Главная→Интервью / Talk→
От французской силиконовой долины к инновациям в России/ Рассказывает Доминик Фаш
От французской силиконовой долины к инновациям в России/ Рассказывает Доминик Фаш
Это интервью — о ментальных«слонах» инновационного развития Франции, берущих начало в 60-х годах прошлого века, и анализ ситуации в этой области в России. Наш собеседник — Доминик Фаш,(Dominique Fache). Родился в 1949-ом, в 1972 году закончил Сорбонну по специальности«инженер», успев к тому времени даже поступить в МГУ, где проучился несколько месяцев. После Сорбонны — в 1972—1987 годах начал работу инженером в Национальном центре научных исследований Франции(Centre National de la Recherche Scientifique, CNRS), работал в научном парке«София Антиполис». В 1988—1992 годах — главный управляющий компании TSD & Stratech International Science Park Consulting. В 1993—2003 — Вице-президент, региональный Директор группы компаний Schlumberger в России и СНГ. В 2001 году основал Сlub de Nice — организации, проводящей европейский энергетический форум. 2008-2013 — Председатель Совета Директоров, Президент ОАО«Энел ОГК-5». Осенью 2015 года объявил о создании RTF – Российского технологического фонда.
Давайте посмотрим, что происходит в мире. Главное событие конца года — это климатическая конференция двухсот государств мира в Париже — COP21. Посмотрите – все против«углеродного следа», протесты против угля нарастают во всем мире! Германия – лидер по возобновляемой энергетике и та производит 40% энергии из лигнита(лигнит —(ново лат., от лат. lignum дерево), это обуглившаяся в земле допотопная древесина, образовавшая род каменного угля; разновидность бурого угля; поставляется в брикетированном виде.
Пора заменить иностранные инновации на российские и создавать собственное Шлюмберже! Доминик Фаш об идеях и оправных точках работы фонда RTF(Russian Technology Foundation):
Как возник Антиполис София? Вначале была мечта. Антиполис — это мечта, мечта одного человека, Пьера Лаффита – и он жив еще, хотя ему 90 лет. Это человек, который возглавлял большую инженерную школу — Горный институт в Париже ** и который жил и живет до сих пор в Сен-Поль-де-Ванс — это деревушка около Ниццы, где жил Шагал.
**Пьер Лаффит(Pierre Laffitte — родился в 1925 году) – французский сенатор, ученый-геофизик, президент Горного университета в Париже(Ecole Des Mines / University of Mining)
Мечтой Лафита было создать новую форму экономического развития для Лазурного берега и новую форму сотрудничества в обществе. Он понимал, что заканчивается век тяжелой промышленности, заканчивается век угля, заканчивается век первой и второй промышленной революции, и идет новая революция, для которой самое важное - это знания, новые идеи, создание новых компаний. Мы начали этот проект вместе с Лаффитом.
Лаффит написал свою знаменитую статью в 60-ом году в газете Le Mond с названием«Латинский квартал в полях»(Quartier Latin aux Champs). Латинский квартал — это знаменитый квартал Парижа около Сорбонны, который связан с именами знаменитых писателей и изобретателей. Вообще, вокруг Сорбонны создалась определенная атмосфера, определенная культура. Лаффит хотел воссоздать это в новой форме. Как он сказал тогда, это будет«новая Флоренция», где заработает знаменитый эффект пересечения(см. Эффект Медичи) - встреча науки, финансирования, новых технологий и новых компаний. Эта новая среда называется«экосистема», где рождаются новые идеи и новые компании — этим знаменита и Силиконовая долина в Калифорнии.
Но мы хотели тоже сделать свое, и это была, конечно, совершенно новая идея. В конце 60-х годов, начале 70-х, это была Франция-де Голя – для этой Франции такие идеи были совершенно внове. Лаффит тогда меня пригласил работать с ним, и мы начали это вместе. Конечно, никто не верил. Это была совершенно новая идея, новая концепция – поэтому нас оставили в покое. Мы это сделали — фактически по одной простой причине — все думали, что мы сумасшедшие!
А когда начало что-то получаться – случилось, как это бывает у сумасшедших или, скорее всего, у тех людей, которые продвигают такие принципиально новые проекты. Когда ребёнок становится красивым, у него появляется много отцов. Чисто французская поговорка. Теперь много отцов у этих проектов.
Это по всему миру так, и у вас, в России, будет также. Это итоги успеха. Сегодня, после 40 лет, можно сказать, что это успех. Когда мы начинали, там не было ничего, там были одни кролики и сосны. Сегодня София-Антиполис(Sophia Antipolis™) – это 35 тысяч рабочих мест, 1500 компаний и не самые плохие, оборот 5-6 миллиардов долларов, т.е. почти столько же, сколько туризм на Лазурном берегу. Кроме этого, София-Антиполис — это экономическое развитие Лазурного берега, другой менталитет и культура, которая вообще началась здесь.
Сначала это был абсолютно частный и независимый проект независимых людей. Потом пришлось, конечно, привлечь к участию муниципалитеты, потому что София-Антиполис — это сегодня около 3 тысяч гектаров, причем ⅔ заморожены в зелёной зоне. А это очень важно с точки зрения экологии, хотя в те годы тема экологии еще не была такой модной.
Вопрос инноваций не решается назначением зам. Президента по инновациям. Вопрос решается долгосрочной стратегией, инвестициями в образование и в науку, системой преобразования маленьких компаний из лаборатории в новые компании – вот это долгосрочная перспектива. Некоторые люди у вас понимают это. Они понимают это, как концепцию, как элемент культуры. Но и они не понимают это, как элемент политики, практической политики. Это пока еще идет вразрез с другими концепциями власти — типа вертикали, контроля. Ваш бывший Президент(Медведев) сказал в Финляндии, что не будет модернизации России без раскрепощения. Я считаю, что это глубокая мысль, с которой я полностью согласен.
Против этой мысли возразить нельзя, но дьявол всегда в деталях.
Приведу пример. Энергетическая независимость Крыма относительна, вы знаете об этом. Крым производит 10% или 20% своего собственного потребления, поэтому я вижу, что это поле для России. Если развивать Крым с точки зрения энергетических ресурсов, надо делать особые усилия в области развития возобновляемых источников электроэнергии. Ветер, солнце и все виды возможных технологий, которые используются в этой области, показывают, что это реально.
Мы уже ушли из XX века, где была дешевая энергетика. Советский Союз построил свое ГОЭЛРО, свою промышленную политику на дешевой энергетике. И вообще весь мир так жил – считалось, что энергии должно быть много и очень дешевой. Но появились другие тенденции в XXI веке, возникли существенные изменения в системе подачи энергии. Во всем мире, в том числе, и в России, возникла тенденция к стагнации, снижению потребления энергии. Стагнация потребления уже идет полным ходом в развитых странах за счет технологий энергосбережения и новых технологий вообще. Мы закрываем газовые станции во Франции, они находятся«под колпаком», потому что спроса нет, потому что развитие перетекает в развивающиеся страны — Китай, Индия, Нигерия и другие страны. Старая модель уже не действует!
Какая же модель сегодня в энергетике перспективна?
Я не знаю окончательно, не могу ответить на этот вопрос, и не хочу быть пророком. Единственное, что я знаю - с ускорением развиваются технологии и будут другие модели, которые сегодня только рождаются. Это зависит тоже от новых технологий, таких, как система накопителей. Сегодня, может быть, самый ключевой вопрос – это вопрос накопителей. Тот, кто решит этот вопрос, ему надо будет дать два Нобеля сразу, потому что это решит, в том числе, и проблему возобновляемых технологий, возобновляемых энергий.
Да, это очень интересная точка роста.
А в дальнейшем будущем, я считаю, что есть перспективы начать создавать мощности для генерации энергии в космосе, тогда будут совершенно другие проблемы, совершенно другие бизнес-модели. Может быть, энергия будет бесплатной и будет, как интернет сегодня, доставляться с помощью лазерного луча*. А кому это принадлежит? Это будет очень интересный вопрос, причем это будущее не так уж далеко.
