Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player  
Всё об экологии ищите здесь:
Loading
  Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама



Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная Интервью / Talk Системные проблемы инновационного развития России/ Михаил Лифшиц

Системные проблемы инновационного развития России/ Михаил Лифшиц

Государственные деньги и риск — это две вещи несовместные. Государственные деньги — это не только Счетная палата, но и проблема эффективности крупных корпораций. В результате у нас инновации перестали рождаться в крупных компаниях, потому что вся система публичной компании, нацеленная на отчетность перед электоратом, акционерами и государством, восстает против риска.

Когда мы говорим об экономике в целом, выходя за рамки энергетики, то одной из важнейших проблем становится невосприимчивость экономики России к инновациям. В чем заключаются факторы торможения инноваций? — У любой компании стоит задача получения прибыли — в этом заинтересованы акционеры, если они есть, или государство, если государство крупнейший акционер. Поэтому венчурный, связанный с риском потерь путь развития компании, как правило, находится за рамками интересов и акционеров и государства. Например Стив Джобс, несмотря на успех «Apple», не раз входил в конфликт с советом директоров своей компании и даже был уволен из нее именно по этим причинам — он предлагал путь развития, которого еще не существовало, и это, по мнению людей, стоящих у «финансового руля», было неоправданным риском. Возьмем историю Роснано. Да, там были «косяки» типа вхождения корпорации в венчурный капитал, но простите, когда Чубайс начал эту эпопею, в стране не было ни одного предприятия, которое имело бы отраслевой, венчурный грант — он это пробил, и в этом его заслуга. Любая история с разработками — венчурная, а венчур — это риск. Все проекты R&D, в которые мы входим, все проекты, которые имеют в себе слово «разработка», — это проекты с повышенным риском.

У нас есть два проекта — это поселки, где пользование солнечной генерацией дает до 40% экономии дизельного топлива. Однако, если говорить о фундаментальных факторах экономики, то государство, конечно, определяет «правила игры». Например, поднимая пошлины на автомобили, можно стимулировать сборку автомобилей, но это крайне рискованна. Почему? Упал платежеспособный спрос — и перестали собирать автомобили! Но запчасти для этих автомобилей продолжают исправно покупаться, потому что, чем старше автомобиль, тем больше запчастей ему нужно. А запчасти у нас не локализованы.

В условиях макро- экономических потрясений все идет к тому, что мы увольняем людей со сборочных производств и при этом продолжаем исправно платить деньги за комплектующие к тем автомобилям, которые ездят вне зависимости от платежеспособного спроса, и тратим деньги на запчасти к ним, пополняя казну через таможенный сбор. Это быстрые деньги и их можно собирать бесконечно — запчасти будут идти и идти.  Вместо этого можно организовать дело так, чтобы заставить производить эти комплектующие здесь — и тогда таможенные платежи исчезают и приходиться играть и выигрывать в долгую — рабочими местами, НДС, НДФЛ и прочее. Но это долгий путь и поэтому первый вариант часто побеждает. Если бы мы занялись не повышением пошлин на ав- томобили, а на комплектующие к ним, то вместо локализованной сборки автомобилей, давно уже имели бы собственное производство. Как быть с качеством комплектующих? Решение просто: надо узаконить технические условия производителей изделия. Выпуская какой-то компонент для сложносочленного изделия, необходимо обеспечить его соответствие тем параметрам, которые опре- делил производитель изделия, и потому он взял на себя ответственность за изделие в целом. Если на уровне закона определить, что все производители комплектующих должны в качестве закона воспринимать спецификации, предоставленные производителем изделия в целом, можно задать и удержать планку.

Михаил ЛифшицсуперконаденсаторРеноваРотек 

24.10.2015, 1962 просмотра.


Нравится

Статьи
24.04.2017 00:24:00

Сотни тонн пластика в Арктике - течения создают "мусорные ледники"?

Гренландское и Баренцево моря сильно загрязнены пластиком. Пластик из северной Атлантики с океаническим течением попадает в Арктику, где уже, вероятно, накопились сотни тонн мусора. Это, по их словам, соответствует прогнозам моделей океанической циркуляции, согласно которым Арктика оказывается одним из «тупиков» в глобальном движении мусора, переносимого течениями.

мусорный материк

14.03.2017 01:22:56

Транспорт Москвы - конфликт или компромисс? / Обсуждение экологической стратегии Москвы 2030

В Москве прошла коллегия департамента природопользования, в ходе которой состоялось обсуждение ряда вопросов, важных в свете подготовки экологической стратегии Москвы 2030. В выступлении на коллегии главного редактора журнала «За рулем» Максима Кадакова поднята проблема роста социальной напряженности в городе, вызванная «войной», объявленной властями автомобилистам.

экологическая стратегия 2030

01.03.2017 12:35:36

Проекты Никиты Моисеева / День памяти Н.Н.Моисеева

29 февраля 2000 года не стало Никиты Николаевича Моисеева. В 20017 году исполняется 100-лет со дня рождения ученого. В день памяти мы публикуем рассказ Алекскандра Петрова, одного из его ближайших учеников, о проектах, реализованных и инициированных Н.Н.Моисеевым — в области конструирования самолетов, моделирования климата и «ядерной зимы», а также во многих других отраслях..

Н.Н.Моисеев

28.02.2017 00:44:00

Автомобилям плестись - официальная позиция Московских властей? / 40 км/час как проект ограничения скорости

Вторично за последние год-полтора выдвинут проект ограничения разрешенной скорости движения в Москве на уровне 40 км/час. Рассматриваются такие версии как  - 1. власти хотят собрать штрафы со всех без исключения, 2. власти хотят узаконить свою беспомощность в борьбе с пробками, вводя проект ограничения скорости в 40 км/час, 3. Власти хотят «выжить» автомобиль, как средство передвижения, из города. Однако такой версии, что власти могут  наладить движение в Москве не существует — слишком неправдоподобно!

40 км/час как проект ограничения скорости

27.02.2017 01:10:27

Раздельный сбор – процесс пошел, но не туда…. /Еще раз о раздельном сборе - комментарии Ecolife

Процесс  внедрения  раздельного  сбора  отходов,  который  активно  пропагандируется  эко-активистами  и  локально  начинает  внедрятся  властями  в  ряде  мест,  с  самого  начала  пошел по  самому  неблагоприятному  варианту — полагает Евгений Боярский, автор публикуемой статьи. Реакция Ecolife прокомментировало эту статью, сочтя ее своевременным поводом поговорить об изменениях, назревающих в муниципальной действительности…

раздельный сбор

07.02.2017 13:56:01

Российская наука и инновации - без руля, обзор Фиговского / Инновационная стратегия и управление - обсуждаем Стратегия 2017-2025

Россия привлекает мало инвестиционного капитала, а мозги граждан медленно, но верно утекают за рубеж. Помимо санкций и падения цен на энергоносители, причиной провала России в рейтинге Bloomberg стала низкая системность политики по поддержке инновационной деятельности. В Стратегии 2017-2025 мало управления, вместо ключевых драйверов — бесконечное перечисление технологий (НДТ). Этим этот документ отличается от зарубежных аналогов (США, Китай, ЕС).

цифровая революция, промышленная революция, НДТ

04.02.2017 23:39:22

"Зеленое" ракетное топливо - как повод для PR российского космоса?

Эксперты разошлись во мнении, насколько этот проект важен и актуален для отечественной космической отрасли

топливо

RSS
Архив "Статьи"
Подписка на RSS
Реклама: