Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player  
Всё об экологии ищите здесь:
Loading
  Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама


Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная Интервью / Talk Квоты на выбросы - ответы или вопросы? /Дубровский о вредных выбросах и идеях доклада/ Госсовет по экологии в Кремле

Квоты на выбросы - ответы или вопросы? /Дубровский о вредных выбросах и идеях доклада/ Госсовет по экологии в Кремле

Среди других идей (общий текст выступления здесь)  Дубровский отметил:

мы исчерпали возможности действующей модели управления качеством атмосферного воздуха, – и надо искать новые инструменты.

Такие инструменты и суть их мы видим в следующем. Предлагается оценивать совокупное воздействие всех источников загрязнения в городе, проводить сводный расчёт предельно допустимых выбросов и на его основании определять допустимый вклад каждого источника в формирование нормативного качества воздуха в жилой зоне. Этот вклад, квота станет основой для принятия предприятиями конкретных программ и технологических решений. Их результатом должен стать темп уменьшения загрязнения в городской черте.

Одновременно квота определяется для транспортных потоков. Ответственность за её обеспечение ляжет на муниципалитеты и региональные власти. Они должны определить свои инструменты влияния, а это, прежде всего, направление развития общественного транспорта, переход на экологически безопасные транспортные средства, современные градостроительные решения для регулирования мощности транспортных потоков.

Комментарий Ecolife:

Редакция Ecollife не раз обсусуждала вопрос о создании биржи выбросов (последний раз — совсем недавно — в 11-12 выпуске Дайджеста Ecolife Российская биржа парниковых газов — быть или не быть?/ В преддверии Года Экологии-2017 и к 110-летия Столыпинской реформы). Однако в данном случае речь идет о вредных выбросах, которые надо отличать от выбросов парниковых газов. Тем не менее наше предложение — создать биржу, считаем верным и своевременным. Однако речь должна идти о бирже экологических услуг. Однако штрафы — за вред и за бездействие  - это совершенно другой механизм, механизм надзорно-контрольный. И как его организовать — так, чтобы не остановить развития экономики — это вопрос, который нельзя решать в отрыве от таких вещей как трансформация промышленного производства. В общем создается впечатление, что вопросов в своем выступлении Дуброский оставил больше, чем дал ответов.

 

Полный текст выступления Б.Дубровского — по материалам kremlin.ru

Б.Дубровский: Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые члены Госсовета, коллеги!

Тема Госсовета «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» вызвала живой интерес и в научно-экспертном сообществе, и в самых широких кругах. На этапе подготовки доклада был дан анализ степени влияния глобальных экологических проблем на развитие России и сформирован перечень внутренних экологических проблем и вызовов. В докладе мы обосновали необходимость перехода к «зелёному», экологически устойчивому развитию в качестве национального стратегического приоритета.

 

Достойное существование нынешних и будущих поколений сможет обеспечить только эффективное использование природного капитала. Идея сама по себе не новая, и, как отметил в своём выступлении Владимир Владимирович, родилась она в России. Именно наш великий соотечественник академик Вернадский почти столетие назад первым ввёл в научный оборот термин «устойчивое развитие». Суть идеи проста и понятна: нельзя противопоставлять природу и человека, который сам является неотъемлемой частью природы. При этом нужно честно признать, ни сегодня, ни в обозримом будущем мы не сможем отказаться от использования природных ресурсов, но мы должны ясно представлять себе механизмы и процессы измерения природного капитала. Поиск новой шкалы измерений идёт сейчас во всём мире, и Россия, я уверен, должна опередить всех в этом процессе.

Со времён Адама Смита природные ресурсы оцениваются по степени их вовлечённости в хозяйственный оборот. Даже зная об экологических пределах роста, мы продолжаем оценивать уровень развития типовыми показателями. Ключевым из них считается рост валового внутреннего продукта: он лишь фактически иллюстрирует скорость перевода природного капитала в физический без комплексного учёта социальных и экологических результатов. Они могут быть, коллеги, отрицательные. Думаю, здесь будет уместно вспомнить принцип двойной записи, которая с XV века используется в бухгалтерском учёте. Применительно к нашей тематике это выглядит следующим образом. У человечества есть пассивы (это наши природные ресурсы, наш природный капитал) и есть активы (человеческий капитал). Наша задача – перевести пассивы в активы с минимальными потерями, то есть использовать природные ресурсы для наращивания человеческого капитала.

В докладе мы обосновали необходимость дополнения показателя валового внутреннего продукта новыми индикаторами, которые будут количественно отражать устойчивость развития. Потребуется сформировать систему национальных счетов, которая оценивает состояние окружающей среды и стоимость экологических благ. Это должно учитываться в документах стратегического планирования и позволит нам реально управлять процессами. Мы уверены, результат построения такой системы планирования усилит роль России в решении глобальных экологических проблем, о чём Вы, уважаемый Владимир Владимирович, говорили в своём выступлении.

