Главная Космос Реально ли создать защиту от астероидов в ближайшие годы

Реально ли создать защиту от астероидов в ближайшие годы

Судьба всего человечества зависит от умения работать вместе для решения действительно важных проблем, а не борьбы за земли, ресурсы или идеологию. Челябинский болид вновь напомнил людям, насколько уязвима наша планета. «Известия» опросили ведущих зарубежных специалистов, реально ли разработать систему безопасности от астероидов.

Корреспондент «Известий» обсудил возможность создания глобального антиметеоритного щита с ведущими зарубежными экспертами. Все они согласились с важностью мероприятий по созданию систем противостояния угрозе из космоса и признали, что такую задачу можно решить лишь объединенными усилиями всего человечества.

«Изменить орбиту астероида реально»

Частный фонд B612 Foundation основали в 2002 году астронавты Рассел Швайкарт, Эдвард Лу и голландский астрофизик Пит Хат. Ключевым проектом фонда является программа Sentinel. На вопросы «Известий» ответил Гаролд Рейтсема, директор B612 Sentinel.

— Как ваш фонд предлагает защитить человечество?

— Мы предлагаем запустить инфракрасный телескоп Sentinel, который сможет отслеживать астероиды, находясь на орбите Венеры. Объединив возможности Sentinel и наземных телескопов, можно прогнозировать столкновения. Если в распоряжении будут иметься несколько дней, можно будет эвакуировать людей из опасной зоны. Если же счет будет идти на недели или месяцы, то вполне реально изменить орбиту астероида. В любом случае потери от столкновения, к примеру, со стометровым астероидом намного превысят затраты на систему предупреждения.

Нет способов отразить астероид за несколько дней до столкновения — не помогут ни ракеты, ни лазеры. Проще, правильнее и эффективнее делать это с большим упреждением по времени.

— Когда Sentinel начнет работу?

— Телескоп будет запущен менее чем через пять лет — в декабре 2016 года. За первые недели работы он сможет обнаружить больше астероидов, чем было идентифицировано до сегодняшнего дня.

— Есть ли какая-то система мониторинга метеоритов и астероидов уже сегодня?

— В принципе можно довольно успешно отслеживать потенциально опасные космические тела — для этих целей подходят установки с большими зеркалами и широким полем обзора, как например, у системы телескопов Pan-STARRS. Могут помочь и небольшие телескопы. Но без «внешнего наблюдения» такая система будет неполной и неточной.

— Это дорогое удовольствие — следить за астероидами?

— Если говорить о наземных системах, то один небольшой телескоп обойдется где-то  в $5 млн, мощные установки могут стоить до $200 млн, а проект Sentinel с учетом запуска обойдется ориентировочно в $450 млн.

«Хорошо работающая система гражданской обороны — лучшая страховка»

Профессор Джей Мелош, геофизик, признанный специалист в области ударных кратеров из американского Университета Пердью, полагает, что для для создания защиты против астероидов и метеоритов необходимо использовать весь комплекс доступных на сегодня инструментов.

— Как вы считаете, есть ли у нас сегодня возможность защититься от космических угроз?

— Лучший и наиболее доступный ответ на метеоритную угрозу — отслеживать опасные объекты. Всё это развивается в США и других странах-участницах проекта Spaceguard. Мы уже знаем орбиты многих астероидов (95%) километрового диаметра, последствия столкновения с которыми могут быть фатальными для цивилизации.

Астероиды меньшего размера, способные причинить ограниченный ущерб планете, изучены хуже. Если говорить, к примеру, о десятиметровых объектах, то их трудно обнаружить на больших расстояниях — они тусклы и неразличимы, а их орбиты могут изменяться, к примеру, под воздействием солнечной радиации. Поэтому их необходимо отслеживать непрерывно — недостаточно просто найти такие небольшие объекты и рассчитать их орбиты, мониторинг должен быть регулярным. И пока не совсем ясно, стоит ли овчинка выделки. На мой взгляд, хорошо работающая система гражданской обороны может быть лучшей страховкой во многих случаях.

— Сколько, на ваш взгляд, может стоить полноценная система обнаружения астероидов и метеоритов?

— Стоимость нескольких систем обнаружения можно взять из доклада «Защита Земли», сделанного в 2010 году Национальным исследовательским советом США — там фигурирует цифра $1 млрд. Серьезная система защиты будет стоить много, много больше. И точно рассчитать ее, учитывая неразвитость некоторых технологий, сегодня довольно сложно.

— Хорошо, угрозу обнаружили, опасный астероид отследили — что дальше?

— Перечислю наиболее эффективные методы работы с метеоритной угрозой: гражданская оборона, кинетическое воздействие и сложный набор технологий и методов — изменения отражающей способности космического тела (альбедо), когда астероид покрывается краской для достижения эффекта Ярковского, метод «гравитационного трактора» (космический корабль, находящийся рядом с астероидом, может взаимодействовать с гравитационным полем небесного тела и изменять его орбиту. — «Известия»).

— Какие из концепций защиты, на ваш взгляд, наиболее эффективны?

— Один из методов, «кинетическое отклонение», уже был протестирован NASA в проекте Deep Impact, когда специальный зонд столкнулся с кометой Темпеля 1. Такой способ хорошо сработает в случае с небольшими астероидами и при наличии времени. Для предотвращения столкновения с более крупными космическими объектами придется использовать гораздо более дорогостоящие системы, для их разработки понадобится на порядок больше времени. Предлагалось несколько таких схем, которые наверняка будут эффективными. Одна из них — солнечная абляция, разработанная мной и Немчиновым: находящийся рядом с астероидом космический корабль за счет системы зеркал фокусирует солнечное излучение на поверхности опасного объекта, вещество астероида начинает интенсивно испаряться, придавая телу реактивный импульс и, соответственно, изменяя его орбиту.

«Системы защиты от метеоритов полностью бесполезны»

Доктор Гарет Коллинз из Имперского колледжа Лондона, несколько лет изучающий метеоритные кратеры на Земле, считает, что только системы отслеживания небольших небесных тел могут обезопасить человечество.

— Как вы считаете, какие инструменты и методы помогут защитить Землю от угрозы из космоса?

— На мой взгляд, системы защиты от метеоритов, находящиеся на земной орбите, полностью бесполезны — что мы сможем сделать с гигантским астероидом, несущимся навстречу планете со скоростью 20 км/с, даже если он находится за тысячи километров? Его разрушение только увеличит площадь поражения. И еще неизвестно, что лучше: получить град из 10-метровых обломков или удар одним большим метеоритом. Если же засечь астероид за несколько лет до столкновения с Землей, то для предотвращения катастрофы понадобится гораздо меньшее усилие — для изменения курса достаточно будет изменить его скорость на несколько сантиметров в секунду. Тут можно будет применить и специальный космический аппарат или послать навстречу астероиду ядерный заряд. А судя по опыту миссии Deep Impact, это вполне по плечу человечеству.

— Чего нам нужно добиться в первую очередь?

— Во-первых, нужно научиться отслеживать потенциально опасные объекты и вычислять их орбиту, а во-вторых, изменять их траектории в миллионах километров от планеты. Такие проекты, как Spacewatch или Catalina Sky, входящие в программу NASA под названием Near Earth Object, довольно успешно справляются с задачей. Но если они смогли обнаружить около 99% астероидов, размер которых превышает 1 км, то количество 50-метровых объектов, найденных ими, вряд ли превышает 1% от их общего количества. Таким образом, задача ближайшего времени — улучшить мониторинг астероидов астрономами.

«Скорость света — это другой уровень»

Филип Лубин, космолог из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, вместе с группой коллег прорабатывает концепцию орбитальной лазерной платформы, которая позволит буквально «испарять» опасные астероиды на расстоянии в десятки миллионов километров. По его словам, процесс создания системы защиты от астероидов — дело небыстрое, но безусловно нужное.

— Можно ли сделать что-то  реально работающее в ближайшее время?

— Я не верю, что можно построить что-либо  грандиозное в этом плане за 3–5 лет. Необходимо сосредоточиться на исследованиях способов обнаружения и разработке будущих систем. Однако всё же нужно серьезно обсудить, что реально сделать. Система, которую мы предлагаем, должна инициировать такое обсуждение, а заодно показать, что всё возможно.

— Расскажите о вашей лазерной платформе, насколько она перспективна?

— DE-STAR, система направленного излучения энергии, которую мы предлагаем, отличается от концепций, связанных с нанесением ракетных ударов по астероидам, — можно сказать, что она действует со скоростью света. Идея такой системы связана с последними открытиями в фотонике. На сегодня мы находимся лишь на первом этапе разработки, еще многое придется преодолеть.

Что касается развития таких систем в будущем, то мы считаем, что у проектов, подобных нашему, больше перспектив, чем у ракет-перехватчиков, пусть и с ядерным зарядом, скорость света — это все-таки другой уровень. Да и применять нашу систему направленного излучения можно будет и для анализа состава планет и астероидов, и даже в качестве двигателей для космических аппаратов.

— Всё, что нам остается, — это надеяться и ждать?

— Да, наша система всё еще находится в разработке, но важно помнить, что мы используем реально существующие технологии, а не какие-то волшебные инновации. Наш проект потребует строительства колоссальных объектов на земной орбите. У вас в России есть такой опыт. Судьба всего человечества зависит от умения работать вместе для решения действительно важных проблем, а не борьбы за земли, ресурсы или идеологию.

планетачеловечествоболидметеоритуязвимость