Дискуссионный  клуб  журнала
  "Э к о л о г и я   и   ж и з н ь"
| English |

 

   
   
«Экология и жизнь»
О журнале.
Подписка на журнал
Подписка на электронную версию

Избранные статьи
Экология. Человек. Общество
Экономика и управление
Образование
Глобальные проблемы
Регионы и города
Здоровье и окружающая среда
В мире «сумасшедших» идей
Практическая экология
Вести из экологических организаций
Никита Николаевич Моисеев. Избранное


Экологический форум
Здесь Вы можете обсудить любые интересующие Вас вопросы, касающиеся экологии, а также подискутировать с авторами статей, опубликованных
в журнале.


PROext: Top 1000 іассvлка 'ікологические новости, анонсv, обзорv'

назад

(4, 2001)

ікологический кризис и новvе задачи образованияї
совместнvй круглvй стол редакций журналов 
«Tопросv философииї и «ікология и жизньї

-ело не в предмете «ікологияї

=.T. +алеева 
кандидат биологических наук, 
учитель биологии 
школv-лаборатории і196, 
доцент кафедрv управления 
развитием школv іі+L

   

    іогда одна и та же проблема обсуждается даже двумя лідьми, то и тогда предполагается, что при разнvх подходах, разнvх концепциях, разнvх точках зрения участники дискуссии одинаково понимаіт смvсл используемvх слов. Lли, по крайней мере, готовv воспринять и обсудить приемлемость данной смvсловой нагрузки данного термина в данной дискуссии.
Tvделим из суествуіих нvне смvсловvх концентров понятия «экологияї два:
биоэкология как наука о связях в живой и неживой природе, где человек — объект, определяемvй через своі биологическуі суность;
экология антропобиоэкосистем, где человек — и заказчик, и ответчик за сохранность их целостности.
=етрудно увидеть принципиальнvе отличия этих позиций, как только мv начинаем обсуждать деятельность человека: в первом случае человеку действительно необходимо и достаточно знать основv биоэкологии, чтобv сохранить свое здоровье, а также «здоровьеї природнvх популяций и экосистем.
=о если бv для вvполнения законов биоэкологии бvло бv достаточно их только знать, мv до сих пор бvли бv просто ее одним биологическим видом — «знаіимї, как себя надо вести, а особи с ошибочнvм поведением попадали бv под действие естественного отбора.
+сли же мv говорим о человеке как био-социо-духовной целостности, то для анализа его поведения и требований к его деятельности биологических знаний явно недостаточно. Tедуая роль воли, мотивов в структуре деятельности человека требует дополнительнvх знаний, и знания эти не только предметнvе (биоэкология, физика и т. д.) и даже не межпредметнvе (биохимия, биофизика), а надпредметнvе: философия, психология, синергетика.
- начинала своі деятельность в педагогике как «чистvйї биолог. L мне тоже казалось необходимvм и достаточнvм обеспечить учаихся знаниями о мире живого, чтобv гарантировать экологически грамотное поведение. =о когда один из моих самvх способнvх учеников, обсуждая мораторий на исследования по генной инженерии, заиал идеи геноцида или когда учаиеся 11-го класса, на «отличної сдавшие зачет по биоэкологии, не могли объяснить, зачем лично им нужнv экологические знания, я как учитель оуала поражение.
іа последние восемь лет в круге моих профессиональнvх интересов четко определилась проблема, которая и привела меня на этот круглvй стол. +е можно назвать так: гносеологические, психологические и духовнvе корни экологического императива, или прое — что человеку надо знать, как мvслить и во что верить, чтобv вvстроить своі иерархиі ценностей, свое мировоззрение как основу для неразрушаіей деятельности во всех сферах — в профессиональной, в обении с природой и с другими лідьми, в самопознании и саморазвитии.
Tакое пространное вступление к непосредственному обсуждениі вопросов, поставленнvх перед участниками круглого стола, кажется мне необходимvм для установления одинакового смvслового концентра в понятии «экологическое образованиеї. +сли речь идет о биологии, то принципиально новvх задач у школьного образования нет. +сть методологические проблемv, решением которvх может бvть введение экологических целей в целеполагание предметнvх модулей естественнонаучного цикла (экологизация физики, химии, географии и т. д.). +сть проблемv ресурсного порядка: обеспечение практикоориентированной предметной деятельности на уроках и во внеурочное время (биоэкологические проектv, работа по охране зеленvх насаждений, «живvе уголкиї и т. п.). Lспешнvй опvт решения этих проблем разнообразен, трансляция опvта имеет свои традиции — слетv школьнvх экологических обеств, семинарv учителей биоэкологов, обмен информацией о ресурсах и резервах биоэкологии в школе на страницах газет и журналов.
іонечно, никто не будет утверждать, что для биоэкологии в школе уже все сделано. - лишь хочу акцентировать внимание на том, что, если мv хотим говорить о проблемах биоэкологии в школе, то говорить надо в другой аудитории, для этого не нужнv философv, не нужна надпредметность как основа для построения новой программv мvшления.
=о как только мv начинаем говорить об экологическом (наверное, правильнее — экологичном) мировоззрении как о требовании к иерархии системv ценностей вvпускника школv, мv неминуемо вvходим за рамки биоэкологических задач. L вот тут определяется пространство для новvх в образовательном процессе задач. - позволі себе сформулировать некоторvе из них:
переход от знаниевой, когнитивной, парадигмv образования к развиваіей и социализируіей (знания — не цель, а средство, цели школьнvх предметов — из культурv, а не из наук);
обеспечение школьного образовательного компонента учебнvми курсами надпредметной направленности (личностноориентируіие курсv, интегрируіие знания школьнvх предметов с опvтом и устремлениями каждого ученика);
изменения в самой системе «Lчительї, понимаемой как «центральная фигура обества, центральнvй персонаж разворачиваіейся человеческой драмvї (=.=. іоисеев).
іешение каждой из этих задач требует своих механизмов. +днако есть нечто, объединяіее всех, кто участвует в конкретной деятельности по их решениі. іто я опять о взаимопонимании. + необходимом и достаточном уровне «открvтостиї каждой из ресурснvх структур, будь то сам учитель, директор школv, преподаватель педагогического вуза или курсов повvшения квалификации работников образования.
Tак как я работаі со всеми представителями образовательной системv, могу с полной уверенностьі сказать, что все три обозначеннvе вvше задачи у большинства находят активнvй отклик. -иректора и завучи массовvх образовательнvх школ готовv к введениі такого курса, как «ікология и мир человекаї, учителя принимаіт развиваіуі и социализируіуі парадигму как руководство к пересмотру целей и технологий учебного процесса, студентv и слушатели вузов и Lіі воспринимаіт понятия и суность экологии человека в ее многосферности — био-, социо и культурном содержании.
T последнем номере газетv «Lправление школойї главнvй редактор L. Lдамский обозначил главнуі проблему школьной образовательной системv как несоответствие «целогої развиваіимся частям. іо его (и моему) мнениі, сейчас в школах можно обнаружить гораздо более вvсокий уровень соответствия содержания, организации деятельности принципам современнvх требований, чем во всей системе образования в целом. Lстарели системv оценки деятельности и аттестации школ. 
-оминируіт корпоративнvе предметнvе подходv к базиснvм учебнvм планам, так как школа остается «кузницей кадровї для институтов. іод обновлением содержания образования понимаітся перестановки учебнvх часов с одного традиционного учебного предмета на другой.
T таких условиях проблема экологизации образования не может бvть понимаема всеми участниками процесса только как забота о наличии предмета «экологияї в школьнvх планах. ікологичнvй, экологизированнvй образовательнvй процесс в школе должен воспринимать экопринципv во всех аспектах деятельности:
в целях — обеспечивая вvпускнику гарантиі развития и социализации, а не только набор знаний;
в ресурсах — учителя-предметники всех циклов должнv бvть экологически образованнv настолько, чтобv уметь находить место применения транслируемvх знаний и умений в пространстве антропобиосистем разнvх уровней сложности;
в организации — жизнь ученика в школе (именно жизнь, а вовсе не пребvвание) должна бvть наполнена собvтиями, затрагиваіими все сферv бvтия. Lсловия жизни ученика в школе должнv вклічать экологические требования не только через санитарно-гигиенические нормv, но и через стиль отношений, культуру обения.
Lправленческие функции администрации, рассматриваемvе через призму системного, синергетического подхода — ее одна точка реализации принципов экопедагогики как педагогики целостного процесса, участники которого суть целостнvе суности, будь то учитель, ученик, школьнvй администратор или родители.
іезімируя свой ответ на первvй вопрос, заданнvй участникам круглого стола, хочу определить главнvй путь экологизации образовательного процесса в школе как единуі систему просвеения всех специалистов, работаіих в сфере школьного образования: курс «Tистемная экология человекаї в педвузах на всех кафедрах, курсv и модули того же содержания для всех групп слушателей Lіі, как учителей, так и администраторов, курсv для чиновников-управленцев — может бvть, в первуі очередь!
 

назад

Rambler's Top100

© АНО "Журнал "Экология и жизнь" . Авторские права защищены действующим российским и международным законодательством. Ссылка при перепечатке обязательна. E-mail: info@ecolife.ru

Дизайн и программирование: Иванов Сергей. Поддержка и обновления: АНО "Журнал "Экология и жизнь"

По вопросам размещения рекламы на сервере, конференциях и списках рассылки обращайтесь к вебмастеру. По вопросам размещения рекламы в журнале обращайтесь в редакцию.