Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player  
Всё об экологии ищите здесь:
  Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама


Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная Интервью / Talk Эволюция вместо революции. Energiewende в Германии - стратегия 2050 в Швейцарии /Интервью с Франсуа Вюи (François Vuille, EPFEL, Lausanne)

Эволюция вместо революции. Energiewende в Германии - стратегия 2050 в Швейцарии /Интервью с Франсуа Вюи (François Vuille, EPFEL, Lausanne)

В Швейцарии потерпел неудачу референдум по инициативе «Зеленых либералов» (Grünliberale Partei Schweiz  — GLP), представляющих либеральный центр швейцарского политического спектра, которая заключалась в отмене НДС на срок до 5-ти лет. Вместо налога на добавленную стоимость было предложено ввести налог на производство и импорт энергии, полученной из невозобновляемых источников. Это предложение предполагало заметно повысить стоимость минерального топлива с целью добиться сокращения объемов потребления невозобновляемых видов энергии.    Это было в определенном смысле историческое фиаско: инициатива «зеленых либералов» «заменить НДС на налог на энергию» была отклонена 92% швейцарцев, причем ранее подобный проект был выдвинут в 2001 году от «Партии швейцарских Зелёных» ( «Grüne Partei der Schweiz» и тогда против него проголосовало 77% избирателей.     В чем же дело? В чем суть обсуждаемой проблемы и почему решение «лежащее на поверхности» не устраивает конфедерацию? Насколько глубоко и далеко вперед по времени надо рассчитывать?   Мы беседуем с Франсуа Вюи — директором по развитию EPFEL Energy Center (EPFEL – это  Ecole Politecnique Federale de Lausanne – федеральный университет Лозанны носит традиционное французское название  политехнической школа).  Он приехал в Москву по случаю преставления фестивальной  программы 4-го фестиваля  швейцарского кино под названием WEEKEND, который в этом году оказался посвящённым экологии. И это посвящение не случайно – оно отражает бурный процесс осмысления и переоценки экологических смыслов и контекстов, которые «вбрасывают» в общество технологические тренды – в первую очередь возобновляемая энергетика. И самое главное впечатление от этого кино, что экологические проблемы попадают в центр общественной и социальной жизни, но информации для осмысления «будущего сегодня» как всегда не хватает – поэтому просыпается столь жадный интерес к этой тематике. Раскрыть ее по настоящему трудно – это нечто новое, чем стремиться воспользоваться не только ученые, но и политики. Возможно именно поэтому, вопросы, волнующие швейцарских режиссеров, столь созвучны страстям, порой бушующим и в нашем отечестве – вокруг мусорных заводов и свалок, которые приходится закрывать, почти как легендарному герою – Александру Матросову, лично Президенту России.   
Сухощавый и подвижный Фарнсуа Вюи – внешне типичный француз, однако далеко не эксцентричный и эмоциональный, как может показаться, а наоборот – очень спокойный и рассудительный собеседник. Он объясняет, что закон этот был предложен партией экологов, но был фактически обречен на неудачу. Предложение экологической партии (Grünliberale Partei Schweiz  — GLP) было рассчитано на быстрый политический эффект, но провалилось, так как швейцарцы не поверили в его эффективность. Предложение экологической партии попало в неблагоприятный контекст, говорит Вюи, потому что правительство занимается подготовкой глобальной энергетической стратегии для Швейцарии до 2050 года, которая с технической и экономической точки зрения является очень связным и цельным документом. В тоже время внешне «простое» решение предлагаемое «зелеными» влечет за собой целый ряд следствий -  чтобы компенсировать отмену НДС, доходы от взимания которого оцениваются в 23 млрд. франков в год, упомянутый энергетический налог пришлось бы установить на слишком высоком уровне, из-за чего, например, стоимость литра бензина повысилась бы до 3-х швейцарских франков или 210 рублей, т.е. реально цена на бензин возрастет сразу в 2 раза. То, что повышение цен на топливо будет компенсировано отменой НДС, работающего в недрах финансовой системы, вовсе не убеждает швейцарцев. С финансовой точки зрения проект был очень плохо обоснован, рассуждает Вюи. Трудно заменить систему налога на добавленную стоимость, если она уже и так неплохо работает. Она представляет существенную часть поступлений в госбюджет, а эту систему хотят заменить другой системой, которая в долгосрочной перспективе не дает никаких гарантий того, что она будет хорошо работать. В большинстве своем люди сказали «нет», проголосовали против. Я, например, тоже голосовал против, — говорит Вюи.

В тоже время, как сопровождающее лицо фестиваля экологических фильмов, он видит и представляет глобальный контекст – 9 планетарных границ, к которым подошла человеческая экономика в своем развитии:

(подробнеее см. например здесь). Однако Франсуа Вюи – конструктивист, а не алармист – он представляет проблему как уравнение, которое требует решения, а не как сигнал к бегству – тем, более что бежать, то с планеты некуда.. Правда Илон Маск и Стивен Хокинг считают, что и вариант побега на Марс – уже не слишком невероятная утопия..

Слайд Вюи озаглавлен — экотехнологии как часть «решающего» проблемы уравнения:

 

Для осуществления планов в повседневной жизни нужны именно прагматики-конструктивисты, а не создатели утопий, поэтому позиция, высказываемая Вюи становится ближе и понятней. Он не пользуется броскими фразами и экспрессивными призывами на баррикады «за экологическую революцию». Наоборот – его отношение к Energiwende — броскому термину, родившемуся в Германии (русский эквивалент — «энергопереворот») очень сдержанное.

То что надо сделать — это не революция, это эволюция, говорит Вюи.  Потому что она растянута во времени, на несколько десятилетий, а революция — это единомоментное действие. Сейчас у нас на мировом уровне существует система, которая на 85% зависит от энергии, производимой с использованием ископаемых источников топлива. Все существующие инфраструктуры рассчитаны на определенный жизненный срок, который нужно выработать и нельзя поменять всю систему в один момент. Если вы покупаете, например, бензиновый автомобиль, то его срок жизни 15-20 лет. И вы вряд ли выкинете его на помойку, чтобы стремительно купить себе электромобиль. Наоборот, вы скорее купите себе электрическую машину, когда ваша бензиновая уже постареет и срок ее эксплуатации подойдет к концу. Поэтому, это скорее эволюция, потому что нужно какое-то время, чтобы эти технологии смогли, во-первых, появиться, укрепиться и войти в естественный цикл своего использования.

По сути Вюи  рассказывает о том как реализуется цизненный цикл изделия, и о том, что новая технология далеко не сразу «устаканивается», приобретает новый жизненный цикл. Наприме до сих пор остается много вопросов по поводу жизненного цикла всех разновидностей популярного элеткромобиля «Tesla» — life cycle для литиевых батарей очень спорен – они служат не более 3-х лет.

Однако Вюи уверен, что принципиально, с научной точки зрения, все достаточно ясно. Правильные, очевидные решения всегда зависят от контекста и решения, которые кажутся хорошим для Швейцарии и для России или Штатов, или Китая, может, таковым даже не оказаться, вот, что важно понять.

Но самое главное, что утверждает Вюи  - все принципиальные вопросы уже решены, и можно приступать к делу, не дожидаясь каких либо еще более прорывных инноваций! Для того, чтобы действовать у нас все есть!

Оказывается – это утверждение вовсе не декларация об отказе от научного сопровождения работ. Оказывается, например, что в EPFEL работает лаборатория под руководством Михаэля Грецеля /Graetzel Michael, https://lpi.epfl.ch/page-53337-en.html, в которой достигнут прорыв в снижении стоимости фотоэлемента (весной мы писали о работе Грецеля ).

У нас несколько профессоров международного класса, говорит Франсуа Вюи – это и Михаэль Грецель, Кристоф Фаиф. Это известные в научном сообществе профессора. Кроме того мы постоянно занимаемся техническими применениями новых источников – сконструировано несколько версий «солнечных» самолетов, причем один из них представляет собой морской катер — разновидность экраноплана, который не рассекает воду, а летит над ней.    Мы даже установили несколько мировых рекордов в области эффективного использования солнечной энергии. Они позволили нам производить больше электричества с использованием такой же по площади электрической солнечной панели.

Киловатт/час солнечной энергии стремительно дешевеет. Например в странах Ближнего Востока (это и ОАЭ и Израиль) солнечная энергия уже производится по крайне низкой цене – в пересчете на русские деньги — рубль за киловатт/час — такова себестоимость производства. Т.е. это становится  дешевле, чем уголь. И цены продолжают снижаться.

В Швейцарии, как нам кажется, лет через 5 мы сможем сократить стоимость солнечной энергии до того, чтобы она стала самой дешевой энергией. Мне кажется, стоимость производства солнечной энергии в Швейцарии должна быть примерно 4 рубля за киловатт/час через 5 лет. Такие у нас, во всяком случае, ожидания. Это будет дешевле, чем использование природного газа, дешевле, чем использование ядерной энергии. В наших лабораториях это сейчас уже практически достигнутый уровень. Осталось еще немного, потому что только уголь останется дешевле в его прямой стоимости.

Сегодня стоимость киловатта в Швейцарии находится на уровне около 10 руб/кВт. Преобразования, задуманные в стратегии 2050 будут проявляться в удельных показателях – для стоимости киловатта возможен в ближайшей перспективе рост на 1-1,5 рубля, т.е. на 10-15%. Однако это никого не останавливает – тарифы и так могут вырасти, а вот о перспективе, в которой возможно их снижение, надо заботиться уже сейчас, считают швейцарские прагматики.

Стратегия 2050 – это четыре кита, причем первый из них — отказ от ядерной энергии, которая сегодня составляет до 40% энергобаланса. Основные идеи и индикаторы энергетической стратегии приведены на слайде:

Интересно, что в отличие о Германии, где поводом для отказа от атомной энергетики многие считали борьбу за «атомные» субсидии, размер которых оценивался примерно в 60-70 млрд. евро, в Швейцарии этот источник финансирования даже не рассматривают. «У нас просто не было никаких субсидий на ядерную отрасль» — утверждает Франсуа Вюи. Именно поэтому, чтобы где-то выискать средства на субсидии на возобновляемые источники энергии, нам пришлось проголосовать за повышение стоимости энергии. Мы проголосовали за увеличение стоимости киловатт/часа — примерно на рубль за киловатт/час мы уже платим больше…

Основополагающая база стратегии 2050 — это энергетическая эффективность.  Вюи объясняет это принципом паритета: «наша задача – предоставлять одинаковые услуги, с точки зрения производства энергии, с меньшим количеством потребляемой энергии, с меньшим количеством задействования энергетических мощностей. Это должно привести к существенному сокращению потерь энергии. Мы хотим использовать другие двигатели в машинах, по другому строить, то есть другие строительные технологии, системы обогрева и более эффективную бытовую технику, которые предоставляют такой же уровень комфорта, те же услуги, с точки зрения энергоэффективности, при этом на 50% сокращают потребление электричества“.

Еще одно важное утверждение энергетической стратегии — это связь климатических измененений и влияния на здоровье людей:»Также как климатические влияния, путем загрязнения воздуха и последующая его очитстка — в все эти затарты не включены в стоимость производства энергии, также и ликвидация эти последствий не включена в стоимость услуг по здравоохранению.  За климат сегодня платят те, кто стараются адаптироваться к изменению климата. Если бы эта стоимость была включена в стоимость производства генерации на основании угля, то сейчас уголь бы уже не был конкурентоспособен на рынке. Очевидно, что стоимость производства — это некий локальный феномен, но стоимость влияния на климат — это феномен глобальный, поэтому их оплачивает глобальное мировое сообщество. Но у нас швейцарцев -  очень эгоистичный взгляд на это, мы прежде всего думаем о своем здоровье..».

В основе стратегии лежат не только те или иные принципы — ее базой является концепция циркулярной экономики, которая служит преметом многочисленных обсуждений и «разложений» в практические последовательности дейтсвий.

В чем «прелесть» циркулярной экономики, секрет ее популярности? Вы надеетесь на то, что циркулярная экономика позволит уйти от выброса,  влияющего на климат? Да, но и не только это, отвечает Вюи. Прежде всего циркулярная экономика тоже должна включать в себя все вопросы, связанные с материалами – это и переработка отходов и применение новых материалов везде, где это возможно, прежде всего – в строительстве.

Однако помимо этого — циркулярная экономика это и та информация, которая необходима обществу для осмысления изменений и их конктетизации в приложениях. Вюи согласен с этим утвереждением, причем он — глубоко «в теме“ и не толлько по поводу проектирования жизненного цикла изделий, о котором он говорил в начале. Вопрос, по его убеждению, лежит в согласовании систем — технической и социальной:» Важна не только информация, но и экономические модели, которые сопровождают использование этой информации. Я, например, написал научную статью в этом году, которая показала, что циркулярная экономика, с технической точки зрения, существовать не может, если не вписана в социальную экономическую модель, которая позволит ей выкристаллизоваться» говорит он на прощание.

Интервью провел Александр Самсонов

Coming Full CircleWhy Social and Institutional Dimensions Matter for theCircular Economy.  Vincent Moreau, Marlyne Sahakian, Pascal van Griethuysen, and Francois Vuille  

Дополнительно — интевью Франсуа Вюе каналу RTS:

 

 


 

Lausanne)Франсуа Вюи / François Vuille (EPFEL 

27.11.2017, 1034 просмотра.


Нравится

Статьи
18.04.2018 00:07:00

Полигоны - токсичная проблема, которая «фонит» или проблема информационного вакуума?/Мониторинг для людей или для технологий?

Нерешенные проблемы полигонов. Нормирование выбросов с полигонов долгое время не производилось вообще. Что такое проблема отходов —  “токсичная» и «фонящая» тема или объективная «информационная жажда» жителей?

токсичная проблема, информационный вакуум, мониторинг

25.03.2018 02:02:53

ЯДрово – что происходит, причины и перспективы / Проблема молчания экологических СМИ

В вопросе, что происходит на полигоне в Волоколамске – внятных ответов нет. Ecolife постарался заполнить пробелы объяснения происходящего и предложил криогенную технологию создания «вечной мерзлоты» на месте свалки, которая способна решить проблему. На фоне яркой картины протестов непонятно молчание экологических СМИ – складывается ощущение, что им затыкают рот – см. кадры круглого стола по теме экологических СМИ.

свалка, жидкий азот, экологическая журналистика

17.03.2018 00:13:00

Криминальные врезки: за что страдает природа?/ Журналистское расследование

Незаконная врезка в трубопровод стала причиной одного из самых крупных нефтеразливов последних лет, произошедшего в июле 2016-го года в Подольском районе Подмосковья. Аварийные работы обошлись госбюджету в десятки миллионов рублей. Авторов волнует вопрос — почему органы МВД не уделяют проблеме достаточного внимания?

разливы, врезки

09.03.2018 21:30:35

Муниципалы против нефтяников – начинаются климатические суды

Изменение климата служит основой новых исков против нефтяных компаний, в первую очередь – Exxon Mobil

муниципалитет, нефть, Exxon Mobil

01.03.2018 21:39:44

Системы отходов в Швеции – революция или современная норма? / Сравнение Швеции и Великобритании

Сегодня звучат хвалебные оды шведской системе переработки отходов, ь пишут о революции в сфере отходов Швеции.  Посмотрим, что дает количественное сравнение отходов, собираемых Швецией с Англией.

переработка, отходы, Великобритания, Швеция

18.02.2018 12:16:49

"Кукурузный пояс" Америки формирует собственную погоду

Сельскохозяйственная деятельность может иметь «удивительно сильные» последствия для изменения климата.Великие равнины центральной Соединенных Штатах Америки «кукурузного пояса» —это один из самых плодородных регионов на Земле? но как оказалось — он обладает наибольшим изменением климата. Исслеледование впервые обращается к региональным изменениям климата в центральных штатах Северной Америки, где напрямую сопоставлены выбросы парниковых газов и интенсивное сельское хозяйство.

corn as reason climate change

16.02.2018 22:31:00

Краска, косметика и городской воздух/ Автомобили дают только 50% вклада в загрязнение воздуха городов.

Новое исследование показывает, что далеко не только автомобили загрязняют городской воздух, а тем более – воздух в квартирах, где мы живем. В период «весеннего обострения» почти все управляющие компании в Москве, закупив самую дешевую из дешевых красок, начинают «наводить марафет» — и уровень загрязнения в жилищах катастрофически нарастает. В Лос Анжелесе, где почти нет ветра, даже косметические средства остаются в воздуже жилых помещений надолго и загрязняют воздух.

загрязнение, воздействие, город, экология, воздух, косметика, краска, автомобили

RSS
Архив "Статьи"
Подписка на RSS
Реклама: