Дискуссионный  клуб  журнала
  "Э к о л о г и я   и   ж и з н ь"
| English |

 

   
   
«Экология и жизнь»
О журнале.
Подписка на журнал
Подписка на электронную версию

Избранные статьи
Экология. Человек. Общество
Экономика и управление
Образование
Глобальные проблемы
Регионы и города
Здоровье и окружающая среда
В мире «сумасшедших» идей
Практическая экология
Вести из экологических организаций
Никита Николаевич Моисеев. Избранное


Экологический форум
Здесь Вы можете обсудить любые интересующие Вас вопросы, касающиеся экологии, а также подискутировать с авторами статей, опубликованных
в журнале.


PROext: Top 1000 Рассылка 'Экологические новости, анонсы, обзоры'

назад

(6, 2001)

Европейская ассоциация 
возобновляемых источников энергии 
(евросолар)

Меморандум

об учреждении Международного агентства 
по возобновляемым источникам энергии (IRENA)


Глобальные изменения климата, приближающееся истощение ископаемых источников энергии, опасности ядерного противостояния вынуждают человечество обратиться к возобновляемым источникам энергии. Это относится ко всем странам мира и касается не только индустриально развитых стран, но и развивающихся. Время не терпит.
Стремление сохранить естественные основы жизни на Земле путем развития надежных технологий для использования возобновляемых источников энергии — это бег наперегонки со временем и постоянным разрушением окружающей среды, темпы которого в последнее время скорее возросли, чем снизились. Безотлагательное сотрудничество на международном уровне — единственный способ обеспечить широкий доступ к технологиям использования возобновляемых источников энергии.
Индустриально развитые страны с устоявшимися системами поставки обычной энергии должны осуществить полную замену обычных источников энергии возобновляемыми.
У развивающихся стран также возрастает потребность в энергии. Большинство этих государств все еще не имеют эффективной энергетики, особенно в сельских районах. Логично заключить, что они должны начать скорее с новых технологий, связанных с возобновляемыми источниками энергии, чем проходить долгий кружной путь через топливную и ядерную энергосистемы. Поскольку население развивающихся стран составляет большую часть человечества, массовое внедрение новых технологий в интересах не только этих стран, но и всего человечества в целом. Однако еще и по сей день широкое промышленное использование возобновляемой энергии технологически доступно лишь в нескольких индустриально развитых странах.
Фундаментальное структурное различие между обычной и альтернативной энергетикой заключается в том, что в обычной энергия вырабатывается, как правило, большими электростанциями, а в альтернативной, как правило, меньшими системами. Последние обычно менее сложны, и, таким образом, развивающиеся страны способны самостоятельно их построить. К сожалению, пока этого не происходит. Поэтому лучший способ широкого внедрения этой новой технологии — быстрое увеличение числа потенциальных участников, которые могли бы организовать некоммерческий обмен знаниями и технологиями.
Так как этот обмен должен осуществляться быстро и в больших масштабах, необходимо создание специальной организации. Предлагаем создать Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA).
Агентство, открытое для всех, должны поддерживать и контролировать правительства стран-участниц. Членство в организации особенно важно для развивающихся стран и государств с переходной экономикой, которые сами не располагают большими средствами для того, чтобы организовать обмен знаниями и технологиями. Без такого агентства невозможно реализовать рекомендации стран «большой восьмерки», готовых предоставить новые технологии для обеспечения в течение следующих десяти лет энергией из возобновляемых источников одного миллиарда человек.
Одна из задач IRENA будет заключаться в том, чтобы давать рекомендации правительствам стран-участниц, касающиеся:
составления национальных программ по внедрению технологий использования возобновляемых источников энергии;
поддержки образования, обучения и распространения информации о возобновляемых источниках энергии;
организации обучения администраторов, техников и специалистов для малых и средних предприятий;
совместного создания региональных центров исследования, развития и обмена опытом;
оценки и переработки информации об используемых технологиях и выработки лучшей практики;
планирования финансового обеспечения программ по использованию возобновляемых источников энергии;
сбора данных и составления статистики.
Агентство не должно брать на себя функции правительственных и неправительственных организаций и предприятий, но при необходимости будет поддерживать их. В тех странах и регионах, где пока не ведется никакой работы по использованию возобновляемых источников энергии, оно будет способствовать созданию соответствующих структур.
IRENA — это:
компетентная международная структура для некоммерческого обмена технологиями;
последовательное внедрение технологий и быстрое увеличение производства энергии из возобновляемых источников;
постоянное поддержание контактов с целью развития новых концепций;
глобальная поддержка тех действий, которые делают использование возобновляемых источников энергии более эффективным.
Моделью для создания новой организации служит Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), которое было организовано в 1950-х годах. Его задачей, кроме прочего, является некоммерческий обмен ядерными технологиями. Однако сегодня интерес к атомной энергетике убывает. То, что несколько десятилетий назад казалось необходимым относительно ядерной энергии, теперь становится императивом для нового агентства относительно возобновляемых источников энергии, значение которых с каждым днем возрастает.


Помочь другим — значит помочь самим себе

В последнее время использование возобновляемых источников энергии получило широкое признание как одна из основ экологически ответственной мировой экономики.
Только в этом случае мы сможем вырваться из порочного круга и гарантировать сохранение здорового мирового климата, глобальную и региональную защиту окружающей среды и дальнейшее экономическое развитие. Помимо создания доступной и не образующей вредных выбросов энергетики, эти технологии уменьшают зависимость от импорта первичной энергии и экономят средства, затрачиваемые на инфраструктуру, необходимую, чтобы распределить электроэнергию.
В настоящее время два миллиарда человек живут в областях земного шара, не имеющих доступа к единым энергосистемам. Возобновляемые источники энергии существуют везде, где есть потребность в энергии. Это единственный путь получения энергии без крупных капиталовложений и единственный способ получения топлива, доступного без транспортировки на большие расстояния. Для того чтобы повысить понимание выгоды, которую дают возобновляемые источники энергии, и таким образом увеличить число заинтересованных участников, необходимо гарантировать некоммерческий обмен технологиями.
Это особенно актуально для стран третьего мира, которые остро нуждаются в новых технологиях. Здесь, как ни в какой другой области (за исключением сельского хозяйства), действует принцип: «помочь другим — значит помочь самим себе». В противном случае страны третьего мира будут копировать энергетическую политику индустриально развитых стран. Это умножит число проблем, связанных с изменением климата, ввиду повышенного спроса на энергию в ходе экономического роста; увеличит расходы на импорт электроэнергии, что плачевно скажется на социальных инфраструктурах; продолжится тенденция к централизации поселений, т. е. к расширению больших городов с большими трущобами, и дальнейшему упадку инфраструктуры сельских районов, где проживает основная часть населения.
Многим индустриально развитым странам также предстоит переход от традиционных источников энергии к возобновляемым.
До сих пор методы для эксплуатации возобновляемых источников энергии были выработаны только в горстке индустриально развитых стран. Это Германия, Япония, Соединенные Штаты, Швейцария и Дания и — в меньшей степени — Испания, Нидерланды, Великобритания, Австрия и Австралия. В течение последних двадцати лет они вкладывали средства в исследования и развитие этих технологий, создавали программы по поставке систем получения энергии из возобновляемых источников на мировой рынок. Так что соответствующие отрасли промышленности существуют главным образом в этих странах.
Обмена технологиями, сопровождающего коммерческий экспорт, самого по себе недостаточно для того, чтобы исправить существующее положение. Таким образом, в большинстве государств использованию возобновляемых источников энергии препятствуют:
недостаточность действий, направленных на исследование и развитие технологий;
нехватка технических знаний и обученных экспертов по технологиям, а также отсутствие образовательных программ;
недостаток финансовых учреждений для мелких инвесторов;
непонимание обществом возможных экономических выгод от использования возобновляемых источников энергии;
отсутствие политики, направленной на внедрение этих видов энергии.


История вопроса

Как мы видим, существует большая потребность в том, чтобы объединить международные усилия в форме Международного агентства по возобновляемым источникам энергии, систематически занимающегося некоммерческим обменом технологиями. Агентство может сыграть центральную роль в распределении информации, а также в сфере планирования и развития. В прошлом ни одна из существующих международных организаций не была способна полностью взять на себя эту специфическую функцию, главным образом оттого, что их уставы требуют других приоритетов.
Создание такого агентства впервые было предложено в 1980 г. в отчете, опубликованном Комиссией «Север—Юг» под председательством Вилли Брандта. Эта идея стала главной темой обсуждения на первой Конференции ООН по возобновляемым источникам энергии в 1981 г. в Найроби, но была отклонена индустриально развитыми странами. В 1990 г. 
ЕВРОСОЛАР повторил предложение в Меморандуме Генеральному секретарю ООН. В 1991 г. Гринпис также призвал к созданию такого агентства.
Австрийское правительство, возглавляемое канцлером Францем Враницким, представило предложение ЕВРОСОЛАР о создании агентства на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в 1990 г.
Рекомендации Группы ООН по экологии и развитию использования энергии Солнца (UNSEGED), содержавшие предложение о создании такого агентства, были представлены на конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.), а также на межпарламентской конференции по экологии под председательством американского вице-президента Альберта Гора в Вашингтоне (1991 г.). Предложение, однако, не было включено в повестку дня.
Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, значение возобновляемых источников энергии в начале 1990-х годов еще не было широко признано. Во-вторых, любое предложение о создании новой международной организации вообще непопулярно из-за широко распространенного скептического отношения к эффективности работы уже существующих организаций. В-третьих, мешало (как и сейчас) сильное противодействие коммерческих структур, поставляющих традиционные энергоносители и боящихся конкуренции. Сегодня также было бы нереалистично создавать агентство по возобновляемым источникам энергии в расчете на общее согласие всех правительств и организаций, занимающихся вопросами энергетики.
Тем не менее сегодня идея создания такого агентства стала очевиднее, чем когда-либо прежде: необходимость новых технологий для использования возобновляемых источников энергии осознана всеми. Некоторые правительства поддерживают создание такого агентства, которое предложило бы членство всем заинтересованным нациям — либо уже сейчас, либо в будущем. Реальными делами агентство может завоевать положительную репутацию и привлечь новые государства в ряды своих членов.
В течение 1990-х годов во многих индустриально развитых странах и в некоторых развивающихся уже возникли агентства по энергии, ориентированные на эффективность ее использования и на возобновляемые источники. Они работают на региональном и национальном уровнях. В Европе действует объединенное агентство FEDARENE. Его возникновение — еще одно доказательство необходимости создания международной организации.
Рекомендации конференций по проблемам глобальных изменений климата, а также инициатива стран «большой восьмерки» на Окинаве (2000 г.) указывают на безотлагательность широкого перехода на возобновляемые источники энергии. Реализация этих рекомендаций, однако, полностью зависит от широты и эффективности некоммерческого обмена технологиями. Эта цель едва ли может быть достигнута без создания компетентного, специализированного учреждения.


Цели и методы IRENA

1. IRENA поможет заинтересованным государствам преодолеть разрыв в развитии между их национальной экономикой и экономикой других стран, создать инфраструктуру для использования возобновляемых источников энергии. Оно будет работать в сотрудничестве с правительственными и неправительственными организациями, оказывая им необходимую помощь, и действовать там, где этой работой еще не начали заниматься.
Более конкретно, IRENA будет:
рекомендовать федеральным правительствам, региональным администрациям и муниципалитетам развивать новые технологии по использованию возобновляемых источников энергии;
поддерживать создание институтов исследования и развития, центров совершенствования, а также национальных и региональных агентств по источникам энергии;
способствовать развитию и координации глобальных стандартов контроля качества и недискриминационных норм;
способствовать обмену и распространению информации, а также продвижению лучших методов использования технологий;
осуществлять образовательные программы и программы обучения;
способствовать обмену опытом ученых, техников и менеджеров в смежных областях;
поддерживать создание специальных обслуживающих центров и мелких и средних предприятий в данной области, а также консультировать страны, заинтересованные в собственном производстве технологий;
помогать в организации финансирования;
публиковать статистические исследования.
2. IRENA будет финансироваться странами-участницами. Доля финансирования каждой из стран будет устанавливаться по критериям ООН.
3. IRENA будет работать в тесном сотрудничестве с другими специальными организациями и органами ООН (Международная ассоциация развития, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, Всемирная метеорологическая организация, ПРООН, Организация ООН по промышленному развитию, ЮНКТАД, ЮНЕП), равно как с Всемирным банком и другими международными финансовыми институтами.
Агентство примет участие в работе этих организаций в области сельского хозяйства, сохранения лесов, помощи развитию, защиты окружающей среды, образования, науки и здоровья, в организации проектов, связанных с внедрением и использованием возобновляемых источников энергии и их эффективностью.
4. IRENA сосредоточит свои усилия на самых последних технологиях использования возобновляемых энергоресурсов (солнечного тепла, фотоэлектрической солнечной энергии, энергии ветра, регенеративной биомассы, энергии волн и энергии приливов и отливов), включая эксплуатацию маленьких гидроэлектрических энергосистем.


Аргументы в пользу создания IRENA

1. Сегодня уже не нужно доказывать, что для того чтобы защитить глобальную окружающую среду и удовлетворить мировую потребность в энергии, должны быть сделаны международные усилия к скорейшему увеличению доли возобновляемых источников энергии. Уже существует большое число технологий для использования солнечной радиации, энергии ветра, гидроэлектрической энергии и энергии биомассы.
Расширение использования накопленного опыта — глобальная проблема, которая не под силу существующим международным агентствам и организациям. Необходимо, чтобы ответственность за ее решение приняло на себя специализированное агентство. IRENA, сотрудничая с уже существующими органами, сможет обеспечить систематическое проведение экспертизы в обмене технологиями по использованию возобновляемых источников энергии.
2. Возобновляемые источники энергии доступны и выгодны, особенно если используются:
гидроэлектрические энергосистемы малой мощности;
энергия солнечного тепла, дающая возможность в соответствующих климатических зонах получать мощность в 100 МВт;
фотоэлектрическая солнечная энергия, получаемая в маленьких самозарядных устройствах, в элементах зданий «солнечной» архитектуры; в солнечно-электрических приборах охлаждения. Такая энергия особенно экономически выгодна в «островных», изолированных местностях, где транспортировка топлива требует больших затрат;
биомасса, особенно для производства топлива;
энергия ветра, используемая как источник электричества, а также для опреснения морской воды и фильтрации пресной воды;
маленькие солнечные тепловые системы для обогрева зданий и сооружений или для осушения сельскохозяйственных земель.
3. Упомянутые выше уже доступные технологии открывают большие возможности для решения социальных, экономических и экологических проблем. Эти возможности будут реализованы, если будут учтены следующие отправные моменты:
социальные факторы и факторы окружающей среды должны рассматриваться как неотъемлемая часть любого экономического планирования; использование солнечной энергии не только поможет сэкономить средства и направить их на социальные нужды, но также сохранит окружающую среду;
широкое использование солнечной энергии увеличивает независимость страны от импорта энергии;
рентабельность использования солнечной энергии будет возрастать прямо пропорционально ее доле в современном энергетическом балансе;
«солнечные» технологии могут стать центральным фактором в новом, более естественном индустриальном и сельскохозяйственном производственном цикле; поскольку энергия — основная потребность всего населения, новая ориентация позволит расширить рынок труда.
4. IRENA поможет принимать решения по энергетической политике, которые будут основываться на широком представлении обо всех факторах, включая экономический, сельскохозяйственный и транспортный; урбанизацию, градостроительство и демографическую политику; политику развития; торговую политику; экологические цели и задачи.
5. IRENA послужит для обеспечения и расширения международного сотрудничества, которое откроет широкий доступ к технологиям возобновляемых источников энергии.
С помощью IRENA каждая нация получит возможность создавать условия для ведения исследований и развития технологий, быстро переходить к их внедрению, обучать национальные кадры.
6. Прецедент, демонстрирующий необходимость в организации типа IRENA, — существование Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), членами которого в настоящее время состоят 130 государств, большинство из которых — развивающиеся страны.
МАГАТЭ, используя Фонд технического сотрудничества, осуществляет проекты, организует программы и курсы обучения, консультирует по планированию и реализации программ использования ядерной энергии, поддерживает информационные системы, связанные с атомными электростанциями и современными технологиями, изотопные исследования.
События прошедших трех десятилетий привели к скептическому отношению к ядерной энергии. Даже индустриально развитые страны (Германия, Италия, Швеция и Австрия) либо полностью запретили использование ядерной энергии, либо уже установили дату отказа от ее использования. Тем не менее роль, которую играет МАГАТЭ в обеспечении ядерной безопасности и контроле за распределением топлива, в обмене информацией, чрезвычайно важна.
IRENA не будет интересоваться проблемами «солнечной безопасности», поскольку в данном случае нет такой проблемы. Его задача — прокладывать путь к эффективному международному обмену технологиями, независимо от различных экономических интересов.
IRENA будет способствовать расширению международного сотрудничества и помогать другим организациям ООН более эффективно решать проблемы солнечной энергии в соответствующих программах.

english version (pdf)

назад

Rambler's Top100

© АНО "Журнал "Экология и жизнь" . Авторские права защищены действующим российским и международным законодательством. Ссылка при перепечатке обязательна. E-mail: info@ecolife.ru

Дизайн и программирование: Иванов Сергей. Поддержка и обновления: АНО "Журнал "Экология и жизнь"

По вопросам размещения рекламы на сервере, конференциях и списках рассылки обращайтесь к вебмастеру. По вопросам размещения рекламы в журнале обращайтесь в редакцию.