Главная→Интервью / Talk→
Как достичь успеха в борьбе с драконом отходов? /Сжигать, нельзя складировать! / Швейцария - страна, где полигоны бездействуют
Как достичь успеха в борьбе с драконом отходов? /Сжигать, нельзя складировать! / Швейцария - страна, где полигоны бездействуют
На фото — Michel Monteil(FOEN)
Отходы — вечная тема для больших поселений людей и этот вечный сюжет отражен в бесчисленных изображениях битвы с драконом, которым украшены стены мэрий многих стран мира — см фото в конце статьи.
Весной этого года состоялась поездка в Швейцарию, для ознакомления с отраслью переработки отходов этой страны. Поездка организована консульством Швейцарии в Санкт-Петербурге по случаю 200-летнего юбилея учреждения консульства. Славная дата оказалась очень полезной для раскрытия актуальной темы — и для чиновников от ЖКХ и экологии, входивших в состав делегации, и для тех, кто знаком с темой по тому резонансу, которым она отзывается в умах людей, не очень знающих, но чувствующих, что с этой темой«что-то не то». Все познается в сравнении — поэтому наш рассказ посвящен тому, как эту тему«решают» в Швейцарии. Самым первыми и информативным введением в тему была лекция, которую прочитал нам Мишель Монтайнг/ Michel Monteil, руководитель отдела в министерстве — Federal Office for the Environment(FOEN), который занимается вопросами обращения с отходами и сырьем.Интересно, что встреча состоялась в здании олимпийского комитета Швейцарии(справа — скульптура перед входом в здание олимпийского комитета), так как в самом министерстве все залы и переговорные были заняты!
Надо сказать, что повесть об отходах была вполне бесхитростной, но очень содержательной в своей простоте, однако«въехать» в эту простоту – непросто, особенно для нас — россиян, которые, как стало понятно позже, порядком заплутали в лабиринтах мнений и сомнений по поводу отходов, оказавшись в плену навязших на зубах(и на руках!) стереотипов.
Итак: 8 миллионов населения Швейцарии производят ежегодно 80 миллионов тонн отходов. Почти 50 миллионов тонн из 80 – это отходы строительной промышленности, горнодобывающей, тоннельной и так далее.
Объем отходов продолжает расти без особых спадов и эта динамика практически зеркально отражает динамику GDP/ВВП на душу населения. Мы видим, мы совершенно убеждены, что с растущим благосостоянием по-прежнему оно возрастает, увеличивается все равно. Несмотря ни на какие меры по уменьшению объемов, общие объемы образования этих отходов продолжают расти. Можно сказать, что в этом плане мы чуть ли не на 1 месте в мире(очевидно для швейцарцев это повод для гордости по поводу высокого уровня жизни. Для нас сомнительно, что производством отходов можно гордится, но факт налицо – швейцарцы этой гордости не скрывают, так как точно знают, насколько тесно отходы связаны с доходами…). На графике приведенном в презентации Монтайнга — синяя тонкая линия показывает динамику ВВП, зеленые столбики — рост отходов, а вот красные — это количество отходов на полигонах, которое после принятия закона об отходах перестало расти.
Основные вехи: в 1986 году впервые был принят рамочный закон по защите окружающей среды, в 2000 году правительство Швейцарии ввело запрет на использование полигонов как свалок для мусора, в 2012 – введен обязательный сбор аккумуляторов, законодательно установлено, чтобы 75 процентов от ПЭТ, используемого в стране перерабатывалось, тогда как остальные 25 процентов сжигались. С 2016 года в Швейцарии действует новое экономическое законодательство по отходам. По этому новому законодательству существует абсолютно равноправный статус термической обработки и переработки механической, – это ситуация, кода выбор за потребителем услуг… Другое дело, что для определенных категорий отходов предписана именно их переработка без сжигания. В частности, это отходы электронной промышленности, и это батарейки, содержащие ртуть и свинец. То же самое относится к стеклу, к стеклотаре, которую предписывается собирать отдельно, впрочем также как и алюминиевую и жестяную тару, а также особое внимание – к бумаге и картону. Внимание к одежде, проявляет Красный Крест, который выставляет отдельные контейнеры для текстиля – оказывается, многие вещи попадают в эти контейнеры ни разу не надеванными!
