Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player  
Всё об экологии ищите здесь:
  Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама


Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная Культура Юрий Богданов - изменим мир к лучшему

Юрий Богданов - изменим мир к лучшему

Юрий Богданов - изменим мир к лучшему

Юрий Александрович БОГДАНОВ — Заслуженный артист Российской Федерации, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, солист Московской государственной академической филармонии, всемирно известный пианист. Предлагаем читателям беседу нашего корреспондента с ним.
ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ · 6 (127)’2012
Вы, художники, очень тонко чувствуете гармонию, она вам понятна априори. Вы приняли эмоцию, выразили ее в прекрасной импровизации, в звуке. Философ хочет добраться до истины, все разобрать на кирпичики, квар­ки и т. д., а вы являете миру образ, из одного простран­ства перемещаете его в другое. Существует ли для вас вопрос ориентации в этих пространствах, проблема са­моидентификации? Важно ли вам определиться, где вы, в какой точке?
Дело в том, что так вопрос не ставится — худож­ник не думает, где он и где его произведение. В про­цессе творчества художник выходит на первый план, проявляется именно в тот момент, когда, например, импровизирует. И тогда наступает то, что называется «Остановись, мгновение!». Для меня, пианиста, этот миг наступает как результат взаимодействия с публи­кой во время исполнения какого-то произведения или во время импровизации. Для композитора этот миг наступает, когда он сочиняет музыку — «слышит» ноты и их заносит на бумагу. Говорят, что у величай­ших композиторов, таких как Моцарт, это выглядело так, будто Моцарт брал бумагу и записывал боже­ственную музыку.
Однако творческая жизнь — это невероятно спрес­сованные мгновения. Жизнь творческого человека — этот каторжный по сути труд, исполняемый повсе­дневно. И по-другому нельзя — он просто не успеет. Попробуйте подсчитать, сколько времени необходи­мо, чтобы просто записать ту музыку, которую сочи­нил Моцарт: более 20 опер, 41 симфония, 27 фортепи­анных концертов, 5 скрипичных, квартеты — огром­ное количество произведений! Фактически надо каж­дый день в течение всей жизни, без перерывов, по 4–6 часов только записывать то, что он создавал «с чистого листа». Понимаете, что такое творчество?!
Конечно, у всех по-разному складывается, потому что всем художникам талант отмеряется по-разному. Вот Пушкин — яркий пример необыкновенного даро­вания. И тоже очень много написавший, но самое главное — это то качество, которого он достиг. Для нас, простых смертных, все его стихи близки к совер­шенству. И мы поражаемся: когда же Пушкин работал? А ведь он напряженно работал — сохранилось много вариантов его произведений.
Как определить качество творчества? В философии Гегеля есть такое понятие — абсолютный вкус, относи­тельно которого можно тестировать остальные вкусы. В естествознании есть понятие абсолютного нуля, от которого идет отсчет всех остальных температур. А как определить шкалу глубины таланта?
Глубину таланта определяют единицы, подавляю­щее меньшинство. Вот замечательный пример — Эдвард Григ, великий норвежский композитор. Музы­ка совершенно гениальная, поверьте. Существует история, связанная с тем, что рукопись никому не из­вестного тогда Грига случайно увидел Ференц Лист, признанный к тому времени европейский компози­тор. Лист с первого взгляда определяет гениальность этой работы Грига и пишет письмо в норвежское пра­вительство, что в Норвегии существует великий ком­позитор Эдвард Григ и что он, Ференц Лист, просит поддержать этого композитора, выделить ему какую­-нибудь субсидию, стипендию, на которую бы тот мог творить, прославляя тем самым искусство Норвегии. Что и было сделано. И если бы Лист не определил, что Григ — гений, то, возможно, Грига бы мы не знали сейчас.
А вы можете по листу нотной записи определить, гениальна она или нет?
Могу, хотя другой специалист может со мной и не согласиться. Только время рассудит. Тем не менее я считаю, что мои профессиональные знания, жизнен­ный опыт и вкус, привитый педагогами и вообще самой жизнью, позволяют мне отличить хорошее от плохого.
То есть мы берем сообщество людей, меньшинство, и каждый из них, будучи носителем этого абсолютного вкуса, является контуром, в котором этот вкус, возмож­но, заключен.
Естественно, скорее всего это даже не сообще­ство, это отдельная личность может уже являться таким абсолютом. Эти люди могут быть не связаны друг с другом.
Как они могут быть не связаны друг с другом, если они все слушают одну музыку, одни стихи, смотрят одни картины? Они уже связаны, хотя могут быть незнакомы. Помните из истории «серебряного века»? Рано или позд­но наиболее яркие представители Москвы, Питера меж­ду собой все равно пересекались.
Да, но обратите внимание: существуют разные уровни восприятия. Например, Марина Цветаева могла оценить масштаб гениальности Анны Ахмато­вой, а Ахматова не могла оценить масштаб гениаль­ности Цветаевой.
Да, но существует ли объективная мера, то, что вне личных отношений, — абсолютная шкала дарования? И можно ли на этой шкале обозначить дарование, и все согласятся — да, это так? Вы допускаете такую возмож­ность?
Дело не в том, что я допускаю. Я могу сказать, что один человек может быть таким абсолютом. Гениально одаренный человек может определить масштаб близ­кого ему дарования. Но сообщества и ранжира такого нет. Искусственная попытка создания такого сообщества
как раз приведет к девальвации идеи, если это сообщество возьмет на себя роль судьи. Например, Нобелевский комитет. Вы уверены, что Нобелевский комитет всегда прав?.. И все нобелевские лауреаты люди одинакового ранга, масштаба дарования? И так везде, поверьте! Так же как Американская академия кинематографических искусств и наук не всегда при­суждает «Оскар» лучшим фильмам. И на музыкальных фестивалях не всегда побеждают лучшие.
Вот мы коснулись истории Листа и Грига. А что было бы, если бы Мендельсон в XIX веке не открыл вновь миру Иоганна Себастьяна Баха?! Сейчас даже трудно представить себе жизнь любого музыканта без Баха. Трудно представить, потому что все понимают, что Бах — это какой-то музыкальный абсолют, из ко­торого вышла вся музыка в той или иной степени. Вся современная музыка в какой-то степени «родом из Баха».
Вы всегда среди людей, общаетесь с музыкантами, с «первыми лицами». Скажите, этот круг общения дает вам дополнительную энергию или, наоборот, отбирает ее? Или это взаимообмен?
Это взаимообмен все-таки. У меня в жизни, не­смотря на то что мы все пытаемся планировать свою жизнь, получается часто, как у Булгакова: «А где вы будете сегодня вечером? — Сегодня вечером я буду проводить заседание Массолита». И не факт, что это заседание состоится. Поэтому какие-то встречи рож­дают новые встречи.
В силу того, что я имею возможность общаться с большим количеством людей одновременно (на кон­церт приходят и 500, и 1000 человек), я затем общаюсь с кем-то  из этих людей, кто-то  приходит, поздравляет, завязываются какие-то связи, новые знакомства.
Я много гастролирую. Вот вчера вечером я вернулся из Астрахани, где играл сольный концерт, а до этого в Магнитогорске играл сольный концерт и давал мастер-классы, а до этого был в Уфе, Краснодаре, Смоленске — и все это за последние полторы недели. На следующей неделе в Париж собираюсь, потом в Сочи, потом в Петербург. Плюс преподавание, сту­денты, Академия имени Гнесиных. Поэтому не могу сказать, что я встречи планирую специально. Однако на встречах часто рождается идея, кто-то  что-то  пред­лагает.
Давайте поговорим о журнале «Экология и культу­ра». Это довольно оригинальный новый проект. Как вы видите концепцию этого журнала? Кто его читатель? Что осталось невысказанным?
Понятие «экология и культура» для меня возник­ло благодаря Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Он вы­сказал все чаяния, все опасения, всю боль, которые
есть в современном обществе по поводу того, что про­исходит. И какое будущее ждет человечество, если ничего не предпринимать. И экология в широком смысле, и культура являются важнейшими составляю­щими жизнедеятельности человека как существа раз­умного. Экология и культура связаны между собой, и если мы потеряем даже одну из них, человечество обречено. Для человека жизнь без культуры — это не жизнь, это существование до поры до времени, пока люди в борьбе за это существование друг друга не ис­требят.
Мне кажется, что воспитывать граждан будущего надо с детства, с первых шагов. Каждого из тысяч, миллионов, миллиардов на нашей планете — вот, по моему мнению, путь к созданию идеального мира. Подчеркиваю — идеального. К сожалению, сегодня мир устроен иначе, в отношениях между людьми много агрессии. Во многом виноват культ денег, заме­няющий собой истинные ценности. Жаль, что именно мыслящие люди, умные, талантливые, культурно бога­тые, испытывают наибольшие финансовые трудности. В чести другие профессии, из сферы купли-продажи: девелоперы, маркетологи, маклеры, брокеры…
Я думаю, что в этом есть определенный снобизм…
Возможно.
Не расскажете ли вы нашим читателям, каким было начало, старт вашей творческой карьеры?
С удовольствием расскажу. Я родился в 1972 г. в семье очень музыкальной, хотя родители не были музыкантами. У меня папа и мама инженеры, оба окончили Бауманский институт, а вот бабушка моя пела всегда, любила петь. И у мамы было замечатель­ное сопрано, потрясающий, уникальный голос, от природы поставленный. Она любила классику, пела оперные арии. У папы другие пристрастия, он чувству­ет ритм, всегда любил джаз. Особенно хороший: Каун­та Бейси, оркестр Глена Миллера, Эллу Фицджеральд, Луи Армстронга.
Говорят, что я начал петь раньше, чем говорить. Когда старшая сестра Оксана, которую учили музыке, играла на фортепиано с ошибками (ей было 9 лет, а мне два годика), я подбегал и одним пальчиком на­жимал правильную ноту. Меня показали педагогу, ко­торый учил мою сестру. По ее совету родители обрати­лись к Анне Даниловне Артоболевской, занимавшейся с одаренными детьми. Артоболевская — величайший педагог XX века, она воспитала множество выдающих­ся музыкантов нашего времени. У нее учились в свое время и Алексей Наседкин, и Любовь Тимофеева, и Алексей Любимов — все пианисты от бога. Володя Овчинников — победитель конкурса Чайковского, композитор Сергей Слонимский. Анна Даниловна —
