Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player  
Всё об экологии ищите здесь:
Loading
  Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама



Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная Интервью / Talk Время библиотек и культурная цепь времен/ Обсуждение интервью Александра Кибовского

Время библиотек и культурная цепь времен/ Обсуждение интервью Александра Кибовского

Библиотеки меняют время работы, чтобы идти в ногу со временем, а книга победит iPad — такие утверждения сделал Александр Кибовский в своем интервью. На взгляд Ecolife эти утверждения противоречивы, библиотеки должны как раз быть электронным окном в мир, а бумажная книга — лишь образец бесконечного богатства, доступ к которому может открыть библиотека.

Обсуждение Ecolife / Очень важная нота прозвучала в самом конце интервью Александра Кибовского (см. Библиотеки Москвы меняют время работы )  - получается, что именно опасения нарушить букву департаментской инструкции были в прошлом сильнейшим ограничителем творческой активности населения. Тогда сколько же мы потеряли творческой энергии из-за этой «строки»… А теперь — одна строчка в уставе – и все перемениться? Хотелось бы надеяться.

И все же — удовлетворять желание роиться социальным ульем – это некая новая функция, но как обстоит сегодня дело с традиционной функцией библиотек – самообразованием?  Похоже, что об этой функции Департамент культуры думать не хочет, или не может – именно ввиду тех же «Инструкционных» опасений – ведь культура у нас отделена от образования, которым занимается отдельный Департамент образования. Возникает интересный вопрос -  культурно ли заниматься самообразованием? Он тем более интересен, что сфера самообразования – не только мощный запрос современного глобального общества, но и настоятельная потребность государства, которое в очередной раз пытается оживить инновации – и как решение насущной задачи импортозамещения, и как стратегию девесифиации экономики. Успехи здесь есть — мощный госзаказ «пробил» электронные окна в тягостной безвыходности очередей, электронные госуслуги «одного окна» стали повседневной реальностью.  Настало время электронных окон в культуру и образование. И здесь жонглировать книгой как символом культуры, противопоставляя ей электронное бескультурье – значит не понимать того как сама культура устроена и вновь дезориентировать систему, которая и так сумела потерять массу времени — из-за одной ли строки в уставе, которую ни кого не хватало сил изменить, или из-за более хронической причины – отставания всей «культурной» системы библиотек от времени?

Никто не спорит, что в электронной системе одного окна время течет по одному, а в книжной библиотеке – по другому. Но в словах нынешнего руководителя системы содержится признание —  это «монастырское» чувство уже долгое время было тормозом раскрытия творческой активности людей. Ведь есть разные слои реальности, где время течет различным образом — почему бы им, этим слоям, не встретиться в библиотеке? А также время последовательных изменений и время изменений быстрых, взрывных, порождают классическое противоречие, описанное в интервью в терминах победы книги над iPad.

Однако нельзя отрицать и то, что постиндустриальное общества рождает новые практики – и это не только новомодный краудфандинг, но и вполне традиционное самообразование, достигающее невиданного расцвета в эпоху интернета. Поэтому битва книжника и айпадовца возможна лишь в ограниченном мире департаментских инструкций, которые бьются за бюджет. На самом деле перед нами встречаются две эпохи, образующие звенья единой цепи развития культуры. Эту встречу замечательно описал великолепный культутролог, отец отечественной семиотической школы, Юрий Лотман. В книге Семиосфера (Структура и взрыв) он пишет: «человек, живущий по законам обычаев и традиций, с точки зрения предприимчивого героя взрывной эпохи — глуп, а сам этот последний, с позиций своего оппонента, коварен и бесчестен. Сейчас имеет смысл увидать в этих конфликтующих персонажах звенья единой цепи. Периоды научных открытий и технических изобретений можно рассматривать как два этапа интеллектуальной активности. Открытия имеют характер интеллектуальных взрывов: они не высчитываются из прошедшего и последствия их нельзя однозначно предсказать. Но в тот самый момент, когда взрыв исчерпал свою внутреннюю энергию, он сменяется цепью причин и следствий — наступает время техники….  Особенно ясно это проявляется в социальных и исторических процессах».

