Главная→Интервью / Talk→
Лига экологических журналов - от Якутии до Исландии / Экологический туризм на кемберлитовые трубки и космический разворот экологической темы
Лига экологических журналов - от Якутии до Исландии / Экологический туризм на кемберлитовые трубки и космический разворот экологической темы
Лига экологических журналов приняла участие в работе XI сессии Генеральной Ассамблеи международной неправительственной организации северных регионов Северный Форум*. Президент Республики Саха(Якутия) Якутии Егор Борисов на полях мероприятий Северного форума дал протокольное чаепитие в честь«Лиги экологических журналов», которую на встрече представлял главный редактор журнала«Экоград» Игорь Панарин. Во встерече приняли участие, помимо журналистов, министры республиканского правительства, представители авторитетных общественных организаций, работающих в сфере межнациональных отношений и развития этносов Севера и Дальнего Востока. Игорь Панарин доложил присутствующим о творческих планах Лиги, среди которых значится содействие развитию экологического туризма в северных регионах РФ.
Подводя резюме Президент республики Саха поручил Лиге экологической прессы озвучить идею проведения в Якутске масштабного экологического форума, в котором могли бы принять участие ученые и практики занимающиеся альтернативными источниками энергии, в частности Нобелевский лауреат Жорес Иванович Алферов, весьма своевременна для республики. Напомним, что в текущем году Якутия провела масштабную международную экологическую конференцию при участии ОАО«Русгидро». Президент Якутии предложил журналистам Лиги посетить места в Якутии, содержащие выходы кимберлитовых трубок, где и добываются знаменитые якутские алмазы. Это должно, по мнению главы Якутии, стать началом проекта превращения уникального месторождения в объект международного туризма, для чего уже сейчас надо начинать информационная работу.
Работе и результатам деятельности работы Лиги дал высокую оценку министр регионального развития Игорь Слюняев. Для справки. примерно полгода назад на вопрос журналистов Лиги о роли экологии в его ведомстве министр перевел вектор ответа на вопросы экономики, прибавив при этом, что экология хорошо, но экономика это куда более актуально. Примечательно, что в своей речи на ассамблее Северного Форума Министр гораздо чаще упоминал термины экология, природопользование и охрана окружающей среды, чем термин экономика. См. также И.Слюняев«Безнес должен стать более патриотичным»
XI сессия Генеральной Ассамблеи международной неправительственной организация северных регионов Северного Форума*, прошла 16-18 октября в Москве. В заседании Генеральной ассамблеи приняли участие руководители и представители 16 регионов мира и международных организаций. Министр регионального развития Российской Федерации Игорь Слюняев поздравил Президента Республики Саха(Якутия) Егора Борисова с переизбранием на пост председателя Северного Форума, подчеркнув, что это закономерный результат его активной работы по объединению усилий всех участников Северного Форума и укреплению организации как одной из важнейших площадок международного сотрудничества. Глава Минрегиона обратил внимание на исключительное значение Арктической зоны, ее поступательного и устойчивого развития для России. В ходе ассамблеи обсуждалось конкретное наполнение арктических программ и повестки 2020.
Инициатива Президента Якутии ** позволила России вновь вступить в Северный Форум, и создать условия для современного развития деятельности этой организации, которая может стать столь же значимой как деятельность Арктического Совета(arctic-council.org), посокольку деятельность этих организаций идет общем русле. Егор Борисов отметил, что Северный Форум мог бы стать региональным выражением Арктического Совета, занимая удачную нишу в циркумполярной региональной организации . В своем выступлении Президент Якутии отметил, что экономики северных регионов завязаны на природные ресурсы – как ископаемые так и возобновляемые – лес, рыба, пушнина. Инерционный путь развития оставляет северным регионам роль мирового запасника ресурсов, однако сегодня использование знаний для развития играет все большую роль. Поэтому значимый акцент на развитие северных территорий присутствует в программах каждого национального государства, которые ждут инициатив развития от регионов:
Акутальность темы подтвердили гости из Исландии, обозначившие перспективы проведения новых мероприятий по арктической тематике в 2015 году, на которые Лига получила приглашение в Исландию:
* Целью Форума является улучшение качества жизни на Севере(через сотрудничество в области науки и здравоохранения), а также поддержка устойчивого развития туризма и осуществление инициатив в сфере социально-экономического сотрудничества между северными регионами. Большое внимание уделяется области альтернативной энергетики, так как один из наиболее значимых видов загрязнения на северах, с которым приходится бороться буквально всем миром – это бочки из-под ГСМ(солярки), для сбора которых организуются специальные мероприятия.
** с марта 2013 года, возобновлена работа секретариата Форума в Якутии, а Секретариат Северного Форума вновь перенесен в Республику Саха(Якутия), г.Якутск из Анкориджа.
*** Минрегион России в настоящее время разработал государственную программу«Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», проект которой, по словам главы ведомства, будет внесен на рассмотрение Правительства до 1 ноября т.г. Общий объем финансирования программы до 2020 года составит около 2 трлн. рублей, из которых 600 млрд. рублей пойдут из федерального бюджета. За счет внебюджетных источников планируется привлечь более 1 трлн. рублей. Международные проекты арктической повестки 2020 содержит – 6 проектов 3 из которых ведет UNEP, 1- Всемирный банк, 1 – UNDP и 1 – ЕБРР(развитие альтернативной энергетики), общая сумма в рамках $300 млн из них примерно $250 млн от трастового фонда ГЭФ, остальное из внебюджетных источников. UNEP осуществляет координацию международных проектов на территории России по поручению правительства РФ.
Игорь Слюняев — Бизнес должен быть более патриотичным:
Егор Борисов(Президент республики Саха)Якутия)): С учетом принятого решения, я хотел бы поделиться с вами с мыслями, на что я хотел бы обратить внимание всех субъектов Российской Федерации и других стран по деятельности Северного Форума в предстоящие два года. Если вы позволите, я хотел бы на этом кратко остановиться.
Прежде всего, уважаемые друзья, всех собравшихся в этом зале объединяет Север, его уникальная, неповторимая природа, радости и заботы жителей Севера – носителей очень богатой истории и традиций, уникального опыта жизни и бережного природопользования. Сегодня к Северу в нашей жизни, и в особенности, к Арктике обращены взоры национальных государств на самом высоком уровне, международных и общественных организаций, объединений коренных народов, бизнеса, науки и региональных администраций. Решения, принимаемые в отношении данного региона планеты, имеют глобальные последствия для развития всей человеческой цивилизации. На необходимость международной кооперации в решении вопроса Арктики и Севера первыми обратили внимание, конечно, региональные лидеры – основатели Северного Форума, уже 23 года назад.
Сегодня Комитетом региональных координаторов предложено пролонгировать председательство Республики Саха(Якутия) на последующие два года, и резолюциями это сегодня подтверждено. Мы, конечно, с благодарностью за оказанное доведение и с полным осознанием ответственности перед членами организации, принимаем данное предложение. Конечно, два года – это очень короткий срок для реализации всех наших планов и идей. И, откровенно говоря, учитывая предыдущий опыт пролонгации периода председательства, мы ожидали такой оборот событий.
Уважаемые коллеги, мы должны подчеркнуть, что проведена за последние два года активная работа по возрождению организации, оптимизации ее структуры и финансово-хозяйственной деятельности. Продвижение идей Северного Форума среди регионов, продвижение идей Северного Форума по привлечению внимания государственных органов и укрепления сотрудничества с международными организациями. Прежде всего, мы сегодня должны понимать, что Северный Форум – это единственная международная региональная структура, имеющая статус наблюдателя в Арктическом Совете. Нам важно активизировать сотрудничество со всеми рабочими группами высшего международного органа в Арктике.
У нас, в Якутии, уже имеется определенный опыт. С ноября прошлого года мы возобновили постоянное присутствие Северного Форума на совещаниях старших должностных лиц Арктического Совета, и делегация Северного Форума приняла участие в министерском совещании. Начались консультации с рабочими группами. Это очень важный фактор. Мы сегодня должны понимать, что одним из организационных вопросов для нашей работы, важным является внедрение принципа ротации председательства в Северном Форуме. В части содержательной работы Северного Форума принято важное решение о новых требованиях к результатам реализованных проектов. Полностью поддерживаю решение о том, что результаты деятельности рабочих групп Северного Форума должны иметь практический характер с обязательной подготовкой аналитического доклада и конкретных рекомендаций.
Я думаю, что сегодня, после завершения этапы реформы и преобразований, наступает время для новых инициатив, направленных на достижение главной миссии Северного Форума – улучшение качества жизни населения и поддержки устойчивого развития регионов. Не секрет, что на протяжении всей истории у каждой страны, независимо от общего уровня ее благосостояния наблюдается устойчивая тенденция отставания северных регионов от южных по всем направлениям. В некоторых отношениях дисбаланс между северными и южными сообществами по уровни жизни, доходам и образованию снижается, хотя в большинстве случаев различия остаются очень существенными.
…
При этом важно понимать, что еще недавно северные регионы представляли собой редко и малонаселенные районы страны, далеко отстоящие от центра политической и экономической жизни страны, отличающиеся своими экономическими характеристиками, средой обитания и даже историческим опытом.
На севере с большим отставанием от южных районов началось формирование региональных административно-управленческих институтов, определение индустриальной специализации и реализации инфраструктурных проектов. Фактически именно сейчас идет процесс активного регионального строительства на севере. От степени международной и межрегиональной солидарности региональных структур друг с другом, национальными правительствами, организациями коренных народов зависит очень многое.
