Сколково, РВК, Роснано - в одном флаконе?/ Будущее "институтов развития" - слияние или "слив"?
26 января в Правительстве РФ прошло Совещание с участием некоторых представителей Экспертного совета Правительства. Стенограмма заседания представлена на сайте Правительства (см. http://government.ru/news/21544/).
Вступительное слово Премьер-министра Дмитрия Медведева представляло собой сшивку из того, что «мы хотели» и того «что еще не достигли», но на всех совещаниях «затрагивали». «Среди тех проблем, которые есть» – отметил Премьер-министр, — «совершенно необходимо упомянуть низкий уровень кооперации между наукой и частным бизнесом, недостаточную востребованность инноваций, о чём мы не устаём говорить последние лет 7–8 (с момента создания РОСНАНО! Прим. Ecilife), слабую систему защиты интеллектуальной собственности. Поэтому есть что обсудить, включая такие вопросы, как оценка эффективности деятельности институтов развития“ — отметил Медведев, и напоследок немного приоткрыл карты: “В ближайшее время по поручению Президента также предстоит создание нового агентства по технологическому развитию, которое должно сосредоточиться на услугах по поиску и приобретению лицензий на технологии для отечественного бизнеса и на некоторых других задачах».
В речи Премьер-министра прозвучала ссылка на рейтинг инновационного развития стран, публикуемый агентством Блумберга ежегодно. Мы заглянули в Innovative Countries Ranking 2015, где обнаружили Россию на 14-м месте, США — на 6-ой ступеньке, и Швейцарию — на 16-ой. Возможно в руках Премьер-министра был какой-то другой рейтинг, но он сообщил о том, что Россия в рейтинге Bloomberg на 12-ом месте, а США — на 8-ом. Мы заглянули и в The Global Innovation Index 2015, который сообщает, что США на 5-ом месте, Швейцария – на 1-ом, а Россия – на 48-ом… Возможно – в словах Премьера произошла какая-то аберрация рейтингов или содержался намек на какой-то закон сохранения — если в одном месте что прибавилось, то в другом убавилось, хотя надо сказать что рейтинги — это информационные продукты, а они совсем не аддитивны, т.е. простому сложению-вычитанию не подвержены. В общем, рейтинговая история осталась для редакции загадкой. Такой же загадкой стало и число технологических агентств. Надо сказать, что Ecolife уже сбился со счета и не может точно сообщить количество агентств технологического развития, созданных в 2014-2015 годах при Минпромторге — можно лишь указать на Российское технологическое агентство, однако, по всей видимости, теперь идет речь о каком-то новом образовании куда «сольют» все ранее созданные институты развития (но куда в таком случае денутся их результаты?) Об всем этом журналисты допытывались у вице-премьера Аркадия Дворковича — приводим фрагмент сессии вопросов-ответов:
Вопрос: Аркадий Владимирович, обсуждался ли вопрос создания инновационной госструктуры?
А.Дворкович: Сегодня эксперты, которые входят в Экспертный совет при Правительстве, представили свои предложения по развитию системы институтов, которые занимаются продвижением инноваций в нашей стране. Их достаточно много, и одним из предложений экспертов действительно было создание корпорации, которая координировала бы деятельность всех этих институтов. Данное предложение не было поддержано Председателем Правительства, были поддержаны другие – создание в рамках Аппарата Правительства проектного офиса, который будет поддерживать деятельность в том числе и курирующего вице-премьера (в данном случае им являюсь я), с тем чтобы на ежедневной основе обеспечивать необходимую координацию работы институтов развития. Было поддержано переформатирование мандатов существующих институтов развития, если это необходимо, и там, где это необходимо. Мы видим, что в отдельных случаях это точно необходимо. Были отдельные предложения на этот счёт, они ещё не до конца проработаны со всеми ведомствами, курирующими деятельность отдельных организаций, это будет сделано в ближайшие недели и предложения будут представлены. Я бы не исключал и объединений, и, возможно, ликвидации отдельных институтов, но пока о конкретных таких решениях говорить преждевременно. Третье (третья возможность). Необходимость создания, как и поручено Президентом, агентства по технологическому развитию с целью трансферта технологий в Российскую Федерацию (это главная и, как видят эксперты, единственная задача этого агентства, это не должен быть институт с широким профилем деятельности, то есть задача одна), и проектного офиса национальной технологической инициативы – также отдельная, специфическая задача. Уже подготовлены предложения по созданию такого офиса на базе Российской венчурной компании с последующим выделением этой специальной организации из рамок РВК. Также были представлены предложения по софинансированию НИОКР, отдельным льготным системам. Это требует дальнейшей проработки с Минфином, Минэкономразвития и другими ведомствами.
Вопрос: То есть будет три организации – проектный офис при Аппарате Правительства, агентство, о котором упоминал…
А.Дворкович: Да, это будут три новые структуры, при этом судьба существующих структур ( «Роснано», РВК, фонд поддержки малых форм в научно-технической сфере – фонд Бортника так называемый, «ВЭБ Инновации», «Сколково»)… Их мандаты, их целевые установки, ключевые показатели эффективности будут уточнены.
Вопрос: В течение какого срока?
А.Дворкович: В течение ближайших недель будут представлены уже согласованные со всеми ведомствами предложения. Останутся ли живы все эти институты, ещё предстоит решить.
Вопрос: А с руководителями их что будет?
А.Дворкович: Вы знаете, руководство любой организации временно, и загадывать судьбу любого руководителя такой организации я бы не стал. Понятно, что ротация будет, но в какие сроки – в этом году в отдельных организациях или в следующем, – пока таких решений не принималось. Но конечно, этих изменений нельзя исключать, всё возможно.
Вопрос: А проектный офис при Аппарате Правительства возглавит Слепнёв, как говорят?
А.Дворкович: У нас много хороших кандидатур, много сильных профессионалов. Андрей Слепнёв – один из очень сильных профессионалов. Он поработал и в министерствах, в Администрации Президента, и в Евразийской экономической комиссии, так что он, конечно, способен решать многие задачи, возможно, и эту. Но пока тоже это решение не принято.
Вопрос: Аркадий Владимирович, широко обсуждается тема появления ещё одного вице-премьера, заместителя Председателя Правительства, который будет заниматься инновационным развитием…
А.Дворкович: Структура Правительства – это прерогатива Президента по представлению Председателя Правительства. Насколько я знаю, таких планов пока нет.
Ecolife полагает, что последний вопрос был более чем уместен - ведь инновационное развитие — по сути и есть развитие страны, тогда как сохранение «статус кво» или проще — поддержание «штанов» сегодня — это совсем другое дело, это экономическое равновесие, которым (в отсутствие рынка) должен заниматься какой-то очень искусный человек «дня», руководитель-оперативник. Судя по тому, как «разруливал» тот же Дворкович ситуацию с сельхоз удобрениями — он этот вопрос знает и знает очень хорошо, не даром, видимо, прошла как-то пару лет назад информация, что будет создано «министерство леса» куратором которого будет Дворкович. После этого лес даже попал в руки Минсельхоза, хотя потом его оттуда благополучно «ушли». Однако поскольку сам Дворкович многократно участвовал в инновационных шоу институтов развития, которые теперь оказались, мягко говоря, неэффективны, то возникает вопрос о том, кто все же будет отвечать за развитие, а не за сохранение статус-кво? Мы много говорим о развитии — устойчивом развитии, инновационном развитии (причем не столь давно стало понятно, что это очень близкие понятия, почти синонимы), однако реальных следов и долговременных трендов этих важнейших для будущего страны стратегий обнаружить в реальной жизни не удается.
Однако если задать более локальный вопрос — сколько денег будет вброшено в инновационное развитие — то эти цифры Дворкович сообщает: 50 млрд. на развитие автопрома и еще 50 млрд. на транспортное машиностроение, лёгкая промышленность и строительство. Будет ли этого достаточно – предмет особого обсуждения, начатого Ecolife сразу после появления известия об «автомобильной» инициативе Президента Путина.
Главный же вопрос — будет ли слияние институтов развития эффективным шагом к преодолению технологической и инфраструктурной отсталости страны или же произойдет просто «слив» старых грехов и неудач в одну кучу, переход к новому раунду имитации инноваций. При всем том, что эти «игры разума» инновационных менеджеров очень занимательны — в том смысле, что заняли огромное количество PR-релизов и эфирного времени, поэтому у России уже времени на модернизацию практически не осталось. Она не может себе позволить еще «лет 7-8» говорить «ни о чем», рассуждать об инновационных экосистемах, не имея инновационного малого бизнеса как класса. Россия не может позволить себе покупать BMW и Мерседесы за рубежом и оплачивать (оплакивать?) симулякры внутри страны, а больше не в состоянии (предел терпения!) плодить молодых инновационных чиновников, готовых до бесконечности муштровать (тренировать?) ученых заниматься отчетностью и несвойственным им бизнесом, находясь в чистом поле и во враждебном окружении российских реалий.
Возможно и найдется человек, способный установить здравую пропорцию грантов и бюджетного финансирования и наладить устойчивую связь внутреннего и внешнего в трендах развития России?! Такой человек просто необходим – для будущего России!
Ecolife
Читать еще по теме:
«Автомобильная инициатива» Владимира Путина и судьбы наукоемких проектов в России
Обсуждение Национального доклада об инновациях в России/Управленческий фундаментализм versus рыночный
В экономике России кризиса нет! Проблема России — в качестве управления людскими и финансовыми ресурсами
Нефте-газовая логика рынков «искривляется» в отсутствии накопителей / Комментарии к статье И.И.Сечина
РВК,
РОСНАНО,
Сколково,
слияние,
слив
01.02.2016, 4060 просмотров.