Сегодня несомненно, что чтение газет в библиотеке стремительно уходит в прошлое – гораздо быстрее новости узнать в интернете, или в телевизоре. А вот чтение свежих книг и свежих научно-популярных журналов (без рекламы и программы ТВ!) – с этим должна справляться именно библиотека! Но в силу целого ряда факторов работы систем  – свежие художественные книги попадают в библиотеки с запозданием год-полтора. За обновлением фонда в области новинок научно-популярной литературы никто не следит – потому, что ее видите-ли нет в рубрикаторе ББК,  а уж о новинках технической литературы и новых учебных пособиях и говорить не приходится.  Обновлять книжный фонд становится все дороже и дороже. Поэтому пора найти реалии, когда «книжный восторг» не становится помехой на пути доступа к свежим мыслям и идеям.

Напомним, что современное техническое перевооружение Евросоюза, и прежде всего ее лидера — Германии, базируется на использовании новых поколений инноваций — экологически ориентированной солчнечной и ветро- энергетики, позволившей перейти на новый — энерго и ресурсно экономный уровень технического развития, тогда как Россия продолжает «болеть» расточительностью, хотя «тучные годы» уже в прошлом..

Возникает вопрос — библиотеки хотят гордиться культурой, хотят заниматься только «роиться» или это реальный инструмент, отвечающий объективным тенденциям развития информационной составляющей общества?

Этот вопрос обусловлен двумя встречными тенденциями, которые являются объективной реальностью, находящейся вне поля зрения, вне культурного поля Департамента культуры.

Первая из них – революция так называемых асинхронных практик образования, которые позволяют человеку учится тогда и столько, сколько ему хочется (см. От Яна Коменского до Яна Рицема / Манифест школьной революции 2015 ). Вторая тенденция – растущая социальная активность пенсионеров,  стремящихся к новой самореализации. Проблема растущего числа пенсионеров может быть решена их активным вкладом в жизнь общества, для чего нужны условия для самообразования. Сегодня выход на пенсию не означает впадение в маразм – это скорее закономерный этап жизни, который может быть прожит активно.

Эти тенденции движутся навстречу, и далеко не праздный вопрос – где в современном обществе они могут найти точку материальной реализации.

Если говорить о первой тенденции, то это такие практики обучения через интернет как, например, «Академия Хана», представляющая мощный интернациональный проект, который активно работает уже 5 лет и завоевал миллионы поклонников во всем мире, тогда как ресурс  www.diigo.com собрал воедино список 375 курсов свободных интернет академий (здесь —  краткий перечень ресурсов, который совсем не краток).  Особо отметим активно возникающие национальные российские ресурсы – такие например как «Универсариум».

Все они создают реальную альтернативу системе «образовательной фабрики» Яна Коменского, порожденную индустриальный эпохой.

Что касается второй тенденции, то есть большие опасения, связанные с 4-ой промышленной революцией (см. Инсайт Давоса) и с обычным кризисом — число безработных может резко увеличится — значит им надо дать возможность учиться, заниматься самообразованием, чтобы найти новую работу.

Что же следует из слов руководителя Департамента культуры? Сегодня  библиотека планирует победу бумажной книги — и несоменно, книги художественной. Однако эта искусственная Департаментаская победа может стоит России дорого – не в смысле потерянных деняг – их потратят в любом случае, а в смысле еще одной бесконечности потерянного времени. Да библиотека – это «дом книги», но сегодня этот дом должен стать прозрачным – он должен стать единым электронным окном, открывающим все достижения человечества – будь то художественная книга или достижения современной науки и техники. Но если это так —  нужна другая концепция районной библиотеки, тогда нельзя прихлопнуть  iPad книгой – надо научиться пользоваться ими как звеньями единой цепи раскрытия богатства человечества перед собственным народом.

 

Другие обсуждения Ecolife по этой теме:

Судьба научно-популярной литературы — где она в современной России?

Информация для модернизации / Как решить проблему контента?

Обсуждение национального доклада об инновациях в России

Список литературы от Ecolife:

ТОП 100 научно-популярных книг всех времен, изданных на русском/ Науч-поп: от дней Петра и до вчера (+20)

 

Образовательные онлайн платформы:

• www.intuit.ru — более 500 курсов по самым разным направлениям и регулярно добавляются новые. История, экономика, физика, маркетинг, социология, компьютерные науки и т.д. Лучший образовательный портал в рунете. На русском языке.
• ru.wikiversity.org — образовательные материалы для самостоятельного обучения по разным направлениям. На русском языке.
• www.coursera.org — более 200 различных курсов. Охват направлений очень большой: биология, бизнес, компьютерные науки, экономика, образование, гуманитарные и социальные науки, естествознание etc. Курсы включают видео–лекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. По последним данным вскоре появятся русскоязычные курсы.А в этой таблице собраны отзывы и описания курсов от студентов, на русском языке. 
• www.khanacademy.org — более 4000 микролекций по математике, истории, здравоохранении и медицине, финансам, физике, химии, биологии, астрономии, экономике, космологии, органической химии, основам американской гражданственности, истории искусства, макро и микроэкономике, компьютерным наукам.Часть лекций есть на русском и украинском языках.
• www.udacity.com — 20+ курсов по IT специальностям.
• www.edx.org — 55 полноценных онлайн курсов от ведущих университетов мира: MIT, Harvard, Berkeley, Georgetown, Rice и университет Киото. Направления: компьютерные науки, биология, химия, математика, история, право, литература, экономика и много других. 
• www.alison.com — около 400 курсов по разным специальностям.
• www.saylor.org — почти 300 курсов на самые разные темы. Философия, биология, химия, экономика, политические науки, социология и т.д.
• www.academicearth.org — оригинальные видео–лекции и курсы из разных университетов. Экономика, английская литературе, философия, история, право, политология, математика и т.д.
• www.apple.com/education/itunes–u/ — образовательные лекции лучших вузов мира.
• www.p2pu.org — образовательный портал где любой желающий может создать свой курс и обучать других. Курсы на разные языках. Темы курсов есть такие, что вы даже не подозревали о существовании чего–то подобного:) От лекций математики и истории, до курсов о моде на разные формы усов в разные эпохи и про обустройство ванной комнаты. 
• www.uroki–online.com — неакадемичные видео и аудио–уроки на разные темы, как–то: содержание скорпиона дома или обучение игре на губной гармошке. На русском языке.
• www.developers.google.com/university — Гугл академия для программистов.
• www.hexlet.org — начинание нашего freetonika для программистов. На русском языке.
Онлайн курсы на базе мировых университетов:
• www.ocw.mit.edu — проект MIT (Массачусетского технологического института) по публикации в свободном доступе материалов всех курсов института. На сайте публикуют планы курсов, конспекты лекций, домашние задания, экзаменационные вопросы. Для некоторых курсов доступны видеозаписи лекций.
• www.opencourseworld.de — онлайн курсы немецких университетов. Тематика и охват специальностей очень большая. На немецком языке.
• www.mycourses.med.harvard.edu/public — более 100 курсов Гарварда по медицине.
• www.oyc.yale.edu — онлайн база курсов Йельского университета. Тематика лекций очень большая.
• www.online.stanford.edu/courses — лекции Стенфорда.
• www.class–central.com — агрегат доступных в сети курсов от разных университетов.
• www.grademycourse.com — здесь можно посмотреть отзывы о некоторых курсах и оставить свой.
Онлайн курсы школьной программы:
• www.interneturok.ru — более 3600 видеоуроков по основным предметам школьной программы. На русском языке.
• www.flvs.net — онлайн уроки американских школ.
Ну а если этого списка окажется недостаточно, то вот вам еще 3 ссылки:
• www.habrahabr.ru/post/156241 — список онлайн–курсов для программистов.
• www.openculture.com/freeonlinecourses — список 700 бесплатных онлайн курсов разных университетов. Это тем у кого нет времени на прохождение полноценных онлайн–курсов с заданиями и экзаменами, а хочет лишь скачать аудио и видео записи лекций. • www.diigo.com — и еще одни список 375 курсов свободных интернет академий.

IPadбиблиотека 

12.02.2016, 3605 просмотров.


Нравится

Статьи
09.09.2017 00:13:00

Умер Соломон Шульман/ Он начинал "Клуб кинопутешествий" с Владимиром Шнейдеровым

Ушел Соломон Шульман — режиссер и писатель, замечательный человек, автор многих публикаций нашего журнала и просто хороший друг. Он снял много хороших фильмов и написал много прекрасных книг… Потеря наша велика и закрыть образовавшуюся брешь очень долго будет нечем и некем. Всем, кто его помнит, будет его не хватать.

Клуб Кинопутешествий, Соломон Шульман

25.08.2017 09:23:50

ИСТОРИЯ ДЕСЯТИ МИЛЛИАРДОВ/ Сергей Капица

Человечество — есть ли у него системные законы существования? Сколько нас было, сколько живет и сколько будет жить? Вопросы и ответы на эти и другие вопросы — в последней статье Сергея Капицы. Его не стало 5 лет назад — в августе 2012. Он написал много книг, но его последняя статья собрала их все вместе. Статья слишком хороша, чтобы о ней забывать и содержит ответы на многие ответы современности..

Сергей Капица, десять миллиардов, человечество

15.08.2017 08:22:26

Системный анализ и цифровизация сельского хозяйства. / Исторический очерк к 100-летию Н.Н.Моисеева

Как ученый Н.Н.Моисеев обладал математически точно организованным, гуманитарно изощренным и абсолютно бесстрашным по отношению к масштабу и сложности решаемых задач интеллектом. В его характере доминировал категорический императив прирожденного исследователя, который властно толкал его на решение все новых и новых задач, на агрессивное расширение сферы применения математики в ранее считавшиеся сугубо гуманитарными сферы человеческой деятельности. Это был период зрелого, но еще не дряхлого Брежнева, мощного экономического роста страны и политической уверенности. У руководства страны была, пожалуй, только одна, зато наболевшая и почти вечная беда – сельское хозяйство. Селекционеры ВАСХНИЛ, не так давно успешно расправившиеся с генетиками и кибернетиками, окончательно завели сельское хозяйство в тупик со своими низко продуктивными породами яйце-мясных кур, мясо-сальных свиней, молочно-мясных коров и мясо-шерстных овец. Возникающие на компьютере карты районов края с меняющейся в зависимости от успешности проведения работ раскраской районов производили в то время впечатление разорвавшейся бомбы. Среди партийной элиты ходили слухи о полной осведомленности компьютеров обо всех их махинациях. Были робкие попытки подкупа разработчиков и непосредственно компьютеров.


системный анализ, Моисеев

22.06.2017 00:59:01

Китай - понять и принять инновации / Обзор Фиговского

Новости из Китая:  прежде всего Китай уверен, что наступление технологической сингулярности неизбежно. Известный футуролог и инженер Google Рэй Курцвейл в очередной раз подтвердил свое смелое предсказание, согласно которому машины обзаведутся сопоставимым с человеческим разумом к 2029 году. Китай вышел на первое место по степени влияния в четырех из восьми ключевых научных областях. Остальные четыре сферы находятся в ведении США — такие данные приводит Nikkei Asian Review со ссылкой на исследование Японского агентства науки и технологий (JST). Аналитики JST изучили самые популярные и цитируемые исследования в каждой из восьми основных научных областей.

Китай

03.06.2017 08:41:00

В чьих руках судьба 50% энергетики? И.И.Сечин - мы удовлетворяем спрос, Квон Чунг - ВИЭ борются с изменением климата

В рамках 2-го дня ПЭМФ состоялась интересная перекличка мнений — Игорь Сечин высказал свое видение долгосрочной перспективы рынка углеводородного сырья и подверг критике чрезмерный энтузиазм сторонников возобновляемой энергетики и элеткромобилей - рыночная капитализация Tesla, по мнению JP Morgan и других инвестбанков, превышает фундаментальные показатели почти в два раза.
При этом в рамках вручения премии “ Глобальная энергия» прозвучали оценки роли солнечной энергетики - к 2035 году она достигнет 7,4%, а к 2100 превысит 25% общей выработки энергии, а в целом возобновляемые источники, атомная и гдироэнергетика будут обеспечивать до 50% от общего объема производства.

энергия будущего

16.05.2017 00:44:00

Как предотвратить гибель рыбы в российских водоемах? / Экологическое расследование

Практически ежегодно, жители многих областей России наблюдают на своих пресноводных водоемах неприглядную картину в виде плавающей по поверхности водоема и лежащей на берегу погибшей рыбыистинная причина данного явления так и не была установлена. Тем не менее, вопросы, по какой причине происходит гибель рыбного населения реки, и какой вред, при этом наносится  окружающей среде, несомненно, достойны внимания. Ecolife делат попытку пролить свет на этот вопрос, разобрав происходящее на конкретном примере

качество воды, гибель рыбы

14.05.2017 21:23:49

Снежный барс оказался политипическим видом

Снежный барс, или ирбис, — хищник из семейства кошачьих, обитающий в 12 странах Азии (Тибете, Монголии, России) преимущественно в горах высотой от трех тысяч метров.

Снежный барс

RSS
Архив "Статьи"
Подписка на RSS
Реклама: