Новость о проведении эксперимента вызвала ряд вопросов и неоднозначную реакцию в научных кругах. В частности, данная тема обсуждалась на 11-й Конференции участников Конвенции о биологическом разнообразии, а Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО опубликовала заявление по этой проблеме.
Венди Ватсон-Райт, заместитель Генерального директора и Исполнительный секретарь Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО (МОК), согласилась ответить на несколько вопросов и подробнее осветить эту проблему.
Не могли бы Вы объяснить для широкой публики, что означает термин «геоинженерия»?
Геоинженерия или климатическая инженерия определяется как «широкомасштабное искусственное вмешательство в климатическую систему Земли с целью противодействия глобальному потеплению». Сегодня учёные, политики и широкая общественность проявляют всё больший интерес к геоинженерии, однако данный конкретный способ борьбы с климатическими изменениями недостаточно хорошо исследован и связан с определённым риском. Потенциальные побочные воздействия геоинженерии на сегодняшний день плохо изучены. Они могут привести к непредвиденным экологическим последствиям, которые повлекут за собой ряд проблем политического, социального и этического характера.
В прошлом году ЮНЕСКО опубликовала аналитическую записку о геоинженерии, в которой подчёркивалась острая необходимость правильной оценки опасностей любого типа подобных проектов, привлечения к обсуждению широкой общественности и внедрения чёткого механизма контроля в рамках системы международного управления, обеспечивающего безопасность и транспарентность исследований.
Не могли бы вы подробно объяснить, в чём заключается технология, используемая в данном эксперименте?
Добавление железа или других питательных веществ в поверхностные воды открытого океана – процесс, известный под названием «фертилизация океана». Фактически, его можно сравнить с использованием удобрений в сельском хозяйстве, т.е. с добавлением питательных веществ, присутствующих в недостаточном количестве в местной окружающей среде, для интенсификации роста растений, в данном случае — фитопланктона, который является основой морской пищевой цепи. Организаторы заявили, что данный эксперимент призван стимулировать цветение планктона для привлечения лосося и увеличения его численности, что, в свою очередь, позволит поддержать рыбный промысел в данном районе.
В теории, возросшая таким образом фотосинтетическая активность может привести к увеличению количества углекислого газа, поглощаемого из атмосферы, и углерода, осаждаемого на дне океана, однако, данная технология продолжает вызывать массу сомнений. Кроме того, предполагаемая польза фертилизации не была полностью доказана до настоящего времени, а вопрос о «праве собственности», связанный с развитием рыбной промышленности в открытом океане ещё требует решения.
Опыты по фертилизации открытого океана проводились и ранее. В чём отличие данного эксперимента?
До настоящего момента было проведено 13 небольших экспериментов, а также два коммерческих пилотных исследования по фертилизации путём повышения концентрации железа. Их целью было лучшее понимание процессов усвоения питательных веществ, тесно связанных со структурой и продуктивностью морской экосистемы, использованием ресурсов, а также, с углеродным циклом, в целом и другими важнейшими факторами. Проведенные эксперименты привели к ряду неожиданных результатов. Так, год назад на том же участке в северо-западной части Тихого океана были произведены две попытки фертилизации железом, которые вызвали появление совершенно разных сообществ фитопланктона с различной совокупной биомассой.
Документация, относящаяся к результатам экспериментов, а также их анализ приводятся в опубликованном ЮНЕСКО в 2009 г. руководстве «Фертилизация океана: научное резюме для лиц, ответственных за разработку политики». Данная публикация была подготовлена совместно с программным советом инициативы «Исследование поверхности океана и нижних слоев атмосферы» (ИПОНСА), Международной комиссией по химии атмосферы и глобальному загрязнению, Всемирной программой исследования климата (ВПИК), Международной программой по геосфере/биосфере (МПГБ), а также Научным комитетом по океаническим исследованиям (СКОР). Один из основных выводов её авторов состоит в следующем: «Широкомасштабная фертилизация морской среды может привести к непредвиденным последствиям, причём они могут быть не только локальными, как, например, в случае токсичного цветения водорослей, но и носить гораздо более длительный и обширный характер. При оценке воздействия необходимо предусмотреть возможность подобного „отдалённого“ влияния на биологическую продуктивность экосистемы, уровень содержания кислорода в воде, выделение биогаза и подкисление океана».
Очевидно, что последствия фертилизации океана ещё далеко не полностью изучены. Учитывая спорный характер этого вопроса, а также связанные с ним потенциальные проблемы политического и этического характера, упомянутые выше, международное сообщество считает необходимым руководствоваться «принципом предосторожности». В 2008 году 193 страны-участницы Конвенции о биологическом разнообразии постановили, что любая деятельность по фертилизации океана вне прибрежных вод, независимо от её цели, должна быть запрещена до появления более убедительного научного обоснования, одобренного в рамках международного законодательного механизма. Разработка подобного механизма сегодня является задачей Лондонской конвенции (ЛК) и Лондонского протокола (ЛП).
Масштаб последнего, ныне объявленного эксперимента является беспрецедентным. МОК ещё раз напоминает, что, учитывая современное состояние знаний, деятельность по фертилизации океана, выходящая за рамки законных научных исследований и не соответствующая положениям Лондонской конвенции и Протокола, не должна допускаться. Проведение крупномасштабных экспериментов должно быть щадящим по отношению к окружающей среде, ответственным и открытым, а связанные с ним возможные риски должны быть соразмерны положительному эффекту.
МОК обеспокоена подобной деятельностью в отсутствие транспарентности и в нарушение международных конвенций.
Какова сегодня позиция ООН по вопросу фертилизации?
В итоговом документе Конференции Организации Объединённых Наций по устойчивому развитию (Рио+20) говорится: «Мы подчеркиваем свою озабоченность по поводу потенциального воздействия удобрения океана на окружающую среду В этой связи мы напоминаем о решениях по удобрению океана, принятых соответствующими межправительственными органами; мы преисполнены решимости и далее подходить к проблеме удобрения океана с величайшей предусмотрительностью в соответствии с принципом предосторожности» ( «Будущее, которого мы хотим», § 167). Данный документ, который является совместной инициативой всех организаций системы ООН, был утверждён странами-членами в июле 2012 года.
Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций призвала страны-члены к поддержке дальнейшего изучения и углублению понимания процесса фертилизации океана (Резолюция 62/215; декабрь 2007 г.). Данный вопрос относится к компетенции четырёх организаций системы ООН: Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО (МОК), Конвенции о биологическом разнообразии (КБР), Лондонской конвенции и Протокола (ЛК/ЛП), а также Конвенции ООН по морскому праву (ЮНКЛОС). Их деятельность распространяется на такие сферы, как науки о море, охрана морской среды и регламентирование степени загрязнения.
В ответ на опасения относительно того, что широкомасштабная фертилизация океана может быть проведена ещё до полного понимания её возможных последствий, участники Конвенции о биологическом разнообразии, стороны Лондонской конференции и Лондонского протокола, а также члены МОК призвали правительства принять необходимые меры для запрета деятельности по фертилизации до появления соответствующего научного обоснования и оценки сопутствующих рисков. Данные организации ООН также выступили за осуществление глобального, транспарентного и эффективного контроля и создание необходимого законодательного механизма, регулирующего подобную деятельность. Исключение было сделано лишь для исследований ограниченного масштаба в прибрежных водах.
На своей 11-й Конференции участники Конвенции о биологическом разнообразии, прошедшей в середине октября 2012 г., повторно обратились с данным призывом к правительствам, указывая на «отсутствие научно-обоснованного, всеобъемлющего, транспарентного, эффективного контроля и законодательных механизмов по геоинженерии», а также на «необходимость подхода, основанного на принципе предосторожности». Кроме того, стороны отметили, что законодательное регулирование более всего необходимо в отношении геоинженерной деятельности с трансграничными последствиями.
Океан является единой, целостной водной массой, необходимой для жизни человека, поэтому несанкционированный эксперимент, проведённый в одной его части может привести к опасным последствиям за сотни километров от неё. Мы не можем позволить себе идти на такой риск, потому что наше благополучие зависит от состояния океана. Мы все должны взять на себя ответственность за это всеобщее достояние и совместно развивать знания и международное сотрудничество в интересах рационального использования его ресурсов.
Документы:
Ссылки по теме:
14.10.2020, 6446 просмотров.