Шаги к формированию Большой Евразии/ М.И. Кротов о проблемах развития и преодолении противоречий ЕАЭС
Вышла новая статья профессора М.И. Кротова, раскрывающая варинаты развития ЕАЭС
ABSTRACT: Since January 1, 2015 on the geopolitical world map there was a new interstate integrationorganization — the Eurasian Economic Union (EEU), uniting Republic of Belarus, Kazakhstanand the Russian Federation. Within a year of EEU I was replenished with two new members:Republics Armenia and Kyrgyzstan. EEU — essentially new object of social and economicresearches therefore studying of features of its formation and functioning, and also the placein world process of globalization represents great scientific interest.
РЕФЕРАТ: Создание Евразийского экономического союза создает условия для геополитического выбора не только у отдельных стран СНГ, но и у Европейского союза. Последний объединяет страны, бедные природными ресурсами (как известно, Норвегия не вступила в Европейский союз). В этом смысле Европейский союз должен быть стратегически заинтересован соединить свои технологии и финансы с природными и территориальными ресурсами Евразийского экономического союза, создав Единое экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока. Другой возможный геополитический выбор Европейского союза — создать в рамках Трансатлантического партнерства зону свободной торговли с США, обеспечив, таким
образом, свои потребности в энергоносителях и сырье. Однако в этом случае существенно усилится и существующая военно-политическая и экономическая зависимость Западной Европы от США. В таком геополитическом выборе Западной Европы, очевидно, заинтересованы именно США. Поэтому они являются стратегическими противниками евразийской интеграции. В событиях на Украине США борются не за ее европейский выбор, а за американский выбор Европы.
Другое геополитическое интеграционное направление — Транспортный союз Индии, Ирана и Российской Федерации, договор о котором был подписан в 2000 г. в Санкт-Петербурге. После снятия санкций в отношении Ирана этот проект может заработать на полную мощность. В результате формирования Большой Евразии интерес Европейского союза к интеграции с ЕАЭС существенно вырастет и можно прогнозировать создание ведущего в мире объединения интеграционных союзов, охватывающего более 54 млн к м² (⅓ всей суши Земли) с населением около 4,5 млрд чел. (3/4 всех жителей Земли). Важно, что центром такого объединения объективно будет именно ЕАЭС.
Главное отличие участия в ЕАЭС от ассоциации с ЕС состоит в том, что в ЕАЭС господствует принцип равенства членов, а ассоциация с ЕС предполагает доминирование Евросоюза. Так, создание ассоциации
Украины с ЕС привело последнюю к потере суверенитета во внешнеэкономической деятельности. Теперь решения Украины в этой сфере должны быть одобрены Советом ассоциации, где Украина имеет только 50% голосов, т. е. ЕС может заблокировать внешнеэкономические решения правительства Украины. В то же время никаких полномочий по влиянию на соответствующие решения ЕС Совет его ассоциации с Украиной не имеет.
Особую важность приобретает обеспечение сопряженности строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. При этом речь идет не только о создании глобального транспортного коридора от Шанхая до ЕС через Москву, но и о развитии сотрудничества с Китайской Народной Республикой во всех сферах экономики, создание в будущем общего экономического пространства ЕАЭС — КНР.
«Точкой невозврата» для интеграции ряда стран СНГ долгое время считалось их вступление во Всемирную торговую организацию без согласования при этом таможенных тарифов с основным торговым партнером — Российской Федерацией. Тем не менее Киргизия и Армения стали полноценными членами ЕАЭС, хотя их условия вступления в ВТО существенно отличались от условий вступления в эту международную организацию Российской Федерации и Казахстана.
Резервы роста взаимного товарооборота, связанные с общим рынком товаров ЕАЭС, во многом исчерпаны. В изъятия пока попадают алкоголь, медикаменты, электроэнергия, нефть и газ. Поэтому приоритет должен быть отдан, как считают авторы статьи, постиндустриальным приоритетам – прежде всего формированию общего рынка услуг, а также рынков финансового и человеческого капиталов.
Противоречия импортеров ресурсов проявляются в различных экспортных пошлинах. Так, в России пошлина на экспорт нефти при ее высокой цене в 10 раз превышала аналогичную пошлину в Казахстане, в России пошлина при экспорте металлолома — 9 евро, а в Беларуси ее вообще не было. Без разрешения этих противоречий нельзя создать общий рынок электроэнергии, нефти и газа, т. е.
обеспечить равные условия хозяйствования для бизнеса разных стран ЕАЭС в топливно-энергетическом комплексе. Разрешить противоречия между экспортерами и импортерами ресурсов можно путем зачисления экспортных пошлин в бюджет стран ЕАЭС — импортеров ресурсов (такая практика в ряде случаев имела место в 2015 г. при экспорте нефтепродуктов, произведенных из российской нефти). Для
разрешения противоречий между экспортерами ресурсов важно договариваться о сближении уровня экспортных пошлин.
Другая проблема ЕАЭС — заниженный уровень монетизации экономик государств-участников, определяемый как отношение денежной массы М2 к ВВП. Он колеблет-ся в ЕАЭС от 11,7% в Беларуси, до 42,7% в Российской Федерации (график 3).Нехватка денег ведет, с одной стороны, к высокой процентной ставке на кредиты,с другой стороны — к долларизации экономики. Все это повышает скорость денеж-ного обращения и перераспределяет финансовые ресурсы из реальной экономикив торгово-финансовую сферу. Даже под инфраструктурные проекты, осуществляемыеРосатомом, Русгидро, ИнтерРао в странах ЕАЭС Россия выделяет кредиты в долла-рах, а не в рублях.Дефицит денежной массы обусловливает слабое развитие общего рынка капи-талов, создание совместных предприятий, реализацию инфраструктурных проектов.Накопленные прямые инвестиции Российской Федерации на конец 2013 г. соста-вили 20,01 млрд долл., в том числе в Армении — 2,2, в Беларуси — 7,9, в Казах-стане — 9,27, в Кыргызстане — 0,64 млрд долл. (таблица). Этого, конечно, недо-статочно для успешной масштабной евразийской интеграции.Уровень монетизации в России и Казахстане — 42,7 и 20%. Это существеннониже, чем в Китае и Японии — 195 и 245% (график 4). У нас, как видим, совер-шенно другая ситуация с монетизацией. Поэтому для КНР и Японии действитель-но необходимо накапливать золотовалютные резервы, охлаждая национальнуюэкономику. В России же вполне достаточно имеющихся 360 млрд долл. и необхо-димо вместо накопления золотовалютных резервов осуществлять денежную без-наличную эмиссию. Этот вывод, на наш взгляд, справедлив и для Казахстана,уровень золотовалютных резервов которого на душу населения превышает рос-сийский. Монетизация экономик России и Казахстана позволит существенно акти-визировать не только взаимную торговлю стран ЕАЭС, но и развивать производ-ственную кооперацию, создавать совместные предприятия.
Полный текст статьи:
См. также публикации Ecolife:
ВИЭ в пустыне — мифы и реальность/ Энергетическая стратегия, контуры и коридоры нового Энерго-Шелкового пути
Новая версия «Шелкового пути» — солнечный проект пустыни ГОБИ/ GOBYTECH рассмотрели в Аналитическом центре Правительства РФ
Автор статьи — Михаил Иосифович Кротов, советник Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, личный сайт автора, где размещены эта и другие стати автора //mkrotov.ru/index.html
ЕАЭС
17.01.2016, 1523 просмотра.