Главная→Космос→
Российская космонавтика: есть ли основания для гордости?
Российская космонавтика: есть ли основания для гордости?
В последнее время на Хабре не утихают споры о состоянии дел, достижениях и провалах отечественной космонавтики. Накал этих споров и используемые аргументы просто требуют обзорной статьи, попытку создания которой я и представляю вашему вниманию.
Введение
К сожалению, придётся начать с не-космических тем, поскольку есть три фактора, которые очень серьезно влияют на восприятие положения дел в отечественной космонавтике, и, не взяв на них поправку, по-моему, не получится полноценно сделать этот обзор.
Политика. 2011 год, отметившийся всплеском аварий в отечественной космонавтике, пришёлся на период предвыборного политического обострения, и заинтересованные лица сполна использовали это. Мем про«тихоокеанскую группировку спутников» форсится уже второй год, и глупые шутки по этому мему появляются в комментариях с удручающей регулярностью.
Специфика работы СМИ. Успешный запуск — это новость гораздо меньшего масштаба, чем авария. Поэтому человек, не интересующийся космосом специально, слышит об авариях, но вряд ли слышит об успехах.
Психические аберрации. В комментариях к космическим статьям, что на Хабре, что в целом по Рунету, есть весьма печальная аберрация — сочетание черно-белого мышления и нереальных требований. Если мы не сделали«шаттл с дальностью полёта до Луны», то дела наши совсем плохи, и ничего хорошего у нас нет. В реальном мире невозможно быть лучшим везде по всем параметрам, и наличие недостатков не означает глобального краха.
В конце введения подчеркну, что эта статья — обзорный ликбез, и, возможно, вы не найдёте здесь много нового. Также, я постарался дать к каждому утверждению ссылку, поэтому не удивляйтесь обилию синего текста.
Пилотируемая космонавтика
Пилотируемые корабли
Запустить сегодня человека в космос самостоятельно могут только две страны — Россия и Китай. У всех остальных стран собственные пилотируемые корабли отсутствуют или находятся в разработке. Рассмотрим более подробно:
Россия: Успешно используется КК«Союз» четвертой модификации«ТМА-М», готовится пятая модификация«ТМА-МС», которая, как ожидается, станет последней. Разрабатывается«Перспективная пилотируемая транспортная система(ППТС)», первый беспилотный пуск не раньше 2017 США: Программа«Спейс Шаттл» закрыта в 2011 году, разрабатывавшаяся на замену программа«Созвездие» остановлена в 2010. Корабль«Орион», входивший в программу«Созвездие», однако, не был закрыт окончательно, и сейчас разрабатывается(первый пуск не раньше 2017). Также существует государственная программа финансирования частных фирм-разработчиков пилотируемых кораблей(CCDev), в рамках которой разрабатываются корабли DreamChaser, DragonRider, CST-100. Однако ни один из них не отправится в полёт раньше 2017 года, и НАСА покупает места на«Союзах» уже до июня 2017. Европа: Есть проект CSTS, который в середине нулевых планировалось разрабатывать совместно с Россией, однако, твердый контракт так и не был подписан. Судя по тому, что по CSTS или ACTS, как его начали называть в конце нулевых, удивительно мало информации в интернете, проект наверняка заморожен. Китай: Эксплуатируется КК«Шэньчжоу», в 2007 году появились несколько фотографий многоразового аппарата«Шэньлун», однако статус этой программы неизвестен. Индия: Проект ISRO. Первый полёт планировался в 2012, затем 2016, а сейчас есть сомнения в том, что он будет завершён, из-за финансовых трудностей. Япония: Шаттл«HOPE-X» отменен, одноразовый аппарат«Fuji» тоже отменен.
Орбитальные станции
МКС является совместным проектом России(4 модуля,«Заря» принадлежит США), США(7 модулей), Европейского космического агентства(1 модуль), Канады(манипуляторы«Канадар м²» и«Декстр»), Японии(1 модуль). Из всех стран только Россия проводит работы по расширению МКС, модуль«Наука» готовится к запуску в ноябре-декабре этого года. Также орбитальная станция из одного модуля«Тянгун-1» есть у Китая. Ещё можно отметить частную станцию Бигелоу, которая ожидается не раньше 2014.
Грузовые корабли снабжения МКС
Россия:«Прогресс», 2,3 т. полезного груза, наиболее частые запуски. Возвращение груза возможно, но используется редко. США: Dragon, наиболее перспективный, ожидается, что станет пилотируемым, 3,3 т. на орбиту, 2,5 т обратно. Европа: ATV, 7,6 т. на орбиту, возвращение не предусмотрено. Япония: HTV, 6 т. на орбиту без возврата.
Прикладная беспилотная космонавтика
Системы спутниковой навигации
Глобальные системы спутниковой навигации имеют только две страны: Россия и США. У остальных стран такие системы отсутствуют, либо являются локальными: Россия: ГЛОНАСС, 24 спутника по плану системы, 28 сейчас на орбите, 3«Глонасса-М» готовятся к запуску 2 июля не запущены по причине аварии РН. США: GPS, 24 спутника по плану, 31 на орбите, самый свежий запущен в мае 2013 года Европа: Galileo, 27+3 резервных спутников по плану, на орбите сейчас 4 экспериментальных аппарата, полное развертывание системы обещают к 2020 году. Китай: Локальная система навигации«Бэйдоу». Сейчас работает для азиатского региона, глобальный вариант ожидается в районе 2020 года. Индия: IRNSS, региональная индийская система, 7 спутников по плану, первый пуск ожидается прошёл успешно 1 июля этого года. Япония:QZSS, система для улучшения работы GPS, локально для Японии, 4 спутника по плану(3 по первоначальному плану), 3 на орбите, ожидается объявление о начале эксплуатации системы.
Прочие
У любой развитой космической державы есть группировка спутников, обеспечивающая государственные и военные нужды. Это разведка(видовая и радиолокационная), связь, предупреждение о ракетном нападении, метеорология и т.п. К сожалению, в силу обилия программ простое их перечисление неинтересно, подробный рассказ невозможен, и краткое сравнение по шести странам я провести не могу. Также, из-за секретности военной составляющей, в ближайшие годы мы вряд ли узнаем настоящие характеристики этих спутников. Поэтому придётся ограничиться общими фразами, что у всех из шести стран есть соответствующие орбитальные группировки. Что же касается России, то панические темы на тематических форумах вроде«У России нет метеоспутников. Совсем нет» 2004 года ушли в прошлое. У нас есть спутники дистанционного зондирования Земли(«Электро-Л»,«Канопус-В»,«Ресурс-П»), связные(«Стрела»,«Меридиан»), разведывательные(«Кондор»,«Персона»), метеорологические(«Метеор-М»), СПРН(«Око-1»).
Научная беспилотная космонавтика
Автоматические межпланетные станции
Здесь лидируют NASA и ESA. В Азии идёт Азиатская космическая гонка между Японией, Китаем и Индией. Япония лидировала в 90-х годах, однако сейчас в лидеры вышел Китай. В настоящее время там идёт соревнование за мягкую посадку на Луну и высадку лунохода. Отличные списки есть на сайте NASA и на Хабре. Россия: последними успешными АМС были«Веги» в 1984,«Фобосы» в 1988 году были частично успешны, амбициозный«Марс-96» и приснопамятный«Фобос-Грунт» окончились провалом. К счастью, современные АМС очень часто строятся в международной кооперации, и наши ракеты-носители выводят АМС в качестве нашего вклада в миссию, наши приборы искали воду на Луне, и сейчас ищут её на Марсе. В настоящее время ведутся работы по миссиям на Луну(«Луна-Глоб»,«Луна-Ресурс») и по совместному с ESA проекту ExoMars США: Множество успешных АМС, начиная от«Вояджеров», и заканчивая популярнейшим«Curiosity». Из ближайших планов — миссия по изучению атмосферы Марса MAVEN. Европа: Второе место по количеству станций, из наиболее интересных — миссия к комете Чурюмова-Герасименко Rosetta. В планах миссия к лунам Юпитера EJSM(с участием NASA и Роскосмоса) и уже упомянутый ExoMars. Китай: Последний успех — лунный орбитер«Чанъэ-2» в 2010, в планах посадка на Луну и луноход, миссия«Чанъэ-3». Индия: Последний успех — лунный орбитер с импактором«Чандраян-1» в 2008, в планах орбитер«Чандраян-2» и луноход, доставленный на поверхность«Луной-Ресурс». Япония: Последний успех — лунный орбитер«Кагуя»(2007), в планах миссии«Хаябуса-2»(к астероиду) и«BepiColombo»(к Меркурию).
Научные аппараты
Очень обширная категория, перечислить все аппараты вряд ли получится. Различные страны сотрудничают, часто аппараты дополняют друг друга, например, у России не будет своего«Хаббла», но уже есть один и планируются ещё три телескопа в тех диапазонах, в которых«Хаббл» не видит. Среди научных аппаратов есть простые наноспутники, есть очень сложные системы, поэтому остановлюсь на наиболее заметных: Россия: Наиболее ярким проектом является, безусловно,«Радиоастрон», это программа на острие мирового научного познания. Из телескопов запланированы рентгеновский и гамма-«Спектр-РГ», ультрафиолетовый«Спектр-УФ», в дальней перспективе миллиметровый, субмиллиметровый и инфракрасный«Миллиметрон». Эксплуатируются биологические спутники«Бион», последний полёт в этом году, и физические спутники«Фотон», последний полёт в 2007, ожидается запуск 2013-2014. США: Лидер по количеству аппаратов. Одних телескопов: оптический«Хаббл», инфракрасный«Спитцер»(2003-2009), недавно вышедший из строя«Кеплер» для поиска экзопланет, рентгеновский«Чандра», гамма-всплесков«Swift». Европа: Тоже весомое количество аппаратов: недавно закончивший свою работу«Гершель», реликтового излучения«Планк». Китай: Сумел найти только совместный с ESA«Double Star» для изучения магнитосферы. Индия: Рентгеновский эксперимент«IXAE»(2006), планируется к запуску рентгеновский и УФ«Astrosat». Япония: Инфракрасный«Akari», рентгеновский«ASTRO-E2».
Средства выведения
В этой категории однозначно лидирует Россия. Уже много лет у нас больше всего запусков. Россия: Полноценный парк ракет-носителей, серийное производство, наращивание объемов производства. Легкие ракеты нескольких типов:«Днепр»,«Рокот». Семейство средних ракет«Союз» с тремя(один строится) стартовыми комплексами в России и одним в Южной Америке. Тяжелый«Протон». Ведутся разработки модернизированного«Союза 2.1в»,«Союза-2-3»,«Союза-5» на сжиженном природном газе, модульной, разрабатываемой в лёгком и тяжелом вариантах, ракеты«Ангара», первая ступень которой уже успешно слетала три раза в составе корейской ракеты KSLV-1. США: У США есть хорошие наработки по кислородно-водородным двигателям — разгонный блок«Центавр», тяжелая, но дорогая«Дельта». Но с кислородно-керосиновыми двигателями ситуация неприятная —«рабочая лошадка» американской космонавтики,«Atlas-V», на первой ступени использует российский РД-180. Доходит до смешного — спутник предупреждения о ракетном нападении SBIRS с пафосными белоголовыми орлами тоже запускается на российском двигателе. Безусловно, эта ситуация США очень не нравится, и они принимают серьезные усилия, чтобы получить свои ракеты-носители:«Falcon»,«Antares»(снова российский двигатель, теперь НК-33). Ещё можно отметить очень интересную ракету-носитель воздушного старта«Pegasus», жаль, она выводит всего 450 кг на орбиту. Второе-третье место по количеству запусков. Европа: Лёгкая ракета«Vega», средняя ракета«Союз», импортированная из России, тяжелая ракета«Ariane-V», четвертое место по количеству запусков. Китай: Очень большое семейство ракет«Великий поход», очень активно развивающееся. Разрабатывается тяжелая ракета«Великий поход-5», второе-третье место по количеству запусков. Индия: Легкая«PSLV», средняя«GSLV», разрабатывается«GSLV Mk3», 2-3 запуска в год, стараются активно развиваться. Япония:«H-IIA» и«H-IIB», 2-3 запуска в год, особого прогресса не заметно.
Заключение
После всех приведенных выше аргументов, надеюсь, у вас не осталось сомнений, что положением России в деле освоения космоса можно обоснованно гордиться. Поскольку ESA является совместным проектом двадцати с лишним стран, мы твердо входим в тройку первых космических государств(я бы дал второе место: США, Россия, Китай) или в четверку космических агентств(я бы дал второе место: США, Россия, ЕКА, Китай). Надеюсь, эта статья послужит хорошим справочным материалом.
Upd: Сегодняшний неудачный пуск«Протона» в статье ничего не меняет. У ГЛОНАСС есть ещё как минимум 3 резервных спутника. Скорее всего сдвинутся сроки пусков на«Протонах» из-за времени на расследование причин и возможную доработку, но это не меняет общей ситуации.
Президент России Владимир Путин, глава МЧС Евгений Зиничев, полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе Владимир Якушев и губернатор Челябинской области Алексей Текслер совершил облёт на вертолёте районов Челябинской области, пройденных пожарами.
При резком охлаждении перегретой воздушной массы может выделиться гораздо больший объем воды, чем обычно. Не успевая впитываться, эти осадки создают наводнение
В эфире программы«Живая природа» обсуждаются актуальные вопросы глобального изменения климата и обращения с отходами — как в России, так и по всему миру.
Энергетический переход к возобновляемой энергетике уже почти 10 лет — реальность для энергетик Европы, США и Китая, а также целого ряда стран во всем мире. Однако в России о нем почти не говорят, а мощность возобновляемых источников в энергетике составялет 1 ГВт, т.е менее 1%.. Что это означает для России в ближайшей(до 2030 г) и отдаленной(до 2050 г) преспективе? Взгляд на проблему в беседе экономиста Сергея Гуриева и Владимира Дребенцова, компания BP.
Интервью с немецким вирусологом Хендриком Штриком(Hendrik Streeck), возглавляющим Институт вирусологии и исследований ВИЧ Медицинской школы Боннского университета:
Интервью о проведённом в июле 2012 г. крупномасштабном геоинженерном эксперименте. Частная компания — организатор эксперимента — сбросила в океан сто тысяч тонн железа с целью искусственного«удобрения» расположенного в 300 км от западного побережья Канады участка Тихого океана и форсированного размножения планктона в этом районе. В научной терминологии подобное искусственное воздействие известно как фертилизация(«удобрение») океана или как метод климатической геоинженерии.
Согласно нашим выводам, причиной гибели морских обитателей стал не какой-то особый загрязнитель или токсин, а изменение концентрации кислорода, сопровождающееся критическим закислением донных слоев. Эта картина характерна для замора рыбы в результате сбрасывания органических веществ и пестицидов в воду рек или замкнутых водоемов, но в данном случае сброс был столь велик, что произошло закисление морской воды, что вместе с падением содержания кислорода привело к гибели обитателей морского дна.