очень крупный педагог, одна из величайших фигур в музыкальной педагогике, а может быть, и вообще в педагогике ХХ века.
И представьте себе. Когда каким-то чудом через друзей и знакомых друзей знакомых достали ее теле­фон, моя мама позвонила, и Алла Даниловна сказала: «Приезжайте». Вот так просто ответила незнакомым людям. Мы приехали, она меня прослушала и согласи­лась со мной заниматься. Так, ничего еще не зная, я попал в ее руки. Наверное, моя судьба была тогда сразу и предопределена — я стану музыкантом.
Я учился у Анны Даниловны Артоболевской, пред­ставляете?! Родители — простые советские инженеры. Мама получает зарплату 140 рублей в месяц, отец — начальник отдела в ЦНИТИ — получает, может быть, 200 рублей. И родители могли позволить в то время дать своему сыну фактически лучшее музыкальное об­разование, лучшее. Причем это были самые дорогие уроки — рублей пять за урок, большие деньги в то время.
Артоболевская говорила: «Чтобы воспитать музы­канта, я должна сначала вас воспитать, родителей. То есть вы должны понимать, что делается с вашим сыном. Иначе уроки будут бессмысленны». Это была замечательная система Зверева. Не слышали о такой? Зверев был гениальный педагог. У него была система пансиона, т. е. у него жили несколько учеников, в том числе Рахманинов и Скрябин, и Зверев имел возмож­ность ежедневно слушать их, они занимались под его присмотром. Но у нас это невозможно уже было — была школа, семья, педагог не мог поселить у себя ученика. Поэтому Артоболевская понимала, что не­обходима помощь родителей и тотальный контроль, чтобы не терять времени зря. Это очень верно. И сей­час уже я так работаю со своими учениками.
Кроме Артоболевской со мной занимались еще се­меро репетиторов (я ведь ничего не знал) по фортепиа­но, по сольфеджио, по ритмике. А еще у меня был за­мечательный педагог по композиции Татьяна Нико­лаевна Родионова (я же с раннего детства начал сочи­нять музыку), она научила меня писать музыку, импровизировать.
Потом была Центральная музыкальная школа, зна­менитая ЦМШ при консерватории. Я поступил в 1-й класс этой школы в возрасте 7 лет, в 1979 г. Вместе со мной поступал известнейший сейчас пианист Николай Луганский. Мы с ним учились вместе в ЦМШ 11 лет. Потом в консерватории еще 5 лет. В общем, счастливейшее время было.
— Юрий Александрович, расскажите немного о себе — например, как вы познакомились со своей супругой?
Это удивительная история. Я познакомился с ней на Камчатке, где был на гастролях. Такова моя про­фессия — я много езжу по всему миру, но большая часть моих гастролей — по России. Я объездил боль­шинство регионов страны с концертами, с мастер­-классами. А на Камчатке я играл сольный концерт. После концерта меня, как всегда, пришли поздрав­лять поклонники, и среди них была моя будущая жена…
— Вы сейчас преподаете, кого-то учите?
У меня сейчас нет малышей, только студенты Гнесинки. Частным образом, конечно, я какие-то кон­сультации даю и стараюсь лучшие какие-то моменты передавать дальше. Это уже школа получается, можно сказать, школа Артоболевской. А сама она училась у профессора Пухальского в Киеве и у профессора Юдиной, великой пианистки, в Петербурге — это все величайшие музыканты…
В Академии музыки имени Гнесиных сейчас откры­вают кафедру ЮНЕСКО. Новая кафедра — современ­ного музыкального исполнительства. Будучи одним из руководителей этой кафедры, мне бы хотелось вне­дрять новые формы учебного процесса. Есть какие-то предметы, которые никогда не преподавались, я бы хотел внедрить, например, искусство фразировки. Я считаю, что это для музыканта было бы очень полезно.
Существуют так называемые ассоциированные школы ЮНЕСКО и кафедры ЮНЕСКО. Замечу, что ЮНЕСКО интересует не столько профессиональное образование, сколько влияние образования на челове­чество вообще. В данном случае наша кафедра и будет заниматься просветительством, организацией просве­тительских концертов в большом количестве и т. п.
Чем бы вы хотели завершить нашу беседу?
В завершение мы не точку поставим, а многоточие. Если в результате нашей беседы появится в журнале какой-то матери­ал, его прочитают и хотя бы один человек захочет для себя что-то  новое узнать, то значит, в этом уже есть смысл.
Если мы хотим что-то  изменить в лучшую сторону, то люди, которые способны приводить в движение массы (пассионарии, по Л. Гумилеву), должны объеди­няться. Если эти люди действительно будут объеди­няться по принципу взаимопонимания и желания из­менить мир к лучшему, то тогда, может быть, мир действительно поменяется к лучшему. Я за то, чтобы люди встречались, общались и действовали вместе как здоровая, позитивная сила. Если мы захотим, чтобы была экология культуры, то, наверное, так и будет.

Юрий Богданов 

16.06.2012, 1126 просмотров.


Нравится

Это интересно

25.04.2018 09:34:00

Индонезийские рыбаки хорошо ныряют благодаря мутациям

Эволюция наградила «морских цыган» большой селезенкой, которая помогает им долго оставаться под водой.

Индонезия, рыба, ловля

24.04.2018 10:11:00

Всемирный день защиты лабораторных животных

Лаборатории используют в опытах животных – мышей, кроликов, собак, обезьян. В результате тестов многие из них погибают. С целью борьбы с проведением экспериментов над ними учрежден международный праздник.

день, животные, лаборатория

23.04.2018 10:09:00

В Баку произошло извержение грязевого вулкана

Произошло извержение грязевого вулкана Торагай, расположенного на территории Гарадагского района Баку.

Баку, вулкан, извержение

22.04.2018 13:10:48

10 самых опасных мест на Земле

Наша планета богата красивейшими местами, вызывающими восторг и восхищение туристов. Но так ли безопасно посещать эти природные достопримечательности? Давайте внимательнее изучим их и начнем наше путешествие с Боливии.

Земля, места, опасные, планета

22.04.2018 10:02:00

Международный День Земли

Традиция отмечать 22 апреля День Земли зародилась в США в 1970 году, в 1990 году этот день стал международной акцией. В России его отмечают с 1992 года. В 2009 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день Матери-Земли, постановив отмечать его 22 апреля.

день, Земля, праздник

20.04.2018 10:02:00

Экодиво на Мальдивах - подводный отель на солнечной энергетике

Нью-йоркский архитектор Юджи Ямадзаки создал футуристическую, современную коллекцию вилл и курортных сооружений, расположенных на сваях над водой, используя 4 243 м² солнечных панелей. Однако разработчики не остановятся на достигнутом и к концу года планирует продолжить линейку вилл и под водой.

Мальдивы, панели, Солнце

19.04.2018 21:47:30

Трусики Up and Go

Многие стоят перед выбором, не зная, каким гигиеническим средствам отдать предпочтение. Но после появления трусиков от Libero всё стало на свои места. Теперь необходимость выбирать отпала.

ребёнок

RSS
Архив ""Это интересно""
Подписка на RSS
Реклама: