Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player  
Всё об экологии ищите здесь:
  Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама


Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная Интервью / Talk Виктор Мостовой: Плохо, что в возрождении страны мало кто видит смысл для себя лично

Виктор Мостовой: Плохо, что в возрождении страны мало кто видит смысл для себя лично

12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики, 14 апреля – 150 лет со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина. Девиз Столыпина – «Бескорыстное служение России» стал темой нашего интервью с Виктором Васильевичем Мостовым: «Плохо, что в возрождении страны мало кто видит смысл для себя лично» (Экология и жизнь, №   4, стр. 40-44)

- Добрый день, Виктор Васильевич! Нашу встречу накануне Дня космонавтики хотелось бы начать с разговора о знаменитом советском конструкторе Георгии Михайловиче Бериеве (Бериашвили), 110-летие которого скоро будет отмечаться.

Согласен. От себя добавлю: мы будем говорить о человеке, в жизни которого главным было дело. Сегодня таких мало — людей, отдающих себя на пользу делу, которому они служат. Я не говорю — стране, это становится очевидным потом. Перед нашей встречей я размышлял: почему когорта блестящих поэтов, писателей родилась в XIX веке? В XX их стало меньше. Почему когорта великих ученых, авиаторов родилась в ХХ веке? Почему в XXI век мы вступаем с обнаженными проблемами, горящими, ноющими проблемами. За что ни возьмись, кругом дыры.  Успех ХХ века в том, что соединилось желание таких людей, как Бериев, Ильюшин, Туполев, с желаниями руководства страны развивать государство на основе промышленности. Сейчас много говорят о «Сколково». Да, этот проект может двинуть дело, но для этого нужно единение тех, кто работает в «Сколково», и тех, кто стоит во главе страны. Иначе ничего не будет, кроме слов. Я вам приведу пример. Нобелевские лауреаты А. Гейм и К. Новоселов оба родились и выучились в России, а на вопрос «Вы вернетесь сюда, в то же Сколково?», оба (один, живущий в Голландии, а другой — в Лондоне) лишь посмеялись.

Андрей Гейм, когда я ему писал о проблемах образования, ответил, что у него очень мало времени, и для того, чтобы сделать полезное, он старается избегать борьбы с ветряными мельницами, но ему вовсе не чужды интересы взрастившего его Физтеха, Родины…

Очень хорошо сказано — Родины… А что такое Родина? Это не только мы с вами, это руководство. Люди, которые занимаются этим делом, глубоко изучили проблему, знают, как ее решать, и привлекают этих людей для решения тех задач, где получаются заторы. У нас еще много умных людей. Но это руководители. Требуются прорабы. Стройка без прораба не бывает. Понимаете, в чем дело? А награды получает кто? Руководитель. Не прораб даже, а руководитель… Беда в том, что в нынешней ситуации проблема разъединения, а не соединения. Что нужно для успеха дела, которому служат такие люди, как Гейм, как Бериев, как Илюшин, как Яковлев, как Туполев, как Котин. Вот какую проблему нам нужно поднять, вспоминая Георгия Бериева. Это не просто создать пожарный Бе-220 — это стратегическая защита государства. Не только от пожара, потому что я в прошлом служил на флоте, и я понимаю, что такое самолет на воде. Не надо строить взлетную полосу, он тут же взлетел из гавани. И точно так же он сможет помочь при эвакуации. Для него вода — покрытие, если только нет большого шторма.  Я сейчас, наверное, не все знаю, что происходит в таких отраслях, как ВПК, стратегия. Но я хорошо

представляю, когда некоторые наши ведущие политики говорят: «А чего, мы не можем сделать у себя „Мистраль“?».* Да, не можем, потому что разбазарили кадры!

* Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» находятся на вооружении ВМС Франции. Корабль способен выполнять четыре разных задачи: десантировать на сушу воинские части, принимать вертолеты, быть центром командования и плавучим госпита лем. 14 июня 2011 появилась информация, что два первых корабля будут построены во Франции и обойдутся России в 1,2 миллиарда евро. Информация вызвала неоднозначную реакцию. С 2 марта 2010 года начались официальные переговоры, однако их ход неоднократно осложнялся из-за разногласий сторон. Одним из таких разногласий был вопрос о стоимости контракта и о том, должен ли он включать в себя передачу России технологий, использующихся при строительстве «Мистралей». По информации газеты «Коммерсантъ», в основу итоговой суммы сделки легла французская цена кораблей без технологий.

 

Я однажды задал своему другу вопрос, он занимается судостроением: «Почему, например, Казахстан заказал для себя четыре траулера на северной верфи? Ты представь себе: их соберут там, а потом их надо будет переправлять в Каспийское море». Значит, все до палубы надо срезать, положить на баржи и так везти. Сами они не пройдут. Причина проста — вся Волга и все каналы, низкосидящие мосты. Почему не сделать заказ в Астрахани? Там столько верфей. Он говорит: «Ты наивный человек. Ты знаешь, где морские платформы делают?» — «Конечно, да. Завод напротив моего дома, через Волгу. Я там родился». — «Так вот, каждые две недели мы туда возим по 300 сварщиков из Николаева. У нас нет сварщиков».

Легко убить идею. Труднее ее возродить, и для этого должны быть люди, одержимые идеей. Сергея Королева волновало дело, которому он служил, а не вопрос, будет ли он есть хлеб черный или белый с черной икрой. Когда-то моя матушка, царство ей небесное, сказала: «Сынок, в добром здравии и кусок черного хлеба — радость. А в болезни и черная икра в горло не идет». Вы понимаете, о чем я говорю?

— Наверное, про духовные болезни?

— Вот-вот. У Королева и Бериева физическое и духовное соединялось, они знали, ради чего живут.

Сейчас уже про космос раздаются голоса, надо ли туда летать. Американцы отказались. Немцы тоже отказались — от атомных станций. Но я уверен, не пройдет и 20 лет, как Германия будет ими утыкана, как редиской грядка. Потому что нет больше возможностей эксплуатировать то, что лежит в земле. И ветроэлектростанции — я их видел в Швеции — не дадут столько энергии, чтобы содержать промышленность. А промышленность должна развиваться — и ее нельзя оста новить никакими программами устойчивого развития. Ведь когда изобрели атомную бомбу, все прекрасно понимали — и против этого сразу выступили, — что ее нельзя использовать в военных целях. Но горячие головы, что у нас, что у них, всегда говорят: «Нам надо сначала для обороны (или для нападения)». А ведь мирный атом — это и излечение рака ко всему прочему.

И Фукусима…

Ну, тут я не специалист. Почему японцы поставили станцию в такой сейсмоопасной зоне? И Чернобыль — это не показатель, или сказать вернее, показатель человеческой беспечности.

Философы говорят, что развитие сильного государства противоречит тезису о развитии свободной личности. Может быть, мы устали от «строек века», хотим маленького счастья для каждого?

Ну, на этот вопрос ответить очень просто. Ничего совершенного в жизни быть не может. Вы знаете: приближаясь к одному, ты отдаляешься от другого, — такова философская дилемма. А декларации политиков далеки от философии. Одни говорят, что нужна национальная идея, другие — что надо взять все у Запада. Однако я думаю, что все хорошо в разумной пропорции. Вот вам простой пример из автомобильной промышленности. Сейчас Министерство обороны хочет закупать итальянские бронемашины, хотя, говорят, наши не хуже. Какая тут подоплека, я не знаю. Но знаю одно: для того чтобы создать броневую сталь Т-34, будущий нарком металлургии с армянской фамилией Тевосян два года учился на заводах Форда. В нынешнем, XXI веке кто больше других добивается роста? Китайцы. Мы им сейчас хотели продать то ли СУ-32, то ли СУ-33, но предупредили: только покупайте, а не копируйте. Да будут копировать! Они тут же его разберут до винтика и придумают что-то  еще свое, сделают какое-нибудь КУ или КИ-85…

Но был и обратный пример. Как раз с Бериевым. Когда подготовили свой ближнемагистральный пассажирский самолет Бе-30, а для эксплуатации закупили чешский Л-410. Из соображений политкорректности. Помните эту историю?

