Главная О НАС / ABOUT US Статьи Криосфера - 20% поверхности Земли покрыто снегом и льдом / 30% энергетического баланса планеты составляют превращения снега и льда

“ В прошлом, несомненно, главным фактором крупных колебаний уровня моря были изменения оледенения на Земле» — пишет академик В.М.Котляков в своей статье, опубликованной в журнале «Экология и жизнь». «Снижение уровня океана происходило в ледниковые эпохи, когда значительные массы воды консервировались в ледниковых покровах; наоборот, в межледниковые эпохи, когда ледниковые покровы сокращались, уровень повышался. В четвертичный период снег покрывал, по-видимому, до 35% площади Северного и 24% площади Южного полушарий, тогда как соответствующие значения для нашей эпохи составляют 25 и 14%.»Тогда моря были мельче, а площадь суши — больше. Сейчас это площадь составляет 29% от площади поверхности Земли, тогда как площадь океанов 71%. Очевидно сильнейшим образом менялась и отражательная способность Земли — ее альбедо.  Но вот что интересно — в статье академика Котлякова говориться:  “общая площадь распространения льда на Земле 100 млн к м² (19,6% земной поверхности) с ежегодными колебаниями от 81 до 119 млн к м². Глобальное похолодание приводит к росту площадей и продолжительности залегания снежного покрова, тем самым увеличивает планетарное альбедо и способствует дальнейшему похолоданию. И наоборот, если произойдет сокращение снежного покрова на Земле, планетарное альбедо уменьшится и вызовет еще большее потепление».  Иными словами ледовые и снежные покровы Земли  находятся в неустойчивом равновесии — любой сдвиг которого усиливается. Что же в состоянии стабилизировать ситуацию? Если принять во внимание растущую при оледенении площадь суши, то как раз ее увеличение и может служить для снижения альбедо планеты. При этом конечно имеется в виду не суша под покровом оледенения, а площадь суши в низких широтах, свободных от снега. В тоже время известно, что в истории планеты бывало и так, что Земля оказывалась целиком покрыта снегом – это так называемая «Земля-снежок», которую художник изобразил на рисунке вверху. Какой же процесс послужил основой последующего «размораживания» планеты. Скорее всего это могло быть только внешнее воздействие —  ведь неустойчивость ледяного покрова привела к его «полной победе», хотя конечно неустойчивость всегда может включиться в обратном направлении — в сторону самоусиливающегося потепления. Спусковым крючком переключения все же должно быть внешнее воздействие — что бы «переключить» самоусиливающееся оледенение, на «глобальное потепление». Таким внешним спусковым крючком мог быть поток галактических лучей, рождающий в атмосфере центры конденсации, вызывающие рождение облаков.  Но облачность работает в этом случае не как фактор повышения альбедо – ведь в случае «Земли-снежка» оно и так высоко, а наоборот – как одеяло, согревающее планету. С одной стороны это может разочаровать сторонников радиационной гипотезы  – ведь они настаивают как раз на охлаждении планеты под действием галактических лучей, вызывающих рост облачности (cм. Эксперимент CLOUD). C другой стороны здесь явно есть над чем поразмыслить, а пока  – предлагаю почитать (или перечитать!) статью академика Котлякова.

Александр Самсонов

Экология и жизнь

Котляковледснегклиматкрисфера

29.12.2012, 10775 просмотров.

03.10.2021 18:53:27

Сок черноплодки останавливает распространение коронавируса

Респираторные вирусы первоначально заражают носоглотку и ротоглотку, где они усиливаются, вызывают симптомы и могут также передаваться новым хозяевам. Предотвращение первоначального заражения или снижение вирусной нагрузки при заражении может облегчить симптомы, предотвратить распространение в нижние дыхательные пути или передачу другому человеку.

Коронавирус, распространение, вирус

07.08.2021 00:18:43

COVID-19 снижает интеллект.

На днях журнал The Lancet опубликовал большое исследование об интеллекте переболевших коронавирусной инфекцией COVID-19. Выводы пессимистичны: даже после полного выздоровления когнитивные способности остаются сниженными. И чем тяжелее человек перенес заболевание, тем больше пострадал его интеллект. Это лечится или после болезни мы тупеем безвозвратно и навсегда?

COVID-19, интеллект, болезнь, инфекция

10.07.2021 23:51:50

Как тело борется с вирусами?

У иммунной системы есть особые стратегии защиты и атаки, специально предназначенные для вирусов. Они включают в себя пометку вирусов антителами и уничтожение инфицированных вирусом клеток.

тело, вирусы, клетки

09.07.2021 13:59:56

Глобальное потепление "конвертируется" в малярию

Изменение климата ускорило заражение людей малярией и лихорадкой денге, переносимыми комарами. Данные по распространению опасных болезней, которые иногда могут быть смертельными, проанализировали ученые Лондонской школы гигиены и тропической медицины (London School of Hygiene & Tropical Medicine (LSHTM)).

потепление, заражение, люди

08.07.2021 23:57:44

Ротовая полость требует защиты от коронавируса

Ученые обнаружили в организме человека рассадник коронавируса

защита, Коронавирус, Человек

01.07.2021 23:49:56

Что мы знаем про вакцины на сегодня?

Опасны ли прививки? Помогут ли от новых штаммов? Что входит в состав препарата? Кому можно и кому нельзя прививаться? Отвечаем на 10 самых распространенных вопросов о вакцинах

вакцина, прививки, факты

01.07.2021 23:43:45

Наноловушки против коронавируса/ Защита наносится через спрей или ингалятор

Специалисты из Университета Северной Каролины смогли нейтрализовать коронавирус благодаря специальным наноловушкам.

Коронавирус, ингалятор, Специалисты