слоев. Эта картина характерна для замора рыбы в результате сбрасывания органических веществ и пестицидов в воду рек или замкнутых водоемов, но в данном случае сброс был столь велик, что произошло закисление морской воды, что вместе с падением содержания кислорода привело к гибели обитателей морского дна.