Конечно. Понимаете, если бы все было гладко в работе таких людей, как Ильюшин, Бериев, Туполев. А в космической отрасли? Как спорили Челомей с Янгелем — чья ракета лучше! Я не считаю это отрицательным моментом. Рано или поздно, если бы существовало государство, которое занималось этим вопросом, нашли бы подтверждение идеи и того, и другого. Это научные споры. Но споры бывают как честными, так и с интригами. А что, в американских корпорациях этого нет? Ведь отражение нынешнего кризиса — это то же мошенничество.

Давайте вернемся к Георгию Бериеву — мальчик вырос в горах, где мечтали о ковре-самолете, и вдруг великий конструктор с врожденной интуицией… Откуда она у мальчика с гор? «Откуда у хлопца испанская грусть»?

 

— Это душевное состояние человека. Когда-то мне попалось на глаза хорошее выражение: «Нет бесталанных людей, есть люди, занимающиеся не своим делом». Это к вопросу о нашем дорогом авиаконструкторе. Он вырос в горах, но божественное провидение ему говорило: «Иди туда! Это твое!», и этот дар воплотился в талант, в гениальность.

В книге «Имя в небе», посвященной Георгию Бериеву, сказано, что «он заболел небом» после авиашоу в Тбилиси…

 

— А Можайский, создавая свой первый самолет, разве мог предвидеть, во что это потом выльется — в космолеты и все прочее? Это душевное состояние тех людей… Идея овладевает умом, и ум рождает то, чему они потом служат. Ничего другого тут не может быть. Из этой породы был и Бериев.

Это душевное состояние тех людей… Я считаю их гениальными — тех, кто создает что-то  полезное для государства. Не политиков, а людей, занимающихся своим делом. Приведу еще один пример. Была такая журналистка Татьяна Тэсс, очень известная. Очерки писала чудесные. Тогда вообще плеяда в «Известиях» была такая. И она написала очерк об одном стеклорезе. На Урале завод какой-то, они меняли стекла. Проемы стекол 5 на 6 метров. Привезли стекло, и надо было отрезать 5 сантиметров. А стекло — 500 на 600 — попробуй отрежь. Никто не берется. Начнешь резать — а вдруг треснет!  Кто-то директору сказал: «Есть старый мастер в деревне… Привезли… Дед в сто лет, сам на ногах устоять не может: „Что делать?“ — «Да вот, дедушка, тут отрезать 5 сантиметров». Он достал стеклорез свой, провел по линеечке — все с замиранием смотрели, целая толпа собралась — тук-тук-тук, и ленточка отвалилась. Какие были слова этого чудака? «А что тут такого? Стекло, оно всегда стекло». Человек знает свое дело. Вот из этой по роды был Бериев. Только он мог создать это дело. Вот «камовские» и «милевские» вертолеты — чем достигалось преимущество? Это был спор научных школ. Единство и борьба противоположностей. Диалектика такова, что стороны должны дополнять друг друга. Школы работали, каждый хотел быстрее выдать свое, но школы друг друга обогащали. Если мы возьмем одно, мы обязательно в чем-то  проиграем. Ведь спор о том, кто лучше, Челомей или Янгель, — это было какое-то интриганство между собой. Но школы то работали!

