Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player  
Всё об экологии ищите здесь:
Loading
  Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама



Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная Интервью / Talk Системные проблемы инновационного развития России/ Михаил Лифшиц

Системные проблемы инновационного развития России/ Михаил Лифшиц

Государственные деньги и риск — это две вещи несовместные. Государственные деньги — это не только Счетная палата, но и проблема эффективности крупных корпораций. В результате у нас инновации перестали рождаться в крупных компаниях, потому что вся система публичной компании, нацеленная на отчетность перед электоратом, акционерами и государством, восстает против риска.

Когда мы говорим об экономике в целом, выходя за рамки энергетики, то одной из важнейших проблем становится невосприимчивость экономики России к инновациям. В чем заключаются факторы торможения инноваций? — У любой компании стоит задача получения прибыли — в этом заинтересованы акционеры, если они есть, или государство, если государство крупнейший акционер. Поэтому венчурный, связанный с риском потерь путь развития компании, как правило, находится за рамками интересов и акционеров и государства. Например Стив Джобс, несмотря на успех «Apple», не раз входил в конфликт с советом директоров своей компании и даже был уволен из нее именно по этим причинам — он предлагал путь развития, которого еще не существовало, и это, по мнению людей, стоящих у «финансового руля», было неоправданным риском. Возьмем историю Роснано. Да, там были «косяки» типа вхождения корпорации в венчурный капитал, но простите, когда Чубайс начал эту эпопею, в стране не было ни одного предприятия, которое имело бы отраслевой, венчурный грант — он это пробил, и в этом его заслуга. Любая история с разработками — венчурная, а венчур — это риск. Все проекты R&D, в которые мы входим, все проекты, которые имеют в себе слово «разработка», — это проекты с повышенным риском.

У нас есть два проекта — это поселки, где пользование солнечной генерацией дает до 40% экономии дизельного топлива. Однако, если говорить о фундаментальных факторах экономики, то государство, конечно, определяет «правила игры». Например, поднимая пошлины на автомобили, можно стимулировать сборку автомобилей, но это крайне рискованна. Почему? Упал платежеспособный спрос — и перестали собирать автомобили! Но запчасти для этих автомобилей продолжают исправно покупаться, потому что, чем старше автомобиль, тем больше запчастей ему нужно. А запчасти у нас не локализованы.

В условиях макро- экономических потрясений все идет к тому, что мы увольняем людей со сборочных производств и при этом продолжаем исправно платить деньги за комплектующие к тем автомобилям, которые ездят вне зависимости от платежеспособного спроса, и тратим деньги на запчасти к ним, пополняя казну через таможенный сбор. Это быстрые деньги и их можно собирать бесконечно — запчасти будут идти и идти.  Вместо этого можно организовать дело так, чтобы заставить производить эти комплектующие здесь — и тогда таможенные платежи исчезают и приходиться играть и выигрывать в долгую — рабочими местами, НДС, НДФЛ и прочее. Но это долгий путь и поэтому первый вариант часто побеждает. Если бы мы занялись не повышением пошлин на ав- томобили, а на комплектующие к ним, то вместо локализованной сборки автомобилей, давно уже имели бы собственное производство. Как быть с качеством комплектующих? Решение просто: надо узаконить технические условия производителей изделия. Выпуская какой-то компонент для сложносочленного изделия, необходимо обеспечить его соответствие тем параметрам, которые опре- делил производитель изделия, и потому он взял на себя ответственность за изделие в целом. Если на уровне закона определить, что все производители комплектующих должны в качестве закона воспринимать спецификации, предоставленные производителем изделия в целом, можно задать и удержать планку.

Михаил ЛифшицсуперконаденсаторРеноваРотек 

24.10.2015, 2156 просмотров.


Нравится

Статьи
22.06.2017 00:59:01

Китай - понять и принять инновации / Обзор Фиговского

Новости из Китая:  прежде всего Китай уверен, что наступление технологической сингулярности неизбежно. Известный футуролог и инженер Google Рэй Курцвейл в очередной раз подтвердил свое смелое предсказание, согласно которому машины обзаведутся сопоставимым с человеческим разумом к 2029 году. Китай вышел на первое место по степени влияния в четырех из восьми ключевых научных областях. Остальные четыре сферы находятся в ведении США — такие данные приводит Nikkei Asian Review со ссылкой на исследование Японского агентства науки и технологий (JST). Аналитики JST изучили самые популярные и цитируемые исследования в каждой из восьми основных научных областей.

Китай

03.06.2017 08:41:00

В чьих руках судьба 50% энергетики? И.И.Сечин - мы удовлетворяем спрос, Квон Чунг - ВИЭ борются с изменением климата

В рамках 2-го дня ПЭМФ состоялась интересная перекличка мнений — Игорь Сечин высказал свое видение долгосрочной перспективы рынка углеводородного сырья и подверг критике чрезмерный энтузиазм сторонников возобновляемой энергетики и элеткромобилей - рыночная капитализация Tesla, по мнению JP Morgan и других инвестбанков, превышает фундаментальные показатели почти в два раза.
При этом в рамках вручения премии “ Глобальная энергия» прозвучали оценки роли солнечной энергетики - к 2035 году она достигнет 7,4%, а к 2100 превысит 25% общей выработки энергии, а в целом возобновляемые источники, атомная и гдироэнергетика будут обеспечивать до 50% от общего объема производства.

энергия будущего

16.05.2017 00:44:00

Как предотвратить гибель рыбы в российских водоемах? / Экологическое расследование

Практически ежегодно, жители многих областей России наблюдают на своих пресноводных водоемах неприглядную картину в виде плавающей по поверхности водоема и лежащей на берегу погибшей рыбыистинная причина данного явления так и не была установлена. Тем не менее, вопросы, по какой причине происходит гибель рыбного населения реки, и какой вред, при этом наносится  окружающей среде, несомненно, достойны внимания. Ecolife делат попытку пролить свет на этот вопрос, разобрав происходящее на конкретном примере

качество воды, гибель рыбы

14.05.2017 21:23:49

Снежный барс оказался политипическим видом

Снежный барс, или ирбис, — хищник из семейства кошачьих, обитающий в 12 странах Азии (Тибете, Монголии, России) преимущественно в горах высотой от трех тысяч метров.

Снежный барс

11.05.2017 20:07:49

Объяснено формирование земной коры

Швейцарские и немецкие геофизики объяснили формирование континентальной коры Земли. Соответствующее исследование опубликовано в журнале Nature, кратко о нем сообщает Швейцарская высшая техническая школа Цюриха.

Геофизики

24.04.2017 00:24:00

Сотни тонн пластика в Арктике - течения создают "мусорные ледники"?

Гренландское и Баренцево моря сильно загрязнены пластиком. Пластик из северной Атлантики с океаническим течением попадает в Арктику, где уже, вероятно, накопились сотни тонн мусора. Это, по их словам, соответствует прогнозам моделей океанической циркуляции, согласно которым Арктика оказывается одним из «тупиков» в глобальном движении мусора, переносимого течениями.

мусорный материк

14.03.2017 01:22:56

Транспорт Москвы - конфликт или компромисс? / Обсуждение экологической стратегии Москвы 2030

В Москве прошла коллегия департамента природопользования, в ходе которой состоялось обсуждение ряда вопросов, важных в свете подготовки экологической стратегии Москвы 2030. В выступлении на коллегии главного редактора журнала «За рулем» Максима Кадакова поднята проблема роста социальной напряженности в городе, вызванная «войной», объявленной властями автомобилистам.

экологическая стратегия 2030

RSS
Архив "Статьи"
Подписка на RSS
Реклама: