Дискуссионный  клуб
научно-популярного журнала
"ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ"

   О журнале | Подписка | Экословарь | Гостевая книга | Форум | Наши партнеры | English
 

Рассылка «Экологические новости, анонсы, обзоры»


"Евроремонт" российского законодательства

Виби Даума,
главный эксперт по правовым вопросам проекта ТАСИС
"Гармонизация нормативных баз в области охраны окружающей среды, Россия"
И.О. Краснова,
доктор юридических наук, профессор,
Московская государственная юридическая академия

Формально экологическое законодательство России охватывает все вопросы охраны окружающей среды, однако на практике не обеспечивает предупреждение экологических последствий хозяйственной деятельности и охрану здоровья людей. Более того, оно характеризуется чрезвычайной сложностью бюрократических процедур, создавая подчас неоправданные препятствия для производителей. Его исполнение требует больших затрат, а финансовые и людские ресурсы государственных органов, отвечающих за выдачу разрешений и контроль, весьма ограничены.
К таким выводам пришли российские и международные эксперты, работавшие по проекту ТАСИС "Гармонизация нормативных баз в области охраны окружающей среды, Россия". По результатам исследования выработаны рекомендации о совершенствовании российского экологического законодательства.

* * *

В те периоды истории государств, когда экономический рост становится главной задачей, охрана окружающей среды отходит на второй план. В результате состояние окружающей среды ухудшается, страдает и здоровье людей. Так было в ЕЭС после его образования в 1957 г. и особенно в его наиболее промышленно развитых государствах-членах, таких как Германия и Нидерланды. Именно эти государства с 1960-х годов первыми стали принимать национальные меры по охране окружающей среды, ориентированные на решение отдельных проблем - загрязнение воздуха, опасные химические вещества. Ужесточение экологических ограничений удорожало производство. Нарушался и принцип свободного перемещения товаров: продукцию, произведенную в одной стране, нельзя было экспортировать в другую из-за различия экологических требований. Эти факторы наряду с ростом общественного экологического сознания привели к тому, что с 1970 г. ЕЭС стало проводить общерегиональную экологическую политику.
На первых порах она была нацелена на решение отдельных проблем. Так, после аварии на химическом предприятии в итальянском городе Севезо в 1976 г., при которой в окружающую среду попал диоксин, на уровне ЕЭС были приняты законодательные акты, касающиеся предупреждения аварий и транспортировки отходов. Нередко для решения одних и тех же проблем принимались разные документы, по-разному трактовавшие эти проблемы и вводившие подчас несогласованные ограничения.
Позже выяснилось, что принятие отдельных экологических законов как ответная мера на отдельные экологические проблемы неэффективно, ибо их реализация связана с созданием громоздкой и дорогостоящей административной системы. Главной задачей стало повышение эффективности экологического законодательства в целом.
Технически это достигалось координацией положений отдельных нормативных актов и, что еще важнее, - правовых требований в рамках единых правовых механизмов. В Нидерландах в 1979 г. унифицировали процедуру выдачи экологических разрешений. В 1993 г. там приняли комплексный закон об управлении окружающей средой, содержащий взаимосвязанные материальные и процессуальные нормы. В нем был закреплен механизм экологического разрешения, в соответствии с которым для конкретного предприятия устанавливались конкретные ограничения воздействия на отдельные природные среды и окружающую среду в целом, определялись условия размещения отходов, нормы потребления энергии и природных ресурсов.
В 1996 г. такой подход ввели на уровне ЕС, приняв Директиву о комплексном контроле и предупреждении загрязнения, согласно которой ограничения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также образование отходов координировались, исходя из охраны экосистемы в целом, и непосредственно включались в разрешение. Одновременно стимулировались экономия ресурсов, сокращение загрязнений и отходов за счет наилучшей (с точки зрения охраны окружающей среды в целом) организации производства, названной наилучшей доступной технологией. В наиболее загрязняющих окружающую среду отраслях промышленности производство могло вестись только на основе такой технологии, а конкретные модели для каждой отрасли были собраны в "Справочнике по наилучшей доступной технологии", предназначенном для предпринимателей и государственных органов, ответственных за решения по организации производства и выдачу разрешений.

