Дискуссионный  клуб
научно-популярного журнала
"ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ"

   О журнале | Подписка | Экословарь | Гостевая книга | Форум | Наши партнеры | English
 

Рассылка «Экологические новости, анонсы, обзоры»


Китайский проект

А.Г. Юдин,
советник Департамента природопользования
и охраны окружающей среды
Правительства Москвы

История экологического образования в Китае насчитывает немногим более 20 лет. Начало было положено в 1979 г., когда Комитет экологического образования Китайской ассоциации наук об окружающей среде провел конференцию, на которой было предложено ввести курс экологии в начальных и средних классах нескольких школ, специально отобранных для этого пилотного проекта.
В настоящее время экологическое обучение в стране стало существенной частью обязательного образования (в Китае обязательными являются обучение в начальной школе и первые три года в средней школе), хотя уроки экологии проводятся главным образом в виде факультативов или практикумов за рамками отведенного для школьных занятий времени. Однако иногда обучение экологии проводится на уроках географии и биологии в средней школе и на уроках естествознания — в начальной. Школьники овладевают основами знаний об окружающей среде, умениями и навыками защиты окружающей среды в процессе полевых или лабораторных занятий.
Но это — лишь одна цель обучения экологии. Китай, как и многие страны, ищет пути развития, не сопровождающегося разрушением природной среды. И образование в этом играет решающую роль. Поэтому перед системой экологического образования встают новые задачи.
Совсем недавно экологическое образование строилось как распространение знаний об окружающей среде. Теперь же стало важным оказать людям помощь в понимании взаимозависимости их жизни на Земле и принимаемых ими решений и предпринимаемых действий, относящихся к использованию ресурсов, к взаимодействию со всем живым на Земле. Становится необходимым и даже решающим обучение экологии ради окружающей среды, а потому нуждаются в уточнении, расширении и изменении содержание экологических знаний, умения и принципы поведения. Потребность в улучшении экологического обучения в Китае вышла на первый план.
Ясно, что ни факультативные курсы, ни система дополнительного образования не могут полностью охватить современных содержания и требований к экологическому обучению. Но и радикальный пересмотр всей системы образования ради усиления лишь одной ее части также невозможен. Следовательно, речь идет о повышении эффективности преподавания экологии вообще.
Можно ввести специальный курс экологии, как еще один школьный предмет. Но в том-то и дело, что экология — «межпредметная» наука, в ней сходятся разнообразные темы, обсуждаемые в других школьных курсах: физики, химии, географии, биологии, истории, обществоведения и других, от технологических до экономических и политических, от технических до эстетических, этических и духовных. Поэтому существует необходимость в уничтожении междисциплинарных барьеров и, как вариант, — интеграция вопросов экологии во все школьные предметы. Возможно, этот подход — наиболее эффективен. Но обучение экологии — это не только «насыщение мозгов информацией», в нем существенным является участие, инициатива, реальная деятельность по отношению к природе, обществу, человеку, всему живому. Экологически образованный человек не может быть только наблюдателем или критиком.

Сельская начальная школа Да Ю расположена к северу от Шанхая, в провинции Цзянсу. Под руководством учителя школьники посадили много деревьев вокруг школы и на прилегающей территории. За несколько лет посадки разрослись. Школьный лес стал местом обитания многих видов, а окрестности школы стали необыкновенно красивыми. В своем лесу школьники проводили уроки экологии «под открытым небом».
И вот осенью 1998 г. местные власти решили отдать эту территорию под строительство окружного легкоатлетического стадиона. Бесспорно, поступления в местную казну возросли бы, но около двух тысяч деревьев пришлось бы вырубить, одновременно разрушив и лесную экосистему.
Школьники и учителя встали на защиту своего леса. Используя полученные экологические знания и отстаивая выработанную в практическом деле позицию, ученики постарались убедить свои семьи в своей правоте, а учителя — получить поддержку местного экологического агентства, вузов, общественных организаций. В конце концов даже Всекитайское собрание народных представителей было проинформировано об этой ситуации. Спустя примерно три месяца местные власти отказались от своего плана.
Достигнутый успех заключался не только в том, что был спасен школьный лес, но и в том, что школьники научились думать не отдельно о благополучии природы, но о сбалансированном развитии общества в целом.

Экологическое обучение в городской начальной школе Синьсу (провинция Цзянсу) началось сразу же, как эта школа-новостройка была вовлечена в проект «Инициатива преподавателей экологии для Китая». Строительство вокруг школы тогда только что закончилось, и дорога, ведущая к ней, была совершенно разбита. После дождя рытвины заполнялись водой и грязью, в сухую погоду ветер разносил тучи пыли. До очевидных всем «неудобств», однако, казалось, никому нет дела.
И вот однажды на уроке китайского языка, когда школьники обучались тому, как писать письмо, многие, к удивлению молодой учительницы, стихийно выбрали себе тему дороги и начали писать жалобу на имя мэра. Тогда исправленное учителем общее письмо учеников, подписанное всем классом, было отправлено мэру.
Эффективность этого эколого-филологического урока, несомненно, больше, чем простого урока обучения языку. Ответственность детей за реальный мир была поощрена, они научились активно участвовать в событиях своей жизни. Прогресс в этом плане является более важным, чем усвоение суммы каких-то знаний.

В результате дискуссий о современных требованиях к обучению экологии в Китае появилась на свет инициатива Китайского отделения Всемирного фонда дикой природы. В 1997 г. его проект «Инициатива преподавателей экологии для Китая» был поддержан Министерством образования Китая, а спонсором проекта стала корпорация «Бритиш Петролеум». Проект является попыткой привлечь внимание к преподаванию экологии во всех школах Китая. На его первой стадии охватывались все начальные школы страны.
Было несколько причин тому, чтобы начать осуществление проекта, работая с младшими школьниками. Дети — «ресурс» нового века, и они должны ясно представлять свою ответственность за развитие мира. Дети более восприимчивы к изменениям и в меньшей степени интегрированы в существующую экономическую систему и социальный порядок. В детстве начинают формироваться позиции и стратегии решения многих проблем. Чем раньше начинается процесс экологического обучения, тем больше шансов, что завтрашние взрослые будут ориентированы на высокое качество окружающей среды, будут инициативны и умелы, будут обладать экологически ответственной позицией и сознавать свои обязательства по предпринимаемым действиям. Можно также ожидать, что повысится осведомленность взрослых об окружающей среде и изменится их поведение и отношение к природе благодаря влиянию детей на своих родителей и даже дедушек и бабушек.
Забегая вперед, можно сказать, что участие в проекте было очень полезно для индивидуального развития детей. Их богатое воображение и созидательный дух творчества, которые были ограничены традиционно дидактическим обучением, оказались полностью востребованными активными методиками преподавания экологии. У них развилась способность к общению и сотрудничеству, они научились самостоятельно обнаруживать проблемы и принимать решения, но что более важно — они включились в непрерывный процесс обучения длиною в жизнь, познали радость учения и стали реально в нем заинтересованными. И это дает надежду увидеть в будущем экологически стабильную и экономически процветающую страну.
Но вернемся к проекту. Чтобы начать учить, надо подготовить тех, кто будет учить. Поэтому выполнение проекта началось с подготовки «инструкторов» (преподавателей университетов, специально обученных как предмету, так и методикам), на которых и была возложена реализация проекта. (Вот почему проект и носит название «Инициатива преподавателей экологии для Китая»!) Затем в трех педагогических университетах Китая было создано три Центра экологического обучения, ответственных за выполнение проекта в разных регионах страны. Они провели отбор пилотных начальных школ в своих регионах, а потом на специальных семинарах обучили в общей сложности около 300 школьных учителей, администраторов и методистов системы образования на местах.
Неожиданным оказался большой энтузиазм школ по отношению к экологическому обучению. Выбранные пилотные школы находились как в городской, так и в сельской местности и имели разную базу для преподавания экологии. Некоторые из них уже накопили большой опыт в обучении экологии, другие же не имели никакого опыта в этом.
Для освоения на семинарах были выбраны самые важные темы о развитии и окружающей среде: основные мировые экологические проблемы, образование и устойчивое развитие, экологические принципы и экологическая этика. Преподаватели — участники семинаров получили возможность применить эти знания в своей педагогической работе, и есть основание полагать, что получение новых знаний, методик и идей сыграет для них роль побудительного мотива к тому, чтобы вводить инновации в экологическое обучение сегодня в своих школах. На семинарах анализировались учебники и методики, причем не только для предмета «экология».
Исследовательский подход в обучении на семинарах специально рекомендовался участникам проекта «Инициатива преподавателей экологии для Китая». Такое обучение является демонстрационным: участников семинара просят самим предложить вопрос по какой-нибудь реальной мировой экологической проблеме и самим же найти ответы. При участии в таком исследовании его участники описывают объекты и события, ставят вопросы, дают объяснения, проводят проверку этих объяснений на основе своих знаний, обмениваются идеями. Таким образом участники активно развивают свое понимание проблем, сочетая знания с умением рассуждать и думать.
По завершении семинаров от каждой пилотной школы проекта требовалось с помощью прикрепленного инструктора разработать собственную программу экологического образования и начать ее внедрение в образовательный процесс. Через год на специальном семинаре по обмену опытом для этих школ участники проекта обсудили достижения и усовершенствования программ, потребовавшиеся за прошедшее время: новое в содержании, подходах к обучению и организации преподавания в начальных школах.
Освоенные на семинарах и усовершенствованные в индивидуальных школьных программах подходы предназначены не только специально для преподавания экологии, они также годятся и для других предметов. Если многие учителя и руководители школ смогут понять и принять эти идеи, то осуществление данного проекта экологического обучения станет по-настоящему полезным для всего базового образования в Китае.
Успешная реализация пилотного проекта не является, однако, конечной целью. Следующим этапом должно стать распространение этого опыта по всей стране.

 

Rambler's Top100

Телеконференция по экологии PROext: Top 1000 http://allbest.ru/libraries.htm Каталог ресурсов Ростовского интернета

© "Тайдекс Ко". Авторские права защищены действующим российским и международным законодательством. Ссылка при перепечатке обязательна. E-mail: info@ecolife.ru

Дизайн и программирование: Иванов Сергей. Поддержка и обновления: "Тайдекс Ко"

По вопросам размещения рекламы на сервере, конференциях и списках рассылки обращайтесь к вебмастеру. По вопросам размещения рекламы в журнале обращайтесь в редакцию.