Дискуссионный  клуб  журнала
  "Э к о л о г и я   и   ж и з н ь"
| English |

 

   
   
«Экология и жизнь»
О журнале.
Подписка на журнал
Подписка на электронную версию

Избранные статьи
Экология. Человек. Общество
Экономика и управление
Образование
Глобальные проблемы
Регионы и города
Здоровье и окружающая среда
В мире «сумасшедших» идей
Практическая экология
Вести из экологических организаций
Никита Николаевич Моисеев. Избранное


Экологический форум
Здесь Вы можете обсудить любые интересующие Вас вопросы, касающиеся экологии, а также подискутировать с авторами статей, опубликованных
в журнале.


PROext: Top 1000 Рассылка 'Экологические новости, анонсы, обзоры'

назад

(3, 2000)

Минздрав предупреждает: школа опасна для здоровья

Минздрав

Сегодняшняя ситуация, связанная с состоянием здоровья наших детей заставляет всерьез бить тревогу. Одним из факторов (далеко не единственным)здоровья детей и подростков является существующая система обучения. Сегодня у нас в гостях два директора научно- исследовательских институтов: Института возрастной физиологии Р А О - Марьяна Михайловна Безруких (доктор биологических наук, член-корреспондент РАО) и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН - Владислав Ремирович Кучма (доктор медицинских наук, профессор Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова), чья работа непосредственно связана с решением этих проблем. Тон в этой беседе будет задавать Ф.Ф. Эрисман выдержками из статей: "Влияние школ на развитие близорукости" (1871), "Мозговое переутомление учащихся" (1898), "Гигиенические требования к расписанию уроков" (1901).

"Существенно пока ничего не изменилось, учебные программы, предъявляемые к учащимся требования и методы преподавания, за немногими исключениями, остались прежние. Тем не менее, реформа школы представляется в настоящее время необходимостью
и лишь вопросом времени"
Ф.Ф. Эрисман


"Каждый ребенок готов к обучению"

Безруких М.М.

Ф. Эр.: "В настоящее время уже значительно распространено убеждение, что существующее устройство школ вредит здоровью детей"

Действительно, о неудовлетворительном состоянии здоровья детей мы говорим не первое десятилетие. Это ситуация не сегодняшнего дня и сложилась она не только в результате плохих социальных условий последних реформенных лет. Связана она со многими факторами. И один из главных - общее состояние здоровья населения страны. Как говорить о здоровье ребенка, о его способности к нормальному развитию, если его мама, увы, имеет целый набор серьезных хронических заболеваний. Даже по официальным данным мы имеем 60% патологий при родах. А это, значит, каждый такой ребенок имеет комплекс факторов риска в развитии.

Другая сторона этой проблемы - экология. В неблагоприятных экологических зонах (а таких зон у нас в России не мало) состояние здоровья россиян и того хуже. Безусловно, велика и роль социального фактора. Именно к этому, социальному, фактору я бы отнесла и нашу школу. Потому что социальное неблагополучие - это неблагополучие, связанное с неудовлетворительной социальной адаптацией родителей и ребенка. И ее первая ступень - как правило, школа.

Объективности ради, надо сказать, что у школы есть свои объективные причины и трудности. В большинстве из них занятия идут в две, а то и в три смены, очень высокая наполняемость классов, во многих школах не достаточно квалифицированные педагоги, нерационально организован учебный процесс. Не следует забывать, что у нас 70% сельских школ, у них свои проблемы, мало зависящие от усилий реально работающих в них специалистов.

Но кроме этого есть комплекс проблем, напрямую связанных с тем, что может школа, что должна уметь делать.

Ф. Эр.: "... школа часто получает далеко не безукоризненный материал в лице большого количества плохо упитанных и слабых детей"

На самом деле каждый ребенок готов к обучению, он не готов иногда к тем условиям, которые создает школа, или школа не готова работать индивидуально с ребенком. Я не случайно изменила акцент, потому что от этого зависит взгляд на ситуацию, взгляд на проблему. Если не ребенок виновен в тех бедах, которые потом возникают, в том числе, и в ухудшении состояния здоровья, тогда кто-то ответственен за это. Изменение акцента заставляет школу искать варианты работы.

По данным медиков более 80% детей, приходящих сегодня в школу, имеют отклонения в состоянии здоровья (наиболее типичные - отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, в развитии органов зрения, комплекс пограничных расстройств состояния нервной системы, маловыраженные последствия органического повреждения центральной нервной системы, то, что специалисты сейчас классифицируют как минимальные мозговые дисфункции, комплексы хронических заболеваний). Выпускников больных - уже 90%. Разница - 10%, но эти цифры не отражают тяжести и комплексности тех нарушений состояния здоровья, которые получает ребенок за годы обучения.

В чем причина, почему мы акцентируем внимание именно на школе? Во-первых, потому что ребенок в этот период проводит около 70% своего времени именно в школе. Во-вторых, это длительный период воздействия, от которого ребенку просто деться некуда. В-третьих, организм ребенка в этот период, период обучения в школе наиболее чувствителен к воздействию любых неблагоприятных факторов, тем более, комплексных, отрицательно сказывающихся на состоянии здоровья. Не обращать внимания на это - преступно. Но мало толку от крика "караул", если не предлагать пути выхода из этой ситуации.

Сейчас появился шанс изменить школьную ситуацию. Предполагается, что двенадцатилетняя школа будет принципиально иной: по укладу жизни, по организации учебного процесса, по интенсивности нагрузок, по объему нагрузок, которые будет получать ребенок. Работа предстоит трудная и длительная. Задачи министерства в ближайшие три года, до введения полноценного двенадцатилетнего обучения, предлагается решать последовательно. Педагоги, чиновники, общественность должны понимать, что никто не собирается пороть горячку, делать это быстро и непременно сейчас, есть запас времени, который позволяет эти проблемы решать.

Ф. Эр.: "...едва ли могут быть полезны в каком бы то ни было отношении те страшные мытарства, которые испытывают дети во время экзаменов, или тот искусственный культ самолюбия, который поддерживается среди учащихся существующей во многих местах балльной системой"

Жесткое требование министерства в первом классе отменена оценка любых домашних заданий. Эффект оценивания и сравнивания должен быть снят, так как это очень сильный стрессогенный фактор для ребенка.

Еще один плюс новой концепции образования - это то, что дети, выбравшие свой путь, свою будущую профессию, имеют возможность получить квалифицированную, полноценную подготовку в рамках школьного обучения. Это не репетиторы, не занятия на подготовительных курсах, требующих от абитуриента дополнительных затрат сил, времени, денег.

Другая задача подготовки к вводу двенадцатилетнего обучения, это система тестирования на выходе из двенадцатого класса, как предполагается, тестовые экзамены будут и вступительными экзаменами для поступления в вузы. Последнее разъяснение Министерства состояло в том, что ребенок, получивший определенное количество баллов на тестовых выпускных экзаменах, имеет право разослать свои результаты в разные вузы.

Детям не приходится дважды сдавать экзамены, появляется неразрывная связь школа-вуз. Мы разгружаем старшеклассника, и это очень важно, потому что ребенок растет и развивается, организм его еще полностью не сформирован и в 16-17 лет, когда он заканчивает школу. Это достаточно острый период развития, а чрезмерная школьная нагрузка ложится как раз на старшеклассника, выпускника. Предлагаемая система позволяет снять чрезмерность нагрузки, стрессы.

Ф. Эр.: "Доктор Нестеров, исследуя 216 человек учащихся в одном из средних учебных заведений Москвы, нашел среди них 71 человека, или 32%, нервная система которых была найдена ненормальной, причем, эти нервные расстройства (повышение психической чувствительности, головные боли, периферические невралгии, сердцебиение и т.д.) оказались резко прогрессирующими с каждым классом: в младших классах их было 8-20%, а в старших - 60-70%"

Другой компонент проблемы стресса детей - это требования родителей. И на этом, возможно, стоит остановиться поподробнее, потому что особенно в последнее десятилетие, мы видим все возрастающую жесткость требований родителей, очень часто не учитывающую возможности своего чада. Желания родителей отдать ребенка в школу с более жесткими требованиями, в школу, где больше нагрузок, вполне понятно. Они считают, что таким образом они обеспечивают благополучное будущее своему наследнику, но забывают, что если ребенок потеряет здоровье, то не будет ничего того, о чем они мечтали. Сегодня общая задача средств массовой информации, медиков и педагогов вести систематическую работу с родителями, разъяснять им, что жесткость требований, неадекватная возможностям ребенка - главный фактор ухудшения состояния здоровья ребенка. Ко мне на прием часто приходят родители, возмущающиеся тем, что их ребенок не реагирует на плохие отметки. Приходится убеждать их, что это - счастье, потому что если ребенок будет переживать, то оценки будут еще хуже, а о состоянии физического здоровья и говорить не приходится. Родители, которые изо дня в день показывают свое неудовлетворение, только резко ухудшают состояние, и тут уж неважно шестилеткой пришел в школу малыш или семилеткой. Эта неадекватность требований может сломать и подростка-старшеклассника. Снисходительность, доброжелательность и терпение - лучшее средство против стресса и плохой успеваемости. Да, у ребенка могут быть неудачи. А, собственно, чего же мы ждем?! Если у нас 60% патологий в родах, часто незаметных для родителей и воспитателей нарушений в развитии в первые годы жизни. Но вот смена условий - и все проблемы, все патологии проявляются. И здесь очень важно, чтобы это понимали родители.

Ф. Эр.: "и если разгружать, то надо естественно начинать с младших классов, так как здесь контраст между предыдущей свободой ребенка и принуждением, которое связано с регулярным посещением школы, является наибольшим и так как в действительности этот переход проявляется у детей многими болезненными явлениями. От 16 до 18 часов спокойного сидения в неделю при более или менее напряженном внимании вполне достаточно для шестилетних крошек"

С какого возраста учить ребенка? Этот вопрос обсуждается и педагогами, и психологами, и медиками, и физиологами. Я должна сказать, что наш институт вел самую активную работу по комплексному исследованию эффективности и возможности обучения шестилетних детей в школе. Эти исследования начинались в 1972/73 учебном году. Детей наблюдали сначала два раза в год (в начальной школе), затем раз в год до выпускных классов. Мы имеем данные, как растет и развивается ребенок, если он пришел в школу в шесть лет. Мы не наблюдаем отрицательных изменений ни в развитии, ни в состоянии здоровья, если правильно организован учебный процесс (под этим подразумевается все: и педагог, знающий особенности развития ребенка, и виды, формы деятельности, и методики, технологии обучения, и интенсивность работы, и организация режима учебного процесса).

Собственно программы и методики обучения, которые подготовлены для этого в рамках программы "Школа 2000", не позволят интенсифицировать учебный процесс, они так выстроены, урок так рассчитан, что даже если учитель очень захочет, ему будет трудно нарушить эти требования и нормы.

Ф. Эр.: "Один школьный врач, даже самый лучший, не может осилить стоящую перед ним задачу; это в природе вещей. Со своей стороны, учитель не может заменить школьного врача... Оба эти элемента не должны враждебно противопоставлять себя друг другу. В интересах школы, лучше сказать в интересах учащейся и подрастающей молодежи, они должны работать совместно. Это очень хорошо возможно при наличии доброй воли и убеждения в важности дела... Все же здоровое сотрудничество между врачом и учителем требует одного предварительного условия, а именно, чтобы учитель не только имел известный интерес к вопросам школьной гигиены, а также обладал бы в известной мере положительными знаниями в этой области"

И еще - родители. Они должны взвесить все "за" и "против", когда приводить ребенка в школу, право выбора за ними. Физиологи очень хорошо знают, что существуют расхождения между биологическим и паспортным возрастом. Это расхождение может быть достаточно большим - от полутора до 2 лет. И не плохо бы родителям об этом знать.

Хорошо бы, чтобы педиатр был в курсе этих проблем и помог родителям в решении этих вопросов. Мы с Александром Александровичем Барановым, президентом Союза педиатров России, этот вопрос обсуждаем в течение последних двух лет. Обсуждали эти вопросы и на объединенной сессии двух академий (медицинских наук и образования ), которая прошла прошлой весной. Здесь должен быть встречный курс. С одной стороны, эти знания должны даваться при подготовке врачей, работающих с детьми, и при подготовке учителей, психологов обязательно уделить большее внимание специализированной медицинской тематике. Я должна сказать, что единственный университет, в котором существует кафедра возрастной физиологии, относится к РАО.

Недавно благодаря инициативе А.А. Баранова вышел большой труд "Физиология роста и развития детей и подростков" для врачей. Мы готовим такой же учебник для педагогических вузов. Предполагаем, что эти знания нужны и среднему медицинскому персоналу, медсестрам, которые будут работать в школах. Есть надежда, что комплексные перестройки системы образования, подготовки медицинских и педагогических кадров, систематическая работа с родителями (пока, к сожалению, эта работа малоудовлетворительная, плохо в ней участвуют СМИ), повышении их образовательного уровня.

Важный момент для дальнейшей работы - оценка ребенка по функциональному развитию и состоянию здоровья. Интеллектуальное развитие ребенка - это только один из показателей, обеспечивающих полноценное обучение. Часто приходится наблюдать ситуацию: ребенок с блестящим интеллектом, а физиологически - с очень зрелой корой головного мозга, соответствующей его возрасту, и незрелостью регуляторных структур мозга, которые обеспечивают организацию деятельности. Такой умненький ребенок не удобен в школе - он не может организовать себя: у него страдает концентрация внимания, он может быть гиперактивен или наоборот, заторможенный, вялый. Он не просто неудобен, его отправляют в коррекционный класс.

Помимо научной работы, которую ведут сотрудники нашего института (хотя их фундаментальные исследования, публикации по ним - это руководство к действию для практиков), мы регулярно проводим ежегодные школы по возрастной физиологии, в их работе принимают участие специалисты разных специальностей - и педагоги, и психологи, а последнее время, и медики. Мы полагаем, что изменение программ, вузовских учебников тоже даст заметный эффект.

Ф. Эр.: "... известная разгрузка учебного плана становится возможной благодаря несколько измененному восприятию цели и задачи школы"

В концепции двенадцатилетней школы проблемы охраны и укрепления здоровья - выделены как приоритетные задачи школы. И мы будем их решать на разных уровнях и в разных формах - это будут делать биологи, преподаватели естественнонаучных дисциплин, это будут делать преподаватели в рамках такой дисциплины, как ОБЖ, это будут делать специалисты, работающие в школе - психолог, логопед, социальный педагог, медицинский работник.

Когда я говорю о том, что сохранение и укрепление здоровья становится приоритетной задачей новой школы, то имею в виду создание условий и формирование у ребенка ценности здоровья и здорового образа жизни. Будет ли это отдельный курс или это будут циклы, включенные в обще-естественные дисциплины (курс которых у нас весьма обширен, и не использовать этот потенциал просто грешно), пока трудно сказать. Мы не останавливаемся только на этом. Мы предложили программу о правильном питании в начальной школе. Она работает сейчас во многих регионах, а апробировалась в 160 московских школах. Мы собрали фантастические данные анкетирования родителей. Есть, например, тема "Как сделать кашу вкусной". Не многие дети любят кашу, но наша программа, методика и технология выстроены с учетом особенностей возрастного развития. Дети играют. А в результате анализ собранных данных, показывает, что, например, в Дальневосточном регионе, где ее применяли, количество детей, евших кашу на завтрак, возросло с нескольких процентов до 80! И родители удивляются: мы для себя из этой книжки для первоклассников узнали много нового, интересного и полезного. То есть формируя у детей определенное мировоззрение по этим вопросам, мы воздействуем и на их родителей.

Вторая серия "Волшебные уроки в стране Здоровье" - для второго и третьего класса. Она направлена на раннюю профилактику наркомании во всех формах - табак, алкоголь, дурман. Увы, первый опыт употребления табака или алкоголя, даже в этом нежном возрасте, многие уже получили, а иногда и дома. Есть и другие формы работы. Наша лаборатория валеологии обобщает опыт общественного движения "Школа здоровья", чтобы показать, насколько эффективной может быть такая работа, как можно реализовать такой опыт.

Если задача школы не только дать знания, умения и навыки, но еще и сохранить и укрепить здоровье, значит, система этих мер в рамках двенадцатилетней школы будет прописана точно так же, как "знания, умения, навыки". Я даю слово, так как занимаюсь этим направлением отстаивать это в рамках всей программы, в рамках концепции, в рамках разработки базисного плана, стратегии образования двенадцатилетней школы..


"Декларация или алгоритм новой школы?"

В.Р. Кучма

Ф. Эр.: "...школа действительно причиняет эту злополучную болезнь; но я должен прибавить, что близорукость не есть неизбежное зло, которое необходимо сопряжено со школьным воспитанием; напротив это зло, возникающее только от нецелесообразного устройства школ, и это зло было бы, конечно, устранено, если бы на устройство школ было бы более обращено внимание общества"

Именно работы Ф.Ф. Эрисмана о влиянии обучения школьников на развитие близорукости, нарушения осанки, невротизации и проблемы, изучаемые им, стали истоками нашей дисциплины. Возникли они не вчера-сегодня, а более 100 лет назад.

И хотя наша наука не стоит на месте, школа по-прежнему вносит существенный вклад в дело ухудшения здоровья детей. А новые интенсивные обучающие технологии только усугубляют положение.

Мы не занимались специальным сравнением состояния здоровья российских школьников и их зарубежных сверстников, влияние на него системы обучения. Это трудно сопоставлять. Многие специалисты в области дошкольного образования отмечают: то, что у нас есть в подготовительной группе, это сплошь и рядом третий год обучения в европейской школе. Некоторые даже говорят: у нас давно тринадцатилетнее образование, учитывая подготовку в детсаде. По-другому учат детей в Европе, США, там другие подходы, меньшая нагрузка, интенсивность. Трудно сравнивать и показатели физического развития, хотя в целом, наши дети принципиально не отличаются. Но то, что состояние здоровья наших детей значительно хуже, чем, скажем, юных американцев, очевидно. Вот данные Американской педиатрической академии: 10-15% - больные дети (24% из них - тяжелые заболевания, влияющие на обычную жизнь). Официальные данные оценивают наших детей: 50% (а в некоторых регионах на 73-75%) хронически больные.

Ф. Эр.: "Я далек от того, чтобы сказанным бросить упрек тем педагогам, которые не сразу горячо приветствуют предложения врачей"

Одним из побудительных мотивов реформирования школьного образования указывается забота об охране и укреплении здоровья учащихся. Очень бы хотелось надеяться. Однако в проекте Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12 летней школе) приоритет сохранения здоровья учащихся лишь декларируется и не опирается на современную научно-практическую базу, не имеет должной личностной ориентации нового содержания образования. Кроме того, в настоящее время лишь 27% учреждений (треть!) для детей и подростков в России отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, что также должно учитываться при реформировании системы общего среднего образования. В связи со значительным вкладом школьных факторов в формирование здоровья детей, в концепции и в последующих ее развитию документах должны быть учтены принципиально важные гигиенические требования.

Ф. Эр.: "Особенного внимания заслуживает мозговое переутомление учащихся, на которое впервые было указано Лоринзером в 1836 г. Резвые и цветущие дети значительно изменяются вскоре после своего поступления в учебное заведение: они становятся бледными, вялыми, не обнаруживают прежней охоты к играм, иногда жалуются на головные боли, головокружение и тревожный сон. У многих это ненормальное состояние имеет временный характер, и дети, акклиматизировавшись в школе, снова приобретают прежнюю веселость и детскую беззаботность. Но у других болезненное состояние организма развивается дальше"

Хочется верить, что само увеличение на один год обучения при реформировании школы приведет к сокращению нагрузки, а не к ее увеличению. Существенную роль в этой концепции должны играть те условия, которые выдвигают медики. Для школьников, среди которых более половины имеют хронические заболевания, личностная ориентация образования, прежде всего, должна предусматривать индивидуализацию их обучения. Образовательные программы, учитывающие это, становятся здоровьесберегающими. Именно на широкое использование их должна ориентироваться новая концепция: ранжирование содержания учебных предметов на уровни минимально необходимого (стандарт обучения); разноуровневое освоение учебного материала; повышение двигательной активности учащихся и т.д.

И обязательно надо ориентироваться на весь арсенал средств, призванных разгрузить и перераспределить нагрузку с одних групп мышц на другие, упражнения, способствующие активизации и улучшению кровеснабжения головного мозга, профилактику зрительного утомления. Все это есть, все это наработано, и учитель должен это знать, должен это проводить.

Ф. Эр.: "...исследования Кэя (Кеу), а равно и материалы, собранные по тому же вопросу Гертелем в Дании, показали, что заболеваемость учащихся, употребляющих на умственный труд больше среднего количества часов, на несколько процентов превышает заболеваемость тех, которые работают меньше среднего количества часов. Вообще всеми медицинскими авторитетами, занимающимися этим вопросом, число обычных рабочих часов для учащихся различных возрастов считается чересчур великим, и все предложения клонятся к уменьшению рабочего времени и в особенности к сокращению числа часов, употребляемых для приготовления уроков. Так, например, комиссия сведущих людей ... установила максимальное число часов, посвящаемое умственным занятиям (в школе и дома) в день следующим образом: для детей 7-8 лет - 4 час., для детей 9 лет - 4 1/2 час., 10-11 лет - 6 часов, 12-14 лет - 7 час., 15-18 лет - 7 1/4-8 1/4. Таким образом, если число ежедневных уроков в гимназиях считать равным в среднем 5 часам, то для домашних занятий остается не более 1-3 часов, смотря по возрасту. С санитарной точки зрения эти величины должны быть признаны предельными"

В санитарных правилах записано, что учителя, школа должны предупреждать родителей о выраженных нагрузках, особенно, в образовательных учреждениях нового типа, что это влияет на состояние здоровья. Родители и сами должны понимать, что если накануне, в прошедшем учебном году часто или тяжело болел, не надо ему давать такие нагрузки, отложить можно его поступление на год. Надо обязательно учитывать и его физическое развитие, если мы видим, что ребенок отстает в темпах развития - не надо форсировать его прием в школу. Мы категорически возражаем против обучения с шести лет в современных российских школах, подчеркиваю это. Возможность систематического обучения детей с 6 лет показана научными исследованиями. Однако современная школа не располагает необходимыми адекватными как педагогическими, так и санитарно-гигиеническими условиями для их нормального развития и обучения. 80% шестилеток, прошедших тестирование, не готовы к систематическому обучению, так как их развитие соответствует примерно 5,5 годам. Условия, необходимые для них, которые мы оговариваем (спальни, нагрузки не более 20 часов в неделю), школы не в состоянии предоставить. И через несколько лет результат - подавляющее число "двоечников" пятых-седьмых классов - это незрелые первоклашки с ярко выраженным ослабленным здоровьем.

Вот с учетом всего этого санитарное законодательство (СП 2.4.2.782-99), устанавливает возраст первоклассника в 6,5 лет на 1 сентября. И не может концепция, ставящая во главу угла сохранение и укрепление здоровья, снижать вот это элементарное требование, тем более, что все данные говорят: эти полгода весьма существенны для ребенка.

Разработаны и гигиенические требования к максимальным величинам воздействия на школьника учебно-воспитательного процесса.

При 5-дневной недели нагрузка (в неделю) на первоклассника должна быть не более 20 ч; на учеников 2-4 класса - 22 ч; 5 класса - 28 ч; 6 класса - 29 ч; 7 класса - 31ч; 8-10 -32 ч; 11-12 класса - 33 ч, причем в этот объем входят факультативы, групповые и индивидуальные занятия. И еще одну проблему, мы считаем, пора уже поднимать. Это нерациональный календарь четвертей. 30 лет назад европейское сообщество (и мы принимали в этом участие) пришло к выводу, что обучение должно идти равномерно: 5-6 недель занятий, не менее недели отдыха. И тогда будут нормально ложиться и рождественские каникулы, и пасхальные.

Ф. Эр.: "...школа, кроме английской, не обращает достаточного внимания на физические упражнения. Гимнастика в загоне" "Физическое воспитание молодежи является такой же задачей школы, как и умственное"

И это огромнейшая проблема. С приходом в школу у детей в 2 раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. Объективно при поступлении в школу у ребенка тут же затормаживаются процессы роста и развития.

Категорически мало физкультуры в школе. 2 урока в неделю - это ничто. Москва с нового учебного года идет на третий урок, и мы их всячески поддерживаем. Часы, дни здоровья... двигательную активность нужно увеличивать в школе.

И, конечно же, (по моим данным, Москва этим начала заниматься) внеучебная нагрузка, домашние уроки - их объем не прибавляет здоровья учащимся.

На сегодняшний день у старшеклассников пятнадцатичасовой рабочий день! Похоже, что мы их сразу всех готовим в Ньютоны, либо у нас что-то не так с учебным процессом... Это нагрузка тоже должна строго регламентироваться.

Ф. Эр.: "Кроме всех этих вопиющих недостатков, школы представляют еще то неудобство, что многие из них переполнены учащимися"

Реформа, которая мыслится как индивидуализация обучения, при той наполняемости классов, которая есть сегодня, не реальна - практически везде идет завышение даже наших нормативов. Поэтому, и с учетом демографической ситуации, мы должны прийти к заполняемости классов в 20 человек, а в начальной школе и до 15 человек. Вот тогда, действительно можно дать ребенку и индивидуальную нагрузку.

Ф. Эр.: "В высокой степени законно требование, чтобы классные комнаты были светлы и чтобы хорошее освещение не было сопряжено с чрезмерными расходами"

"... о вредных последствиях нецелесообразно построенных классных столов для физического развития учащихся мы должны отметить главным образом: близорукость, искривление позвоночника и неудовлетворительное развитие грудной клетки"

Пока мы говорили о вопиющем. А что в 27% благополучных по нашим понятиям школах, все благополучно?! Неблагоприятный микроклимат, низкий уровень освещения. Я сам наблюдал, как в Коми учитель вынужден был обращаться к главе республики за помощью - ему на год выдают только две лампочки. Он человек сильный, волевой - своего добьется. Но вот решит ли задачу, куда девать перегоревшие люминесцентные лампы - их не выбросишь просто так на помойку. Мебель в наших школах до 40% не соответствует размерам тела школьников. Использование современных отделочных материалов - очередная проблема. Сплошь и рядом срабатывает принцип: "не гонялся бы ты, поп, за дешевизной". Даже при наличии гигиенических сертификатов, линолеум или панели начинают выделять такое количество токсинов...

Компьютеры и компьютеризация - обширное поле деятельности для гигиенистов и санитарных врачей. Даже в Москве проведенная санэпидемнадзором оценка школьных компьютеров была просто ошеломляющей. Большая часть этой техники (у меня нет под рукой точных цифр, но что-то около 80%) превышала все допустимые пределы уровня излучения. И сейчас принимается специальное постановление правительства Москвы о переоснащении школ. А к этому, опять нерациональные нагрузки на ребенка, чаще - добровольные, особенно в элитных образовательных учреждениях: и 45 мин, и спаренный урок, и пр.

Ф. Эр.: "Во избежание чрезмерного утомления количество требуемой от человека работы, степень ее трудности, а равно и распределение ее по часам дня должны быть согласуемы с утомляемостью данного субъекта. ...целые группы населения относительно распределения своего времени находятся в зависимости от других (учащиеся дети). Для таких людей максимальная продолжительность рабочего времени, а равно и продолжительность и время перерывов в работе должны быть устанавливаемы законом или особыми правилами"

Уже сегодня законодательно закреплено, что подлежат обязательной экспертизе, оценке, созданию соответствующих условий виды деятельности, которые могут оказывать отрицательное воздействие на развитие социального здоровья. И если раньше это были особые факторы: радиация, вредные производства, пищевые объекты и т.д., то сегодня образовательная деятельность уже законно значится как потенциально опасная для социального здоровья.

Оптимизм вселяет то, что в последней редакции закона о санэпидблагополучии населения 1999г. четко записано, что все новые технологии, в том числе и образовательные, которые потенциально могут нанести вред здоровью, обязательно разработчики или пользователи должны предоставлять материалы, обоснованные, аргументированные, об их безвредности для состояния здоровья человека. То есть, все, что в школе осуществляется, все должно быть сертифицировано. И родители здесь тоже должны проявлять определенную настойчивость и озабоченность. Ведь, когда ребенок попадает в элитную школу, чаще всего, родители счастливо успокаиваются, в лучшем случае их беспокоят новые занавески в класс или наличие охранника при входе, а не по каким технологиям учат их детей, и не велики ли на них нагрузки и т.д.

Ф. Эр.: "Утомляемость различных людей зависит от возраста, пола, большей или меньшей уравновешенности характера или настроения, состояния здоровья и пр.: дети в общем легче и быстрее утомляются, чем взрослые люди; у слабых, болезненных, находящихся под нравственным гнетом субъектов утомление наступает быстрее"

Картина получается весьма безрадостная. Но решения проблем, безусловно, есть. Наш институт стоял у истоков уже разработанной программы и продолжает развивать ее. В целом ряде регионов уже сейчас мы проводим ряд оздоровительных и корегиррующих мероприятий. Они доказывают, что до 80% детей можно оздоровить именно в школе. Нужно только хотеть этим заниматься и готовить соответствующим образом образовательный коллектив. Прошли времена, когда педагоги могли сказать, что школа - "это не поликлиника". Теперь два закона (и закон об образовании, и закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии) говорят о том, что школа должна обеспечивать и нормальные условия, не приносящие вред здоровью, и условия, обеспечивающие оздоровление детей.

Самые лучшие образцы - это новые школы, открываемые по московской правительственной программе. Запланировано (чуть ли не в каждом столичном округе) открытие школы, где будут концентрироваться дети, имеющие хронические заболевания. Это настоящие оздоровительные центры с мощнейшими физиотерапевтическими комплексами. Здесь есть и ингалятории, и соляные пещеры, и массажные кабинеты, и электросон, различные водные процедуры, фитотерапия. Комплексы оздоровительных мероприятий, пусть в несколько усеченном виде, вполне реальны и в обычной школе обычного города. Мне приходилось бывать в рядовой типовой школе, где директор школы озабочен проблемами здоровья своих учеников. Он находит и педиатров, контактирует с Архангельским медицинским университетом. Там проводятся все эти процедуры. Нарушение осанки, заболевания желудочно-кишечного тракта - предупреждать и лечить это можно в школьных условиях.

И еще один момент. При всем моем положительном взгляде на урок ОБЖ, мне кажется, он сдвинут в сторону армии, в направлении освоения экстремальных ситуаций. А ведь ребенок гораздо чаще оказывается в столкновении с обыденной, но не менее опасной жизнью. Ребенок не знает, что для сохранения нормального состояния и здоровья надо спать определенное время, регулярно и сбалансированно питаться, что это биологические потребности, несоблюдение которых ведет к серьезным последствиям. Нет в этих программах гигиенических истин. И биологические дисциплины, впрочем, тоже должны у наших детей формировать культ здоровья.

Будем стоять на строгом соблюдении действующих санитарных норм, и никакая реформа не может нас заставить отказаться от средств, которые направлены на защиту здоровья детей.

Безусловно, двумя беседами мы не исчерпали всего круга вопросов, что ставит перед нами эта тема. Ее развитие будет в следующих номерах.

Беседы записала Н. Токарева

 

назад

Rambler's Top100

© АНО "Журнал "Экология и жизнь" . Авторские права защищены действующим российским и международным законодательством. Ссылка при перепечатке обязательна. E-mail: info@ecolife.ru

Дизайн и программирование: Иванов Сергей. Поддержка и обновления: АНО "Журнал "Экология и жизнь"

По вопросам размещения рекламы на сервере, конференциях и списках рассылки обращайтесь к вебмастеру. По вопросам размещения рекламы в журнале обращайтесь в редакцию.