Сегодня на нашем форуме присутствет министр регионального развития Российской Федерации, Игорь Николаевич Слюняев. В связи с этим я хотел бы подчеркнуть: особенный интерес вызывает группа по устойчивому развитию, в рамках которой мы планируем принять участие в проектах по развитию арктической инфраструктуры, создания циркумполяного бизнес-форума Северного морского пути, разработке арктических социальных индикаторов, профилактике и лечению инфекционных заболеваний и другим вопросам.
Северный форум в связи с этим должен следовать стратегии Арктического совета. Нам особенно импонируют приоритеты в рамках председательства Канады по укрупнению делового сотрудничества и улучшения качества жизни людей на севере.
В проектах Арктического совета принимают участие, в основном, специалисты из федеральных структур. Региональный компонент представлен незначительно. Северный форум мог бы восполнить этот пробел и обеспечить участие региональных специалистов в проектах Арктического совета.
Необходимо укреплять сотрудничество с университетом Арктики, Международной ассоциацией социальных наук Арктики, Международным арктическим научным комитетом, Всемирным фондом природы – постоянными участниками Арктического совета, организациями коренных народов. Также необходимо быть готовыми к осуществлению совместных проектов и мероприятий для взаимной поддержки инициатив, направленных на устойчивое развитие и повышение качества жизни.
Более 100 лет назад у нас в Якутии наш великий мыслитель Алексей Кулаковский писал о государственной политике царской России по заселению территории Восточной Сибири и Арктики, предвидя глобальное значение севера и Арктики для развития человеческой цивилизации. Сегодня в Арктике проживают миллионы людей. Точное количество варьируется в зависимости от того, как определяется граница Арктики. Среди них есть представители коренных народов, которые проживают только в Арктике, где они продолжают заниматься традиционными промыслами, адаптируясь к условиям современного мира. Но в целом к населению Арктики относятся и многие другие люди, переселенцы и их потомки, сельские жители и горожане.
Конечно, мы знаем, что население Арктики меняется. В северных регионах устанавливаются все более тесные экономические, политические и социальные связи с центральными частями соответствующих стран. Все эти люди уже давно являются частью Арктики, испытывая на себе влияние местной и региональной среды.
Игорь Слюняев(министр регионального развития Российской Федерации): Позвольте, прежде всего, поздравить вас с началом работы 11-й Генеральной ассамблеи Северного форума и отдельно хотел бы поздравить Борисова Егора Афанасьевича с переизбранием на пост председателя этой авторитетной международной организации. Мы все едины во мнении, что это закономерный результат вашей активной позиции, уважаемый Егор Афанасьевич, по объединению усилий международных организаций, субъектов Российской Федерации всех уровней власти в решении общих вопрос в развитии арктического региона, а также по укреплению позиции Северного форума, как одной из важнейших международных площадок.
Понятно, что совершенно иного порядка задачи перед нами стоят и, наверное, на ближайшие 2 года мы должны больше внимания уделять двухсторонним связям бизнес-сообщества и связям регионального уровня. Поступательное и устойчивое развитие арктической зоны имеет для нашей страны исключительной значение. Примерно третья часть площади Российской Федерации относится к территории Крайнего севера. В арктической зоне России сосредоточены наши основные запасы газа, никеля, меди, золота, алмазов, добывается почти ¼ часть морепродуктов страны.
Через Арктику пролегает стратегическая транспортная артерия Северный морской путь, которая связывает государства азиатско-тихоокеанского региона и Европы, а также морские, речные маршруты, причем мы отмечаем, что динамика грузообмена, товарообмена по маршрутам Северного морского пути ежегодно нарастает. За последние годы в Российской Федерации проделана большая работа по формированию системы стратегического планирования арктического региона. В 2008 году Президентом России утверждены основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2020 года, а 20 февраля текущего года утверждена Стратегия развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.
Буквально позавчера, 16 октября председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил план мероприятий по реализации стратегии. Что предусмотрено этим планом? Во-первых, до конца года мы должны разработать и утвердить региональные программы социально-экономического развития регионов арктической зоны. Во-вторых, особое внимание уделяем вопросам экологии и развитию безопасных видов туристической деятельности в Арктике. В третьих, разрабатывать меры по регулированию миграции и повышению эффективности вахтовой миграции. Мы должны реализовать крупные инфраструктурные и промышленные проекты, обеспечить развитие рыбопромышленного комплекса, добычу и переработку минерально-сырьевых ресурсов, техническое перевооружение и ввод в эксплуатацию новых мощностей по переработке ресурсов, а также сформировать опорную сеть автомобильных общего пользования.
План мероприятий предусматривает развитие железнодорожного сообщения, включая расширение пропускной способности действующих и создание новых железнодорожных линий. Развитие системы авиационного обслуживания, внутренних водных путей, включая реконструкцию и модернизацию аэропортов вдоль побережья акватории Северного морского пути, реализацию комплексных научных проектов, внедрение новых видов техники, технологии в области рационального природопользования, вопросы экологии и множество других мероприятий всего их более 60-ти.
Инструментом реализации государственной стратегии должна стать государственная программа социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года. Проект государственной программы готов, проходит соответствующие согласования в федеральных органах власти. Хотел бы поблагодарить субъекты Российской Федерации, которые принимали самое активное участие в формирование проекта государственной программы, и по нашим внутренним срокам до 1 ноября текущего года госпрограмма будет внесена на рассмотрение Правительства Российской Федерации.
Общий объем финансирования мероприятий программы за счет всех источников до 2020 года составит почти 2 триллиона рублей, из которых 1/3 часть приходится на средства федерального бюджета. За счет внебюджетных источников, в том числе, за счет крупных компаний российских, мы предполагаем привлечь более 1 триллиона рублей.
Реализация государственной программы будет базироваться на следующих принципах: максимальная ресурсоэффективность, максимальное природосбережение, учитывая хрупкость природной среды арктического региона, удовлетворение основных социально-бытовых и культурных потребностей граждан, проживающих в арктической зоне, развитие возможности традиционного проживания и природопользования для коренных и малочисленных народов Севера.
В результате реализации госпрограммы мы планируем увеличить долю арктического макрорегиона в общем объеме валового регионального продукта с 6 до 14% в 2020 году. Снять основные инфраструктурные ограничения, обеспечить качественный рост и повышение конкурентоспособности региональных экономик на основе внедрения институциональных и технологических инноваций. Мы предполагаем, повысить производительность труда в арктической зоне в 2,5 раза. Выручка на каждого работающего должна составлять порядка 5 миллионов рублей на каждого занятого в экономике региона. Нашим безусловным приоритетом является повышение качества жизни людей на Севере, а также обеспечение эффективного баланса между хозяйственной деятельностью и сохранением окружающей среды. Поэтому обмен идеями и реализация совместных инициатив в рамках такой площадки как Северный форум имеет существенное значение.
Минрегион принимает активное участие в работе целого ряда международных групп, в частности, мы координируем деятельность рабочей группы Арктического совета по устойчивому развитию в Арктике, возглавляем российскую часть рабочей группы по Арктике и Северному российско-канадской межправительственной комиссии, рассчитывая, что взаимодействие с Северным форумом будет и дальше укрепляться. Арктика должна стать территорией многовекторного, многопланового сотрудничества и широкого диалога государств, регионов, муниципальных образований и институтов гражданского общества.
Михаил Николаев(1-й Президент Республики Саха(Якутия)): Во-первых, в начале 90-х годов прошлого века на международной арене происходили события, в корне изменившие облик мира. Мир перестал быть ареной холодной войны. В этих условиях начался поиск на основе проб и ошибок новой системы стабильности и равновесия в международных отношениях, появились и новые игроки – это, прежде, всего региональные, международные организации. Именно такой организацией был Северный форум. В 1991 году осенью, в Москве, мы с Уолтером Хикелем, губернатором Аляски задумали создать абсолютно новый тип международной организации – это должно быть объединение с циркумполярных регионов северных государств. Впервые в истории все народы, живущие на Севере и в Арктике, могли бы сообща обсудить свои жизненные проблемы и объединить усилия для улучшения качества своей жизни. Мы так и поступили. Якутия стала тогда одним из основателей и самым активным членом Северного форума, мы предложили много проектов, организовали впервые циркумполярный перелет на самолете вокруг полярного круга, посетив все северные страны мира.
Кроссполярный перелет из юго-восточной Азии на американский континент через Северный полюс, инициированный Северным форумом, стал кратчайшим воздушным мостом. Жители севера планета с энтузиазмом приняли создание Северного форума и активно участвовали в его деятельности. Северные государства поддержали эти региональные организации. Центральное правительство Соединенных Штатов Америки, России, Канады, Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии нашли в Северном форуме точку опоры на региональном уровне и, активно опираясь на нее, создавали новую, международную организацию Арктический совет.
В 1996 году наряду с Министром иностранных дел, свои подписи на учредительных документах арктического совета, поставили и члены Северного форума, в том числе, и представитель Якутии, министр внешних связей республики Артамонов Виталий Петрович. Таким образом, Северный форум сыграл значительную роль в создании новой архитектуры международных отношений в мире, на севере, в частности.
