Дискуссионный  клуб
научно-популярного журнала
"ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ"

   О журнале | Подписка | Экословарь | Гостевая книга | Форум | Наши партнеры | English
 

Рассылка «Экологические новости, анонсы, обзоры»


Кто есть человек

[Из цикла "Здоровье человека как экологическая проблема"]

Первая наша статья посвящена понятию "человек". Задача не из легких. Человеку проще описать другое тело, вещество, сооружения, чем самого себя. Чтобы дать характеристику человеку, нужно посмотреть на себя со стороны.

Почему мифология проводит четкую границу между четвероногими и двуногими
Не более 10 000 лет назад человек начал изображать себя. Поставленные на попа камни, столбы, стелы были первыми подтверждениями вертикальности, отличавшей человека от животного. Мифология проводит четкую границу между четвероногими (животными) и двуногими (людьми). И главное тут не столько в наличии двух ног вместо четырех, сколько в причине этого - прямохождении, вертикальном положении корпуса, чего нет у братьев наших меньших. Интересно, что человек, желая "очеловечить" животных, например, иллюстрируя сказки, заставляет их ходить на задних конечностях, а передние использовать как руки, - т. е. человек подчеркивает свою наиболее характерную видовую черту.
Где искать давние представления о человеке как не в пословицах и поговорках - образных, мудрых суждениях, имеющих переносный смысл, применяемый к человеку?!
Все мы люди, все человеки, что ни человек, то и я.
Бог - что захочет, человек - что сможет.
Людно-то людно, да человека нет.
Вчитавшись в поговорки, мы можем утверждать, что я и другие люди - все мы человеки; что по сравнению с животными, которым нужны кому вода, кому воздух, человеку нужна вся Земля; что человек не все может, что захочет, человек - не Бог; что люди, группа людей и отдельный человек чем-то отличны. И все-таки пока у нас мало данных, чтобы сказать, кто такой человек.
Представления о человеке изменялись на протяжении истории человеческой мысли. Мудрец Лаоцзы (Китай, VI-V вв. до н. э.) писал: "Есть четыре великих сферы: Путь, Небо, Земля, Человек - и Человек занимает среди сфер первое место". Согласно Библии, человек создан Богом по образу и подобию его. Древнейшая книга индусов "Упанишады" отмечает: "Поистине человек - это огонь... На этом огне боги совершают подношение пищи. Из этого подношения возникает семя".
Человек как сфера, человек - огонь. Эти выражения передают нам удивление, восторг, тайну, которую несет в себе слово "человек".

Почему биологи относят человека к животным
Стремление познать себя тревожило, будоражило разум человека. Первые рациональные подходы к человеку несут в себе античные афоризмы: Nosce te ipsum (Познай себя); Sermo datus cunctis, animi sapentia paucis (Дар речи присущ всем, мудрость души - немногим).
Аристотель (384-322 до н. э.) изучал тело человека, сравнивал его с животными, отметил прямохождение, крупный головной мозг, разум, речь. Аристотель выстроил "лестницу существ", поставив на ее вершину человека.

"Лестница существ" Аристотеля
Ступени лестницы Характеристика Человек Душа питающая, чувствующая, движущая и разумная Животные с кровью Душа питающая, чувствующая и движущая Животные без крови Душа питающая, чувствующая и движущая Переходные формы ("зоофиты") Душа питающая и чувствующая Растения Душа питающая Минералы, земля, вода, огонь, воздух Без души
Врачи многих веков: Гален (129-201), Везалий (1514-1564), Гарвей (1578-1657), Ванини (1585-1619) и многие другие углубляли знания об организме человека, описали строение систем органов. Но лишь в XVII веке шведский ученый Карл Линней обратил внимание на дивное сходство человека и обезьяны: "О, как схож с человеком зверь гнусный обезьяна! Если дать простор нашим предположениям, то животные - наши братья по боли, болезни, страданию и голоду, наши рабы в самой тяжелой работе, наши товарищи в наших удовольствиях - все они ведут, может быть, свое происхождение от одного общего с нами предка - нас всех можно слить вместе". Линней определил место человека в современной ему системе животных, выделив в особый род Homo (лат. homo - человек), дал видовое название - Homo sapiens - Человек разумный.
Революцию во взглядах на происхождение человека произвел Чарлз Дарвин (1809-1882), рассмотрев природные факторы его становления: изменчивость, наследственность, естественный отбор. И в то же время декабрист П.Я. Чаадаев (1794-1856) заметил: "Когда философ произносит слово "человек", всегда ли он хорошо знает, что хочет сказать?". И отвечал кратко: "Не думаю".
Уверены, что подобные сомнения свойственны и вам, не смотря на то, что философия, как и науки, продвинулась в понимании человека. Чтобы абстрактные, неполные представления о человеке наполнить содержанием, попробуем приблизить понимание человека, обратившись к современным данным.

Уникальность вида Homo sapiens
Вид - это группа особей, которые скрещиваются только между собой и не скрещиваются с особями никакой другой группы.
Современная наука определяет человека как еще один неповторимый вид.
Уникальность, как это ни парадоксально, есть свойство всех видов, а не только человека. Эволюция человека есть следствие того, что человеческие особенности позволили их носителям получить преимущество в отношении размножения над теми, кто не обладал такими чертами. Поэтому вопрос "А почему люди?" требует определения типа окружающей среды, как биологической, так и социальной, в которой преимущества бытия превышали бы затраченные усилия.
Современный человек - это, без сомнения, совершенно особый вид животных. Речь, беспрецедентная пластичность поведения, своеобразное выпрямленное положение тела, мозг, слишком большой для целей простого удобства, сложные технологические навыки - все эти черты буквально кричат о человеческой уникальности.
Процессы, с помощью которых эволюционировали все организмы, одинаковы для всех: естественный отбор ведет к адаптации, генетической изоляции и характерному набору особенностей поведения и морфологии. Сохраняет ли этот процесс свою силу в ходе эволюции человека? Мне кажется, что вы отвечаете на этот вопрос утвердительно. Тогда нужно изыскать новый уникальный эволюционный процесс, который способствовал становлению человека. Таким процессом специалисты считают культурную эволюцию.
Под культурой понимают небиологические аспекты поведения человеческого вида, включая речь, изготовление орудий, возросшую пластичность поведения, способность к символическому мышлению и самовыражению с помощью символов. Культура не передается через систему генетических механизмов, а только посредством обучения и усвоения. С развитием этих процессов эволюция человека оказалась отделенной от основного русла биологической эволюции.
Основные адаптивные особенности приматов - хватательная конечность, высокоразвитое зрение, редукция обоняния, высокий уровень общественных отношений. Все эти особенности свойственны и человеку. Однако у человека есть отклонения от приматов, например прямохождение, что особенно важно с точки зрения эволюции.
Пожалуй, наиболее сжато сущность человеческой эволюции можно выразить словами "человек спустился с дерева на землю". Человек стал тем, что он есть, потому что это некогда древесное животное приняло вызов наземного образа жизни - отмечает Роберт Фоули.
Из 101 вида приматов, включая и современного человека, 23,8% являются наземными животными. Характерная двуногая походка человека сформировалась у гоминид приблизительно 3,6 млн лет назад. Современные люди - охотники и собиратели - занимают более обширные территории, чем приматы.
Первобытный человек был прежде всего охотником, и открытые пространства с огромными стадами диких животных были для него более продуктивными, чем лесные территории. Та же тенденция сохранилась и в последующее время, включая эпохи цивилизаций. Человек начал уже по собственной инициативе, т. е. искусственно, сводить леса, так как пищевая продуктивность открытых пространств значительно выше. Таким образом, человек, с точки зрения оптимального удовлетворения пищевыми ресурсами, всегда являлся, условно говоря, существом открытых пространств.
Походка человека при обычной скорости ходьбы дает больший энергетический эффект, чем передвижение шимпанзе на четырех или на двух ногах, и, следовательно, можно думать, что при прочих равных условиях именно эта походка и должна была эволюционировать.
...Характерной особенностью современного человека является способность пробегать за длительное время очень большие расстояния. Этой своей выносливостью человек резко отличается от двуногих гоминидов и вообще от других животных, которые к продолжительному бегу не способны.

Что говорят генетики
Современные исследования доказали правоту идеи о родстве человека с приматами в большей степени, чем можно было предположить: обезьяны сходны с человеком не только внешне и анатомически, но и на уровне ДНК, где информация передается именно копированием. Установлено, что геномы человека и его ближайших родственников - высших обезьян весьма мало различаются и представляют собой неточные, видоизмененные копии одного и того же первоисточника.
Наиболее тесное родство связывает нас с африканскими человекообразными обезьянами - шимпанзе и гориллой: по ДНК они ближе к человеку, чем к своим азиатским родичам - орангутанам и гиббонам. А различия геномов человека и шимпанзе и вовсе составляет всего 1,5%.
В поведении человека обнаруживаются некоторые черты территориальности: императив личной собственности, законы и обычаи, предписывающие ему защищать свой дом. Человек неизбежно будет противодействовать чрезмерной скученности, избегнув тем самым гибели от перенаселения.

Почему человек не может полностью видеть себя вне человечества
Часто труднее всего заметить именно то, что должно было бы бросаться в глаза. Человек не может полностью видеть ни себя вне человечества, ни человечество вне жизни, ни жизнь вне универсума (П. Тейяр де Шарден). А потому человека уже Аристотель трактовал человека как гражданина полиса. Аристотель видел назначение человека в разумной деятельности, полагая, что человек вне общества - или бог, или зверь и отмечал, что человек по своей природе есть существо общественное.
В основе социального поведения людей лежат некоторые фундаментальные характеристики, которые позволяют отличить его поведение от такового у других видов животных. Одна из них - забота родителей о потомстве, его развитии. Опыты ученых показали, что у обезьян, выросших в клетках и физически изолированных от сородичей (даже при том, что животные могли видеть, слышать и обонять себе подобных), развивалась угрюмость, замкнутость, самоубийственное поведение и другие ненормальные черты характера. То же самое наблюдается у человеческих детенышей, которые растут, не зная физической привязанности, обычно в детских учреждениях, где они, очевидно, испытывают сильные страдания. Потомство человека зависит от других людей, в первую очередь от родителей, намного дольше, чем детеныши любого другого примата. Следствием этого является длительный период обучения. Другое состоит в том, что человеческие индивидуумы в большей степени взаимозависимы, что справедливо как для детей, так и для взрослых, которых связывает помимо всего прочего присутствие детей. Поэтому кооперация является обычным элементом поведения человека. Одна из форм кооперации - способность делиться пищей, что крайне редко среди остальных приматов.
Еще одна ключевая характеристика современного человека - масштабы социальных связей, в основе чего лежит узнавание и различение индивидов среди большого их числа, а затем - коррекция своего поведения. Достигается это с помощью улыбок, смеха, нахмуренных взглядов, которые делают наше лицо эффективным источником информации. Дарвин отмечал, что человеческое лицо уникально по своей изменчивости, контролю над выражением эмоций, способности передавать большой набор сообщения.
Социальная сторона выражается в знании нравственных запретов, способности к самопринуждению и самоограничению, способности влиять на других людей.
Человек духовно богатый не позволит себе цинизма, нигилизма, глумления над тем, что связано с антропологическими пределами человеческой жизни - священность материнства, отцовства, детства, рождения и смерти, ценность человеческой жизни или с "границами" человеческого духовного образа. Снятие этих "культурных одежд" с человека есть предел его вторичного одичания.
Человек родился с той моралью, которая досталась ему от дочеловеческих предков. Семья, культура, религия развивают в человеке моральные запреты и предписывают ему правила дружелюбного, уважительного поведения по отношению к другим людям. Повышение общей культуры каждого человека - важнейшее условие дружественных отношений в группе. Однако этого мало. Уже тысячелетия назад человечество поняло, что отношения в группе зависят от степени свободы личности и от лидера группы.

Homo sapiens - Человек разумный
Появление разума - проявление эволюции мира живых организмов. Человек способен познавать окружающий мир, сознавать свое влияние на окружающий мир, в том числе и на окружающих его людей. По-видимому, последнее особенно сильно отличает его от мира животных.
Вы уже обратили внимание на видовое название человека - Человек разумный. Следовательно, он не принадлежит целиком миру животных. Так что же такое разум, рассудок?
Разум - активный характер мышления, обнаружение противоречий в старой системе знаний, выдвижение новых идей и создание новой системы знаний. А вот рассудочная сторона мышления есть умение правильно классифицировать факты и явления, способность последовательно рассуждать и делать умозаключения, приводить знания в определенную систему, подчиненную логическим законам и правилам, т. е. владеть речью.
Нельзя забывать, что разум тесно связан с чувствами и эмоциями человека. "Мне представляется разум и чувство тесно-претесно переплетенным клубком: одна нить - разум, а другая - чувство, и всюду они друг с другом соприкасаются, и когда одна из них бодрствует, а другая спит, когда в этом клубке рядом мертвое и живое, разве может быть сила, разве может быть какая-нибудь работа с помощью такого помертвелого, чуть не загнившего клубка?" - писал В.И. Вернадский.

Наследуется ли человек человечный (почему необходимо обучение и воспитание каждого)
Что делает человека человечным нельзя получить наследственно. "Человек человечный" не наследуется - в этом и его отличие от животных. Не наследуется духовность, каковую всяк созидает сам, и, сколько бы ни было за его спиной культурной истории, всегда наново: духовное - обязательно собственное, нельзя влить в себя чужой дух. В таком самосозидании - главная тягота человека в мире, ее ничем не облегчить. В муках рождается человечность, чтобы стать единственным благом. Духовный опыт предков почти ничто для индивида сравнительно с тем, каково значение для животной особи видового опыта. Слой культуры, под которым клубятся инстинкты, очень тонок и в редких случаях (число которых отнюдь не прогрессирует) способен их смирять. Семья, школа, вуз, работа призваны выковывать из человека природного человека социального, нравственного.
Философы отмечают, что растет потребность в людях, умеющих быстро приспосабливаться к любым изменениям, гибких, способных. Работать больше, чем в одной профессиональной позиции, в том числе и в роли руководителя, любознательные, пытливые, стремящиеся выяснить, что происходит, и оказывать влияние на происходящее, способные сохранять самообладание в условиях неопределенности (вплоть до полного беспорядка и абсолютной неясности), способные, не имея навыка в какой-то пожизненной специальности, вместе с тем обладать опытом в нескольких областях, способные перемещать идеи из одной области в другую. Другими словами, в грядущем устройстве мира будут вознаграждаться прежде всего индивидуальность и предприимчивость, ориентированность на будущее.


Проверь себя
1. Как может выглядеть разумное существо на других планетах? Наши фантастические фильмы показывают телесно разнообразных инопланетян, особенно хищных и коварных. Но лишь дело касается положительных персонажей, всю фантазию авторов как рукой снимает: это или чуть-чуть измененные люди (так сказать, иной антропологический тип), или просто наши земные индоевропейцы (непонятно только, как их занесло на другие планеты).
Объясните, почему человекоподобных нигде больше быть не может.
2. Из перечисленных ниже признаков вида Homo sapiens подчеркните те, которые говорят об уникальности человека: речь • изготовление • орудий • пластичность поведения • обмен веществ; самовыражение с помощью символов • размножение; обучаемость • способ передвижения• духовный потенциал; жизнь на суше • сравнимое с человекообразными число хромосом • способность всех рас к смешению и социальному обмену • места обитания - практически все пригодные для этого участки Земли; интеллект • орудийное и техническое освоение природной среды; ослабление естественных экологических связей; овладение огнем; развитие земледелия и скотоводства.
3. Составьте таблицу: место человека в современной системе животных.
4. "Много есть чудес на свете, но человек их всех чудесней" (Софокл, древнегреческий писатель). А я думаю, что человек чудесней всех чудес на свете, потому что... (Продолжите.)
5. "Что есть человек?.. Человек - самая большая загадка и самое большое чудо света" (В.С. Степин, российский философ). А по моему мнению загадка человека, заключается в том, что... (Продолжите.)
6. "Человек, глядя в глубины, улыбается, потому что он видит тень на земле и отражение в воде, потому что и тень, и отражение есть Его Образ" (Мэнли П. Холл, английский писатель XX века). А я мыслю образ человека как... (Продолжите.)
7. Есть люди, которые удивляются тому, что "голенький без шерсти, тонконогий, с маленькой пастью, с нестойкими зубишками, с мускулатурой куда более слабой, чем у зверей, бегающий и прыгающий куда хуже, чем они, стал Властелином Земли". Что вы можете возразить оппоненту, который высказывает подобные мысли?
8. "Космос может быть плотно населен разумными существами. Но преподанный Дарвином урок очевиден: в других местах не будет человека. Только здесь. Только на этой маленькой планете. Мы столь же редки, как вид, находящийся под угрозой исчезновения. Каждый из нас драгоценен в масштабах космоса. Если человек не согласен с вами, пусть он живет. Среди миллиардов галактик вы не найдете другого такого" (Карл Саган).
Объясните пафос высказывания американского астрофизика. О каком уроке Дарвина упоминает Карл Саган?

И.Т. Суравегина

 

Rambler's Top100

Телеконференция по экологии PROext: Top 1000 http://allbest.ru/libraries.htm Каталог ресурсов Ростовского интернета

© "Тайдекс Ко". Авторские права защищены действующим российским и международным законодательством. Ссылка при перепечатке обязательна. E-mail: info@ecolife.ru

Дизайн и программирование: Иванов Сергей. Поддержка и обновления: "Тайдекс Ко"

По вопросам размещения рекламы на сервере, конференциях и списках рассылки обращайтесь к вебмастеру. По вопросам размещения рекламы в журнале обращайтесь в редакцию.