Нужна ли «Зеленая» милиция?
В целях борьбы с экологическими правонарушениями, повышением эффективности государственного экологического контроля за деятельностью юридических и физических лиц, 22 октября 1996 года постановлением Правительства города Москвы в качестве эксперимента была создана экологическая милиция, или Управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды. Первый раз управление прикрыли уже спустя четыре года. Объяснили: эксперимент завершился. Столичному мэру Юрию Лужкову стоило немалых усилий, чтобы в 2001 году все-таки возобновить деятельность экологов в погонах. Но опять — лишь в рамках эксперимента. Как же сегодня работает это подразделение и чем занимается с эти вопросом мы обратились к и. о. начальника управления Альберту Кахраманяну.
— Альберт Эдуардович, давайте начнем с того, что определимся какие основные задачи стоят перед вашим подразделением и какие функции оно выполняет?
— А. К. — Само название Управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды говорит, что это, в первую очередь, обеспечение экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Оперативное реагирование на все сообщения и заявления о правонарушениях; проведение соответствующих уголовных и уголовно-процессуальных законодательств; взаимодействие с государственными органами; контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства. То есть это все нарушения, которые связаны и в области охраны окружающей среды, за которые предусмотрена и уголовная, и административная ответственность.
В настоящее время бытует мнение, что милиция дублирует функции различных контролирующих органов, в частности экологическая – Росприроднадзора и Департамента природопользования и т.д. Это мнение успела опровергнуть практика. С 2000 года по 2001 год экологическая милиция была ликвидирована в городе Москве. В этот период не было возбуждено ни одного уголовного дела, хотя было совершено большое количество противоправных деяний, связанных с вырубкой деревьев и ряд других деяний, причинивших колоссальный вред окружающей среде города. В то время работали все государственные специализированные и природоохранные органы, однако не существовало подразделения, которое бы вплотную занималось пресечением этих правонарушений и раскрытием преступлений. В связи с этим было принято решение возобновить эксперимент, и вновь создать подразделение в составе столичного ГУВД, которое работало бы именно с этой областью правонарушений.
Ведь экологическая милиция, как и милиция в целом, наделена специальными полномочиями в соответствии с законом «О милиции», что в значительной мере облегчает процесс выявления и пресечения экологических правонарушений и преступлений. Именно на это и направлена деятельность нашего Управления. Глава 26 УК РФ отнесена к ведению милиции, а не контролирующих органов различного ранга.
Помимо этого наши сотрудники занимаются установлением физических, юридических и должностных лиц, виновных в совершении правонарушений в сфере экологии, сбором доказательств для привлечения этих лиц к уголовной и административной ответственности; подготовкой материалов для расчета вреда, причиненного окружающей среде в результате противоправных деяний; обеспечением правопорядка в области охраны окружающей среды, контролем за состоянием экологической безопасности на территории города Москвы, а также взаимодействием с государственными природоохранными санитарно-эпидемиологическими, правоохранительными и контролирующими органами. Такими, как Межрайонная природоохранная прокуратура города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и др. Подобное взаимодействие наиболее эффективно лишь тогда, когда экологическое подразделение будет входить в состав правоохранительных органов.
- Чем экологические преступления отличаются от других преступлений?
— Прежде всего, суммой наносимого ущерба. В 2009 году в результате незаконных действий природе Москвы был нанесен ущерб на сумму свыше 50 млн рублей. К сожалению, взыскать с виновников удалось лишь 5 млн. Однажды был зафиксирован рекордный ущерб в 1,5 млрд рублей, когда незаконно была организована свалка и произошло загрязнение почвы особо охраняемой территории на Западе столицы.
Экологические преступления носят по наступлению последствий противоправной деятельности неочевидный или латентный (скрытый) характер. Однако последствия этих преступлений очень серьезные. И объекты природной среды, которым причиняется вред, очень долго восстанавливаются после этого. Например, если имела место незаконная рубка лесных насаждений, чтобы на месте срубленных деревьев выросли новые, способные вырабатывать кислород, должно пройти не менее 10 лет, а это влияет на развитие разных легочных заболеваний, так как страдает качество воздуха, которым дышим мы и наши дети.
— В свое время лозунг «кадры решают все» был очень популярен, времена изменились, но актуальность этого лозунга осталась, а может быть, даже возросла. Как люди попадают в экологическую милицию? И каков численный состав вашего подразделения?
— А.К. — В наше подразделение люди попадают, так же как и в другие отделы милиции. Вот, например, к нам обратились две девушки экологи по образованию. Мы провели собеседование, затем с ними поработал отдел кадров и теперь они наши сотрудники. Хотя, подавляющие большинство наших сотрудников, имеют юридическое образование. И это вполне закономерно, ведь мы работаем в тесном контакте с специалистами департамента природопользования и других организаций, так что при необходимости мы всегда можем обратиться к ним. Нашим сотрудникам в повседневной работе необходимо применять нормы права и уголовного и процессуального – следовательно, тут в первую очередь требуются юристы.
Сейчас московская экологическая милиция насчитывает 87 человек. Раньше было 1100, потом 575. Предвидя ваш вопрос, с чем это связано, сразу могу сказать — я не знаю, возможно, с тем, что идет общее сокращение штатов МВД. Это решение принималось на уровне кадров ГУВД Москвы.
От редакции: Политика сокращения штатов экологической милиции не случайность, а закономерность. Это следствие «отеческого» отношения к ней начальника ГУВД Москвы генерала-майора милиции Владимира Колокольцева: вот выдержка из его интервью каналу «Россия 24»: «Например, у нас есть подразделения природоохранной милиции. Но ведь есть министерство природных ресурсов и экологии, есть федеральные агентства, которые надзирают за соблюдением природоохранного законодательства. Почему мы должны дублировать их?», — недоумевает Колокольцев. Интересно, а в курсе ли генерал Колокольцев, что совсем недавно в адрес руководства московской экологической милиции пришло предложение Интерпола о сотрудничестве?
— Альберт Эдуардович, давайте перейдем от кадровых вопросов к вашей повседневной деятельности. В чем основная «головная боль» сотрудников экологической милиции, какие нарушения законодательства наиболее характерны для Москвы?
— А.К. — Чаще всего нам приходиться сталкиваться с нарушение режима особо охраняемых территорий. На территории Москвы находится 16 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), где установлен специальный режим. Любое экологическое правонарушение на этой территории карается законом и преследуется Уголовным Кодексом статьей 262. Если на обычной территории повреждение плодородного слоя земли повлечет административную ответственность, то на ООПТ подобные действия попадают под уголовную.
Примеров можно привести множество. Например в долине реки Сетунь мы зафиксировали сброс строительных отходов организацией «Центрэнергострой», ущерб составил 301 тыс. рублей, дело уже отправлено в суд. Тут же на этой территории гражданином Капыриным было спилено пять деревьев, дело так же направлено в суд, но тут уже ущерб составил 1 млн. 669 тыс. рублей. Кстати, как физические так юридические лица за экологические преступления могут привлекаться как административной так и к уголовной ответственности. (Эти два случая, уголовная ответственность).
В феврале этого года на месте слияния Москвы реки и Яузы с территории строительства было выведено три шланга, из которых на лед сливалась какая-то жидкость с обильной белой пеной. Благодаря звонку местных жителей наши сотрудники прибыли вовремя и нарушение было устранено. Ведь наша основная задача обнаружение и устранение источника загрязнения рек и водоемов и других правонарушений и лишь потом принятие решения о привлечении виновных к уголовной или административной ответственности.
От редакции:
Максимальное наказание, предусмотренное Уголовным Кодексом Российской Федерации за экологические преступления
Статья Уголовного Кодекса Российской Федерации
|
Максимальное наказание
|
Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при проведении работ.
|
лишение свободы на срок до 5 лет
|
Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.
|
лишение свободы на срок до 8 лет
|
Статья 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.
|
лишение свободы на срок до 5 лет
|
Статья 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений.
|
лишение свободы на срок до 2 лет
|
Статья 250. Загрязнение вод.
|
лишение свободы на срок до 5 лет
|
Статья 251. Загрязнение атмосферы.
|
лишение свободы на срок до 5 лет
|
Статья 252. Загрязнение морской среды.
|
лишение свободы на срок до 5 лет
|
Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации
|
исправительные работы на срок до 2 лет
|
Статья 254. Порча земли.
|
лишение свободы на срок до 5 лет
|
Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр.
|
исправительные работы на срок до 2 лет
|
Статья 256. Незаконная добыча водных животных и растений.
|
лишение свободы на срок до 2 лет
|
Статья 257. Нарушение правил охраны рыбных запасов.
|
исправительные работы на срок до 2 лет
|
Статья 258. Незаконная охота.
|
лишение свободы на срок до 2 лет
|
Статья 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации.
|
лишение свободы на срок до 3 лет
|
Статья 260. Незаконная порубка деревьев и кустарников.
|
исправительные работы на срок до 2 лет
|
Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
|
исправительные работы на срок до 2 лет
|
— Не секрет, что сегодня автомобили даже не медленно, а стремительно выживают пешеходов с улиц нашего города. Мало того, что они заполонили улицы и тротуары (этим занимается ГИБДД), так теперь обычное явление это парковка на газонах.
— А.К. – Да, такая проблема существует и, несмотря на свою малочисленность, мы этим вопросом занимаемся. Тут надо отметить, что по данному направлению эта работа ведется в тесном контакте с ГИБДД и участковыми. Штраф за парковку на газоне составляет четыре тысячи рублей, это достаточно внушительная сумма. Конечно, в том случае, если припарковался не мерседес или лексус.
Тут есть еще один поворот темы, существует проблема по поводу строительства парковок и газонов во дворах. Владельцы автомашин выступают за парковки, а простые жители – за газоны. Этими вопросами мы не занимаемся. Это прерогатива отделов экологического контроля муниципальных округов.
Благодарим вас за интересную беседу, поздравляем с наступающим «мужским» праздником (интервью было перед 23 февраля) и желаем, чтобы штаты вашего управления росли, а не сокращались.
Игорь Кузнецов
милиция,
экологические преступления,
МВД
21.02.2010, 9132 просмотра.