Во-вторых, сейчас наступили новые времена невиданных ранее вызовов и угроз. Мир ищет новую систему устойчивости в международных отношениях. После двух десятилетий нестабильности и войн с участием Соединенных Штатов Америки и НАТО серьезные испытания пришлось пережить и Организации Объединенных Наций и всей послевоенной системе международных отношений.
В условиях новых угроз и угроз, как 20 лет тому назад, Северный форум может стать опорой для стабильности мира и значительной части земного шара на севере. Северные регионы мира быстрее и эффективнее центральных властей арктических страны откликаются на события, и они могут помочь своим властям принять верные решения по решениям экономического и культурного сотрудничества на севере. Северный форум может внести свой вклад в укрепление мира и международного сотрудничества в арктической части планеты.
В чем я вижу его перспективу? Когда«железный занавес» между западом и востоком упал, мы убедились, что Арктика является единым культурным и интеллектуальным пространством. Осознавая этот факт, мы на Северном форуме при активном участии регионов создали Арктический международный университет, который и нынче успешно действует, учредителями которого выступили многие университеты северных стран. В Якутске учрежден и успешно функционирует институт культуры Арктики. На острове Самойлова, в устье реки Лена недавно открыта международная научно-исследовательская станция, а до этого в море Лаптевых была открыта международная биологическая станция Лена-Норденшельд.
Жители Арктики от культурного сотрудничества переходят к экономическому взаимодействию, создана ассоциация оленеводов мира, открыт международный институт оленеводов в Норвегии. Впервые в истории оленеводы всего мира объединяют свой опыт и усилия по сохранению этого древнего вида экономической деятельности человека. Наша генеральная ассамблея проходит в Москве, в то время, когда правительство России все больше внимания уделяет проблемам Севера и Арктики, восстанавливает северный морской путь.
Совсем недавно российский флот посетил новосибирские острова, которые являются частью Якутии. Начали восстанавливать аэропорт, способный принимать большие воздушные суда. Жизнь возвращается на арктические острова Северного ледовитого океана после двух десятилетий забвения. Северный форум может и должен участвовать в восстановлении Северного морского пути и создание инфраструктуры морских, речных и воздушных путей в Арктике.
В третьих, Северный форум может работать по искоренению бедности в Арктике, о чем сегодня говорили. С древних времен люди на Севере свыклись с бедностью и скудостью средств существования, но пришло время жить комфортно, в богатой минеральными, биологическими ресурсами Арктике. Скандинавские страны, многие годы тесно сотрудничавшие с Северным форумом, дали убедительный пример выхода из тисков бедности. Они показали, что развитие и процветание может быть только при помощи современной инновационной экономики на основе достижений науки и техники.
Еще римлянин Сенека-младший говорил:«Благо – не всякая жизнь, а жизнь хорошая». Одной из главных целей Северного форума должно стать искоренение бедности в Арктике. На основе достижений скандинавских стран по улучшению жизни на Севере, можно было бы назвать одну из новых программ Северного форума«Арктика без бедности». Предложил бы также Северному форуму выступить с инициативой пятилетия Арктики и Антарктиды, в честь столетия великих географических открытий. Я говорю о достижении человеком северного и южного полюса в начале 20 века. Всего 100 лет назад техника и наука была на таком низком уровне, что герои, первыми достигнувшие этих полюсов, не могли представить миру убедительные доказательства своего подвига. Только авиаторы 30-х годов прошлого века дали миру точные координаты.
Сегодня человечество не имеет большого опыта работы в акватории океанов и морей по добыче углеводородов. Авария в Мексиканском заливе в Соединенных Штатах Америки показала, какой огромный урон по масштабам бедствия может нанести человек планете Земля, всему живому, экологическому, экономическому и социальному. Арктика и человек могут существовать только в гармонии. Древние греки всегда утверждали:«Человек мерило всех вещей». Мы смотрим на внешний мир глазами человека и все делаем ради человека. Мы должны работать и действовать так, чтобы Арктика стала для северян удобным местом для жизни и труда.
В Арктике следовало создать международные заповедники, особо охраняемую территорию, всячески способствовать развитию многообразия животного мира. Северному форуму надо было усилить работу по более тесному взаимодействию с организацией Объединенных Наций и ЮНЕСКО, региональными международными организациями, с парламентами северных стран. Более инициативно, результативно действовать на международной арене, опираясь на опыт прошлых лет и старых проверенных друзей. Я желаю Северному форуму многих лет успешной и плодотворной деятельности во благо жизни народов Арктики. Северный форум – эффективная форма сотрудничества всех циркумполярных народов.
