Официальный сайт журнала "Экология и Жизнь"

Всё об экологии ищите здесь:

   
Сервисы:
Каналы:
Каналы:
Блоги:
Дайджесты,
Доклады:

ЭКО-ВИДЕО



Реклама


Translate this page
into English

Translate.Ru PROMT©


Система Orphus


Главная О НАС / ABOUT US Статьи Новые направления преподавания биологии в американских школах

Новые направления преподавания биологии в американских школах

Новые направления преподавания биологии в американских школах

Северинов Константин Викторович, Доктор биологических наук

Профессор Университета Ратгерс, США, Заведующий лабораториями

Института биологии гена иИнститута молекулярной генетики РАН

 

 Если 20 век принято считать веком физики, то 21 век будет веком биологии, или, более точно, веком биомедицины и наук о жизни. Положение России в этой перспективной области нельзя признать удовлетворительным. В последнее время, разработано несколько программ, реализация которых призвана сократить зависимость нашей страны от зарубежных лекарств и стимулировать разработку и производство инновационных лечебных и препаратов внутри России. В частности, программа «Фарма 2020» предполагает производство 200 инновационных лекарств в 2020 году в Российской Федерации. Учитывая мировой опыт по эффективности разработки медицинских препаратов и введения их в практику, выполнение требований программы означает, что в активной разработке должны находиться тысячи препаратов, лишь некоторые из которых дойдут до рынка. Очевидно, что обеспечение таких разработок кадрами с высокой квалификацией во многом определит успешность программы «Фарма 2020» и других подобных программ. Другими словами, сегодняшние старшеклассники должны будут стать учеными и технологами — в конце второго десятилетия 21 века будут разработчиками российских инновационных лекарств. Тем самым в качестве важной задачи учителя биологии в школе следует рассматривать повышение интереса школьников к предмету с тем, чтобы те из них, кто имеет призвание и талант, связали свое будущее с науками о жизни, поступили в профильные  ВУЗы и, в конечном счете, обеспечили бы прорывные разработки в будущем.

 

Как решить такую задачу? Я хотел бы рассказать о некоторых подходах, используемых для решения сходной задачи в США. Проблема увеличения заинтересованности школьников современной биологией стоит там весьма остро, так как самые талантливые и мотивированные ученики мечтают, прежде всего, о высокооплачиваемых профессиях юриста или доктора, а не «не престижной» профессии лабораторного ученого­-биолога. Некоторые из разработанных американскими педагогами подходов могли бы с успехом быть применены в российских школах.

 

Первый подход заключается в визуализации различных сложных молекулярно биологических и биохимических процессов, что позволяет школьникам лучше усвоить материал. Лидером в разработке таких образовательных материалов является Образовательный центр ДНК (DNA learning center) лаборатории Колд Спринг Харбор. На сайте центра (http://www.dnalc.org/) в свободном доступе выложены мультфильмы, иллюстрирующие основные стадии процесса передачи генетической информации (репликация, транскрипция, трансляция), а также некоторые клеточные процессы, как, например, механизм влияния гормонов на активность генов (http://www.dnalc.org/resources/3d/). В отличие от статических рисунков в учебниках эти анимации дают возможность в динамике наблюдать процессы взаимодействия сложных биологических молекул, например видеть трехмерное изображение процесса синтеза белка на рибосоме. Анимации научно корректны, в том смысле, что все актеры – молекулы, показанные в них, реально соответствуют атомным структурам, полученным методами рентгеновского анализа, а показываемые взаимодействия и различные «конформационные» перестройки точно отражают современное видение учеными показываемого процесса. Анимации сопровождаются звуковой дорожкой, описывающей происходящее. Язык, естественно, английский. Было бы очень неплохо качественно продублировать эти мультфильмы на русский язык и сделать их доступными для наших учителей. Эту работу планируется совершить при поддержке благотворительного фонда Династия. На сайте Образовательного центра ДНК также выложены «флеш анимации», доступно, но корректно рассказывающие об основных методах молекулярной биологии, таких как цепная «полимеразная» реакция, молекулярное клонирование, генная модификация животных и т.д  (http://www.dnalc.org/resources/animations/). Это также очень полезная информация, которая может быть использована в учебном процессе.

 

Другим подходом, который приобретает все большую популярность, является использование технологий трехмерного «прототипирования“ для самостоятельного построения учащимися трехмерных моделей биологических молекул. Многие помнят трехмерные модели ДНК, которые встречались в некоторых школьных кабинетах биологии. Разнообразие таких наглядных пособий было ограничено, большинство из них были не прочными и скоро приходили в негодность. Современные технологии трехмерного“ прототипирования» позволяют ученику самому приготовить учебное пособие – структурную модель выбранной им био-молекулы, раскрасить ее (например, отметив различными цветами основания ДНК и атомы сахар-фосфатного остова), а затем проанализировать созданную модель и лучше понять, как «работает» конкретная биологическая молекула. В общем виде, подход выглядит следующим образом: после того, как выбрана интересующая молекула (в результате обсуждения с преподавателем), информация о ее трехмерной структуре сгружается с из общедоступной базы данных (например, http://www.ncbi.nlm.nih.gov/structure), а затем модель изготовляется с помощью современных трехмерных фрезерных станков или принтеров. Материалом может служить дерево, нейлон, пластик, и т.д. При этом наличие в школе соответствующего оборудования совсем необязательно. Модели могут выполняться в контрактных центрах, обслуживающих множество школ из разных регионов, подобно тому, как это делается в набирающих популярностях Фаблабах (одна такая лаборатория недавно открылась в Московском лицее 1502). Полученные модели раскрашиваются учениками и используются как для изучения структуры макромолекулы, оценки возможности взаимодействия с другими молекулами (например, изучение связывания белка с ДНК) и образования комплексов (например, сложение субъедениц рибосомы). Вся эта деятельность естественно сопровождается работой с литературой, подготовкой рефератов и семинаром/выступлением учащегося, с рассказом о проекте. В качестве иллюстрации такого подхода на рисунке показана молекула РНК-полимеразы (фермента транскрипции), изготовленная учениками школы Пингри в Нью Джерси. Дополнительную информацию о проектах, выполненных учениками этой школы, можно найти на школьном веб-сайте (http://www.pingrysmartteam.com/models.htm).

 

Третий и, пожалуй, самый интересный подход связан собственно с попыткой организовать лабораторные занятия по экспериментальной биологии с учениками школ. В США широко распространена проектная деятельность школьников в лабораториях, когда старшеклассник сам связывается с той или иной университетской лабораторией и выполняет небольшие научные проекты с помощью студентов и аспирантов. Такого рода деятельность активно стимулируется государством. Например, привлечение школьников к лабораторной работе или чтение лекций университетским профессором в школе существенно улучшает шансы получения этим профессором грантов от Национального Научного Фонда (аналога Российского Фонда Фундаментальных Исследований) для проведения собственной научной работы. Другим очень интересным способом стимулирования является система небольших летних грантов, которые школьные преподаватели могут получить для работы в университетских лабораториях. В США учителя получают зарплату в течения 9 месяцев учебного года, а летом находятся в неоплачиваемом отпуске. Учитель, получивший летний грант, может получать зарплату и летом, но должен работать (а, следовательно, повышать свою квалификацию) в университетской лаборатории. В университете, где находится моя американская лаборатория, летние гранты получают «команды», состоящие из учителя биологии и одного-двух старшеклассников. Совместная работа такой команды особенно эффективна и часто приводит к очень интересной динамике взаимоотношений ученика и учителя, которые вместе обучаются лабораторной работе. Информация об этой программе доступна на сайте http://www.waksman.rutgers.edu/education/education/scholars

Очевидно, что не все школы находятся поблизости от университетов. Для организации лабораторной работы в таких школах разработаны замечательные учебные наборы, которые позволяют привить ученикам вкус к лабораторной работе. Каждый набор содержит достаточное количество реагентов и материалов для одновременной работы 15-25 учеников. Большинство наборов конфигурировано таким образом, что опыт или занимает один-два академических часа, без перерыва, или ведется в течение нескольких академических часов с суточными перерывами (например, для роста бактерий). Наборы почти не требуют дополнительного специального оборудования за исключением холодильника с морозильной камерой, печи СВЧ и, для некоторых наборов, термостата. Для оценки того, насколько применимы такие наборы в условиях российских школ, на базе учебного центра моей лаборатории в Институте биологии гена РАН была проведена пилотная программы тренинга 12 учителей биологии. Тренинг проводился при финансовой поддержки благотворительного фонда Династия. Информацию об этой программе, которая с 2012 года будет проводиться ежегодно, можно найти на следующем сайте: http://www.polit.ru/news/2011/01/12/biology_training/

В ходе тренинга учителя получили возможность ознакомиться с учебными наборами фирмы Biorad по выделению человеческой ДНК, трансформации бактерий, выделению зеленого флуоресцентного белка методом колоночной хроматографии и проведению иммуноферментного анализа. По окончании тренинга учителя получили каждый из наборов и в течение третьей и четвертой четвертей 2010/2011 учебного года использовали эти наборы для работы со своими учениками. О результатах было рассказано на ежегодной летней конференции учителей, проводимой фондом Династия. Результаты превзошли все ожидания. Самое главное, что учителя очень творчески отнеслись к наборам: они изменяли условия эксперимента в зависимости от условий школьной лаборатории, сами придумывали варианты постановки эксперимента, не прописанные в методических руководствах, находили способы замены отсутствовавшего оборудования (например, использование подогреваемого аквариума вместо термостата)  и т.д.  Школьники также отнеслись к программе с большим энтузиазмом, и во многих школах приходилось ограничивать доступ желающих поучаствовать в программе. Большинство из учителей, участвовавших в программе, выдвинули своих учеников на различные городские и краевые конкурсы, и ребята заняли там призовые места за свою работу. Мы также с успехом использовали учебные наборы Biorad в мастерской по молекулярной биологии на летней школе проекта «Школьная лига Роснано» в Пензе и на уроках биологии в московских школах 192 и 199.

Основной вопрос, который задавали учителя-участники программы на летней конференции фонда Династия это «Где и как можно приобрести такие наборы?». Это, к сожалению, серьёзная проблема. В США подобные наборы стоят около $100 и могут быть свободно приобретены через интернет и доставлены в школу в течение нескольких дней. В России такие наборы можно приобрести через представительство компании Biorad, но стоят они около $300, доставка в Москву занимает несколько месяцев, а сама номенклатура наборов очень ограничена. Для решения этой серьезной проблемы, в настоящее время нами ведутся переговоры с Фондом Бортника и представителями министерства образования и науки РФ с целью организации разработки, сертификации, и производства таких наборов в России.

 

 

программапроблемаработывопросДНКпластикпроекты 

09.09.2011, 9836 просмотров.


Нравится

SKOLKOVO
13.11.2021 18:44:17

Инъекции от коронавируса зарегистрированы в России

В России зарегистрировали препарат от коронавируса «Арепливир» для инъекций. Это следует из данных государственного реестра лекарственных средств.

коронаврус, Россия, инъекции

10.11.2021 22:19:00

Таблетка против COVID молнупиравир впервые в мире одобрена для использования в Великобритании для противовирусных препаратов Merck | Euronews

Соединенное Королевство стало первой страной, одобрившей использование молнупиравира в таблетках против COVID.

COVID-19, ВАКЦИНА ЗДОРОВЬЕ

10.11.2021 22:09:37

Phizer создал лекарство от коронавируса /Ингибитор протеазы Covid19

PAXLOVID ™ (PF-07321332; ритонавир) снижает риск госпитализации или смерти на 89%

лекарство, Коронавирус, вирус

03.10.2021 18:53:27

Сок черноплодки останавливает распространение коронавируса

Респираторные вирусы первоначально заражают носоглотку и ротоглотку, где они усиливаются, вызывают симптомы и могут также передаваться новым хозяевам. Предотвращение первоначального заражения или снижение вирусной нагрузки при заражении может облегчить симптомы, предотвратить распространение в нижние дыхательные пути или передачу другому человеку.

Коронавирус, распространение, вирус

07.08.2021 00:18:43

COVID-19 снижает интеллект.

На днях журнал The Lancet опубликовал большое исследование об интеллекте переболевших коронавирусной инфекцией COVID-19. Выводы пессимистичны: даже после полного выздоровления когнитивные способности остаются сниженными. И чем тяжелее человек перенес заболевание, тем больше пострадал его интеллект. Это лечится или после болезни мы тупеем безвозвратно и навсегда?

COVID-19, интеллект, болезнь, инфекция

10.07.2021 23:51:50

Как тело борется с вирусами?

У иммунной системы есть особые стратегии защиты и атаки, специально предназначенные для вирусов. Они включают в себя пометку вирусов антителами и уничтожение инфицированных вирусом клеток.

тело, вирусы, клетки

09.07.2021 13:59:56

Глобальное потепление "конвертируется" в малярию

Изменение климата ускорило заражение людей малярией и лихорадкой денге, переносимыми комарами. Данные по распространению опасных болезней, которые иногда могут быть смертельными, проанализировали ученые Лондонской школы гигиены и тропической медицины (London School of Hygiene & Tropical Medicine (LSHTM)).

потепление, заражение, люди

RSS
Архив "#ПроЗдоровье"
Подписка на RSS
Реклама: