Дискуссионный  клуб  журнала
  "Э к о л о г и я   и   ж и з н ь"
| English |

 

   
   
«Экология и жизнь»
О журнале.
Подписка на журнал
Подписка на электронную версию

Избранные статьи
Экология. Человек. Общество
Экономика и управление
Образование
Глобальные проблемы
Регионы и города
Здоровье и окружающая среда
В мире «сумасшедших» идей
Практическая экология
Вести из экологических организаций
Никита Николаевич Моисеев. Избранное


Экологический форум
Здесь Вы можете обсудить любые интересующие Вас вопросы, касающиеся экологии, а также подискутировать с авторами статей, опубликованных
в журнале.


PROext: Top 1000 Рассылка 'Экологические новости, анонсы, обзоры'

назад

(6, 2001) 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ САММИТА

Выступление 
в Государственной Думе 
на слушаниях по «Стратегии 
устойчивого развития России»

М.М. Циканов, 
заместитель Министра экономического развития и торговли РФ

Россия высоко оценивает значение Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.) и принятых на ней соглашений и документов, но считает выполнение принятых странами обязательств недостаточным.
Вот примеры невыполненных обязательств.
Первое: стабилизировать к 2000 г. выбросы парниковых газов на уровне 1990 г. В большинстве стран они продолжают расти (в США выбросы СО2 в 1990–1998 гг. увеличились на 11,5%).
Второе: увеличить помощь развивающимся странам государствами — членами ОЭСР до 0,7% ВВП. Фактически на это расходуется около 0,3% (обязательства выполнили лишь Дания и Норвегия).
Третье: решить проблему долгов развивающихся стран, способствовать передаче «чистых» технологий. Очевидно, что реалистичные подходы к решению этих проблем отсутствуют.
Четвертое: выход США из Киотского протокола ставит под угрозу срыва реализацию важнейшей глобальной конвенции о противодействии изменению климата на планете. Предпринимаемые в одностороннем порядке такие действия неизбежно подорвут доверие партнеров и ослабят или даже разрушат фундамент «Повестки дня на XXI век». Выйти из Киотского протокола легко, предложить взамен что-то другое — гораздо труднее. США нужно подумать о том, как в него вернуться.
России следует определить цель участия во Всемирном саммите, а также конкретные задачи и механизмы, обеспечивающие ее достижение. Представлю позицию Минэкономразвития РФ по этим вопросам. Мы ставим перед собой определенную цель — создать условия для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в страну и предложить мировому сообществу эффективные механизмы решения глобальных экологических проблем. Для постановки этой амбициозной цели у нас есть веские основания.
Во-первых, несмотря на тяжкий груз проблем переходного периода, Россия выполняет базовые обязательства, принятые в Рио-де-Жанейро, являясь одним из крупнейших на планете «экологических доноров», предоставляющих мировому сообществу глобальные услуги по сохранению планетарных экологических и природных ресурсов (таких как климат, биоразнообразие, запасы пресной воды, водно-болотные угодья, особо охраняемые территории, леса).
Действительно, на территории страны сосредоточено 25% мировых ресурсов пресной воды; бореальные леса России ежегодно поглощают более 200 млн т углерода из атмосферы (для сравнения: примерно таково превышение суммарных выбросов в США углерода-эквивалента по отношению к 1990 г.); выбросы парниковых газов в России сокращены по сравнению с 1990 г. на 25%; площадь заповедников и других особо охраняемых природных территорий увеличилась с 1992 г. более чем в 1,7 раза и соизмерима с площадью такой страны, как Франция.
В 1999 г. в России принят закон, предусматривающий строгий режим охраны природы в Байкальском регионе, предусматривающий жесткое ограничение хозяйственной деятельности. Такой шаг федерального правительства, продиктованный стремлением сохранить для будущих поколений важный объект мирового наследия, неизбежно ведет к снижению конкурентоспособности производства в этом регионе из-за высоких природоохранных издержек. Но мы сознательно идем на эти потери, сознавая, что значит Байкал для всей планеты.
Во-вторых, в России уже разработаны и одобрены правительством «Основные направления развития государства на долгосрочную перспективу», основанные на принципах устойчивого развития. Подготовлена для утверждения Президентом РФ «Стратегия развития государства на долгосрочную перспективу». В этих документах четко сформулированы наши приоритеты:
интенсивное и энергоэффективное развитие экономики, дебюрократизация и структурная реформа, интеграция в мировое экономическое пространство;
реформа социальной сферы, ориентированная на значительное повышение уровня жизни населения и ликвидацию бедности;
становление новых федерально-региональных отношений.
В 2000 г. рост ВВП в стране составил около 8%, объем промышленного производства вырос на 9,2%, реальные доходы населения увеличились на 10%, а реальная заработная плата — на 23% по сравнению с уровнем 1999 г., при этом не отмечено роста валовой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Таким образом, за прошедшие после встречи в Рио-де-Жанейро 10 лет наша страна доказала свою приверженность идеям Рио и уже внесла заметный вклад в глобальную экологическую стабилизацию.
Для достижения сформулированной выше цели необходимо решить следующие задачи.
Первое. Должны быть признаны понятие «глобальная экологическая услуга» и необходимость компенсации странам, оказывающим эти услуги всему миру. Такой подход позволит направить дополнительные средства в те регионы, где сознательно и последовательно сохраняют районы, имеющие огромное значение для глобальной стабилизации биосферы, что, как правило, сопряжено с немалыми трудностями и сказывается на экономическом развитии. Мировая практика уже имеет пример признания и компенсации таких услуг — это Киотский протокол.
Второе. В документах предстоящего саммита необходимо отметить, что оплата глобальных экологических услуг может осуществляться за счет реструктуризации внешних долгов развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Такой подход вполне справедлив и будет стимулировать развитие «экологоориентированных» экономик в странах-должниках. За истекшие 20 лет проведено уже более 40 сделок такого типа в 17 странах.
Третье. Следует серьезно реформировать природоохранную организацию ООН (ЮНЕП). За 10 лет ее существования ей не удалось принять и осуществить ни одного внятного решения. Большинство международных экологических проектов реализуются помимо ЮНЕП. Руководить экологической организацией ООН должны те страны, от позиции которых зависит глобальная устойчивость биосферы. ЮНЕП должна иметь четко сформулированный мандат и необходимые ресурсы, выступая арбитром глобальных экологических споров.
Учитывая, что проблемы устойчивого развития определяются не только экологическими аспектами, нельзя обойти вниманием наши основные задачи в экономическом и социальном блоках.
Четвертое. Должна быть оказана поддержка намерению России вступить в ВТО. Мы категорически возражаем против «двойных стандартов». Дискриминация нашей внешней торговли приводит к многомиллиардным убыткам и заметно сдерживает рост ВНП.
Пятое. Мы считаем, что наиболее эффективное средство борьбы с нищетой — экономическое развитие, в которое должны быть вовлечены все слои населения. В этой связи Россия будет стимулировать иностранные инвестиции в свою экономику. Инвестиционная потребность страны — минимум 200 млрд долл.
Для решения перечисленных задач потребуется мобилизация усилий на всех уровнях.
Так, необходима глубокая научная проработка предлагаемых решений. Здесь мы рассчитываем на поддержку ученых и специалистов. По оценкам экспертов ООН, комплексный вклад нашей страны в сохранение устойчивости биосферы составляет 9,6% общего планетарного баланса (Бразилия — 7, США — 5,2, Канада — 5%). Крайне важно грамотно оценить эти показатели в абсолютных величинах и эквиваленте.
Очень многое будет зависеть от активности нашей дипломатии на всех уровнях. Мы должны доказать, что наши предложения могут лечь в основу так называемого глобального курса, о котором сейчас много говорят, однако никто до сих пор так и не предложил его приемлемого обоснования. В качестве ближайших союзников при выработке и отстаивании этой позиции следует рассматривать страны СНГ.
Понадобятся серьезные структурные преобразования на национальном уровне. Мы должны разработать программу «экологоориентированного» развития. Фрагменты такой программы уже заложены в региональных и отраслевых федеральных целевых программах (таких как развитие Дальнего Востока и Забайкалья, Калининградской области, Юга России). Также следует разработать специальные механизмы совместного финансирования природоохранных мероприятий из отечественных и зарубежных источников и предложить их мировому сообществу.
В заключение несколько слов об организационной стороне подготовки к «Рио + 10» в нашей стране. По Распоряжению Правительства РФ образован национальный комитет по подготовке к Всемирному саммиту по устойчивому развитию, председателем которого назначен Министр экономического развития и торговли РФ Г.О. Греф.
С января по май 2002 г. пройдут три заседания Комиссии ООН по устойчивому развитию, на которых предстоит выработать повестку дня и проекты документов саммита. Мы планируем организовать совместную работу со всеми, кто готов внести свой вклад в формирование достойной позиции нашей страны на предстоящем саммите и способствовать решению стоящих перед человечеством глобальных проблем.

назад

Rambler's Top100

© АНО "Журнал "Экология и жизнь" . Авторские права защищены действующим российским и международным законодательством. Ссылка при перепечатке обязательна. E-mail: info@ecolife.ru

Дизайн и программирование: Иванов Сергей. Поддержка и обновления: АНО "Журнал "Экология и жизнь"

По вопросам размещения рекламы на сервере, конференциях и списках рассылки обращайтесь к вебмастеру. По вопросам размещения рекламы в журнале обращайтесь в редакцию.