Уважаемые коллеги, в ходе работы над докладом нам было полезно подняться на академический уровень, чтобы увидеть большое на расстоянии. Это помогло нам с коллегами системно сфокусироваться на конкретных вопросах, которые волнуют большинство людей уже сегодня, в порядке актуальности: это качество атмосферного воздуха и потребляемой питьевой воды, ситуация с бытовыми отходами, ликвидация нанесённого вреда природе, сохранение привычных природных ландшафтов.

В статье 42 Конституции России закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Мы видим три основных составляющих, каждая из которых требует работы. Авторы доклада предложили блок решений для реализации этой комплексной задачи в средней и в долгосрочной перспективе. В него входят изменения и дополнения в действующее законодательство в сфере природопользования и охраны окружающей среды, многоуровневая система мотиваций, создание чистых производств, в том числе через введение специальных рыночных инструментов, комплекс мероприятий по развитию возобновляемых источников энергии, новые требования к экологическому просвещению и эффективные механизмы взаимодействия с гражданским обществом. Предлагаемые меры масштабны, во многом взаимоувязаны, поэтому не могут уложиться в так называемые простые решения.

Алгоритм реализации предлагаемых мер достаточно подробно изложен в докладе. Коротко остановлюсь на ключевых вопросах.

Во-первых, управление качеством атмосферного воздуха. После 2000 года практически не наблюдается ощутимого снижения загрязнения атмосферы промышленных городов. Это говорит о том, что мы исчерпали возможности действующей модели управления качеством атмосферного воздуха, – и надо искать новые инструменты.

Такие инструменты и суть их мы видим в следующем. Предлагается оценивать совокупное воздействие всех источников загрязнения в городе, проводить сводный расчёт предельно допустимых выбросов и на его основании определять допустимый вклад каждого источника в формирование нормативного качества воздуха в жилой зоне. Этот вклад, квота станет основой для принятия предприятиями конкретных программ и технологических решений. Их результатом должен стать темп уменьшения загрязнения в городской черте.

Одновременно квота определяется для транспортных потоков. Ответственность за её обеспечение ляжет на муниципалитеты и региональные власти. Они должны определить свои инструменты влияния, а это, прежде всего, направление развития общественного транспорта, переход на экологически безопасные транспортные средства, современные градостроительные решения для регулирования мощности транспортных потоков.

Эффективность такого управления легко определяется по тому, насколько снижается концентрация вредных веществ в воздухе жилых зон. Необходимые данные для управленческих решений дадут уже существующие системы мониторинга Росгидромета и Роспотребнадзора. Основным показателем результативности этой совместной деятельности станет степень удовлетворения общественного запроса на чистый воздух, а это уже можно считать индикатором устойчивого развития.

В докладе предлагается включить эти инструменты, а именно, перечислю их, сводный расчёт загрязнения, квоты концентрации загрязняющих веществ, мониторинг в жилых зонах – как основу управленческих решений в действующие законодательные и нормативно-правовые акты. Это даст возможность максимально предметно ставить задачи перед органами власти и промышленными предприятиями. Предлагаю определить пилотные регионы для отработки предложенных мер и сразу скажу, что Челябинская область готова стать таким регионом. При этом мы ожидаем, что это придаст новый импульс нашему развитию.

В своей практике мы также нередко сталкиваемся с ростом общественных и экологических рисков в ходе реализации крупных инвестиционных проектов. Мы считаем, что комплексная оценка экологических последствий таких проектов на начальном этапе их реализации позволит сбалансировать интересы бизнеса и общества. Этому должны способствовать чёткие и прозрачные механизмы государственной экологической экспертизы.

Следующая проблема – уменьшение площади земель, которые должны обеспечивать потребности нынешних и будущих поколений. Уже сейчас на планете безвозвратно утрачена треть плодородных почв. В России этот показатель составляет 7 процентов. Но мы все понимаем, что это не повод для самоуспокоения. Процесс утраты земель ускоряется, из оборота постоянно выводятся новые площади, причём не только под производство, но и под его отходы и свалки.

Как Вы, Владимир Владимирович, отметили, вызывает особую тревогу неконтролируемое обращение отходов высоких (первого и второго) классов опасностей, которые по факту можно рассматривать как химическое оружие. Их обращение должно регулироваться специальными требованиями безопасности для защиты населения, предотвращения возможных террористических угроз. Мы считаем, что именно здесь должны в первую очередь внедряться высокотехнологичные механизмы контроля при транспортировке и наилучшие доступные технологии в переработке. Надеюсь, Сергей Ефимович коснётся этой темы более подробно.

Очень коротко скажу о проблеме коммунальных отходов, решение которой невозможно более откладывать. При этом регионы оказались в разной степени готовности к построению новой системы обращения с отходами.

Уважаемые коллеги, степень остроты этой проблемы у всех в регионах разная. Принятое решение предоставить регионам право самостоятельно определить срок внедрения новой системы в течение определённого переходного периода соответствует интересам «зелёной» экономики и вполне реалистично. Граждане к введению такой системы должны быть подготовлены, и это уже работа региональных властей.

Ещё одна чрезвычайно важная, на наш взгляд, тема – экологическое просвещение. Важно сформировать у каждого гражданина чёткую позицию в отношениях с природой, чтобы он понимал, как его бытовое поведение влияет на глобальные природные процессы. Замечу, что отсутствие необходимого уровня экологической грамотности, неготовность объективно оценить соответствующую информацию способствуют росту уровня экологического нигилизма, а значит, отрицанию любого развития. Мы с этим сталкиваемся. На этом фоне многие наши сограждане утрачивают способность критично воспринимать поступающую из разных источников экологически значимую информацию.

Экология – это прежде всего знание. И мы считаем, что это знание наша система образования должна давать не факультативно, а в качестве базовой дисциплины. Экологический компонент должен присутствовать во всех образовательных программах начиная с детского сада. Только тогда на уровне сознания станет нормой понимание личной ответственности каждого за будущее, где человечество, ставшее уже сегодня геологической силой, может уверенно продолжать своё развитие.

Уважаемые коллеги, в своём выступлении я конспективно и где-то , наверное, эмоционально изложил итоги нашей почти полугодовой работы. Надеюсь, что мне и моим коллегам удалось сформулировать принципы, которые помогут нам обеспечить дальнейшее устойчивое развитие России в интересах нынешнего и будущих поколений. В этой связи не удержусь и процитирую Владимира Ивановича Вернадского, который почти век назад, когда издержки индустриальной эпохи ещё носили контурный характер, писал: «Перед человеком открывается огромное будущее, если он поймёт это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление».

Искренне надеюсь, что в Год экологии мы войдём с общим пониманием задач и подходов к их решению, чтобы совместно реализовать задуманное. В заключение я хотел бы поблагодарить всех участников рабочей группы за их вклад в результаты нашей работы и, пользуясь случаем, поздравить всех с наступающим Новым годом. Здоровья, благополучия и чистого неба над головой! Спасибо за внимание.

 

В.Путин: Спасибо.

квотыДубровскийГоссовет 2016 

27.12.2016, 917 просмотров.


Нравится

Статьи
15.11.2017 19:19:21

В путь?

Как не построить посреди Евразии новый «ржавый пояс вчерашней экономики»

путь

15.11.2017 19:18:09

А теперь за дело!

На конференции ООН по климату в Бонне необходимо определить конкретные шаги по реализации Парижского соглашения

дело

15.11.2017 19:11:31

Как сходить в магазин, не убивая планету и себя

С сегодняшнего дня сеть магазинов «Ашан» перестала выдавать бесплатные пластиковые пакеты. Руководитель проекта «Ноль отходов» «Гринпис России» Дмитрий Артамонов — о том, как пластиковые пакеты оказываются в наших желудках и почему нужно привыкать к многоразовым сумкам, а не пользоваться «разлагаемыми» пакетами из супермаркетов

магазин

15.11.2017 00:15:22

Защитница голубого сердца планеты океанолог «Her Deepness» Сильвия Эрл

«Мне было три года, когда я впервые ступила в воды океана. Большая волна сбила меня с ног. Я не испугалась, я была удивительно взволнована. Это моё первое детское воспоминание. С тех пор меня непреодолимо тянет к нему».

Сильвия Эрл

12.10.2017 23:37:46

Цифровая экономика для ООН/ Блокчейн поможет климату, беженцам и эмигрантам.

31 мая 2017 года 10 тысяч сирийских беженцев, размещённых в лагере Азрак в Иордании, получили долгожданную помощь. Но вместо типичных белых и синих грузовиков из Мировой продовольственной программы (WFP) ООН помощь пришла в виде электронных ваучеров, распространяемых благодаря быстро растущей технологии, называемой блокчейн, в частности, блокчейн эфириума.

Цифровая экономика

09.10.2017 23:19:30

Смысл жизни в эпоху цифровой революции

Развитие технологий приведет к формированию бесполезного класса, представители которого не смогут устроиться ни на одну из доступных работ. Безусловный доход обеспечит им средства к существованию, а смысл жизни придется искать в виртуальных мирах, в том числе в компьютерных играх, прогнозирует израильский историк Юваль Ной Харари.

смысл жизни

03.10.2017 15:07:33

Деревья Амазонки сами делают себе дождь

Ученые выяснили, почему в тропических лесах Амазонии дожди начинаются за два-три месяца до того, как сезонные ветра приносят влажный воздух с океана. Оказывается, деревья региона сами способны выделять влагу, достаточную для появления дождей. Об открытии сообщается в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Деревья Амазонки

RSS
Архив "Статьи"
Подписка на RSS
Реклама: