Главная Космос Астрофизик объявил молодую Вселенную пригодной для жизни

Астрофизик объявил молодую Вселенную пригодной для жизни

Американский астрофизик Араам (Ави) Леб предположил возникновение жизни во Вселенной всего через 15 миллионов лет после Большого Взрыва. Подробности приведены в статье исследователя, которая принята к публикации в журнале Astrobiology и доступна в виде препринта.

Леб, профессор Гарвардского университета, опирается в своем исследовании на данные о температуре реликтового излучения. На отметке около 15 миллионов лет после Большого Взрыва это излучение было не микроволновым, как сейчас, а инфракрасным. Его спектр соответствовал спектру черного тела, нагретого до комнатной температуры, поэтому ни один объект без специального охлаждения не мог остыть сильнее. Даже одинокие планеты и астероиды попадали в рамки, которые сейчас рассматриваются астробиологами в качестве границ потенциально обитаемой зоны вокруг звезд.

По мнению Леба, к этому моменту первые звезды уже могли синтезировать минимально необходимое для формирования твердых планет и живых организмов количество тяжелых элементов. Из этого, как пишет ученый, может следовать перенос сроков возникновения жизни на много миллиардов лет назад в прошлое. При этом, впрочем, он не рассматривает в своей работе ряд других факторов, признавая статью скорее кратким описанием идеи, нежели детальным анализом.

В публикации Леба не рассматривается радиационный фон в ранней Вселенной или соответствие элементного состава гипотетических ранних планет тем или иным биохимическим моделям. Неясно и то, какой могла бы быть экосистема первых планет в случае их удаления от звезд: фотосинтез за счет теплового излучения невозможен, поэтому гипотетическая жизнь должна была бы опираться исключительно на хемосинтез.

Араам Леб был в 2012 году включен в список из 25 наиболее влиятельных астрофизиков по версии журнала TIME. В 1986 году он защитил диссертацию по физике плазмы в 24 года в Еврейском университете Иерусалима. На счету Леба более четырех сотен статей по космологии и астрофизическим процессам в ранней Вселенной. Область его научных интересов включает эпоху реионизации, появление и эволюцию первых звезд, а также возникновение черных дыр. Среди прочих работ есть и публикация, которая предлагает метод поиска высокоразвитых внеземных цивилизаций на основе анализа яркости экзопланет в темное время суток.

Источник: lenta.ru