Дискуссионный  клуб
научно-популярного журнала
"ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ"

   О журнале | Подписка | Экословарь | Гостевая книга | Форум | Наши партнеры | English
 

Рассылка «Экологические новости, анонсы, обзоры»


Школьные экологические проекты

Э.Р. Баграмян, школа № 932, заместитель директора
И.И. Курапова, школа № 932, учитель экологии
А.В. Артемов, доктор химических наук, профессор МГТУ

Экологические проблемы в наше время становятся все более глобальными и важными для человечества. Новая картина современного мира с неизбежностью приводит к необходимости нового типа образования, которое по праву можно назвать экологическим. Экологическое образование предполагает обучение бережному взаимодействию человека с окружающим его миром и вместе с тем — совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя частью макромира, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой.

Экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.

По своей природе экологическое образование нацелено на будущее, оно становится важным фактором социальной стабильности. Отсюда следует, что экологическое образование — это не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса, уникального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.

Мы рассматриваем экологическое образование как идеологию образовательного процесса в целом, при этом естественной целью становится формирование «экологического мировоззрения». Трактовка «экологического мировоззрения» как цели всей системы образования подробно изложена в Хартии природы и может быть представлена следующими основными качественными характеристиками:

экологические методы научного познания (в том числе внедрение информационных технологий, компьютерное моделирование и т. д.);

экологические критерии оценки знаний и практического опыта;

осознание и утверждение приоритета всех форм жизни на Земле;

обогащение мирового научного и практического опыта человека в социоприродной среде;

ответственное отношение личности и общества к природе, материальным, социальным и духовным ценностям.

Экологическое мировоззрение отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях свойств биосферы. Приведем один из выводов теории В.И. Вернадского о биосфере: «...человечество, общественные системы, структура научных знаний, сумма техники и технологий находятся в единстве с окружающей средой; изменение какого-либо компонента рано или поздно сказывается на состоянии всей системы. Экология обеспечивает конкретное раскрытие методологической идеи единства человека и природы, видение и понимание взаимосвязи природы и человека в планетарном масштабе».

Содержание экологического образования можно выразить в виде трех взаимосвязанных компонентов:

знание экологических законов, правил, теорий, понятий, научных фактов;

практическая деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанная с решением экологических проблем;

эмоционально-эстетическое восприятие природы, художественных образов ее выражения и отношения человека к ней.

Экологический подход в образовании акцентирует внимание в большей степени на процессе познания, формирует мотивацию изучения естественных наук, пробуждает у школьников чувство любознательности и удивления, развивает интерес к науке до такой степени, чтобы он остался на всю жизнь.

Метод проектов относится к педагогическим технологиям, с которыми человечество входит в двадцать первый век. По своей сути метод проектов относится к методам проблемного обучения. Учитель переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний», в учебном процессе используется исследовательский подход к приобретению знаний. Проектная технология позволяет развить познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Метод проектов позволяет при решении какой-либо проблемы интегрировать знания и умения, полученные из различных областей науки, техники, технологии.

Каждый проект имеет видимый результат: в теоретическом проекте — решение конкретной проблемы, в практическом — конкретный продукт, готовый к внедрению. При этом результат проекта является скорее не конечной целью, а началом новой стадии в непрерывном процессе самообразования.

Применение метода проектов всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую (работа в малых группах). Деятельность групп направлена на достижение определенных учебных целей. Группы ответственны за решение поставленных задач, выполнение различных проектов, демонстрацию своих успехов. Учебные группы становятся неотъемлемой и центральной организующей структурой экологического образования.

Работа по методу проектов ведется в школе № 932 уже семь лет. Первая попытка была осуществлена учениками 7-х классов в 1993/1994 учебном году по проблемам состояния, потребления, очистки и охраны водных ресурсов Московского региона. Итогом работы явился альманах «Вода. Вода? Вода!», материалы которого используются в школе на уроках «Окружающий мир». В течение последующих лет работа велась по следующим типам проектов: игровые, исследовательские, информационные, творческие, практико-ориентированные. По предметно-содержательному аспекту проекты были экологическими и естественнонаучными.

Работы «Город и автомобиль» и «Видеоэкология. Первые шаги» получили высокую оценку на конкурсе «Первые шаги» и на Всероссийских юношеских чтениях им. В.И. Вернадского.

Помимо групповых проектов ведется работа над проектами индивидуальными. Здесь тематика сильно варьирует и в большей степени определяется личными интересами учащихся — авторов проектов. Отметим следующие из них:

историко-географический проект «Чертаново — моя малая родина» (история края, достопримечательности, флора, фауна, гидрография, население, жилой фонд микрорайона);

литературный проект «Пушкин и Москва. Москва в произведениях Пушкина»;

физико-экологический проект «Магнитное поле Земли как экологический фактор»;

комплексный проект «Питание и здоровье», в котором рассмотрены медицинские, географические, исторические, национальные, бытовые, экологические аспекты проблемы;

прикладной проект «Утилизация отходов на загородном участке».

Необходимо отметить такие оригинальные проекты, выполненные учащимися 10-х классов, как «Математика и литература» и «Математика и экология». Фактически создан прообраз пособия с задачами по математике, в котором широко используется литературная и экологическая тематика.

Метод проектов — универсальный метод в школьной практике. Продуктивным является рассмотрение этого метода в сочетании с традиционными методами обучения, в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы ученика. Как показывает опыт, введение наряду с традиционной классно-урочной системой предметно-группового и предметно-уровневого обучения с применением проектной методики во многом содействует становлению личностно-ориентированной педагогической системы. Роль обучаемого в организации его образования становится более значимой, поскольку организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения: ведь обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде.

Данная форма организации обучения, избранная в качестве приоритетной в модели педагогической системы для преподавания курсов углубленного изучения предметов, позволяет значительно повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего

углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований и т. д., что в конечном счете способствует оптимизации учебного процесса.



 

Rambler's Top100

Телеконференция по экологии PROext: Top 1000 http://allbest.ru/libraries.htm Каталог ресурсов Ростовского интернета

© "Тайдекс Ко". Авторские права защищены действующим российским и международным законодательством. Ссылка при перепечатке обязательна. E-mail: info@ecolife.ru

Дизайн и программирование: Иванов Сергей. Поддержка и обновления: "Тайдекс Ко"

По вопросам размещения рекламы на сервере, конференциях и списках рассылки обращайтесь к вебмастеру. По вопросам размещения рекламы в журнале обращайтесь в редакцию.