Монтайнг показал фотографии 50-летней давности, которые членов нашей делегации почему-то ничуть не удивили – хотя тогдашнее обращение с отходами представляло из себя в основном полигоны, либо вообще свалки. Например, старые автомобили просто оставлялись в таких местах, не происходила их утилизация. А затем, чтобы сэкономить используемое пространство, иногда даже поджигались подобные свалки.
Разумеется, говорит по этому поводу Монтайнг(разумеется для тех, кто решается это признать!) это привело к значительному и множественному экологическому ущербу, что вызвало необходимость создания более целенаправленной и систематической политики – экологической политики, связанной с обращением с отходами. Это было осознано давно – в 1985 году вышел первый закон, запрещающий захоронение опасного мусора на полигонах, и был закрыт прием мусора на полигон опасных отходов в местечке Келикен(Kölliken). Это было начало долгого пути, который надо было пройти… Полигон Келикен и сегодня находится в работе – все еще ведутся по его разборке(общее название таких процедур – санация). Сегодня этот полигон накрыт крышей — как стадион, причем видно, что жилая застройка подходит вплотную к границе полигона:
На данный момент сообщает Монтайнг, вот уже более 20 лет – с начала 90-х годов, у нас действуют 4 основные стратегии.
Первым номером идет стратегия борьбы с образованием отходов. Это подразумевает предпочтение таким технологическим процессам, которые в наименьшей степени имеют тенденцию к образованию отходов. Заметим попутно, что заинтересованность промышленности – в том числе горняков, прогрызающих швейцарские горы тоннелями вдоль и поперек до такой степени, что они начинают напоминать швейцарский сыр — в таком подходе есть, поскольку именно они же и отвечают за утилизацию и переработку производимых ими отходов. То есть этот принцип ответственности производителя отходов, что заплатить за них должен тот, кто их образовал.
Второй пункт стратегии – это возможность сокращения содержания вредных веществ в отходах. Здесь, конечно, речь идет не столько о сокращении в принципе объема отходов, сколько об их составе, о том, чтобы в них находилось по возможности меньше токсичных веществ. Чтобы этого достичь, разработаны различные технические регламенты, относящиеся к тем или иным продуктам. Одним из примеров является, например, вопрос содержания ртути в наших батарейках, который практически сведен к нулю – после долгих дебатов и исследований летучести ртути.
Затем, третий пункт стратегии – это, конечно, собственно, переработка отходов. И здесь, конечно, речь идет не только о жилищном секторе, о домохозяйствах, где в частности, перерабатывается почти все стекло. Но речь идет, конечно, и о больших объемах промышленных отходов. К примеру, переработка руды в сталь в больших объемах сопровождается образованием большого количества отходов. Речь также идет об отходах в строительной индустрии – в той самой горной индустрии тоннелей, дорог и только в самом конце – о домостроении.
И, наконец, последний пункт стратегии – это экологически приемлемое обращение с теми отходами, которые не удается переработать, а затем – размещение в экологически приемлемых местах.
Сегодня в Швейцарии расположено 30 мусоросжигающих заводов, более 700 объектов очистных сооружений, 180 полигонов, распределенных по всей Швейцарии, 8 заводов, на которых сжигается и перерабатывается иным способом особо опасные отходы. На этих восьми заводах применяются более высокие температуры, несколько похожие на то, что происходит на цементных заводах, которых в стране 6 штук. На этих заводах, где производят цемент, активно используются альтернативные топлива и альтернативные сырьевые материалы. Кроме того, в Швейцарии на данный момент уже существуют 368 объектов, где используется биогаз и происходит компостирование. Эти биогазовые установки связаны в основном с конкретным сельхозпроизводителем, лишь некоторые из них действуют в составе мусороперерабатывающих заводов в городе – перерабатывая отходы древесины и компост. Однако то, как реализуется замкнутый цикл переработки отходов наиболее наглядно видно именно при получении биогаза — здесь реализуются замкнутые циклы и биогаз служит энергией цикла.
Что такое в законе есть, что заставляет его исполнять? Что там прописано такое- Штрафы? – буквально вырывается выстраданный вопрос у одного из членов нашего«посольства» по отходам.
