Дискуссионный  клуб  журнала
  "Э к о л о г и я   и   ж и з н ь"
| English |

 

   
   
«Экология и жизнь»
О журнале.
Подписка на журнал
Подписка на электронную версию

Избранные статьи
Экология. Человек. Общество
Экономика и управление
Образование
Глобальные проблемы
Регионы и города
Здоровье и окружающая среда
В мире «сумасшедших» идей
Практическая экология
Вести из экологических организаций
Никита Николаевич Моисеев. Избранное


Экологический форум
Здесь Вы можете обсудить любые интересующие Вас вопросы, касающиеся экологии, а также подискутировать с авторами статей, опубликованных
в журнале.


PROext: Top 1000 Рассылка 'Экологические новости, анонсы, обзоры'

назад

(6, 2001) 

Космические агрегаты земной «Лады»

Разговор о водородном транспорте продолжают наш корреспондент Н. Токарева и ее собеседник — Г.К. Мирзоев, более двадцати лет руководивший на Волжском автозаводе разработкой практически всех моделей начиная с «пятерки». Сегодня, будучи советником вице-президента по техническому развитию АО «АвтоВАЗ», он возглавляет работу над перспективными проектами ВАЗа, в том числе и последней новинкой — «Ладой-Антэл».

— Проблема «экологичности» автотранспорта остро встала перед человечеством еще три десятилетия назад. К ее решению подключились инженеры и изобретатели всей планеты. Но путь от идеи до хотя бы экологически чистого прототипа, как ни банально, оказывается чрезвычайно длинным и непростым. И сегодня большие города продолжают задыхаться — до 90% всех токсичных загрязнителей атмосферы поставляет им городской транспорт. Так найдет ли человечество альтернативу двигателю внутреннего сгорания?
— Действительно, мир шаг за шагом продвигался к созданию экологически чистого транспортного средства, пытаясь совершенствовать автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Но пока все попытки революционного решения этой задачи терпят неудачи.
В 1970-х годах возникла идея перевести машины на электротягу. Электротехники заверили автомобилестроителей и автолюбителей в том, что предоставят в скором будущем аккумуляторные батареи, способные по цене, габаритам и техническим параметрам удовлетворить любые потребности, и с энтузиазмом принялись за дело. Но шли годы, а аккумуляторов, недорогих и с достаточно высокой удельной энергоемкостью, транспорт так и не получил.
Более того, весьма скоро у этой проблемы обнаружилась и другая «темная» сторона — на заправку бензобака уходит несколько минут, а чтобы зарядить батарею, необходимы часы. Но человечество давно живет в ускоренном ритме: время — деньги. Может быть, перенести эту процедуру на ночные часы? Но представьте, как большая часть автомобилей планеты в одно время дружно встает к розеткам. Мощности всех электростанций вряд ли хватит, чтобы удовлетворить такой спрос!
Безусловно, электромобили на аккумуляторах нашли свою нишу — большие выставочные и производственные помещения, гольф-клубы, маленькие курортные поселки. Но на городские дороги так и не вышли. Энтузиазм изобретателей и конструкторов постепенно угасал, а само направление к началу 1990-х годов практически заглохло, как и надежды на решение экологических проблем с помощью электромобиля.
А что происходило в это время с двигателями внутреннего сгорания? Самые строгие нормы токсичности не решали проблемы загрязнения городского воздуха. Специалисты по разным методикам считали, сколько и какой гадости выбрасывают в атмосферу четырех-, шести- и восьмицилиндровые монстры, оценивали темпы роста числа автомобилей... Но выходило всегда одно: при всех условиях не миновать конца света — чистого воздуха не будет.
И к середине 1990-х годов человечество было вынуждено вновь обратиться к идее электромобиля. Правда, теперь задача была сформулирована иначе: научиться вырабатывать электричество для авто из уже известных видов топлива; использовать способы получать энергию, ничего не сжигая. Вспомнили о топливных элементах, которые были придуманы еще в позапрошлом веке. А идея была блестящей — превращать водород в электрическую энергию и воду.
— Георгий Константинович, так в чем принципиальная новизна «Лады-Антэл», которую ВАЗ представил на V Московском международном автосалоне? И почему специалисты о ней говорили, как о «принципиально новой разработке электромобиля на топливных элементах», «концепте, затрагивающем не внешнюю сторону, а меняющем саму суть автомобиля»?
— На наш автомобиль мы установили баллоны с водородом и кислородом. В специальном электрохимическом генераторе при температуре около 100 °С между ними происходит химическая реакция, в результате чего производится электричество, а в качестве «выхлопа» образуется вода. Это и есть основной принцип энергоустановки. Водород, определяющий пробег автомобиля, находится под давлением 290 атм, и машина может пройти на одной заправке 250 км.
К этому нужно добавить: двигатель внутреннего сгорания имеет КПД около 30%, а новая энергоустановка на топливных элементах — 60%. Так что наш «мотор» не только абсолютно экологически чист, но и тратит вдвое меньше топлива.
— Теперь понятно, почему в стандартном ВАЗ-2131 нет ни коробки переключения передач, ни педали сцепления, ни ряда привычных приборов на панели. Зато багажное отделение полностью занято чем-то серебристым. Это и есть ваша энергоустановка?
— Не совсем «наша». В свое время, когда в стране еще разрабатывали новые космические аппараты (такие как лунные модули, «Буран»), «космические» специалисты тоже ломали головы над источниками энергии. И вот Уральский электрохимический комбинат вместе с Ракетно-космической корпорацией «Энергия» создали оригинальную энергоустановку. Во время полета «Бурана», от старта до посадки, четыре таких агрегата по 10 кВт питали все электрооборудование. Уровень технического решения и исполнения оказался столь высоким, что и сегодня практически не уступает оборудованию современных американских «челноков». Из-за финансовых проблем программу свернули, и 12 лет эти установки не были востребованы. Как ни странно, о них никто не вспоминал. Вот мы и решили воспользоваться достижениями космических технологий.
— Да, этот автомобиль выставить бы лет 10 назад. Можно бы было стать законодателями мод не только в космосе, но и в автомобилестроении! Впрочем, история не терпит сослагательного наклонения, поэтому вернемся к нашим реалиям. «Бурановскую» установку, насколько мне известно, вы «форсировали», т. е. увеличили ее мощность. Но скорость «Антэла» сегодня — 85 км/ч. Вряд ли она устроит современных водителей. А какими будут технические характеристики серийного электромобиля?
— То, что мы представили на последнем Московском автосалоне, даже не прототип. Это ходовой макет. Создавая его, мы решали лишь первую задачу. Надо было посмотреть, насколько наши идеи и разработки жизнеспособны, можно ли и как использовать конкретный источник энергии, что из этого получится. Ведь одно дело предполагать, совсем другое — располагать. Испытания прошли, и в ближайший год мы можем сделать уже настоящий прототип. В нем будет не набор деталей и узлов, оказавшихся под рукой у наших конструкторов, а устройства, специально разработанные для этого автомобиля.
А по поводу технических характеристик... Они могут быть разными, какие нужны — такие и будут. Это не проблема, точнее, это — чисто конструкторская задача, а не научная проблема. Хотя и их достаточно. Сейчас, например, мы работаем над тем, чтобы энергоустановка не была громоздкой, а главное — была дешевой, ведь 1 кВт «бурановского» агрегата стоит около 15 тыс. долл. (там очень дорогой катализатор — металлы платиновой группы). И пока это так, о серийном автомобиле говорить не приходится. Но на Уральском электрохимическом комбинате рассчитывают за счет замены 
катализатора в 100 раз снизить стоимость.
— А психологически не будет ли человеку трудно ощущать себя в безопасности, «сидя на баллонах с водородом и кислородом»?
— Верно, основная трудность здесь не столько техническая, сколько психологическая. На деле же это не опаснее, чем пары бензина в воздухе. Когда с лошадей пересели на бензиновых «коней», тоже сначала боялись, что те начнут взрываться.
Видимо, первые такие электромобили будут ездить на водороде достаточно долго, пока мы не научимся дешево получать водород из других веществ. Уже сегодня есть способы получения водорода из обычного бензина не сжиганием, а за счет химических реакций: либо при высокой температуре и давлении, когда углеводороды разлагаются на водород, воду и углекислый газ, либо расщеплением в электрическом разряде. Дополнительный СО2, конечно, не подарок, но это — безобидные «цветочки» по сравнению с тем ядовитым «букетом», что мы имеем сегодня от двигателей внутреннего сгорания. Водород можно получать и другими способами и из других источников. Самый интересный из них — вода. Правда, методов, пригодных для нас, еще нет, но надежда уже есть.
Мир, похоже, сегодня выбирает для транспорта электродвигатель. И, я думаю, альтернативы ему нет.
— Когда можно будет увидеть «Ладу-Антэл» на наших дорогах, и каковы перспективы электромобиля у нас?
— Хоть сейчас можно за руль 
садиться и ехать. Но я думаю, вы имеете в виду, когда завод может приступить к массовому выпуску 
подобных автомобилей. При благоприятных условиях и нормальном финансировании — лет через 10. Мы и на автосалон «Ладу-Антэл» привезли в основном для того, чтобы привлечь внимание инвесторов и правительства. Ведь производство экологически чистых автомобилей должно стать государственной политикой, а не политикой одного только ВАЗа. Затраты здесь очень велики (примерно 1 млрд руб. в год в течение 5–6 лет), но ведь и задача достойная — автомобиль будет экономичным, безопасным и экологически чистым!

назад

Rambler's Top100

© АНО "Журнал "Экология и жизнь" . Авторские права защищены действующим российским и международным законодательством. Ссылка при перепечатке обязательна. E-mail: info@ecolife.ru

Дизайн и программирование: Иванов Сергей. Поддержка и обновления: АНО "Журнал "Экология и жизнь"

По вопросам размещения рекламы на сервере, конференциях и списках рассылки обращайтесь к вебмастеру. По вопросам размещения рекламы в журнале обращайтесь в редакцию.