Кто несет ответственность за экологическую катастрофу на реке Гжать
На реке Гжать в Гагаринском районе Смоленской области, где лед почти сошел, вскрывается весь еще не оцененный масштаб экологического бедствия, в причинах которого«РГ» разбирается вместе с надзорными органами и Следственным комитетом России.
Не 804«заморыша», как насчитал в феврале местный Рыбнадзор, а десятки, вполне возможно, сотни тысяч погибших и уже загнивающих особей — плотва, окунь, лещ, судак, щука, язь, уклея — выходят из-под ледовой кромки и плывут вниз по течению, устилая дно и берега реки. А эти дно и берега — ложе Вазузского водохранилища, которое входит в систему питьевого снабжения Москвы.
Фотографии и любительское видео, которое мы решили разместить на сайте«Российской газеты», снято в эти дни на реке Гжать в районе деревни Плеханово одним из местных жителей. Его реплики за кадром —«двадцать девять лет тут живу, но такого не видел», — а главное то, что попало на камеру мобильного телефона, не могут оставить равнодушными и побуждают вернуться к обстоятельствам случившегося два месяца назад в родных краях Юрия Гагарина.
И напомнить, что именно с этого места — от деревни Плеханово, которая стоит на левом берегу Гжати и входит в Ашковское сельское поселение, официально, по документам, начинается Вазузское водохранилище. А за состояние воды в нем и соблюдение санитарно-защитных норм в охранной зоне несут прямую ответственность дирекция Вазузской гидротехнической системы(входит в АО«Мосводоканал») и ФГУП«Управление эксплуатации ВГТС», подведомственное Московско-Окскому бассейновому управлению Росводхоза.
Заместитель руководителя этого управления и, одновременно, начальник отдела водных ресурсов по Смоленской области Татьяна Митрофанова в ответ на звонок из«Российской газеты» в очередной раз развела руками:
— У нас нет своей лаборатории в районе, и в области нет. А те замеры и отборы проб, что делались на Гжати и Вазузском водохранилище дирекцией ВГТС, нам не показывают. Эта дирекция подчиняется«Мосводоканалу»…
Ответственных много — отвечать некому. Директор ВГТС Владимир Трабуров как депутат Гагаринской районной думы в пятницу, 29 марта, прямо на сессии задал вопрос главе района Роману Журавлеву и председателю думы Александру Иванову:«Кто и как будет поднимать рыбу из воды и собирать ее по берегам, когда сойдет половодье?». Ответа не последовало.
Президент России Владимир Путин, глава МЧС Евгений Зиничев, полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе Владимир Якушев и губернатор Челябинской области Алексей Текслер совершил облёт на вертолёте районов Челябинской области, пройденных пожарами.
При резком охлаждении перегретой воздушной массы может выделиться гораздо больший объем воды, чем обычно. Не успевая впитываться, эти осадки создают наводнение
В эфире программы«Живая природа» обсуждаются актуальные вопросы глобального изменения климата и обращения с отходами — как в России, так и по всему миру.
Энергетический переход к возобновляемой энергетике уже почти 10 лет — реальность для энергетик Европы, США и Китая, а также целого ряда стран во всем мире. Однако в России о нем почти не говорят, а мощность возобновляемых источников в энергетике составялет 1 ГВт, т.е менее 1%.. Что это означает для России в ближайшей(до 2030 г) и отдаленной(до 2050 г) преспективе? Взгляд на проблему в беседе экономиста Сергея Гуриева и Владимира Дребенцова, компания BP.
Интервью с немецким вирусологом Хендриком Штриком(Hendrik Streeck), возглавляющим Институт вирусологии и исследований ВИЧ Медицинской школы Боннского университета:
Интервью о проведённом в июле 2012 г. крупномасштабном геоинженерном эксперименте. Частная компания — организатор эксперимента — сбросила в океан сто тысяч тонн железа с целью искусственного«удобрения» расположенного в 300 км от западного побережья Канады участка Тихого океана и форсированного размножения планктона в этом районе. В научной терминологии подобное искусственное воздействие известно как фертилизация(«удобрение») океана или как метод климатической геоинженерии.
Согласно нашим выводам, причиной гибели морских обитателей стал не какой-то особый загрязнитель или токсин, а изменение концентрации кислорода, сопровождающееся критическим закислением донных слоев. Эта картина характерна для замора рыбы в результате сбрасывания органических веществ и пестицидов в воду рек или замкнутых водоемов, но в данном случае сброс был столь велик, что произошло закисление морской воды, что вместе с падением содержания кислорода привело к гибели обитателей морского дна.