Но Монтайнг невозмутим – дело в том, что у нас действует принцип ответственности производителей отходов. Например, если источник отходов – это домохозяйство, то они должны за каждые 35 литров объема отходов образуемых платить 1,5 -2 франка(это зависит от кантона), покупая пластиковые мешки для мусора. Выбирая покупку мешков, домохозяйство тем самым отказывается от раздельного сбора(для того мусора, который попал в мешки, тогда как другой мусор оно может сдавать на рециклинг), и эти мешки вместе с содержимым идут на сжигание.
Если же владельцы дома сами уберут(вывезут на пункты сбора!) эти отходы, то ничего они не платят – это прописано в самом законе, а не в подзаконных актах, поэтому это работает. Этот выбор – уже в пользу сортировки, раздельного сбора и он означает, что владельцы могут вывезти часть своих отходов на специализированные площадки, принадлежащие заводам по переработке мусора.
Когда мы побывали на этих площадках, то обнаружили, что они вполне популярны среди жителей и очень посещаемы – там расположены заглубленные в землю огромные емкости, которые находятся в ведении завода по переработке мусора. При этом, неожиданно для нас – экскурсантов из России, оказалась еще более востребованая жителями опция сдачи мусора прямо на завод, где имеется множество градаций сдаваемого мусора(мы насчитали не менее 15 градаций-порталов различных типов мусора, выполненных в виде пандусов, обеспечивающих загрузку огромных грузовиков), не считая пристанища для очень крупного(холодильников) и очень мелкого(батареек и лампочек) мусора. Причем эта популярность реализуется несмотря на то, что посещение завода платное – въезд на автомобиле стоит 2 франка + стоимость определенная весом сданного мусора(см. прейскурант Берна – Таблица 1).
Есть определенная очень важная разница того, что происходит в Швейцарии и в соседних странах ЕС, отметил в конце своей лекции Монтайнг: Что у нас отличается от ЕС – это то, что каждому виду отходов у нас существует раздельный сбор, т.е. разделение сбора происходит отдельно для каждого вида, потому что в Европе больше распространена дуалистическая система, когда сортированные и не сортированные отходы просто составляют две категории. Наша система, конечно, позволяет значительно повысить качество этих фракций, они не перемешиваются – это нам позволяет также значительно увеличивать сами объемы сбора, но самое главное, этот«секрет» позволяет нам добиться очень высокой эффективности переработки – просто потому, что не подмешиваются никакие другие фракции.
Однако конечно самое поразительное отличие от ЕС — в том, какое количество отходов захоранивается на полигонах Швейцарии и других стран Евросоюза — оранжевые столбики показывают количество отходов вывозимых на полигоны в год, голубые — количество сжигаемых, синие — перерабатываемых:
Хотелось бы остановиться на старой дискуссии«сжигать нельзя складировать» — где ставить запятую?
Как ни странно, этот вопрос в совсем немалой степени интересовал и швейцарцев, буквально помешанных на чистоте. Вот как раскрыл тему Монтайнг:«Хочу еще пару слов сказать о том, почему мы все-таки пошли по пути сжигания отходов, наряду с их рециклингом и признали эти пути равноправными. Отмечу во-первых, что у нас с 2000 года полностью запрещено размещение на полигонах любых отходов, которые могут сгорать.
Т.е. сжигание – централизовано и поэтому – организовано! НО при этом еще и показано, гже лежит рахумное сочение сбора Прим.ред) Это позволяет не только уменьшить сжигаемый объем отходов, но и дает возможность получить дополнительную энергию, а это возможно только при сжигании. Во-вторых — при сжигании уничтожаются проблемные органические соединения, благодаря использованию сверхсовременной технике у нас совсем небольшие выбросы вредных веществ в атмосферу, остатки после сжигания могут более эффективно размещаться на полигоне или отправляться на ресайклинг. Кроме того, таким образом избегается эмиссия метана, что в принципе, отличает ресайклинг по ограничению ухудшения климата, потому что на выходе у нас вместо метана у нас образуется СО2, что более чем в 20 раз снижает вредное воздействие на климат по сравнению с метаном. Помимо этого, появляется возможность выделения металлов из шлаков. Что нас также несколько удивляет, но сжигание в Швейцарии находит также поддержку у населения наряду с ресайклингом, а размещение предприятий мусоросжигания в городе не вызывает у жителей недовольства(см. далее – мусоросжигательный завод в Берне). Одна из причин такого благожелательного отношения населения заключается в информировании, просвещении населения, которое мы регулярно проводим. Одной из наиболее проблемных тем была тема, связанная с диоксинами. Примерно с 2000 года(времени начала массового стороительсва заводов в Швейцарии) этот вопрос в значительной степени был решен по диоксиновой фракции – путем применения распыления катализатора-поглотителя(на кальциевой основе), и его последующего улавливания, причем в законе прописано обязательное редуцирование образования этих веществ с помощью катализаторов.
Что же – перед вами речь специалиста-практика(к слову сказать чиновники в Швейцарии не считают своим делом лишь перекладывание бумаг – в их функционале – непосредственное участие в процессе сбора и переработки отходов – это видно на примере отдела по утилизации мусора Берна). Бесхитростный Монтайнг выдал своим выступлением одну тайну, от узнавания которой нас«лечили» много лет активисты западного«Гринписа». Оказывается пресловутая проблема диоксинов, из-за которой категорически«сжигать нельзя!», уже более 15 лет – вовсе не проблема, а лишь технический протокол, который необходимо скрупулёзно соблюдать. Остается только понять, чем этот протокол не устраивает Гринпис? Закрадывается мысль, что как раз усилия зеленых активистов из западных организаций вредны для развития в России современной техники. Но на самом деле все проще – Гринпис, если говорить серьезно, лишь предупреждает о том, что информации по данному вопросу недостаточно, а коли так – то есть опасности, такие-то и такие-то. Поэтому, делаем вывод, открытость и гласность – главные орудия создания новых технологий переработки мусора в России.
Хорошо известно – в традиционной энергетике мы сильны, применяем новейшие системы — см. далее разговор с Игорем Фроловым, отвечающим за мероприятия по переоборудованию ТЭЦ Москвы. Мы можем дать много очков форы другим странам – ведь у нас есть топливо, нам есть что сжигать – даже в топках ракет! Но если вдруг – под тем или иным надуманным предлогом, нам вдруг говорят: “ сжигать нельзя, складировать!» — то мы добросовестно начинаем«пороть чушь» — складировать то, что давно могли сами научиться сжигать, да и других смогли бы научить наверняка! Но история не знает сослагательного и сострадательного наклонений, поэтому сейчас мы отстали лет на 30-40 просто«на ровном месте» — пардон, — на полигоне! А природа не терпит пустоты – вот и зарастают полигоны криминальным бизнесом – ведь мы верим(!) – сжигать нельзя! Складировать?
После нескольких десятков лет вынужденного безделья и безработицы – как для ученых, так и для инженеров, к нам долетает вдруг благая весть(и как всегда из-за границы!) – сжигать, нельзя складировать! Но где наши двигателисты-огнеборцы – уже не сыскать. Как сказал поэт: иных уж нет, а те – далече… Как в этих условиях выбрать технологии, которые ушли вперед, ушли – буквально из-под носа наших энергетиков? И тут конечно все готовы нам помочь – вопрос в том, как распорядится этим ресурсом – накопленным потенциалом отходов России. Очевидно, что если Россия – энергетическая держава, то совершенствование технологий сжигания – это и есть наше энергетическое будущее!!!
С сожалению премия Глобальная Энергия, в которой был именно такой принципиальный«запал», недостаточно эффективно ориентирует практику исследований и разработок в этом направлении. Поэтому разработка корпоративных и государственных программ, направленных на создание двигателей чистого сгорания – это без преувеличения национальная задача России. И один из первых – это чисто газовый двигатель, который может и должен(!) стать реальной альтернативой ДВС – пока его не«убил» электродвигатель электромобиля. Но вместе с ним – в первых рядах — нам нужен и мусорный«двигатель» — технология, нацеленная на наши миллиарды накопленных тонн коммунальных отходов.
Коммунальщики прекрасно умеют сжигать мусор – дело было лишь в отсутствии внятной команды. Как она может звучать? Сжигать все подчистую, нельзя складировать? Сжигать, но прежде сортировать? Или сжигать мешки, а сортировать – совместно с населением?
Первый вариант напоминает типичную ситуацию – заставь дурака богу молиться(богу огня!), так он и лоб расшибет(все сожжет!). Второй вариант – не поваляешь, не сожжёшь(одна надежда — надзирающий глаз, как всегда, будет смотреть ровно не туда …). В этой раскладке третий вариант, найденный и отработанный в Швейцарии выглядит наиболее разумно – и как и многое из того, что делается в этой стране, работает«как часы». Разумность подтверждена научно — оказывается существует оптимум — между стремлением все разделить и все сжечь — именно на него, как оказалось и ориентированы прагматики швейцарцы. Вот как это выглядело в презентации Монтайга:
По горизонтальной оси отложен процент рециклинга, по вертикальной — степень загрязнения окружающей среды(UBP - Umweltbelastung). Кричневвая — гиперболическая кривая показывет величину загрязнения окружающей среды. Наклонная прямая — отвечает накоплению отходов(надо отметить, что чистое сжигание ведет к накоплению золы — и это тоже линейная функция, которой будет отвечать гипербола вреда!). Кривая с максимумом — показывает пик экологической прибыльности при некотором уровне загрязнения, который существует, но является контролируемым — это кривая оптимального выбора:
Завод в Берне
Всего в Берне на 120 тыс. жителей швейцарской столицы приходится 20 мусоровозов, принадлежащих Отделу по устранению и переработке отходов, причем сотрудники этого отдела и ездят за рулем мусоровозов и работают на мусоросжигательном заводе, расположенном в жилом квартале Берна(всего в отделе 120 сотрудников). Каждый мусоровоз снабжен яркой наклейкой, обозначающей целевое назначение машины – для определенного вида отходов, хотя на практике они взаимозаменяемы(но после перевозки органики кузов моют!). Упомянутый отдел принадлежит Дирекции подземного строительства города(что создает возможности для эксплуатации заглубленных в землю мусорных контейнеров), причем из 120 сотрудников только 10 человек чистых управленцев и еще 5 занимаются кадрами и обеспечивают связь с общественностью. Остальные – это грузчики и водители, а также сотрудники заводов, где происходит прием отходов. За год этот отдел«перелопачивает» более 57 тыс. т отходов. Примерно половина общего объема мусора, идет на сжигание, вторая – попадает на сортировку.
На фото — заглубленные в землю«кубометровые» контейнеры, через приемные«грибки» которых жители активно грузят мусор, который привозят на машинах:
Поведем подсчеты. В среднем житель Берна выбрасывает в платных мешках 202 кг/год на сжигание и еще 205 кг/год – сдает для сортировки, т.е. в год — примерно 400 кг с человека. Причем и мешки и сдача мусора – вполне затратные мероприятия. Поскольку один пластиковый мешок выдерживает 3-4 кг, то за это год придется использовать 50-60 мешков, умножая на 1,5 франка получим 75-80 франков с человека, таким образом, только продажа мешков 120 тысячам жителей приносят доход около 9 млн. франков в год, а ведь еще продается электричество и тепло от сжигания мусора. Раздельный сбор, помимо платы за прием, позволяет еще и реализовать фракции - так что ориентироваться на 50 млн. годового дохода вполне реально. Возникает вопрос - это коммерческая организация? Оказывается нет! В том смысле, что извлечение прибыли ей запрещено и если финансовая деятельность выходит в плюс – его следует направить полностью на развитие(структура напоминает по функциям российские ГБУ или ГКУ, однако что делается с прибылью в этих учреждениях, остается тайной).
Таблица 1. Оплата за самостоятельно доставленные и собственноручно отгруженные отходы граждан Берна и иногородних(!):
Сколько критериев нам нужно? Логистика отходов и транспортная проблема в регионе.
Надо сказать, что сбор мусора в России до сих пор напоминает перевозку воздуха – настолько неплотно упакован мусор в типичных контейнерах, загружаемых в мусоровозы. В нашей делегации был ветеран борьбы за уплотнение и сортировку мусора – Владимир Кузнецов. Он ставит небольшие ручные пресс-машины на контейнерных площадках и сортирует мусор, одновременно уплотняя его во много раз. Однако эта инициатива властям Москвы не нравится – деятельность первичных пунктов сортировки, организованных Кузнецовым в ЦАО Москвы не раз«закрывали», причем в очередной раз — как раз в момент нашего посещения стоянки мусоровозов в Берне, снабженных устройствами для прессовки мусора.
Перевозка воздуха имеет крайне«безвоздушниые» последствия для жителей России – в особенности ее столицы Москвы, славной своими пробками. Каждый автомобилист имеет возможность постоять в пробке рядом с мусоровозом и насладится тем, чем он пахнет. Но проблема не в этом, а в том, что участников дорожного движения и так слишком много, а добавление даже не слишком большого числа единиц транспорта при ситуации близкой к критической, сразу создает коллапс. Поэтому далеко не все равно когда и сколько мусоровозов ездит по Москве перевозя воздух – это прямой путь к«срыву» дорожной ситуации в пробку, лишающую нас и воздуха и времени.
Мэр города Берна нашел собственный выход из положения – он стал заядлым пользователем электробайка – велосипеда, снабженного мотор-колесом и аккумулятором, и всем рекомендует следовать его примеру – чтобы не стоять в пробках и не создавать их. Запись его видеобращения — совет для Москвы и для всех наших читателей - активно пользоваться электробайком – здесь:
В связи с перевозкой отходов вспоминается история о том, сколько лет мэрия Москвы собирается отслеживать контейнеровозы через систему спутниковой навигации – чтобы они ездили«куда следует», а не сваливали мусор, где попало. Много лет прошло, но эта система – все еще не заработала – во всяком случае министр экологии Московской области Александр Коган постоянно говорит о несанкционированных свалках. Правда, после того как он сказал на открытии выставки ЭКОТЕХ о том, что за тонну вывозимых отходов надо платить по 10 тыс. рублей, доверие к его словам сильно ослабло…
Швейцарский опыт в этом смысле интересен тем, что каждый контейнер помечен собственным RFID –чипом(см. фото)
, который может быть считан на расстоянии 50-60 метров. Это альтернативный способ упорядочить оборот контейнеров в городе, и возможно, если мэрия Москвы и администрация Подмосковья при создании единого оператора задумаются об этом, то технология чипования контейнеров может помочь и в оптимизации графика перевозок контейнеров по территории города, а тем самым и разгрузить городской трафик, особенно в моменты критических нагрузок. Эту задачу надо осознать как один из критериев работы по созданию схем размещения отходов.
Интересно, что в борьбе за учет мусора в регионах России в этом году наступает кульминационный момент – создание территориальных схем размещения отходов, о чем рассказал другой участник нашей поездки, Алексей Мокрушин:
«Что нас в таких схемах смущает? Конечно, с одной стороны понятное желание – пускай к нам придет региональный оператор, он уже нам все на карту внесет, всю информацию соберет, представит. История понятная. Вопрос заключается в том, какой будет заключен договор с региональным оператором. Потому что по такой конструкции будем вынуждены заключать договор, в котором не знаем ни точное количество отходов, ни обязательств с точки зрения установки этих контейнерных бачков, площадок и так далее. И в итоге тот выигрыш, который мы можем получить от того, что региональный оператор сам все сделает, он, на самом деле, с лихвой перекроется теми потерями, которые мы обнаружим, когда поймем, что неправильно посчитали количество отходов. И неправильно оценили, кто, сколько отходов может переработать, нельзя переработать и так далее. Поэтому наша позиция заключается в том, чем качественнее спланируем все с самого начала, тем проще будет жить непосредственно региональному оператору. В принципе, мы работаем по территориальной схеме, по Московской области и мы всех потребителей услуг нашли. Так что неожиданностей быть не должно – когда клиент пришел, он уже будет в списках, в которые входит подавляющее большинство организаций, которые эти отходы образуют, более того – договора будут направлены им еще до того, как они соберутся прийти.Однако с правилами обращения с отходами – беда, их отредактировали и в части сборов отходов, и в части раздельного сбора отходов, они серьезно порезаны. На мой взгляд, документ сильно ослаблен.
В тоже время господин Мокрушин, как создатель схемы, видит только один критерий для выбора оператора – его цену. Очевидно при этом, что регламент работ по вывозу мусора приобретает особую значимость с точки зрения участия транспорта в общем трафике региона – очевидно, что вывоз не должен нагружать критическое время.
Раздается критика в адрес постановлений, ведущих к усилению контроля за мусором в Подмосковье, где, ни много ни мало 218000 предприятий оказались субъектами образования отходов. Новые правила обязывают предпринимателей определять класс опасности отходов и иметь так называемые паспорта отходов I-IVкласса опасности, а также подтвердить V класс опасности(вернее – безопасности), так как к этому классу относятся например опилки, бумага, строительный щебень и др
Таким образом – задача найти оптимум очень непроста. Швейцарское решение – свобода выбора между сжиганием и раздельным сбором, представляет развитый уровень отношений общества и муниципальной власти, когда все понимают, что без усилий по сбору мусора обойтись уже нельзя – борьба с драконом должна происходить всем миром.
Справедливости ради надо напомнить – технологии сжигания мусора в России все-таки кое-где сохранились и мусоросжигательные заводы в современной России есть! В частности – в Москве, в Оренбурге да и в Дзержинске уничтожением«Черной дыры» и«белого моря» займется мусоросжигающая организация. Всего около 10 заводов по России. Но этого явно мало. Мы поговорили с Игорем Фроловым, директором ГКУ«Энергетика», в подшефном хозяйстве которого находится и единственный московский мусоросжигательный завод(см. презентацию о инновациях энергетического комплекса, выполненую силами ГКУ Энергетика):
Игорь Анатольевич, что вы думаете о мусоросжигании с точки зрения энергетики – мусоросжигание может быть прибыльно?
С одной стороны, прибыльно, но с другой стороны, очень долго эта энергия не укладывались в современное законодательство и работу, направленную на прямого потребителя, так как они не могут предсказать точный объема выработки электроэнергии на сутки вперед за счет разного качества мусора. Приходит этот более влажный, этот более такой и они могут предсказать, сколько они электроэнергии в этот момент выработают. На сегодняшний день проблема решается тем, что они просто напрямую выдают ее в сеть, ее принимает оптовый рынок в том объеме, в котором оно есть, т.е. и у них нет прямого потребителя.
Но ведь это решение для любого вида альтернативной энергетики?
Да, естественно. Если бы мы внесли в законодательство свободную передачу выработки в сеть, наверное, это бы решило очень многие вопросы, например, малых генераций.
На сегодня парогазовые установки считаются основой перевооружения энергетики Москвы, которое займет ближайшие 10 лет – т.е. это основное мероприятие. Рассмотреть развитие мусоросжигательных заводов, как некую альтернативу наверное возможно, если работающую технологию немного доработать. Но альтернативной эта технология является только в плане выполнения Распоряжение правительства России от 8 января 2009 года № 1-р, в котором мы должны к 2020 году выработать 4,5% электроэнергии из альтернативных источников – причем именно и только в плане выработки электроэнергии. В принципе, в Москве строилось 4 мусоросжигательных завода, однако работает сейчас только 1 по разным причинам. Тогдашнее руководство Экотехпрома, курировавшего мусоросжигательные заводы, утверждало:«Дайте нам построить еще два мусоросжигательных завода и эти 4,5% для всей страны будут обеспечены легко и непринужденно».
Это была война. Затем перемирие владельца ранчо с некоторыми надоедливыми бобрами окупилось.
«Высококвалифицированные инженеры-экологи» могут помочь сохранить драгоценную воду и омолодить земли, разрушенные изменением климата. Только не взрывайте их дома.
Миллионы людей покинули места обитания, 1,2 млн домов разрушено. Есть несколько факторов, таких как Ла-Нинья и муссоны, но в глобальном потеплении Пакистан лидирует — 0.3 градуса в десятилетие. Это решающий фактор, из-за которого возросла неустойчивость и уязвимость климатической системы.
Экологическая катастрофа вызвана сочетанием низкого уровня воды в реке из-за беспрецедентной за последние 500 лет засухи и промышленными стоками, содержащими соленую воду. Однако ПДК ртути не превышен…
За всю историю люди на Земле пожили общим итогом более 4-х триллионов лет(в среднем 40 лет на 100 млрд когда-либо живших людей). Если мы будем доживать до 80-ти и нас будет 10 млрд, то мы«проживем» эту же сумму времени меньше чем за 3 поколения, а это«всего лишь» деды, сыновья и внуки. Но время следующих поколений может быть«съедено» суммой наших ошибок и отходов наших технологий…