Им приходилось отказываться от личного, быть засекреченными, закрытыми…

И сейчас есть закрытые люди. Проблема заключена в том, какова цель и каков результат, но по гам бургскому счету. Увы, век гения короток. Чтобы сохранить талант, от многого приходится отказываться. Аскетизм необходим в жизни таких людей. Аскетизм и желание предъявить счет самому себе: что я делаю, что сделал? Я повторю, наших великих не волновало, что они едят. Кусок хлеба есть? Да. Однако в РКК «Энергия» работает мой близкий друг, не буду называть, специа лист по космической сварке, очень талантливый чело век. Лет 6 назад я спросил его: «Толя, сколько ты по лучаешь?» — «16 тысяч». И когда я смотрю, сколько платят нашим чернокожим футболистам здесь, что одному за забитый мяч ЦСКА решил выплачивать по 20 тысяч евро. Ну что тут скажешь! Дайте эти деньги немножечко туда — нашим конструкторам. Ему и 10 тысяч хватит. 10 тысяч евро — на разработку новых видов техники, на движение страны вперед.

— Говорят, 94-й ФЗ мешает, и рейдерство…

Я не знаю, какой закон мешает, но вот рейдерство от чего происходит? Спросите меня, что нужно для возрождения отечественного авиапрома, я отвечу — квалифицированные кадры. Это те люди, которые двигают страну вперед. Однако сегодня можно с сожалением констатировать, что кадры ушли — кто в челноки, кто в охранники.

Я видел этот дом, в котором провел последние годы Бериев… Стандартный 9-этажный… Человек ворочал, в нынешних масштабах, миллиардами. Сколько стоит разработка того же самолета?

А он ведь больше заботился, чтобы это быстрее конструкторы проработали, прочертили, прописали. Работал с заводами, которые потом собирали самоле ты. Он был занят делом. Ему до этой 6-этажной дачи или трех яхт было как до лампочки. Знаешь, что меня поразило в жизни? В 1983 г. я побывал с делегацией во Вьетнаме. И когда мы прилетели в Ханой, конечно, сходили в мавзолей Хо Ши Мина, как обычно, это как экскурсия. Чудно сделан мавзолей. А потом говорят: «Мы сейчас поедем в Национальное собрание». На территории этого Национального собрания озеро и дом, где жил Хо Ши Мин. Я когда увидел этот дом!.. Это двухэтажный шалаш, аскетично, просто… Челове ку не было дела, в каком доме жить. У него там труды, французская литература (он в совершенстве владел французским), труды классиков. Человек был занят развитием не только собственным, а в первую очередь развитием своей страны.

 

Сейчас после кадров расправы над Каддафи, когда пожилой человек пытался сказать одуревшей от крови, ожесточенной толпе «харам»… все понимают, что руководство страной — смертельно опасное занятие.

— Вообще полемично все, что происходит сегодня на арабском Востоке. И чем это закончится, мы еще не знаем. То, что мы там потеряли свои интересы, в боль шей степени их придется восстанавливать через какое-то время. Как — мы еще не знаем, что мы получим — тоже. Ведь все затеяно, революция в Ливии, — для того чтобы стал президентом на второй срок Саркози. Оттуда все пошло, от него. А мы просмотрели и думаем: ничего нам там не нужно. Тот, кто знает Восток, тот знает, что Восток — дело тонкое. Тут надо быть аккуратным, а не отмахиваться от всего. Я очень люблю Египет. Я там служил, я туда езжу каждый год отдыхать. Страна очень интересная. А если им рассказать, что в Сирии был в Латаке, они на меня как на небожителя смотрят, потому что мы им помогали. Не могут забыть 1956-й год, тройственную интервенцию. Мы им тогда помогли, а теперь просто отказались. Почему — никогда не задумывался? Специалистов нет, кто бы мог со знанием дела сказать: «Нам нельзя оттуда уходить».

Так же и в авиапроме. Один мой знакомый работает на оборонном предприятии — я опять возвращаюсь к проблеме кадров. Он сказал мне: «Ты знаешь, у нас работает один главный технолог. За ним директор, когда он заболевает, ездит на машине. У нас он остался один. А ему уже под 70». Вот где разрыв получился. Для того чтобы возродить авиапром, надо вырастить кадры. А среднее звено ушло, и это самое страшное сегодня. Трудовые кадры ушли.

— Образование. Мы уперлись прямо в образование.

— Да, мы вышли на проблему системы образования… Расскажу одну историю. Когда я заканчивал море ходное училище, мы были на практике на заводе имени Ленина у себя в Астрахани. Подвел меня зав.кафедрой судовых двигателей к маленькому боковуль фу — немецкому двигателю, и там, на коллекторе, где вода проходит для охлаждения, — лючок. Четыре шу рупа, которые заворачивают, и пятый. И он мне гово рит: «А для чего пятый-то? Четыре — понятно, что тут заворачивается лючок, можно отвернуть, снять, по смотреть, а пятый-то для чего?». Я говорю: «Да, навер ное, просто так, ни для чего». «А для чего?» — он меня опять спрашивает. Я говорю: «Лишний, наверное, здесь». «Поставить тебе сразу двойку? Но я тебе не по ставлю, я тебе подскажу, ты на практику уходишь — ты поймешь». Лючок отворачивает — средний болт, а на него навинчена цинковая шайба-протектор. И так на каждом лючке. Для чего? Для защиты от коррозии!* (Электролитическая пара Fe—Zn, так называемая катодная защи та, препятствует коррозии стали.)

И тогда я понял: для того, чтобы стать хорошим завкафедрой, даже не механиком, надо знать весь тех нологический процесс сборки и работы двигателя. Все наши конструкторы были такими. Они начинали с самого начала. А теперь? Кадры-то надо воспитывать, кадры надо не только учить, а и воспитывать. Ты упо минал, как тебе ответил лауреат Нобелевской премии: «Буду делать, если буду видеть смысл». Очень плохо, что в возрождении страны мало кто видит смысл для себя лично.

— Нет Алексея Николаевича Косыгина — располагая общей картиной, он ставил задачи. Откуда взять его?

Это опять дар. Вот простой пример. Была колле гия Госплана, на которой всегда присутствовал Косы гин. Каждому министру отводилось три минуты — сказать о главном. Если трех минут не хватало, он говорил: «Вы не готовы». Чего еще не хватает в произ водстве? Нормальной технологической и произ водственной дисциплины. А дисциплина — это обра зование. Самообразовываешься и понимаешь, что иного быть не может. Мы потеряли рабочее поколение. Это не мои слова — президент и премьер говорят. А сколько за по следнее время открыто лицеев, техникумов, колледжей, привлекают интересными профессиями и учеба инте ресная. А кто учит? Учиться-то не у кого, вот в чем беда, вот цена разрыва. Мы потому и возвращаемся. Нам не дают покоя эти имена: Курчатов, Бериев. Геннадий Алексеевич Ягодин очень хорошо сказал в своем интервью (декабрь 2011), что пример должен быть, нужно искать пример. То есть все-таки нужно следовать некой традиции.

 

Конечно, я с ним согласен. Он был прекрасным министром образования и хорошим ректором. Он по нимал. Опять же прерывается с ним связь. Если бы его не убрали так, то он кому-то  по наследству отдал бы свое. Я считаю, что людей выгонять только по возрасту нельзя. Они должны оставаться советниками при ком то. Они питают идеями продолжателей своего дела. Ничего страшного не будет происходить, если мы кому-то  будем платить лишние деньги. Мы сегодня лишние деньги выбрасываем на черт знает что, на разного рода тусовки.

 

 

Простой пример. В Горьком существует завод «Крас ное Сормово». Я спросил депутата оттуда, как работает лучший когда-то  завод на Волге. Он говорит: «Ну что тебе сказать? Практически стоит. Специалистов нет и заказов мало». По-другому надо сегодня отнестись к ВПК, военно-промышленный комплекс всегда был кузницей кадров.

Теперь на Волге есть еще два завода: Зеленодольский и Рыбинский. Зеленодольский делает средние корабли, а Рыбинский, по-моему, торпедные катера. Идешь по Волге, и корабли стоят у стенки в Рыбинске. А теперь на Зеленодольском сделали два корабля: «Дагестан» и «Татарстан». Вроде как бесшумные. И повез ли этот бесшумный корабль в Новороссийск, а он на стенку как грохнулся, теперь стоит уже больше полу года, не могут отремонтировать. А почему не могут отремонтировать? Да специалистов опять-таки нет. Они кучками работают такими. Я их не ругаю, я про сто хочу сказать, что по-другому надо сегодня отнестись к ВПК.

Нам все надо — и дороги, и технологии. И наши Главные конструкторы это понимали.

В этом году самый большой военный бюджет за последние десятилетия… Поднимаем экономику?

 

Да, 20 триллионов, по-моему. Я очень желаю вице-премьеру Рогозину удачи, очень желаю. Он ис кренне хочет принести пользу Родине, и, дай Бог, чтобы у него получилось. Но ты пойми меня правиль но, начинать-то ему снова надо, с нуля. Опять упремся в кадры. Нам бы вот этот период перезапуска сокра тить до минимума. Здесь прорывные шаги нужны. Я не говорю об инновациях сколковских — они нужны, но на танк инноваций сколковских не поставишь и самолет из них не построишь, там нужны люди…

 

Лев Анненский по этому поводу в интервью на шему журналу сказал: «Когда мои сверстники делали

 

 

 

ракету, которая должна будет полететь на Потомак, если оттуда стрельнет, все понимали, что мы делаем, а сейчас говорят — „Сколково“, но я не понимаю общей идеи».

— Моисей Гельман, главный редактор «Промыш ленного вестника» по поводу «Сколково» как-то  ска зал мне: «Виктор Алексеевич, ничего не получится». Я говорю: «Как, за такие деньги там люди…», а он го ворит: «Продукт, который они сделают, он 15 лет уже как устарел. Сюда нужны были прорывные техноло гии. Кто нам их даст? Мы будем делать второсорт ные». Я не очень внимательно изучал концессионные договоры 1930-х годов. Но прорыв-то был, к нам по ехали, нам дали технику, мы начали делать свою. Спустя несколько лет мы сказали: «Дальше сами раз беремся».

Мне очень бы хотелось, чтобы развитие авиапрома быстро пошло. Что перво-наперво для этого нужно? Быстрый приток молодых специалистов среднего звена. Это те, которые могут, условно, строгать, пи лить, шерстить, добиваться 14-го или 15-го класса чистоты. Это так называемая рабочая интеллигенция, о чем в своей статье сказал Владимир Путин. Потому что без нее никуда не денешься. «Белых воротничков» много, а кто должен лопату делать? Или молоток? Все равно без молотка не обойдешься. Их кто-то  должен другой сделать. Вот это второй момент. И самый глав ный момент — строжайший контроль и ответствен ность.

Значит, «гайки завинчивать»? То есть мобилизаци онная политика?

 

А ты думаешь, что? Думаешь, по-другому на Западе? Не в том понимании, как она была, предвоенная мобилизационная политика, но без слова «мобилизация» не обойдешься. Без сомнения. Я приведу пример, а ты поспорь со мной. Ослабление этой мобилизации и ответственности приводит к тому, что произошло с японским производством в Америке — они отзывают оттуда по десятку тысяч, по сто тысяч машин. Ослабление ответственности — вот что это.

 

Вы предложили поспорить. Мы были в Китае, возили туда фильм «Россия без гиков». Здесь его показывали несколько раз — отнеслись холодно, а китайцы смотрели взахлеб. Почему, не знаю.

 

Я выскажу свою точку зрения: Китай живет новыми ожиданиями, там каждый уверен, что, мол, мы прорвемся. Я-то помню, я уже учился в 7 классе, когда полетел Гагарин. Какой был восторг! У китайцев этот восторг душевный остается, они переживают. А чем поражает наше общество? Равнодушием. Во всем. И это очень опасно.

 

 

ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ · 4 (125)’2012

 

 

День космонавтикиСтолыпинВиктор Мостовой 

14.04.2012, 3539 просмотров.


Нравится

Статьи
05.11.2018 20:31:36

Исходная атмосфера Земли, была гораздо богаче кислородом, чем принято считать

«Мы можем теперь с определенной уверенностью сказать, что многие ученые, изучающие происхождение жизни на Земле, просто выбрали неправильную атмосферу», — сказал Брюс Уотсон, профессор науки в Rensselaer.

углерод, Земля, атмосфера

05.11.2018 10:23:26

Жизнь может существовать на глубинах 10-15 км под землей

Новое исследование изотопного состава выходов глубинных пород показало, что их углеродный состав содержит следы метаболизма микроорганизмов. Некоторые животные (например, черви) могут жить на глубине в несколько километров. Микроорганизмы – гораздо глубже: исследователи Йельского университета нашли их следы на образце породы, находившейся на глубине около 20 километров. Во многом микроорганизмы остаются неисследованными, но, по разным оценкам, могут составлять от 2 до 19% всей биомассы Земли.

продукт, Планеты, микробы

02.11.2018 00:05:55

Что такое хорошая энергия? / Из книги The Triumph of the Sun

Ставка в выборе «правильной» энергетики велика – это триллионы долларов инвестиций и столь значимые направления усилий, как борьба с неоправданным разрастанием мегаполисов, охрана ценностей и интересов сельского населения, борьба с постоянно растущим разрывом между богатыми и бедными. Но, что важнее, правильный выбор делает энергию дешевле, а значит – доступнее.

Триумф солнечного века, The Triumph of the Sun

25.10.2018 00:02:00

Солнце и мы / Глава 2 книги "Триумф Солнца"

Продолжение публикации книги «Триумф Солнца». Прежде, чем начнется разговор о солнечной энергетике, автор знакомит нас со звездой по имени Солнце…. Лишь недавно, в 1992 году, т. е. почти «вчера», Галилей был реабилитирован Ватиканом «за неустанную тягу к истине». Наша Земля действительно не является центром Солнечной системы, так же как и Солнце со своими планетами не находится в центре нашей галактики…Человечеству сегодня угрожают три основные опасности: метеориты, изменение климата и атомная война.

книга Триумф Солнца

22.10.2018 19:50:15

ТРИУМФ СОЛНЦА - энергия нового столетия/ Главы из новой книги

Мы наничаем печтать главы из новой книги. Она содержит первый подробный учет развития солнечной энергетики, сделанный одним из пионеров революции в области возобновляемых источников энергии. Автор книги уверен, что сегодня появилась реальная возможность и готовность двигаться к жизни, которая находится в гармонии с природой Земли и Солнцем. От этого выигрывает не только климат, но и мы с вами, когда стремимся идти в ногу с Солнцем – звездой, постоянство и щедрость которой есть основа жизни на Земле. Используя эту энергию, солнечная энергетика – фотоэлектричество (PV) и тепловые коллекторы – уже вырабатывают общую мощность, близкую к тераватту, т. е. порядка 1000 ГВт, тогда как PV и ветряки создают уже более тераватта электрической мощности.

солнечная революция, солнечная энергетика

18.10.2018 13:33:51

Земля уже прогрелась на 1°C, катастрофические последствия

Удержание темпов глобального потепления на уровне 1,5 градуса возможно, но для этого потребуются немедленные действия

Земля, последствия, потепление

04.10.2018 23:05:35

Эволюционные технологии для биоцивилизации - Нобелевская по химии 2018

Дух Дарвина торжествует — «Направленная эволюция химических молекул» — формулировка награждения лауреатов Нобелевской премии 2018 года. За этими строчками — основы новой технологии, которая вскоре сможет кардинально настолько изменить принципы химического синтеза, что давняя мечта о смене тренда цивилизации машин и механизмов на природоподобный путь биологического синтеза, может стать реальностью.

нобелевская премия 2018, эволюция

RSS
Архив "Статьи"
Подписка на RSS
Реклама: