Главная Космос Ученые выяснили, когда во Вселенной появилась вода

Ученые выяснили, когда во Вселенной появилась вода

Первые молекулы воды могли появиться во Вселенной уже через миллиард лет после Большого взрыва, во время эпохи существования первых звезд, что говорит о возможности существования жизни уже 10-11 миллиардов лет назад, заявляют астрофизики.

«Мы проанализировали те химические процессы, которые могли происходить в юных облаках из молекулярного водорода, которые содержали в себе в тысячи раз меньше кислорода, чем наше Солнце. Удивительно, но мы обнаружили, что в них могло существовать примерно такое же количество водных паров, какое есть в их более современных „кузенах“ в нашей Галактике», — заявил Ави Лоеб из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра в Кембридже (США).

Как выяснили Лоеб и его коллеги, молекулы воды могли формироваться в юной Вселенной и скапливаться в достаточно большом количестве благодаря тому, что она была гораздо теплее, чем сегодня, из-за того, что ее «подогревало» микроволновое эхо Большого взрыва.

Данный вывод был достаточно неожиданным для ученых, передает РИА Новости. По современным представлениям, после охлаждения Вселенной в первые эпохи после Большого Взрыва она была заполнена плотными облаками из водорода и гелия, в которых не содержалось других химических элементов. В этих клубах газа родились первые звезды, которые выгорели за несколько миллионов лет и засеяли Вселенную кислородом, углеродом и прочими распространенными сегодня веществами.

Первые звезды, как считают астрономы, были необычайно яркими в ультрафиолетовом диапазоне, что привело к двум последствиям. Во-первых, Вселенная стала благодаря им прозрачной для нашего взора, так как их ультрафиолет ионизировал непрозрачные облака из водорода и гелия, а во вторых — к разрушению всех сложных молекул, которые могли образоваться в этих облаках в «темные века».

Второй фактор ученые считали, вкупе с крайне малой концентрацией кислорода в этих облаках газа, причиной того, что вода и прочие сложные соединения не могли присутствовать в ранних галактиках в сколь-либо значимом количестве.

Група Лоеба проверила, было ли это так на самом деле, подготовив математическую и компьютерную модель облаков газа в ранней Вселенной. Как показали расчеты, вода могла формироваться в ту эпоху и скапливаться в количествах, не уступающих ее концентрации в газовых облаках в современном Млечном Пути.

Для этого достаточно исполнения двух простых условий – достаточно высокой плотности газов в облаке и его средней температуры, превышающей 26 градусов Цельсия. Если оба этих условия исполняются, то в облаках будет рождаться больше молекул воды, чем их будет разрушать свет первых светил Вселенной, и со временем их количество будет расти.

Присутствие паров воды или кристалликов льда в ранней Вселенной делает ее несравненно более богатой с точки зрения химии, чем считалjcm раньше, и открывает дорогу для появления органики и сложных неорганических соединений, появлению планет и возможному зарождению жизни на их поверхности уже 10-11 миллиардов лет назад.

Источник Росбалт