Антон Васильев(Посол по особым поручениям, представитель Российской Федерации в Арктическом совете): История Арктики знала разные времена, но благодаря усилиям всех арктических государств, общая ситуация на крайнем Севере за последние 2 десятилетия существенно изменилась. Ушло в лету ракетно-ядерное противостояние эпохи холодной войны. Главной чертой обстановки в регионе стало быстро крепнущее сотрудничество арктических государств, последовательное решение вопросов, доставшееся в наследство от прошлого на основе имеющейся и достаточной для этого международной правовой базы, прежде всего, конвенции ООН по морскому праву.
Это главная, основная и устойчивая тенденция последних лет, это то, что составляет суть процесса. Это нужно ясно видеть, не отвлекаясь на множество частностей, сенсаций, сомнений, страшилок и даже провокаций, которые все еще появляются и в средствах массовой информации, и в научных работах по этой становящейся все более модной и горячей теме – Арктика. Нынешняя ситуация в Арктике в целом позитивна, стабильна и предсказуема. В определенном смысле Арктика становится примером для других менее стабильных регионов мира и наоборот, многие привычные клише и стереотипы восприятий ситуаций из других регионов мира или из эпохи холодной войны, не применимы к Арктике сегодняшнего дня.
В Арктике успешно решаются остающиеся вопросы. Последний пример этого – российско-норвежский договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море, в Северном ледовитом океане. Принципиальная договоренность между Канадой и Данией о разграничении в районе моря Линкольна. Не решенных вопросов на Севере становится все меньше. Между арктическим государствами в Арктике нет не решаемых вопросов. Здесь нет никакой гонки за становящиеся относительно более доступные природные ресурсы. По известным оценкам наших датских коллег 95-97% разведанных здесь запасов угловодородов и других полезных ископаемых, расположены в исключительных экономических зонах прибрежных арктических государств. Иными словами, делить здесь нечего, все уже поделено.
Что касается теоретически возможных вопросов, связанных с расширением внешних границ континентального шельфа, то тут уже имеется исторический прецедент. Норвегия, первая из арктических государств в 2009 году получила одобрение своей заявки на расширение границ континентального шельфа, комиссии по границам континентального шельфа, проведя результативные переговоры со всеми своими соседями, включая Россию.
Государства прибрежной арктической пятерки в принятой на своей первой министерской встрече в мае 2008 года в гренландском Илулиссате политической декларации, специально отметили, что всевозможные пересекающиеся претензии в Северном ледовитом океане будут решаться цивилизованными методами путем переговоров на основе существующей достаточной международной правовой базы, прежде всего, конвенции ООН по морскому праву 82-го года. Эти договоренности соблюдаются всеми ее участниками. Все арктические государства, включая даже еще не ратифицировавшие указанную конвенцию США, в подготовке заявок на расширение границ шельфа в Северном ледовитом океане, руководствуются статьей 76 Конвенции, правилами по границам континентального шельфа.
Это значит, что каждый со своей стороны должен научно доказать одно и то же – что возвышенность на дне Северного Ледовитого океана, является биологическим продолжением материка и далее в случае возможных пересечений договориться друг с другом, поскольку комиссия такие пересекающиеся участки просто не рассматривает. В этом смысле работы по вопросам границ континентального шельфа – фактор, скорее, сближающий, нежели разделяющий арктические государства.
Если не брать во внимание стратегические ядерные вооружения, а это элемент иного, глобально стратегического измерения, то трудно говорить о какой-то милитаризации Арктики. Разумеется, и Россия и наши соседи по регионам в последнее время уделяют больше внимания укреплению своих обычных военных сил и средств на крайнем Севере, но это естественный и понятный процесс, являющийся реализацией национального суверенитета государства. Ведь по мере таяния льдов и расширения хозяйственной деятельности в Арктике, им объективно требуется все больше заботиться и об охране северных границ и об обеспечении безопасности мореплавания в высоких широтах, и о защите критических, важных элементов инфраструктуры, тех же буровых платформ, и о проведении поисково-спасательных операций, и других новых задачах.
Существенно при этом то, что определенное расширение, а в случае с Россией во многом восстановления военного присутствия арктических государств в Арктике идет траспарентно, предсказуемо, не направленно против кого-либо из соседей, не носит дестабилизирующий характер и не пересекает никаких красных линий. В Арктике нет причин для появления военно-политических блоков. При этом вполне логичным является постепенное, но последовательное расширение военного сотрудничества арктических государств, которые в последнее время выходят на многосторонний уровень. Состоялись уже две успешные встречи начальников генеральных штабов всех 8 государств, участников арктического совета.
Сотрудничество в Арктике в последние годы устойчиво расширяется в самых различных форматах и областях. Россия уверенно развивает двухсторонние отношения с нашими основными арктическими партнерами – Норвегией, Канадой, Финляндией. Есть хорошие перспективы реализации различных проектов в Арктике, США, Дании, Исландии, Швеции. Стабильно развиваются обмены в рамках прибрежной арктической«пятерки» по вопросам континентального шельфа, гидрографии, общественной безопасности, природных ресурсов. В июне этого года встреча премьер-министров государств-участников, отмечалось 20-тилетие совета Баренцева северо-арктического региона.
Вы ведете целенаправленную работу по использованию потенциала Северного форума, организации циркумполярных регионов, идет активное взаимодействие по линии университета Арктики. Изменение в Арктике даже вызвали к жизни новую научную дисциплину – полярное право. И все это только отдельные примеры разнообразия форм международного арктического сотрудничества. Центральным институтом такого сотрудничества является Арктический совет. В последние годы он уверенно развивается и укрепляется, наращивая свой авторитет в мире. Под его эгидой реализован целый ряд крупных, совместных научно-практических проектов. Разработаны два первых в истории, юридически обязывающих, панарктических документов. Создан первый фонд софинансирования природоохранных объектов, институт поддержки проектов.
В этом году впервые создан и заработал постоянный секретариат совета со своим бюджетом. И хотя совет занимается только двумя блоками вопросов, — сохранением окружающей среды и обеспечение устойчивого развития, — на деле круг его ведения весьма широк. И совет уже неоднократно демонстрировал способность гибко расширять горизонты своей деятельности и оперативно реагировать на происходящие в Арктике перемены. Между государствами-участниками есть общее понимание постепенно вести дело к принятию советом не только политических рекомендаций, но и обязывающих решений, прежде всего, через механизм разработки и заключения новых многосторонних соглашений.
Об интересе к совету свидетельствует быстрорастущее число организаций, желающими стать наблюдателями при нем. В общем, не будет преувеличением сказать, что у Арктического совета действительно большое будущее.
Международное арктическое сотрудничество развивается очень успешно, но потенциал у него огромный. Восьмая министерская сессия арктического совета, состоявшаяся в мае в Швеции стала заметным событием в его истории, она завершила двухлетний цикл двухлетних председательств всех восьми государств-участников. Сделано в связи с этим специальным политическим заявлением министров видение Арктики, отмечен успех совета, что способствовал превращению Арктики в территорию уникального международного сотрудничества.
Важное значение имеет положение о том, что«в Арктике нет таких проблем, которые мы не могли бы совместно решить путем сотрудничества на основе существующего международного права и доброй воли». Узловыми моментами регионального сотрудничества на перспективу, названы экономика, техногенная безопасность, экология, научные исследования, поддержка жителей Арктики, в том числе, коренных народов Севера, а также дальнейшее укрепления самого арктического совета.
В документах Кируны отмечается, что практически все решения министерской сессии были выполнены и немалая заслуга в этом шведского председательства, которое обеспечивало четкую, ритмичную работу совета в 2011-2013 году. Важным событием в истории арктического совета стали подписание в Кируне же второго юридически обязывающего панарктического документа Соглашение о сотрудничестве в области готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике. Реализация этого соглашения позволит задействовать целый ряд дополнительных региональных мер сотрудничества, нацеленных на повышение оперативности и эффективности борьбы с нефтеразливами в Арктике и будет содействовать экологически безопасному освоению угдеводородных месторождений Арктического континентального шельфа.
В соответствии с решением предыдущей Нукской сессии в Кируне были приняты обновленные правила, процедуры более подробно определяющие критерии роль наблюдателей в совете. Министрами принято, отраженное в кирунской декларации решение предоставить статус наблюдателя арктического совета шести новым государствам: Китаю, Японии, Индии, Италии, Республике Корея, Сингапуру. Таким образом, общее число наблюдателей в совете выросло до 32. 12 государств и 20 международных, неправительственных организаций, что является ярким свидетельством повышения значения Арктики в мировых делах и резкого возрастания в мире интереса к региону, причем, далеко не только в Европе.
Это решение завершило предоставление на временной основе, в порядке исключения статус наблюдателя указанным государствам и еврокомиссии, и уже сейчас выстраивается довольно длинная, новая очередь претендентов на статус наблюдателя, решения по заявкам которых будет приниматься на следующей министерской сессии 15-го года в Канаде. Арктические государства успешно развивают взаимовыгодное сотрудничество с неарктическими государствами. Вокруг этих отношений тоже говорится много надуманного. На мой взгляд, сегодня эти отношения нам удалось упорядочить на основе критериев наблюдателей, одобренных Арктическим советом и признанных ставшими новыми наблюдателями неарктическими государствами.
Ключевые из этих принципов. Уважение суверенитета, суверенных прав и юрисдикций арктических государств в Арктике, содействие реализации целей Арктического совета, то есть укрепление сотрудничества между арктическими государствами, знание и уважение культуры, в особенности, живущих на Севере коренных народов. Эти принципы отражают главное – все основные правила игры в Арктике устанавливаются самим арктическими государствами, естественно, с полным соблюдением норм международного права. Из одобренного на сессии доклада старших должностных лиц – министров, а также из киренской декларации следует, что в начавшийся период председательства Канады, деятельность Арктического совета станет еще более интенсивной.
Только новых целевых групп, а это по сути, полномасштабные многосторонние, межправительственные переговоры, создано четыре. По подготовке арктического бизнес-форума, по разработке темы по предотвращению загрязнений нефтью Арктики, по подготовке договоренности о международном научном сотрудничестве в Арктике и о разработке практических мер, направленных на ограничение выбросов главных не стойких соединений, способствующих изменению климата – сажи и метана.
Совет одобрил три приоритета деятельности на предстоящие 2 года. Освоение арктических ресурсов, развитие мореплавания по освобождающимся на все более продолжительное время морским путям и внимание к нуждам коренных жителей Арктики. Я надеюсь на продолжающееся активное участие в этой работе и минрегионов России и всех российских регионов. Думаю, что даже беглого взгляда на основные результаты Кируна достаточно для вывода об успешном, быстро набирающем обороте сотрудничестве арктических государств между собой за которым стоит крепнущее понимание того, что использовать новые возможности и противостоять новым вызовам, которые несут с собой стремительные перемены в Арктике, эффективнее всего сообща.
Уважаемые коллеги, Северный форум, конечно, должен не отставать от всех этих позитивных тенденций. В новую историческую ситуацию он должен внести свой вклад в укрепление связей между всеми циркумполярными регионами мира. Хочу поздравить республику Саха(Якутия), лично Егора Афанасьевича Борисова с успешным председательством в Северном Форуме в 2011-2013 году, а также с переизбранием на новый 2-хлетний срок. Конечно же, в этот новый срок вам предстоит сделать много, чтобы на конкретных делах и проектах показать и доказать не только востребованность, но и эффективность Северного форума, который должен давать практическую, осязаемую отдачу каждому его участнику, каждому региону-участнику. Министерство иностранных дел в России, конечно же, будет и впредь готово оказывать всяческую поддержку и Северному форуму, и его председателю. Желаю вам новых больших успехов.
Я очень рада участвовать в этом Северном форуме. Я думаю, что он был очень тщательно подготовлен, соответственно, и работа форума шла успешно. Два первых дня мы занимались именно подготовкой сегодняшней встречи. И она показала, что все арктические регионы могут успешно сотрудничать. И не только регионы, а и просто люди, и они выражали желание в устойчивом развитии и улучшения качества жизни и предлагали свой опыт в этом деле. И они показали растущий интерес в выработке нашего нового«маршрута». Мы это сделали, мы оказались молодцы, и сделали это с помощью Арктического совета и ООН. Я думаю, что это нужная работа, в которой должны участвовать народы во всем мире. И очень важный момент в том, что это мирное развитие в арктическом регионе, и мы, также, должны выражать интересы тех народов, которые тут живут. Я полагаю, что мы должны принять все меры предосторожности против разлива нефти, против любого иного урона окружающей среде и народам этого региона. Я думаю, что у нас есть общая заинтересованность в более тесном сотрудничестве с природоохранными организациями и движениями. Нам нужно сохранить природу. И я думаю, что природоохранным организациям и движениям можно многому поучиться у народов, проживающих в арктическом регионе. Следующая встреча состоится в Исландии, и мы продолжим обсуждение всех тех задач, о которых говорили здесь. И я считаю важным, чтобы все нации, которые обладают арктическими ресурсами, сотрудничали и работали вместе и сделали бы Арктику общим домом.
Это была война. Затем перемирие владельца ранчо с некоторыми надоедливыми бобрами окупилось.
«Высококвалифицированные инженеры-экологи» могут помочь сохранить драгоценную воду и омолодить земли, разрушенные изменением климата. Только не взрывайте их дома.
Миллионы людей покинули места обитания, 1,2 млн домов разрушено. Есть несколько факторов, таких как Ла-Нинья и муссоны, но в глобальном потеплении Пакистан лидирует — 0.3 градуса в десятилетие. Это решающий фактор, из-за которого возросла неустойчивость и уязвимость климатической системы.
Экологическая катастрофа вызвана сочетанием низкого уровня воды в реке из-за беспрецедентной за последние 500 лет засухи и промышленными стоками, содержащими соленую воду. Однако ПДК ртути не превышен…
За всю историю люди на Земле пожили общим итогом более 4-х триллионов лет(в среднем 40 лет на 100 млрд когда-либо живших людей). Если мы будем доживать до 80-ти и нас будет 10 млрд, то мы«проживем» эту же сумму времени меньше чем за 3 поколения, а это«всего лишь» деды, сыновья и внуки. Но время следующих поколений может быть«съедено» суммой наших ошибок и отходов наших технологий…