Пора договориться
В столице Катара проходит экологический саммит ООН. Политики пытаются согласовать минимальные квоты – экологи говорят, что их уже недостаточно.
Площадка для проведения нынешнего раунда климатических консультаций была выбрана с особым цинизмом – Катар, углеводородный эмират в сердце Персидского залива, который уверенно держит мировой рекорд по выбросам углекислого газа в расчете на душу населения и является шестым крупнейшим экспортером природного газа.
Для обсуждения уровней выбросов, квот и ограничений в Доху прибыли без малого 17 тыс. делегатов, которые в течение следующих десяти дней попытаются согласовать условия продления Киотского протокола, который предписывает снижение выброса в атмосферу парниковых газов к 2012 году на 5,2% по сравнению с показателями 1990 года. Срок действия документа и установленных ограничений истекает 31 декабря 2012 года, и вопрос о втором периоде обязательств стоит как никогда остро.
В 2009 году Конференция ООН по изменению климата в Копенгагене завершилась подписанием необязывающего коммюнике, в котором стороны согласились считать изменение климата «одним из важнейших вызовов современности». Последовавшие встречи в мексиканском Канкуне и южноафриканском Дурбане никаких принципиальных изменений не внесли: участники обязались к 2015 году подписать формальное соглашение об ограничении атмосферных выбросов, которое должно распространяться на всех участников ООН и вступить в силу не позднее 2020 года. Основная задача – предотвратить потепление климата более чем на два градуса, которые принято считать пороговым уровнем между опасностью и потенциальной экологической катастрофой.
Последствия пересечения двухградусного порога остаются предметом апокалиптических измышлений, однако достижение этой отметки вполне реально в ближайшем будущем. К такому выводу пришли эксперты Международного энергетического агентства в «Прогнозе мировой энергетики 2012», который был опубликован за неделю до открытия саммита в Дохе. Документ констатирует: к 2017 году существующей энергетической инфраструктуры будет достаточно для того, чтобы двухградусное потепление глобального климата стало неизбежным. Чтобы предотвратить подобный сценарий, человечество будет вынуждено либо полностью отказаться от углеводородов, либо вывести из эксплуатации существующие мощности еще до того, как они окупятся. Речь, по сути, идет о коренном перевороте в мировой экономике и энергетике.
Специалисты МЭА приводят впечатляющие математические обоснования необходимости посткиотского процесса. Утверждается, в частности, что около 80% всех парниковых выбросов, допустимых до 2035 года, уже «зарезервировано» действующими электростанциями, заводами и зданиями. Если масштабное внедрение энергоэффективных технологий начать немедленно, то «горизонт событий» удастся отодвинуть до 2022 года, что позволит выиграть немного времени для подписания нового договора по квотам.
Не менее тревожные данные приведены в последнем отчете ЮНЕП. Сегодня мир производит на 20% больше углекислого газа, чем в 2000 году, что превышает безопасный уровень на 11% и приведет к двухградусному потеплению климата еще до 2020 года. Эксперты оценили результативность исполнения Киотского протокола и добровольных экологических обязательств и сделали неутешительный вывод: страны придерживаются минимальных требований и используют все доступные лазейки в законодательстве для снижения затрат на экологичное производство. Итог – в прошедшем году в атмосферу выброшено 50 млрд тонн диоксида углерода. Но даже если крупнейшие загрязнители (США, Китай, Индия, Россия и др.) безукоризненно исполнят все обязательства и самые амбициозные обещания, к 2020 году объемы производства углекислого газа значительно превысят допустимый уровень (45-46 млрд тонн).
Между тем на переговорах в Дохе делегации надеются согласовать хотя бы минимальные квоты – о масштабном снижении выбросов речь идет разве что в кулуарах или в экспертном сообществе. Представитель Евросоюза по вопросам климата Артур Рунге-Метцгер на пресс-конференции заметил, что «поскольку США уже достаточно четко сказали, что не планируют увеличить объем обязательств, на продуктивное обсуждение дальнейшего сокращения парниковых выбросов в Дохе рассчитывать не приходится». Официальная Москва и вовсе заявила, что считает продление Киотского протокола в его нынешнем виде неэффективным и не намерена брать на себя обязательства по снижению эмиссий парниковых газов в рамках второго периода обязательств. «Россия не выступает против Киотского протокола как такового, однако возьмет на себя обязательства в рамках второго периода только при условии участия ведущих стран мира», – сказал в интервью РИА «Новости» А. Дворкович.
В успех дохийского раунда верится слабо – сегодня от него отрекаются даже европейцы, которые традиционно выступали связующим звеном между развитым и развивающимся миром. ЕС, США, Россия, Китай, Индия – без активной поддержки крупнейших эмитентов соглашение не только маловероятно, но и бессмысленно. Но даже если Киотский протокол будет продлен, то, вероятнее всего, на минимально согласуемых условиях. Если верить экологам, сегодня их уже недостаточно – но это лучше, чем ничего.
Денис Мосюков
expert.ru
ООН,
переговоры,
изменение климата
29.11.2012, 5753 просмотра.