Кстати, не так давно был европейский проект Desertec, который планировал передачу по проводу постоянного напряжения с берега Северной Африки в Европу, но, к сожалению, он пока заморожен.
Да, я его хорошо знаю, мы в клубе Ниццы представили его 5 лет тому назад, но надо видеть ситуацию в мире сегодня — мы видим постоянные конфликты и непостоянство правительств в регионе, видим конфликт, который рождается именно из-за этого. Если вы не понимаете ситуацию с Ираком и Сирией, вы не понимаете вопрос доступа к нефти. Так же как ситуацию на Украине нельзя понять, если вы не понимаете ситуацию с транзитом газа. Мне кажется, с другой стороны, здесь есть элементы геополитики и конфликтов, которые существуют здесь и мешают нормальному развитию событий.
Тогда действительно заслуживает самого нобелевского внимания идея с накопителями, которая позволяет запасать энергию«до востребования» и транспортировать ее «on demand»(по запросу).
Это ключевая идея. Я бы хотел, чтобы вместо термоядерного проекта ITER. Поймите правильно — я не против вложений, более того работа вокруг этого проекта организована правильно — я сторонник того, чтобы большие государства вместе инвестировали в науку. В ITER вкладывают и США, и Китай, и Европа, и Россия. Как модель, это очень интересно. Но мне кажется, что просто они все не туда пошли. Например, инвестировать даже половину суммы, о которой мы сегодня говорим – это порядка 20 миллиардов долларов, в этот проект было бы совсем не мало. И вот если бы часть была инвестирована в накопители, было бы очень здорово!
Некоторые детали истории проекта Sophia Antipolis
Идейным отцом проекта София-Антиполис(Sophia Antipolis™ ) был Пьер Лафит(Pierre Laffitte — родился в 1925 году) – французский сенатор, ученый-геофизик, президент Горного университета в Париже(Ecole Des Mines / University of Mining). В 1960 году Лафит опубликовал в Ле Монд статью под названием “Латинский квартал в полях», где выразил мнение, что требуется запуск нового большого мысле-знаниевого полюса экономического развития на Ривьере(это должна быть вторая Франция – II France по концентрации«мозгов»), должен дополнять полюс, созданный на основе тяжелой промышленности к западу от региона. Он не раз выражал сожаление в чрезмерной централизации французского развития, обыгрывая образ«Париж и французская пустыня». Этот образ связан с одноимённой книгой французского географа, в последующем крупного администратора Жана-Франсуа Гравье. Книга была издана во Франции в 1947 году. На основе многочисленных фактов ученый показал, как развитие Парижа осуществляется за счет провинции, приводит к ее истощению и обескровливанию. Хотя образ«пустыни“ был весьма непривычным, но представления о противоречиях размещения общественного производства во Франции получили с той поры широкое распространение в стране и за ее пределами. Эти противоречия и сегодня являются одной из наиболее острых структурных проблем французской экономики.
В основе проекта Sophia Antipolis лежали – две мощных рабочих идеи. 1. “перекрестное опыление», термин, изобретенный Пьером Лаффитом. Он часто повторяется, так как является основой проекта. Все основные инновации требуют пересечения, контактов в умах разной культуры, утверждает Лаффит. Он выделил два полюса«привязки» проекта: запуск большого мысле-знаниевого полюса экономического развития на Ривьере(Вторая Франция – по концентрации мозгов), должен дополнять полюс, созданный на основе тяжелой промышленности к западу от региона. В 2004 году родилось понятие«эффект Медичи» — по имени династии Медичи, правление которой ознаменовало становление Флоренции, как родины эпохи Возрождения. Больше про«Эффект Медичи».
2. Вторая мощная идея: объединить экономику и экологию. Парк будет предотвращать промышленное загрязнение, которое может навредить туризму. Это приведет к проекту, в котором резко расставлены приоритетные спецификации нового урбанизма. В результате ⅔ застройки общим объёмом 2 миллиона кв. метров заполнены зелёными насаждениями и наполнены идеями«зелёного» строительства.
В 1969 году Пьер Лаффит создает два инструмента: ассоциацию София Антиполис и группу экономической заинтересованности SAVALOR. Сосновый лес между Антибом и Грассом собрал в одном месте целый набор учебных центров, центров государственного и частного исследования, инновационных компаний, финансовых организаций, организаций, находящихся в собственности промышленности и т.д. Такие экосистемы стимулируют инновации, творчество и предпринимательство. Аналогичный подход практикует в Париже в Ecole Des Mines(президентом которой одно время был Лаффит). Была создана комплексная программа развития, хотя многие долгое время считали её утопией. Несмотря на эти прогнозы, проект София Антиполис ™ родился. Первый технопарк в Франции теперь известен, как«французская силиконовая долина» и ее оригинальная модель высоко оценивается. София Антиполис Фонд ™(под патронажем государства) основан в 1984 году и продолжает действовать с тем же стратегическим видением, которое придал ему Пьер Лаффит.
Книга«Эффект Медичи» появилась в 2004 году, ее написал шведско-американский предприниматель Франс Йоханссон(Frans Johansson,«Medici effect») и содержит идею пересечения. Йоханссон утверждает, что инновации поступает из различных отраслей, культур и дисциплин — когда все они пересекаются – в этом месте рождается новая идея, вместо того, чтобы становиться продолжением одной из прежних идей, она дает начало новому тренду(см. здесь).
Компания RTF создана командой профессионалов с целью поиска, отбора и внедрения передовых технологий в нефтегазовой и энергетической отраслях. РТФ помогает компаниям разработчикам коммерциализировать перспективные технологические решения. Компания сотрудничает с лидерами индустрии в области внедрения передовых технологий, повышающих эффективность производственных процессов. Опираясь на знания своей команды и понимание трендов нефтегазовой индустрии, РТФ способствует развитию бизнеса своих клиентов и повышает конкурентоспособность нашей страны на международном рынке. РТФ способствует повышению эффективности лидеров энергетической отрасли евразийского рынка через отбор и внедрение передовых идей и современных знаний технологических компаний. Предложения РТФ:Для компаний — лидеров энергетической отрасли RTF решает задачи:∙ Выбора новых перспективных технологий, отвечающих текущим и будущим потребностям наших заказчиков∙ Поиска и отбора компаний — исполнителей для решения задач импортозамещения∙ Поддержки процесса внедрения новых технологических решений Для компаний — разработчиков новых технологий RTF решает задачи:∙ Оптимизации процессов инжиниринга для получения продукта, наиболее полно удовлетворяющего текущим и перспективным потребностям отрасли∙ Качественного продвижения новых продуктов и технологий в компаниях — лидерах энергетической отрасли∙ Повышения инвестиционной привлекательности∙ Привлечения стратегического инвестора
Это была война. Затем перемирие владельца ранчо с некоторыми надоедливыми бобрами окупилось.
«Высококвалифицированные инженеры-экологи» могут помочь сохранить драгоценную воду и омолодить земли, разрушенные изменением климата. Только не взрывайте их дома.
Миллионы людей покинули места обитания, 1,2 млн домов разрушено. Есть несколько факторов, таких как Ла-Нинья и муссоны, но в глобальном потеплении Пакистан лидирует — 0.3 градуса в десятилетие. Это решающий фактор, из-за которого возросла неустойчивость и уязвимость климатической системы.
Экологическая катастрофа вызвана сочетанием низкого уровня воды в реке из-за беспрецедентной за последние 500 лет засухи и промышленными стоками, содержащими соленую воду. Однако ПДК ртути не превышен…
За всю историю люди на Земле пожили общим итогом более 4-х триллионов лет(в среднем 40 лет на 100 млрд когда-либо живших людей). Если мы будем доживать до 80-ти и нас будет 10 млрд, то мы«проживем» эту же сумму времени меньше чем за 3 поколения, а это«всего лишь» деды, сыновья и внуки. Но время следующих поколений может быть«съедено» суммой наших ошибок и отходов наших технологий…