* * *

Реформы в России, изменение структуры и наметившийся рост экономики, расширение связей с другими странами заметно влияют на темпы развития и содержание экологического законодательства РФ. С начала 1990-х годов принято более 30 федеральных законов, связанных с использованием природных объектов и охраной окружающей среды от воздействия хозяйственной и иной деятельности. В них закреплены и усовершенствованы традиционные и хорошо зарекомедовавшие себя национальные подходы, введены новые правовые механизмы, учитывающие международные обязательства РФ и зарубежный опыт. Впрочем, для более эффективной реализации некоторые подходы и механизмы нуждаются в совершенствовании. Но, принимая новые законы, не менее важно обеспечить исполнение действующих.
В основополагающем Федеральном законе "Об охране окружающей среды" закреплен принцип, по которому хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе интегрального и индивидуального подходов к установлению требований в области ее охраны к субъектам, осуществляющим или планирующим такую деятельность. Интегральный подход означает, что, устанавливая экологические требования к предприятиям и другим источникам воздействия, следует учитывать единство и взаимодействие всех компонентов природы и снижать воздействие на экосистемы в целом. По сути, концепция российского экологического законодательства отражает выраженный в законодательстве ЕС интегральный подход к охране окружающей среды. Вместе с тем, при сходстве концепций правовые процедуры и механизмы реализации различаются.
Федеральные законы "Об охране атмосферного воздуха" (1999), "Об отходах производства и потребления" (1997), Водный кодекс РФ (1995) определяют сложную систему нормирования воздействий на окружающую среду и выдачи разрешений на выбросы, сбросы и размещение отходов. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (2002) предусматривает, что нормативы воздействий устанавливаются с учетом наилучших существующих технологий.*
В июле 2003 г. вступил в силу Федеральный закон "О техническом регулировании", на основе которого предстоит реформировать систему стандартизации и разработать технические требования к продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Наряду с формированием национальной технической политики закон нацелен на гармонизацию отечественного законодательства с международными торговыми правилами. Он, несомненно, затронет вопросы охраны окружающей среды и заметно повлияет на действующую систему нормирования и определение экологических воздействий при любой деятельности.

* * *

Экологическое законодательство РФ в принципе соответствует признанным в странах ЕС и в международных отношениях правовым подходам и решениям. Но затраты на выполнение правоприменительных административных действий (установление нормативов, выдача разрешений, контроль) слишком велики и не всегда оправданы. Слишком часто нарушаются условия разрешений на выбросы и сбросы. Разные нормативные акты подчас противоречат друг другу. Так, в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" и в ряде ведомственных актов говорится о разрешениях на сбросы и выбросы в водные объекты, а в Водном кодексе - о получении не разрешения, а лицензии. Разными оказываются и сроки их действия.
Нередки неясные формулировки, затрудняющие толкование. Так, хотя в законе "Об охране окружающей среды" термин "наилучшие существующие технологии" и определен, как их использовать, устанавливая нормативы для предприятий, и как эти нормативы сочетаются с другими экологическими требованиями - непонятно.
Подчас не прописаны процедуры реализации правовых требований, что ставит под сомнение законность решений исполнительной власти. Например, не определен порядок выдачи Правительством РФ разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Форма разрешения установлена еще в 1989 г. инструкцией Госкомприроды СССР и не учитывает требований российского законодательства об охране атмосферного воздуха. Некоторые территориальные органы МПР выдают разрешения на образование отходов и лимиты на их размещение, хотя в законах "Об охране окружающей среды" и "Об отходах производства и потребления" говорится о разрешениях только на размещение отходов. Необходимых же подзаконных актов, которые определяли бы порядок выдачи разрешений, до сих пор нет.
Нормативы качества - чрезвычайно жесткие и в большинстве своем невыполнимы. В общей сложности действует порядка 4000 нормативов для всех природных сред, контроль соблюдения всех нормативов технически и экономически невозможен. Реально контролируют только те загрязняющие вещества, за выбросы и сбросы которых взимается плата. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты вообще не разработаны, хотя уже принято несколько подзаконных актов, определяющих порядок и критерии их определения. Нет и экологических нормативов для атмосферного воздуха.
Нормативы воздействий, наоборот, отличаются излишней гибкостью, разрешающей, по сути, легально нарушать закон. Это касается, в частности, временно согласованных нормативов: они позволяют довольно долго вести деятельность с нарушением нормативов качества.
Фактически отсутствуют стимулы природоохранных усилий предприятий. Не предусмотрены поощрения за снижение выбросов и сбросов, упомянутые в Законе "Об охране окружающей среды".
В области нормирования действуют десятки чрезвычайно сложных и запутанных методик, недоступных для понимания многими заинтересованными лицами. Проверить сложные расчеты неспециалисту не под силу, хотя от этого часто зависят законные экологические права и интересы граждан, да и судьба самих производств.
Важные решения часто принимают в результате сложных бюрократических процедур, но без необходимых межведомственных согласований. Далеко не всегда условия выдачи разрешений согласованы между МПР и Минздравом. Нормативы на выбросы и сбросы подчас не согласованы с Госгортехнадзором, а разрешения на сбросы - с органом, отвечающим за качество рыбохозяйственных водоемов.
В контрольных органах не хватает специалистов, слаба техническая база. Отсутствует необходимая прозрачность, что ущемляет права граждан на благоприятную окружающую среду и участие в принятии решений.
Наконец, закон "О техническом регулировании" оставляет пока открытым вопрос о том, относятся ли экологические нормативы к национальным стандартам. Если да, то их разработкой займется Госстандарт, и многие из них будут пересмотрены. Если нет, то, скорей всего, их отнесут к "требованиям к процессам производства" и все равно пересмотрят

* * *

Необходимость дальнейшего совершенствования экологического законодательства очевидна. Выработанные при реализации проекта рекомендации могут ему помочь.
Прежде всего, предлагается ввести единое экологическое разрешение, устанавливающее взаимосвязанные и согласованные экологические требования к производственной деятельности. Такое разрешение будет необходимым для всех предприятий тех отраслей, которые в наибольшей мере загрязняют окружающую среду, а также для производств, использующих особо опасные вещества. Предстоит принять специальный закон об экологическом разрешении и поправки к Закону "Об охране окружающей среды" (новую главу - "Экологическое разрешение"), определить круг субъектов, порядок предоставления разрешения и его содержание.
Помимо нормативов предельно допустимых сбросов, выбросов, объемов образования отходов, экологическое разрешение определит индивидуальные требования к безопасности производства, введению в строй, эксплуатации и закрытию предприятия, производственному мониторингу. В нем будут отражены ограничения на шумовое загрязнение, требования эффективного использованию энергии и сырья. Все требования будут согласованы, чтобы достичь максимального эффекта и исключить перемещение отходов из одной среды в другую. В законе закрепят право граждан на участие в определении условий разрешений.
С введением единого экологического разрешения связаны основные надежды на повышение эффективности отечественного природоохранного законодательства, устранение существующих в нем пробелов и противоречий. Установив обоснованный срок его действия, государство позволит предприятиям работать стабильно. Подход, связанный с использованием наилучшей доступной технологии, должен стимулировать научные исследования и внедрение "чистых" технологий. Поскольку вместо множества разрешений понадобится одно, расходы государства на содержание чиновников, отвечающих за выдачу разрешений, и издержки предприятий, связанные с приобретением разрешений, заметно сократятся. Снизится и загруженность федеральных контрольных органов, которым придется контролировать меньше предприятий. Контроль по отношению к предприятиям, не подпадающим под действие единого экологического разрешения, сохранится, но уже не потребует таких затрат. Возможно и разграничение контрольных полномочий между центром и субъектами и даже их полная передача в регионы.

* * *

При сравнении российского и европейского законодательств напрашивается вывод: действующая у нас система нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (ПДК) нуждается в пересмотре. Число ПДК необходимо резко сократить, установив достижимый без ущерба здоровью и окружающей среде уровень. Это исключит массовое нарушение законов и, как следствие, полное неуважение к ним.
По наиболее типичным или опасным загрязнителям предельно допустимые выбросы (ПДВ) и предельно допустимые сбросы (ПДС), как и ПДК, должны устанавливаться законом, хотя и могут различаться для разных отраслей. Для каждого предприятия, подпадающего под действие положений о едином экологическом разрешении, ПДВ и ПДС определят с учетом наилучших доступных технологий в понимании законодательства ЕС. Будет жестко ограничено применение временно согласованных нормативов, допустимых лишь на короткий (до 6 месяцев) срок и только при ясно определенных обстоятельствах.
Возможное "смягчение" ПДК не отразится на ПДВ, ПДС или других экологических нормативах - ограничения определят по наиболее жесткому из них.
Подход, основанный на представлении о наилучшей существующей технологии, потребует разработки документа с описанием таких технологий для разных отраслей. Государственный орган, выдающий комплексное разрешение, не станет диктовать предприятию, какую технологию ему использовать, однако определит в нем выбросы и сбросы с учетом самых современных технологических решений.

* * *

Все это может потребовать от предприятий дополнительных расходов на охрану окружающей среды. Некоторые даже считают, что это станет препятствием для экономического роста. Чтобы избежать этого, в законодательстве и практике ЕС предусмотрены разные экономические механизмы, в том числе торговля квотами на выбросы, позволяющая распределять расходы и постепенно снижать издержки.
Введение в России единого комплексного разрешения не только оптимизирует природоохранную деятельность и связанные с ней издержки, но и повысит конкурентоспособность наших товаров на мировом рынке.
Выработка рекомендаций по гармонизации экологических законодательств РФ и ЕС - лишь первый шаг на пути к совершенствованию отечественного экологического права. Тем важнее их успешная реализация.


* Это понятие уже, чем понятие "наилучшей доступной технологии", применяемое в законодательстве ЕС, которое включает не только используемые в данном производстве технологии, но и технические решения при проектировании предприятия, его строительстве, ремонте, эксплуатации и ликвидации. Технологии должны быть экономически целесообразными для данной отрасли. Технология считается наилучшей, если обеспечивает наиболее высокий уровень охраны окружающей среды в целом.

 

Rambler's Top100

Телеконференция по экологии PROext: Top 1000 http://allbest.ru/libraries.htm Каталог ресурсов Ростовского интернета

© "Тайдекс Ко". Авторские права защищены действующим российским и международным законодательством. Ссылка при перепечатке обязательна. E-mail: info@ecolife.ru

Дизайн и программирование: Иванов Сергей. Поддержка и обновления: "Тайдекс Ко"

По вопросам размещения рекламы на сервере, конференциях и списках рассылки обращайтесь к вебмастеру. По вопросам размещения рекламы в журнале обращайтесь в редакцию.