Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player  
Всё об экологии ищите здесь:
  Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама


Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная Интервью / Talk Авторские концепции Никиты Моисеева / По материалам презентации книги в Библио-Глобусе

Авторские концепции Никиты Моисеева / По материалам презентации книги в Библио-Глобусе

На презентации книги воспоминаний, изданной к 100-летию ученого, выступили ученики и люди, которые долгое время были рядом с Никитой Николаевичем - подробнее см. здесь.

Издатель книги, посвятивший 20 лет жизни работе в журнале «Экология и жизнь», основанного им совместно с Н.Н.Моисеевым -  Александр Самсонов, рассказал о характерной для научно-популярных трудов Моисеева особенности — они всегда отличались авторской концепцией понимания излагаемой дисциплины, а не просто популярным изложением ее концепции, теорем или законов.

 

Научно-популярные книги Н.Н.Моисеева, вышедшие в 80-е и начале 90-х годов 20-го века:

 

Математик задаёт вопросы… (Приглашение к диалогу). — М.: «Знание», 1974. — 191 с.
Слово о научно-технической революции. — М, 1978. — 222 с.
Математика ставит эксперимент. Авторская концепция прикладной математики. М., 1979. — 223 с.
Люди и кибернетика,  М.,  1984. — 224 с.
Алгоритмы развития, 1987. — 302
Экология человечества глазами математика: (Человек, природа и будущее цивилизации), 1988. — 251,[3] с. — (Эврика).
Человек и ноосфера. М., 1990. — 351с.
Пути к созиданию. Н. Н. Моисеев. 1992. — 254с.

 

Книга «Математика ставит эксперимент» вышедшая в в 1979 году, отличается тем, что в ней уже согласно аннотации «излагается авторская концепция прикладной математики“.  В этой книге Моисеев рассказывает о своем понимании:».. Еще в период БЭСМ-2 мы у себя в ВЦ поняли: самое главное,· значительно более важное, чем непосредственный счет, что пришло вместе с ЭВМ в жизнь людей,- это возможность объединить формальное и неформальное мышление, естественным образом объединить способность машины во много раз быстрее, точнее и лучше человека делать формальные, арифметические операции, отслеживать логические цепочки, с удивительными свойствами, человеческого интеллекта — интуицией, способностью к ассоциациям». Ретроспектива использования математики сливается с перспективой — происходит расширение области ее использования@ — писал Моисеев в этой книге. И это было только начало — раскрытия авторских концепций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затем — книги по кибернетике- и вновь авторская концепция, отличная от подхода Ноберта Винера и Клода Шенона. Моисеев говорит о польском ученом Болеславе Трентовском, как основателе социального подхода к кибернетике — как науке об управлении человеческими обществами. «Имея одну и ту же цель — пишет Моисеев, — усовершенствование управления обществом, — Трентовский и Винер рассматривали эту цель в совершенно разных ракурсах. Винер считал общество своеобразной технической или биологической системой, а Трентовский подходил к нему как социолог и философ, рассматривая общество как противоречивое единство несовпадающих стремлений, противоборствующих интересов…Меня, честно говоря, больше удивлял не тот факт, что часть наших ученых на первых порах отвергла винеровскую кибернетику, а то, что ее потом приняли. Но здесь уже действовали другие, отнюдь не философского плана, мотивы. Возникла острая потребность нашего централизованного хозяйства в новых методах управления. Страна стояла накануне массового движения за внедрение ЭВМ в управление. И здесь нужна была наука. Хоть какая-нибудь! Даже винеровская!А между тем такая наука существовала независимо от Винера».

 

Не заставила себя ждать и авторская концепция ноосферы — совершенно отличная от того, во многом эзотерического образа, который сложился и трансформировался в общественном сознании за время, прошедшее после публикации работ Вернадского и Тейяра-де Шардена в начале ХХ века. Вот что пишет по этому поводу Моисеев: “ Ноосфера — это система, в которой центральное место занимают люди, человечество, его судьба. Поэтому все, что толы~о что говорилось, применимо и к проблемам управления ноосферой. Вот почему первым и важнейшим шагом в разработке стратегии человечества эпохи ноосферы является разработка соответствующей научной программы.  Моисеевская концепция ноосферы:   Человечество не может рисковать своим будущим! Значит, первым и важнейшим элементом научной программы должно быть изучение катастрофических, состояний биосферы и общества. Это, так сказать, программа-минимум. И она обязательно должна быть выполнена!    Без ясного представления о допустимых границах человеческой активности в условиях современных технических средств воздействия на окружающую среду все разговоры об экологических трудностях не могут носить конструктивного характера». Интересно, что практически во всех научно-популярных книгах присутствует и моисеевская концепция социализма — как система управления, может быть наилучшего доступного управления…

Стоит сказать несомненно и об авторской концепция восопминаний, которая представлена в той книге, по поводу которой и проходила встреча-презентация в Библио-Глобусе. Эта книга «Как далеко до завтрашнего дня..Вехи2000» представляет собой уникальный сплав судьбы и опыта. Основная канва книги — воспоминания ученого о свое судьбе, создают фон увлекательного повестовования о самой жизни, которая неразрывно была связана с наукой,  хотя линия судьбы совпадала иногда и с линией фронта — в годы войны он служил в авиаполку и мог не вернуться с боевого вылета. Однако в книге воспоминаний содержится целый ряд очень глубоких рассуждений, задающих канву тех самых авторских концепций, которые раскрыты наиболее полно в книгах написанных ранее — в обалсти прикладной математики, кибернетики и ноосферы, но эти рассуждения не только приведены к новому общему знаменателю, но и продолжены на материале, предоставленном уникальным опытом слома социалистической системы управления, происходившего на глазах человека, который во многом считал себя причастным если не к ее созданию, то во всяком случае — ее наилучшему использованию. Моисеев рассуждает о самой  и сути своего понимания социализма и ошибок — не только правящей элиты, но и ученых, соверщенных в годы правления и после этого — в 90-годы, когда элиты сменялись, а вопросы оставались..

В отношении системы, сформировавшейся в стране он сформулировал целый ряд замечаний и предложений, которые органично вытекают из контекства самого произвдения, поэтому лишь отчасти могут быть представлены в виде краткой «выжимки» приведенной далее:   

•Неспособность системы использовать интеллектуальный потенциал людей, их энергию, смертельна для любой страны – наше отставание было предрешено.
•Задача — превращение той территории, которую мы сегодня называем Россией, в настоящее современное государство, в единый экономический организм с соответствующей структурой.
•Я совсем не думаю, что государством должны управлять ученые или сверхобразованные люди. Ученый не может управлять, ибо, если внутри него не живет сомнение, то он не может быть ученым. И его задача — не преодолевать сомнение, а использовать его для получения новых знаний.
•Настоящий большой политик должен быть настолько умен, чтобы опираться на штаб — собрание людей, каждый из которых должен быть образованнее самого политика. Правление должно быть в руках профессионалов, способных опираться на интеллектуальный потенциал нации.
•“Наука на службу России» — такая организация, в чем-то  похожая на Rand Corporation, также опирающаяся прежде всего на временные коллективы, коллективы, собранные «поштучно» со всей страны, то есть на лучшие мозги нации, необходима России. Такая организация должна быть способной просматривать альтернативы развития, бороться с утопиями и формировать объективные суждения о возможной нише нашей страны в мировом сообществе XXI века.

 


Моисеев создал и авторскую концепцию научного метода, точнее – присущего этому метода   рационализма. Эту концепцию он назвал современным рационализмом, хотя гораздо правильнее, назвать его конструктивным рационализмом, для того чтобы «отстоить» от множественности философских градаций, которые уводят в долгие рассуждения, тогда как идея Моисеева очень конструктивна — она состоит в том, что миры можно конструировать… Если Лейбниц говорил, что «логика – наука о возможных мирах», то Моисеев в этой книге формулирует так свое определение концепции «Современного рационализма» – это наука о конструировании законов возможных миров….

Моисеев формулирует это в присущей ему парадоксальной форме — утверждая неочевидность очевидного: «Современный рационализм означает отказ от привычных и понятных постулатов, допустимость беспредельного расширения самых фундаментальных, казалось бы, незыблемых истин. Эту новую революцию в научном познании, переход рационализма в новую форму я и хотел бы назвать современным рационализмом. Я думаю, что набирающая силу новая научная революция оказалась еще более трудной для ее восприятия традиционным мышлением, чем революция Коперника – Галилея – Ньютона, ибо она утверждает неверность очевидного!»

Изложению этой части его убеждений, ставшей итогом многих десятилетий работы в науке, посвящена его книга «Современный рационализм», которую издательство в скором времени планирует сделать достоянием читателя..

Надо отметить, что именно эта книга дала возможность Моисееву изложить не только свое отношение к сложившейся парадигме познания мира, но и высказать и обосновать свое понимание целого рядя поразительных идей, которые потом или до этого встречались в его творчестве без соответсвующих пояснений.

Так например именно в этой книге он определенно утверждает, что  коллективный интеллект – свойство Вселенной, которое проявляется как  объединяющее творческое начало общества.  Вот что он пишет по этому поводу:» В процессе развития формы организации имеют тенденцию усложняться и растет их разнообразие. А сам процесс проявляет тенденцию к ускорению. Непротиворечивой является и гипотеза о том, что нечто подобное имеет место и в масштабах Вселенной.ускорение оказывается однажды связанным с деятельностью Разума, интеллектом и активностью человеческого общества. Разум — механизм самопознания Вселенной, рождающий свободу выбора  — против детерминизма. Все современные приемы интенсификации творческого начала, мозговые штурмы в частности, всего лишь средства помочь общению и трансляции знаний и понимания, формирующих Коллективный Интеллект…»

Купить книгу “Как далеко до завтрашнего дня.»  — можно здесь: https://play.google.com/store/books/details?id=kvk2DwAAQBAJ

Купить книгу Н.Н. Моисеева «Универсум, Инофрмация, Общество»

Купить книгу Н.Н.Моисеева «Люди и кибернетика»

 

Купить книгу Александра Самсонова «Системы мира и миры систем»

 

Больше об идеях Моисеева, которым посвящен издательский проект, приуроченный к 100-летию ученого

Моисеев 

21.12.2017, 649 просмотров.


Нравится

Статьи
16.06.2018 11:02:00

Скорость таяния Антарктиды после 2012 года возросла в три раза

Спутниковые данные показали, что до 2012 года Антарктида теряла лед со скоростью 76 миллиардов тонн в год.

Антарктида, Таяние, лед

11.06.2018 14:40:00

Бактерии в цехах по сборке космических аппаратов научились питаться чистящими средствами

Бактерии, обнаруженные в чистых помещениях, где собирают космические аппараты, выживают там даже при недостатке питательных веществ, сообщается в Astrobiology.

бактерии, космос

03.06.2018 15:28:44

ЭКОЦИВИЛИЗАЦИЯ ОТ АСТРОФИЗИКИ

Новая модель цивилизационного развития содержит переключатель между двумя видами ресурсов. При первом варианте вырабатывается много энергии, но значительно ухудшается экология. При использовании ресурсов второго типа энергия несравнимо более рассеяна, но условиям жизни никакого вреда не наносится.

Астрофизики, пути, человечество

27.05.2018 13:17:00

Эпоха одноразовых вещей: почему всё так быстро ломается

В интересное время мы живем. Одежда, техника, мебель портятся намного быстрее, чем еда в ресторанах быстрого питания.

вещи, эпоха, одноразовые

17.05.2018 10:37:00

#sozialdigital / Цифровая революция, взгляд из Германии

Дигитализация означает сдвиг в развитии, который повлечет за собой масштабные изменения в нашем образе жизни

направление, цифровая, революция

16.05.2018 10:55:00

Антропогенная эволюционная ловушка

Многолетние наблюдения за популяцией бабочек на уединенной горной лужайке в штате Невада позволили описать новый тип «эволюционной ловушки»: в нее может попасть популяция диких животных, адаптируясь к последствиям хозяйственной деятельности человека.

наблюдения, эволюция, ловушка

16.05.2018 10:02:00

Судьба всех видов когда-либо произведённых пластмасс

Пластмассы переросли большинство искусственных материалов и уже давно находятся под экологическим контролем.

экология, материал, пластмасс

RSS
Архив "Статьи"
Подписка на RSS
Реклама: Смотрите подробности изготовление памятников у нас на сайте.