Дискуссионный  клуб
научно-популярного журнала
"ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ"

   О журнале | Подписка | Экословарь | Гостевая книга | Форум | Наши партнеры | English
 

Рассылка «Экологические новости, анонсы, обзоры»


Правительство и экономика


В.М. Сергеев,
академик РАЕН

В публикуемом отрывке выводы основаны на допущении, благодаря которому общество можно уподобить тепловой машине или, проще говоря — обыкновенному автомобильному двигателю внутреннего сгорания. Педалью газа является деятельность СМИ и прежде всего информация от нашего всеобщего знакомого — телевизора. Будучи вариацией на тему известной проблемы равновесия рынка, аналогия с тепловой машиной вводит температуру как индикатор поведения экономики. Правда, классическое измерение температуры с помощью пробного тела — градусника — в случае рынка невозможно. Однако существует целый ряд косвенных методик, среди которых можно обратить внимание на тепловую шумометрию — способ измерения уровня шума в пробном сигнале, пропущенном через объект, температура которого подлежит измерению. Большим достоинством этой методики является возможность спектрального анализа шума, позволяющая выделять характерный тепловой шум, независимо от того, в каком состоянии пребывает измеряемый объект — в газе или плазме, в растворе или расплаве, или, наконец, в состоянии упругости или пластичности твердого тела. Это может позволить снять многие ограничения, наложенные относительно случайным выбором модели.

Посмотрим, какие возможности по извлечению средств из экономической системы, с точки зрения термодинамического подхода к экономике, имеют правительства...
Естественный способ извлечения средств — это взимание налогов с трансакций и недвижимости. В случае недвижимости, а также трансакций, находящихся под контролем правительства (скажем, при пересечении товарами границы), проблем не возникает. Проблема возникает тогда, когда сбор средств базируется на налогообложении неконтролируемых трансакций. Такая схема оказывается крайне неэффективной.
Наиболее показательным примером является подоходный налог с населения. Для того чтобы взимать этот налог, необходимо иметь возможность хотя бы в принципе контролировать трансакции десятков миллионов людей. И здесь начинает работать принцип «демона Максвелла»: невозможно проконтролировать трансакции (т. е. получить соответствующую информацию), не затратив средств. Фирма обязана иметь документацию о трансакциях, а обязать физическое лицо вести такую документацию практически невозможно, проверять же все трансакции чрезвычайно сложно, так как число потенциальных источников дохода практически безгранично. Проверка доходов обладает своей собственной ценой трансакции. И для того чтобы эта проверка была эффективной, ее вероятность должна быть достаточно высока. Это означает, что на осуществление проверок в полном масштабе (для десятков миллионов налогоплательщиков) необходимо будет затратить колоссальные средства с очень небольшой вероятностью обнаружения уклонения. Незаявленные трансакции, как правило, нигде не зарегистрированы. В странах со значительной долей «черной» и «серой» экономики подобный способ взимания налогов исключительно расточителен и оборачивается огромными потерями государственных доходов, так как «черные» и «серые» сделки по определению не могут попасть под налогообложение — объявление о них налогоплательщиком обернется как минимум потерей источника дохода в будущем.
Так как цена проверок зависит от их количества, очевидно, что эффективность обеспечения уплаты налогов, обратно пропорциональная числу субъектов налогообложения — основной аргумент в пользу отказа от подоходного налога и замены его налогом на добавленную стоимость или налогом с оборота и на недвижимость. Очевидно, что в этом случае собираемость налогов значительно повысится.
Возникает вопрос, почему же несмотря на очевидные недостатки этого института подоходный налог с населения продолжает взиматься? Аргументы о социальной справедливости вряд ли могут считаться достаточным основанием для этого. Нетрудно ввести корректировку доходов с помощью налога на добавленную стоимость, взимая его с предметов роскоши по повышенной ставке. Если же аргумент о социальной справедливости еще может в какой-то степени работать для объяснения практики подоходного налога в странах с демократическим правлением (скажем, в условиях экономической неграмотности населения), то трудно представить эффективность этого аргумента для авторитарных правительств. Помимо всего прочего взимание подоходного налога сомнительно с точки зрения либеральной системы права, так как фактически ликвидирует принцип презумпции невиновности при обвинении в неуплате налогов и противоречит принципу, зафиксированному во многих демократических конституциях, согласно которому человек не обязан свидетельствовать против самого себя. Именно поэтому, скажем, в США налогоплательщик имеет право отказаться от заполнения налоговой декларации (в этом случае налог исчисляют налоговые органы на основании собственных оценок расходов). Неэффективность подоходного налога, лишающего государство доходов от «черного» и «серого» секторов экономики, и возможность его замены на НДС, стали серьезно обсуждаться в последнее время в США в связи с ростом этих секторов экономики (в особенности — торговли наркотиками).
Приведенный анализ свидетельствует в пользу иной трактовки продолжения практики взимания подоходного налога — его можно рассматривать как средство установления политического и экономического контроля над гражданами. Именно тоталитаристский характер этого института и является, по-видимому, основным аргументом в пользу его существования. Он не столько дает средства правительству, сколько устанавливает, кто именно богат, а кто беден (информация важного политического свойства). Не случайно подоходный налог был изобретен в Венеции «демократической олигархией», знаменитой своими изощренными способами контроля над поведением граждан.
С точки зрения термодинамической модели экономики взимание подоходного налога эквивалентно совершенно немыслимому и, как показывают исследования парадокса «демона Максвелла», просто нереализуемому способу отъема энергии системы. Попробуем представить себе конструкцию робота, отнимающего у каждой из частиц газа некоторый процент ее кинетической энергии, в свою очередь, зависящий от энергии.
Эта метафора (гораздо больше, чем просто метафора) делает неэффективность подоходного налога совершенно очевидной. Следует отметить, что многие правительства, сохраняя этот экономически неэффективный институт с политическими целями, для реального извлечения средств из населения пользуются гораздо более мощными экономическими средствами — манипулированием рынком денег и ценных бумаг. Так как центральные банки государств являются крупнейшими резервуарами средств, для них не составляет труда реализация различного рода «тепловых машин», позволяющих (конечно, в пределах, ограниченных возможностями полного разрушения экономики) извлекать значительные средства из экономической системы, представляющей собой взаимосвязанные рынки при различных «температурах». Учитывая, что некоторые из этих рынков, в особенности рынки ценных бумаг, очень легко управляемы, т. е. изменение их «температур» почти не требует финансовых вложений, для управления ими достаточно средств массовой информации или просто контролируемых «информационных утечек» из органов, принимающих решения. Возможности правительств по извлечению средств из экономических систем практически не ограничены — вплоть до полного разрушения экономики. Это один из основных аргументов, стимулирующих гражданское общество (обычно через средства парламентского контроля) строго ограничивать деятельность правительств. Эмпирически об этом свидетельствует практика создания центральных банков, независимых от решений правительства, а также (в тех случаях, когда в силу особенностей политической культуры обеспечение независимости центрального банка затруднено) учреждения валютных фондов, привязывающих национальную валюту к одной или нескольким устойчивым иностранным валютам ради исключения возможности политических манипуляций в экономике, осуществляемых центральными банками под давлением правительств.

 

Rambler's Top100

Телеконференция по экологии PROext: Top 1000 http://allbest.ru/libraries.htm Каталог ресурсов Ростовского интернета

© "Тайдекс Ко". Авторские права защищены действующим российским и международным законодательством. Ссылка при перепечатке обязательна. E-mail: info@ecolife.ru

Дизайн и программирование: Иванов Сергей. Поддержка и обновления: "Тайдекс Ко"

По вопросам размещения рекламы на сервере, конференциях и списках рассылки обращайтесь к вебмастеру. По вопросам размещения рекламы в журнале обращайтесь в редакцию.